Задачи и общие условия семейного воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи и общие условия семейного воспитания.



Главнейшим усл-ем семейного восп-я Макаренко счи­тал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая дея­тельность.

Он требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их восп-е. С ранних лет в семейных условиях он приучается к бу­дущей своей хозяйственной деят-ти в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деят-ти, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботли­вость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность.

Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни де­тей он отводил эстетическому воспитанию.

Игра как фактор восп-я. У каждого реб-ка есть тяга к игре, и ее надо удовлетворять. Как ребенок играет, так он будет и работать, поэтому игрой нужно пропитать всю жизнь коллектива.

Закон параллельного действия – педагог воздействует на личность через коллектив, поскольку коллектив несет ответ-ность за каждого своего члена, а каждый человек ответ-венен перед своим коллективом. Однин из важных факторов реализации этого закона – обществ-ое мнение, кот-е может служить действенным орудием (инструментом воздействия) и губительным оружием (инст-т устрашения, подавления).

Закон движ-я коллектива – «Формы бытия своб-го челов-го коллектива – движ-е вперед, остановка – форма его смерти»

Принцип перспективных линий – суть закл-ся в организации новых перспектив, в испол-нии уже имеющихся, в постепенной подготовке более ценных перспектив. Педагог д/ уметь увлечь весь коллектив и каждого из его членов опред-ной целью.

Принцип пед-кой целесообразности. Отбор содержания жизни, деят-сти и общения коллетива д/быть обусловлен целями и задачами воспитания.

Принцип активной целеустремленности – Макаренко настаивает на том, что к достижению цели перспектив разв-я «мы д/ стремиться в прямом и энергичном действии. В воспитательной работе треб-ся решительная и активная энергия устремления к цели…».

Принцип ответственной зависимости. Положения, связанные с организацией правильного тона и стиля отношений в коллективе, эстетикой воспитания.

А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка…Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»[1] Значит, игра, ее организация – ключ в руках родителей, ключ в организации воспитания ребенка. В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа общения для ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удоволь-ю. Преодоление самого себя в усл-ях игры приносит реб-ку истинное удовл-ие и разв-ет его личность.

Большое знач-е уделял труд-у восп-ю А. С. Макаренко. Он считал, что трудовое восп-е нужно начинать в семье.

Первое, о чем должны помнить родители, - это то, что ребенок будет жить и трудиться в обществе. Ценность его будет зависеть от того, какое он сумеет принять участие в труде, от этого зависит его благополучие.

Второе - трудиться можно и по принуждению. Но принудительный труд не приносит радости. Если же труд яв-ся жизненной необх-стью чел-ка, то отношение к нему совсем иное. Третье - в труде важно взаимоотн-е между людьми, умение устанавливать необхо-е контакты, взаимодействовать, работать в коллективе.

4)в труде чел-к мужает как физически, так и нравственно.

Пятое - труд имеет и большое личное значение. Счастливы люди, кот-е многое умеют делать своими руками, и несчастны те, кто перед каждым пустяком становится в тупик.

7. Государственный образовательный стандарт и его функции.

Одной из совр. тенденций разв-я содерж-я об­р-ния яв-ся его стандартизация, кот-я вызвана 2 обстоят-ми: 1) необх-тью созд-я в стра­не единого пед-го пространства, бл-ря кот-му бу­дет обеспечен единый ур-нь общ. обр-ния, получаемого молодыми людьми в разных типах обр-ных учр-ний. 2) вхождение России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций разв-я содерж-я общ. обр-ния в междуна­родной обр-ной практике.

Понятие стандарт от англ. - норма, образец, мерило. Осн. назначение стан­дартов состоит в такой организации и регулировании отн-ний и деят-ти людей, кот-я направлена на произв-во про­дукции с опр-ными св-вами и кач-вами, удовлетворя­ющими потребности общества.

Стандартизация, под кот-й пон-ся разработка и исп-ние стандартов, яв-ся объективно необх-мой деят-тью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие потребностям общества.

Под стандартом образования понимается система основных па­раметров, принимаемых в качестве государственной нормы образо­ванности, отражающей общественный идеал и учитывающей воз­можности реальной личности и системы образования по достиже­нию этого идеала (B.C.Леднев).

В этом смысле стандартизация обр-ния в развитых странах мира давно осуществляется поср-вом разработки учеб.пла­нов и программ, установления опр-ного уровня обр-ния и др.

