Прилагательные антонимы и синонимы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прилагательные антонимы и синонимы



Ц е л и: развивать умение употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением; активизировать словарный запас учащихся; развивать умение определять мягкую и твердую основу в словах.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают в тетрадях словосочетания под диктовку:

Обожгло холодом, проходила вдоль изгороди, оказался в стае, залит багрянцем, чернеет в обрыве, отъехали от деревни.

– Докажите правописание «ошибкоопасных» мест.

· Лексическая работа.

Учащиеся объясняют значение слова багрянец.

Багрянец (книжн.) – багровый цвет: красный густого, темного оттенка. (Ожегов С. И.)

II. Словарная работа.

– Вспомните прилагательные, обозначающие какой-либо цвет.

Учащиеся называют прилагательные и записывают:

Жёлтый, чёрный, багровый, багряный, голубой, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

Затем учащиеся в инсценированной форме рассказывают о словах, называющих какой-либо цвет. У каждого учащегося обязательно должен быть любой атрибут цвета, о котором он будет рассказывать (цветок, косынка, фрукт, кора дерева, перо птицы и др.).

И н с ц е н и р о в к а «Слово о словах».

Багровый и багряный

Красную краску иного оттенка называли багр. От этого возникли названия слов: багровым называют густой красный цвет, багряным – яркий чистый красный цвет.

Голубой

Название цвету дано по окраске оперения шейки голубя.

Коричневый

Образовано от слова корица. Оно в свою очередь образовано от слова кора. Первоначальное значение корицы – маленькая корочка.

Оранжевый

Этот цвет – цвет апельсина. Апельсин по-французски оранж. От этого же корня произошло и слово оранжерея.

Фиолетовый

Буквально значит цвет фиалки. Слово фиалка восходит к латинскому виола – так называли этот цветок.

III. Формирование новых знаний.

1. А к т и в и з а ц и я понятия антонимы.

И г р а «Наоборот».

Учитель читает стихотворение, учащиеся дружно хором вставляют антонимы.

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь низко,

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь…

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь…

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты…

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты…

Теперь начало я скажу.

Ну, отвечай...

– Какими словами «играет» автор этого стихотворения? Какое определение им можно дать?

– Приведите примеры прилагательных, противоположных по значению данным: умный, злой, трудолюбивый, широкий.

упражнение 7 на с. 152 учащиеся выполняют самостоятельно, по мере необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь.

2. Р а б о т а с синонимами.

Выполнение упражнения 8 по заданию учебника.

Н а д о с к е записано значение слова:

Бедовая – шустрая, смелая. (Ожегов С. И.)

IV. Выборочный диктант.

Н а д о с к е написан план текста. Учитель читает текст и предлагает учащимся записать только прилагательные.

Дивный цветок

Из Америки вывезли цветок окраски. чудо было очень роста.. красавца сажали в центре клумбы. Цветок держался на стебле. Его украшали листья. На голове был венец из лепестков. Голова цветка напоминала солнце. По имени солнышка цветок назвали – подсолнечник. (55 слов.)

По Е. Пермяку

По окончании работы проводится коллективная проверка. Учащиеся читают записанные прилагательные, объясняют их правописание.

V. Итог урока.

– Какие слова обогащают нашу речь?

– Что вам удалось на уроке?

Домашнее задание: упражнение 5, с. 151.

Урок 78

Изменение имен прилагательных по числам
и родам

Ц е л и: активизировать знания об изменениях имен прилагательных по родам и числам; развивать умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными; обогащать словарный запас учащихся.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях:

Молодой, проливной, удивительная, ранний, ненастный, русский.

Устно доказывают правописание «ошибкоопасных» мест.

II. Словарная работа.

– Напишите слова столбиком.

Учитель диктует: автомобиль, багаж, восток, календарь, металл.

– Образуйте от этих слов имена прилагательные.

– Что общего у этих имен прилагательных? (Употреблены в единственном числе.)

Учитель предлагает детям провести «эксперимент» с прилагательными: образовать форму множественного числа, изменить прилагательные по родам.

III. Работа с учебником.

1. Н а б л ю д е н и е над родовыми окончаниями.

1) Упражнение 9 на с. 153 учащиеся выполняют по заданию учебника.

2) В ы п о л н е н и е упражнений 10 и 11 на с. 153.

Учащиеся составляют блок-схему «Родовые окончания имен прилагательных», подводят итог своим наблюдениям.

2. Н а б л ю д е н и я над окончаниями имен прилагательных в форме множественного числа.

В ы п о л н е н и е упражнения 12 на с. 154 по заданию учебника.

Учащиеся составляют блок-схему, подводят итог наблюдениям над окончаниями имен прилагательных в единственном и множественном числе.

IV. Самостоятельная работа.

Упражнение 13 на с. 155 учащиеся выполняют по заданию учебника.

V. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Что было для вас важным?

Домашнее задание: упражнение 14, с. 155.

Урок 80



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.008 с.)