Занятие 10. Транзактный подход 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 10. Транзактный подход



Обучение умению различать следующие состояния «Я»: Родитель, Ребенок и Взрослый (по Э. Берну), знакомство с концепцией «Свинского родителя» по К. Стейнеру.

1. Психогимнастическое упражнение. Каждый участник принимает на себя роль какого-то животного, не сообщая о ней другим, и в этой роли приветствует своего соседа справа или слева; затем участники по кругу называют «животное», которое приветствовало их.

2. Обсуждение домашнего задания в кругу. При предъявлении выполненных заданий у родителей всегда возникает много вопросов. Этот тест имеет выраженное проективное содержание, направленное на прояснение формирующейся у ребенка Я-концепции.

Задание 1 больше связано с проявлением самооценки. По мысли авторов теста, люди, выбирающие кружки, стоящие впереди, имеют более высокую самооценку или претендуют на большее внимание к себе, чем те, кто обозначает свой кружок как расположенный в конце. Известно, что самооценка является одной из составляющих Я-концепции. Один шестилетний мальчик очень долго думал и в конце концов, после того, как тщательно просчитал все кружки, нарисовал дополнительный кружок посередине. Он очень четко проговорил, что не хочет быть ни последним, ни первым, ему надо посередине.

Основная идея задания 2 – поставить человека в ситуацию выбора: «Я похож на других» (незаштрихованный кружок) или «Я иной» (заштрихованный кружок). Дети постарше однозначно понимают смысл этого теста: «Не хочу быть белой вороной», «Хочу быть вместе со всеми» или, наоборот, «Не хочу быть как все», «Мне кажется, что я какой-то особенный». Тест дает представление о восприятии самого себя в кругу других людей. Некоторые люди (и взрослые, и дети) воспринимают заштрихованный круг с негативным оттенком. «Я не плохой, я хороший», – сказал пятилетний малыш, выбирая белый кружок.

В задании 3 для родителей может быть интересно, как ребенок осознает (или только чувствует) степень своего влияния на близких людей. Из всех трех заданий это наиболее проективно по содержанию, оно достаточно точно отражает расстановку сил в семье. Расположение кружков – рядом, сверху и снизу – моделирует силы, действующие в поле семейного влияния. Кружок сверху обычно выбирается для фигуры, которая оценивается как более сильная и влиятельная, чем собственная личность. Рядом располагаются люди, равные по «силе Я», а снизу – те, на кого скорее «Я» оказываю влияние, чем они на меня. Остальные кружки занимают промежуточное положение.

3. Психогимнастическое упражнение: участники бросают мяч друг другу со словами: «Мне кажется, в детстве ты был(а)…» В ответ каждый может согласиться или нет, сказав «Да», «Нет» или «Я такого не помню». Вариант: «Я думаю, в детстве ты меч-тал(а) о…» Еще один вариант – когда участники тренинга сами говорят, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда. Это упражнение хорошо способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.

4. Информационная часть. Психолог знакомит участников группы с тремя эго-состояниями: Родитель, Взрослый, Дитя – и описывает их основные функции и проявления. Э. Берн, наблюдая за поведением людей, заметил, что в различных ситуациях общения люди думают, чувствуют и поступают, находясь в одном из трех психологических состояний: Ребенка, Родителя и Взрослого. Как разобраться, в какой роли находится человек в конкретный момент? Мы можем ориентироваться на сигналы, которые он подает.

В позиции Ребенка человек чаще просит, обижается, боится, его жесты умоляющие, интонации игривые или заискивающие. Его поведение спонтанно, импульсивно, он может как подчиняться, так и бунтовать, если его потребности не удовлетворяются. Основная направляющая поведения – «я хочу».

В позиции Родителя человек проявляет опеку, заботу, контроль (заботливый родитель) или ругает, наказывает, выговаривает (строгий родитель). Его взгляды надменны или снисходительны, жесты – указующие или угрожающие, он может проигнорировать или быть навязчив. Основная направляющая поведения – «должен».

В позиции Взрослого человек стремится разобраться в ситуации. Он отвечает на вопросы: «Зачем? Что происходит? Каковы перспективы? Какие точки зрения есть еще?» – и т. п. Он берет ответственность за происходящее на себя. Основная направляющая поведения – «надо».

