Телесный процесс и полярности Self 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Телесный процесс и полярности Self



Хотя мы и описываем Self в гештальттерапии как не имеющее определенного характера, ясно, что когда Self находится в действии, люди действуют в соответствии с особыми качествами и убеждениями: «Мама со мной обходится мягко, а папа жестко». Также понятно, что когда люди описывают себя, используя вербальные или образные символы, они пытаются приписать себе ряд характеристик: «Я сильный и стойкий» или «Я похож на нищегово дворце». В каждом описании подразумевается противоположная характеристика или качество. Например, полярное «сильному и упорному» может быть «слабый и мягкий»; полярное «нищему» - «король».

Именно в форме полярностей, набора качеств или образов оппозиции Self организует и определяет свои действия, и описывает эти функции как присвоенные (идентификации) и отверженные и отчужденные. Зинкер (1977) демонстрирует нам картину полярностей.

На рис. 2-2. описан набор полярностей, доступных для нашего функционирования и чувства Self. Каждый из нас способен быть и твердым, и мягким, и неуклюжим, грациозным, и добрым и жестоким. Мы все обладаем качествами, которые можно характеризовать к «женские», или анима, и как «мужские», или анимус. В теории гештальттерапии здоровый человек обладает осознаванием и способностью присваивать относительно длинный ряд Self-функционирования, и способен принять аспекты, которые могут оказаться нежелательными, но, несмотря на это все же существующими. «Здоровая личность не всегда может одобрить все свои полярности, но факт, что она готова выдержать их осознавание, является важным свидетельством ее внутренней силы» (Зинкер, 1977, с.200).

 

 

 

Рис.2-2. Полярности и осознавание полярностей в проблемном функционировании. (Взято и адаптировано из Зинкера (1977) с разрешения автора)

 

 

Рис.2-2. Полярности и осознавание полярностей в здоровом функционировании. (Взято и адаптировано из Зинкера (1977) с разрешения автора)

 

Рис 2-2 описывает личность, чье отчуждение и недостаток осознавания широкого спектра функций контакта ограничивает поведение личности и образ Self. В частности, потенциальную широту переживаний и поведения, но также и способность осознавать важные потреб­ности, которые могут быть присущи отчужденным полярностям, и теперь нужно прик­ладывать много усилий, чтобы удержать такие потребности, от выражения в осознава­нии и действии.

Те полярности, с которыми мы идентифицируемся и позволяем себе действовать исходя из них, исходя из того, - мы называем «образ Self» (описание полярностей, которые мы осознаем), в то время как те качества, которые мы отчуждаем, становятся нашим отчужденным Self, тем, что Юнг назвал «теневым» Self (Jung, 1983).

Это описание полярностей сосредоточено на их вербальной и образной символизации. Такие полярности являются частью нашего физического процесса и поведения. Возьмем полярность «мягкость - твердость». Если я контактирую со своей окружающей средой твердо, то тогда я дол­жен буквально сделать мои части тела твердыми, может быть, сердце или позу; когда я вхожу в контакт, используя способность быть мягким, я буквально смягчаю мои мышцы, мое сердце, мой взгляд. Вы можете прове­рить это, живо вообразив ситуацию, в которой участвует человек, по отношению к которому вы занимаете «твердую» позицию, и обратите внимание, как изменяется ваше телесное напряжение или поза. А теперь попробуйте то же самое с человеком, к которому вы испытываете теплые чувства, и понаблюдайте, как Вы физически это выражаете.

Каждая поляр­ность Self имеет корни как в телесных чувствах и поведении, так и в наших образных и вербальных символизациях. Исследуя конфликт отношений, в котором находилась одна из моих клиенток, я обратил вни­мание на ее обессиленную, вялую позу. Поэкспериментировав с этой позой, она начала чувствовать себя старой и полной горьких воспо­минаний. Когда же она принимала позу совершенно противоположную - сидя прямо на стуле, не сутулясь, она ощущала себя молодой и полной оптимизма. Озвучив каждую позу и дав каждой из них физическое выра­жение, она по моей просьбе прокомментировала свои любовные отношения. Ее «молодая женщина», ее наиболее ясно осознанная поляр­ность, была полна оптимизма насчет ее отношений и была готова про­должать их в том же духе. Ее «старуха» напоминала ей о горьких раз­очарованиях, ранее испытанных в любви, и была осторожна и пессими­стична. Она предпочитала не слушать свою «старуху», потому что такие чувства не оставляли ей возможности для любви в ее жизни. Но как только она забыла бы ту часть себя, она снова пала бы духом и потеряла бы энергию, необходимую для поддержания отношений.

Принимая во внимание то, что о каждой полярности можно что-то сказать, я спросил ее, что она сказала бы своему любовнику от лица «старухи». Она ответила, что выразила бы свое желание, чтобы их отноше­ния развивались медленнее и что ей хотелось бы поговорить с ним об их отношениях, сильно ее волнующих и, если возможно, кое-что изменить. Будучи только оптимистичной полярностью «молодая женщина», что позволяло ей сознательно функционировать, эта клиентка не могла понять некоторые важные вещи, мешающие отношениям. Отчужденная от Self, «старуха» проявлялась в ее телесных выражениях и влияла на функционирование.

 

 

Интеграция тела и Self

Исцеление расщепления между разумом и телом (пример классической полярности) влечет за собой привнесение в осознавание отчужденных аспектов Self и таким образом полностью весь диапазон потребностей, чувств и поведения может быть признанным и получает возможность повлиять на формирование фигур. Когда возможен сравнительно больший качественный ряд функций контакта, каждый контакт происходит благодаря произволь­ному сочетанию наших организмических сил, а не частичному чувству Self. Привнесение этих отчужденных частей Self в осознавание требует проявления телесной природы наших полярностей, и таким образом в про­цессе присвоения заново мы не только расширяемдиапазон нашего обра­за Self, но и диапазон нашего активного существования. Что пользы в осоз­нании важности и реальности моих способностей к мягкости, если я не способен физически расслабить свою мускулатуру? Насколько в действительности я присвоил силу и твердость, если моя поза расслабленная и неуверенная? Вкладом телесно-ориентированной работы в процесс изменения в пси­хотерапии является «облечение в плоть» наших слов и образов - в чувства, движе­ния и конкретизации нашего телесного существования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.016 с.)