Окончания имен существительных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Окончания имен существительных



Единственного числа

Ц е л ь: познакомить учащихся с правилом проведения орфографического разбора существительных с безударными окончаниями.

Х о д у р о к а

I. Самостоятельная работа (по карточкам).

Допишите окончания существительных, укажите склонение.

Карточка 1

Подошел к печ.. – печк.., собака на цеп.. – на цепочк.., говорил о плет.. – о плетк.., ездил на лошад.. – на лошадк.., молоко в бутылк.. – в бутыл.., брал по горст.. – по горсточк.., рыба в сет.. – в сетк.., думал о мыш.. – о мышк…

Карточка 2

Мечтал о вещ.. – о вещичк.., платье на дочер.. – на дочк.., приготовились к ноч.. – к ночк.., играл на площад.. – на площадк.., говорил о пыл.. – о пылинк.., подошел к двер.. – к дверк.., сидел на ветв.. – на ветк.., написано в тетрад.. – в тетрадк...

II. Формирование новых знаний.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 97.

– Почему существительные написаны с большой буквы?

– Запишите словосочетания, выделите окончания, обозначьте тип склонения и падеж.

– Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять орфографический разбор имен существительных. Прочитайте правило в красной рамке на с. 117.

– Можно ли сказать, что, выполнив упражнение 97, мы произвели орфографический разбор существительных?

2. В ы п о л н е н и е упражнения 98.

– Прочитайте существительные в скобках. В форме какого падежа они даны?

– Обратите внимание на предлоги. С какими падежами они употребляются? А теперь прочитайте существительные в сочетании с предлогами. Запишите их и сделайте орфографический разбор.

Для посадки – Р. п., 1-е скл., …

3. В ы п о л н е н и е упражнения 100.

З р и т е л ь н ы й д и к т а н т.

III. Упражнение по развитию речи.

В ы п о л н е н и е упражнения 99.

Учащиеся объясняют написание пропущенных орфограмм, составляют предложения.

– Дополните получившийся текст двумя-тремя предложениями, подходящими по смыслу.

IV. Итог урока.

– Что значит выполнить орфографический разбор существительных с безударными окончаниями?

Домашнее задание: упражнение 101.

Урок 56

Окончания имен существительных

Единственного числа

Ц е л ь: развивать умения выполнять орфографический разбор имен существительных с безударными окончаниями.

Х о д у р о к а

I. Самостоятельная работа.

Вставьте окончания имен существительных, выполните орфографический разбор.

Н а д о с к е:

В а р и а н т I До башн.. – Без трубк.. – О рыс.. – В пол.. – В а р и а н т II О мамонт.. – На дуэл.. – По работ.. – Для поездк.. –

II. Словарная работа.

Лексическое значение слова записано на доске.

– край земли у водяной поверхности.

Отгадайте з а г а д к у:

Два братца

В воду глядятся –

Век не сойдутся.

Р е б у с (разгадывают учащиеся и записывают ответ в тетрадях).

III. Упражнение в подборе существительных по грамматическим признакам.

1. Упражнение 102 выполняют по заданию учебника.

– Что показывает выделенное окончание? (Окончание 1-го склонения в И. п.)

2. В ы п о л н е н и е упражнения 103.

Р а б о т а в парах (обсуждают задания, подбирают слова). После коллективной проверки самостоятельно записывают словосочетания.

3. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о по упражнению 105.

Ученик, работающий у доски, подбирает подходящее по смыслу существительное, определяет склонение, объясняет написание безударного падежного окончания.

IV. Самостоятельная работа.

В ы п о л н е н и е упражнения 104.

V. Итог урока.

– Чем занимались на уроке?

– Какие трудности возникли при выполнении самостоятельной работы?

Домашнее задание: упражнение 105.

Урок 57

Правописание окончаний существительных

В винительном падеже

Ц е л и: закрепить знания о существенных признаках, по которым распознается винительный падеж; развивать умения правильно писать окончания существительных 1, 2, 3-го склонений в винительном падеже.

Х о д у р о к а

I. Работа по карточкам.

Допишите окончания имен существительных единственного числа.

В а р и а н т I Р. п. Д. п. В а р и а н т II Р. п. Д. п.
кист.. гост.. ветк.. озер.. солнц.. к палат.. к дом.. к час.. к родин.. к задир.. горох.. песн.. яблок.. ламп.. морков.. к наседк.. к пасек.. к пыл.. к радост.. к легенд..
       

II. Формирование новых знаний.

1. Р а б о т а с упражнением 106.

– Какие признаки указывают на винительный падеж? (Вопросы, предлоги.)

– Почему предлоги про, через, сквозь выделены?

– Сравните окончания одушевленных существительных трех склонений.

– Сравните окончания неодушевленных существительных. С каким падежом сходны окончания существительных 2-го и 3-го склонения?

2. В ы п о л н е н и е упражнения 107.

Определите падеж имен существительных. Выпишите слова парами:

Мудрец – мудреца, …

– Вы выписали однокоренные слова? Почему?

– Сравните по таблице, правильно ли вы определили падеж выделенных слов.

III. Орфографический разбор существительных.

1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а с существительными в упражнении 108.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.012 с.)