В различных ситуациях общения люди часто действуют дополнительно: позиция Ребенка способствует проявлению у другого человека позиции Родителя, и наоборот. Позиция Взрослого способствует проявлению взрослой позиции у другого человека. Конечно, в разнообразных жизненных ситуациях важны все три позиции, каждая из них делает наше поведение гибким и приспосабливаемым к обстоятельствам. Более подробно с теорией транзактного анализа можно ознакомиться в главе 4 настоящего справочника.

Психолог излагает концепцию К. Стейнера (Steiner, 1990; 1996), отраженную на рисунке 2.6. Более подробное ее описание можно найти в работе (Сидоренко, 1995).

Рис 2.6

Можно предложить родителям оценить по пятибалльной системе степень выраженности y себя каждого качества личности. Для этого каждый участник рисует график по предложенной схеме.

Рис. 2.7

«Свинский родитель» – это фиксированное, нечувствительное к изменениям эго-состояние; именно это состояние, по Стейнеру, «несет основное бремя воспитания детей». Если нельзя изменить его абсолютный объем в личности, то можно уменьшить его относительный объем, развивая состояние «Заботливого родителя». Пребывание родителя в эго-состоянии «Взрослого» дает ребенку возможность почувствовать психологическое равенство с матерью или отцом, способствует усвоению правил логики и здравого смысла. «Адаптированное дитя» взрослого человека сформировано в соответствии с родительскими требованиями; часто это состояние заставляет их совершать поступки, которых они не хотят, но считают необходимыми. Иногда эго-состояние «Адаптированного ребенка» заставляет чувствовать себя неблагополучным, неуверенным или агрессивным по отношению к кому-либо (обычно – к тому, кого в данный момент человек воспринимает как «Свинского родителя»). «Маленький профессор» проявляет себя как пытливый, живой, однако менее эмоциональный и импульсивный, чем «Натуральное дитя».

Эта социодрама проводится с целью экспериментирования с детскими эго-состояниями, поэтому для ее успешного проведения важно создать в группе обстановку детской беспечности и игры. Этого можно достичь разными способами: соответствующей обстановкой, интересной игрой, необычными предметами, активной детской позицией самого ведущего. Главное, чтобы участники почувствовали себя в роли детсадовцев. При обсуждении каждому участнику предлагается рассказать о тех чувствах, которые он испытал.

Данное занятие можно рассматривать как дополнительное; его проведение в курсе занятий с родительскими группами не обязательно. Обычно, если в группе устанавливаются теплые и открытые отношения, более эффективны обсуждения конкретных случаев.

Занятие 11. ТРУДНЫЙ СЛУЧАЙ

Повышение компетентности в решении трудных ситуаций общения с ребенком, осознание личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с другими людьми.

Это занятие строится по специально разработанной (Balint, 1957) схеме и требует от психолога определенных навыков ведения такой работы. Предметом анализа в группе являются «трудные» ситуации общения с ребенком, которые были в прошлом, или те, которые оставили чувство дискомфорта и до сих пор беспокоят родителя. Это не могут быть какие-то качества или свойства ребенка, взятые в отдельности, но должна быть конкретная ситуация, где эти качества проявились бы. Например, мать беспокоит вранье ребенка, но для рассмотрения на группе необходимо описание конкретной ситуации, в которой ребенок соврал.

Занятие начинается с вопроса психолога: кто хотел бы представить на рассмотрение свой случай? Кто хотел бы рассказать о каком-то случае своего общения с ребенком, который тревожит его? Рассказ строится в абсолютно свободной форме, рассказчика не ограничивают во времени, а психолог следит за тем, чтобы его не перебивали. На этом этапе психолог и члены группы внимательно наблюдают за поведением и эмоциональными реакциями участника, делают записи для дальнейшего обсуждения. В заключение рассказа психолог помогает рассказчику сформулировать вопросы по предлагаемому случаю таким образом, чтобы они были центрированы на взаимоотношениях родителя и ребенка, а не на их личностных особенностях.

На следующем этапе все участники по кругу задают уточняющие вопросы рассказчику, ни в коем случае не заменяя их советами или групповой дискуссией. На этом этапе самое главное – узнать как можно больше о ситуации и прояснить ее. В это время и для самого рассказчика проявляются такие нюансы и новые стороны взаимоотношений, на которые он раньше не обращал внимания или вообще не осознавал их. В процессе анализа психолог может использовать психодраматические методы (если он владеет соответствующими знаниями и методами). После того как все участники получили возможность задать вопросы, психолог уточняет вопросы, которые были поставлены рассказчиком, при этом в результате «расспрашивания» участник может сам изменить свои вопросы.

После этого всем участникам по кругу предлагается дать свои ответы на все поставленные вопросы. в отличие от «права» задавать вопросы рассказчику на предыдущем этапе ответы на его вопросы являются «обязанностью» всех членов группы. Поощряются свободные ассоциации с собственными аналогичными случаями.

Занятие 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ

Обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе.

1. Психогимнастическое упражнение. Участники по очереди дарят воображаемый «подарок» своему соседу слева, но делают это невербально, без слов. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.

2. Семейные заповеди. Участникам группы предлагается написать список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). Затем в кругу происходит обмен списками. Как показывает опыт, родителям интересно знать, какова семейная жизнь других людей. Это позволяет сравнить свои представления о ней с представлениями других. Психолог может спросить: какие заповеди вас удовлетворяют, а какие – нет?

3. Семейный портрет. Каждый участник на отдельном листе рисует себя и свою семью – в любой художественной манере (реалистической, символической, абстракционистской и т. д.). Листы не подписываются и не показываются другим участникам. После того как все нарисовали и сдали свои рисунки психологу, он организует из всех участников «экспертную комиссию», которая определяет авторов рисунка. Каждый «эксперт» получает рисунок «неизвестного художника». Его задача – догадаться, чьему перу принадлежит «полотно», и обосновать свои предположения. Оказывается, что рисование семьи для взрослых людей столь же увлекательно, как и для многих детей.

4. Далее психолог просит участников в письменном виде ответить на вопросы:

5. Какая тема (занятие, просто информация) показалась вам наиболее интересной?

6. Какое открытие для себя вы сделали в ходе занятий в группе?

7. Какие изменения произошли в вашей семье в результате ваших занятий?

4. Что бы вы хотели добавить в программу, какую тему углубить? Занятие заканчивается обменом впечатлениями и мнениями, возникшими в ходе проведения всего тренинга.


2.13. ТРЕНИНГ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ВНУТРИ НАС»

Сказкотерапия – это:

1. лечение сказками, совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в его душе и являются в данный момент психотерапевтическими;

2. поиск смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;

3. образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, перенос сказочных смыслов в реальность;

4. активизация ресурсов, потенциала личности;

5. экологическое воспитание детей;

6. объективизация проблемных ситуаций;

7. улучшение внутреннего и окружающего мира;

8. терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата. Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:

1. Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

2. Неопределенность места действия главного героя.

3. Образность, метафоричность языка; сказка – это кладезь мудрости.

4. Победа Добра. Психологическая защищенность.

5. Наличие Тайны и Волшебства.

Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В этом смысле противоположностью сказки является басня. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории вытекают одно из другого не только по законам логики, но и по законам мифа, близким к законам подсознания, вследствие чего ребенок легче воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

«в некотором царстве, в некотором государстве». Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю.

Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель, чем, скажем, в город Брянск.

Главный герой в сказке – собирательный образ. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. в сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – все это «закодировано» в образах сказки.

Например, в сказках главный герой часто оказывается на распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. в реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого – что выбрать из одежды – до жизненно важного – как жить дальше. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-другому. Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят родителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и «что такое хорошо, а что такое плохо». Наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует свою картину мира, и в зависимости от нее ребенок будет воспринимать разные ситуации и действовать различным образом.

Обязательный для сказки хороший конец дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе.

Ореол тайны и волшебства – это качество, свойственное волшебным сказкам. Волшебная сказка – как живой организм: в нем все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого. Эта способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность мира и свое единство с ним. Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Сказки, и коллективные (народные) и индивидуальные (авторские), отражают культуру и мировоззрение своего народа. Африканские сказки не похожи на русские или французские, восточные сказки отличаются от европейских. Через сказки разных народов ребенок имеет возможность познать жизнь и взгляд на мир в разных уголках Земли. В сказках обычно передается самое сокровенное и характерное для нации. Поэтому ребенок может проникнуть во внутренний мир и образ мыслей человека, живущего в другой части света. Это, в свою очередь, может помочь ребенку научиться понимать людей, живущих в других странах.

Поскольку сказка – многогранный материал, ее можно применять в психологической работе, используя тот ракурс, который наиболее соответствует психокоррекционным и психодиагностическим целям.

Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Можно выделить несколько направлений сказкотерапии.

Взрослый от третьего лица рассказывает новую или известную сказку. в этом случае важны актерские умения и навыки. Рассказывая сказку, важно выстроить перед своим мысленным взором образный ряд повествования; вжиться в героев сказки и передать их интонации; вовремя делать паузы и смысловые акценты.

Интерпретация сказок (аналитический метод). В этом случае акцент делается соответственно на умственную, когнитивную, ментальную сферу психики человека. Цель метода – осознание того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, конструкцией сюжета.

Групповое рассказывание сказок, когда рассказчиком является группа детей (или подростков), возможно в различных вариантах. Взрослый может сам участвовать в рассказе или осуществлять минимальное руководство процессом.

Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Чем меньше возраст детей в группе, тем больше необходимо участие взрослого.

Придумывание продолжения к известной сказке. После того как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение (или другой конец), причем последний рассказчик должен закончить сказку.

Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу (например: «В некотором царстве, в некотором государстве»), следующий участник группы присоединяет одну или две фразы и так далее.

Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки (может проводиться как в группе, так и индивидуально). Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать, и распределяют персонажи сказки между собой. Причем персонажи, от имени которых будет рассказываться сказка, могут быть разнообразными.

Переделка известной сказки. Пересказывая или переписывая сказку заново, ребенок или подросток сам выбирает наиболее соответствующие его внутреннему состоянию повороты сюжета и конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. В этом – психокор-рекционный смысл переделки сказок. Переписывание любимых сказок детства может быть полезно в том случае, если любимая сказка стала жизненным сценарием и не дает человеку свободно и осознанно строить свою жизнь.

Кукольный спектакль. Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает ее в своем воображении, представляет себе место действия и образы героев. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование в психологических целях постановка кукольного спектакля по содержанию сказки. «Оживляя» куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным. При этом он получает оперативную недирективную обратную связь в ответ на свои действия. Влияние сказкотерапии на развитие личности ребенка будет более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает ребенка действовать в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, производить вокруг себя разрушения – сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и по воле взрослого.

Приведенный ниже курс занятий взят из работы (Грабенко и др., 2004). Он адресован детям в возрасте 5—13 лет и посвящен исследованию эмоций детей. Формулировки инструкций здесь даны для занятий с группой, но этот тренинг легко адаптировать и для индивидуальной работы с ребенком.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЯ: ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ЧУВСТВ

Вводное, а также самое последнее занятия можно целиком посвятить процессу психодиагностики (на вводном занятии одновременно происходит установление контакта с детьми). Сравнивая результаты, полученные до начала и после окончания курса сказкотерапии, можно определить эффективность тренинга для каждого из участников. В контексте будущих занятий здесь предлагается методика «Волшебная страна чувств». Цель этой методики – исследование психоэмоционального состояния.

Взрослый раскладывает перед каждым ребенком по восемь карандашей «люшеровских» цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.

Рис 2.8 300

Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были такими сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Чувства вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Жители волшебной страны взяли необходимые инструменты и починили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер. У вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте домики».

(Детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.)

Инструкция 2: «Спасибо вам от лица всех жителей. Вы восстановили страну. Настоящие волшебники! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помогите каждому жителю найти свой домик. Закрасьте или подчеркните название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

(Взрослый предлагает детям поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у каждого ребенка определенное чувство.)

Инструкция 3: «Спасибо! Вы не только восстановили страну, но и помогли жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите – вот карта страны чувств (взрослый показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только тот, кто восстановил страну, может раскрасить карту. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши.

Они уже помогли вам восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

(Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это – человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, Италия по форме похожа на сапог. При этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт. Когда карта будет раскрашена, взрослый благодарит детей и говорит, что в следующий раз они начнут ближе знакомиться с этой страной и узнают много интересных историй.)

Итак, первое занятие окончено.

На последнем занятии взрослый вновь предлагает это задание и сравнивает результаты.

Обработка результатов. При анализе индивидуальных бланков и «карт» важно обратить внимание на следующее:

1. Все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

2. Адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Несмотря на то что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее он является диагностичным.

3. Распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека.

Целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

1. голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

2. туловище до линии талии, исключая руки (символизирует эмоциональную деятельность);

3. руки от пальцев до плеч (символизируют коммуникативные функции);

4. тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний);

5. ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний). Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных

частях тела. Например, чувства, «живущие» в голове, окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек стремится их «заземлить», избавиться от них.

Последующие занятия носят комбинированный характер – на занятии сочетаются различные виды деятельности и методы театрализованных игр с куклами и без них, психодинамические медитации, релаксационный практикум, элементы арт– и игротерапии и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.049 с.)