Наряду с законом «Об образовании» стандарт обр-ния яв­-ся осн. нормативным док-том, несущим толкова­ние опр-ной части Закона. Он разв-ет и конкрет-ет такие хар-ки обр-ния, как содерж-е, его ур-нь и форму, ук-ет методы и формы измерения и интерпретации рез-тов обуч-я. Поср-вом стандарта осу­щ-ся обесп-ие стабильности требуемого уровня обр-ния, его постоянное воспроизв-во и совершенст-е, отвечающее перспективам разв-я общ-ва.

Важным показателем системы обр-ния служит степень де­мократичности его стандарта, кот-я хар-ется соотношением доли обр-ния, норми­руемой органами власти, с долей обр-ния, самост-но опр-мой уч. заведениями.

В законе РФ «Об образовании» в редак­ции, введенной в 1996 г., предусмотрено, что гос. органами власти нормируется лишь минимально необх-мый ур-нь образованности. Опред-е же содерж-я обр-ния сверх этой нормы находится в компетенции обр-ных учреж-й. Вот почему в гос. стандарте общ. сред­. обр-ния выделяются 3 уровня: федеральный, нацио­нально-региональный и школьный.

Федеральный компонент опр-ет те нормативы, соблюдение кот-х обесп-ет ед-во пед. пространства Рос­сии, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и лит-ры, истории, географии, ис­кусства, трудовой подг-ки. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компо­нента содерж-я обр-ния, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреж-я.

Итак, стандарт обр-ния, с одной стороны, отражает обязат-ва гос-ва перед своим гражданином, а с другой — гражданина перед гос-вом в области обр-ния. Гос-во требует от своего гражданина достижения опр-ного стан­дартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь не­обх-мый для этого уровень образ-ных услуг.

Федеральный и национально-региональный комп-ты стан­дарта образования включают:

- опис-е содерж-я обр-ния на каждой из его ступе­ней;

- требования к минимально необходимой подготовке уча­щихся в рамках указанного объема содержания;

- максимально допустимый объем учебной нагрузки школьни­ков по годам обучения.

Функции стандарта общего среднего образования:

-социального регулирования, - гуманизации образования, -управления,- повыше­ния качества образования.

Функция социального регулирования вызвана переходом от уни­тарной школы к многообразию образовательных систем. Ее реали­зация предполагает такой мех-зм, кот-й предотвратил бы разрушение ед-ва обр-ния. В период активного поиска но­вых путей и моделей обучения образовательные стандарты при­званы сыграть стабилизирующую и регламентирующую роль.

Прог-мы по своему содерж-ю м/существенно отличаться от стандарта и по широте, и по глубине предлагаемой ими подг-ки уч-х­ся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом.

Функция гуманизации образования связана с утверждением с по­мощью стандартов его личностно-развивающей сущности. Четкое опр-ние минимальных треб-й к общеобразо­вательной подг-ке уч-хся открывает возможности для диф­ференциации обуч-я. Такой подход позволяет каждому обучаться на максимально посильном ему уровне, формирует положительные мотивы учения и создает условия для полноценного развития лич­ности школьника.

Функция управления связана с возм-тью реорганизации сущ-щей системы контроля и оценивания кач-ва рез-тов обуч-я. Введение стандартов позволяет исключить стихийность и во­люнтаризм в разработке системы критериев качества обр-ния шк-ков, повысить объективность и информативность конт­роля, унифицировать оценки.

Функция повышения качества образования. Стандарты призва­ны фиксировать минимально необходимый объем содержания обр-ния и задавать нижнюю допустимую границу уровня об­р-ния. Введение стандартов позволяет решить вопрос о гарантированном достижении каждым учеником опр-но­го, заранее заданного уровня базовой культуры лич-ти, сп-ет повышению общего уровня образованности и, следова­тельно, повышению качества образования в целом.

Т. о., реализация осн-х функций стандарта об­щего обр-ния способствует обеспечению единства образова­тельного пространства в усл-ях разнообразия типов школ, нацио­нальных и региональных моделей обр-ния; формированию у уч-хся положительной мотивации учения благодаря повыше­нию доступности учебного мат-ла, нормализации учеб. на­грузки, знанию предъявляемых треб-й к уровню обр-ния и критериям его оценки; переходу к оценке рез-тов труда учи­теля на основе соответствия учебных достижений шк-ков стандарту обр-ния; принятию обоснованных управленческих решений; гарантированному выделению в учебном плане време­ни для занятий по выбору учащихся в соответствии с их способ­ностями, интересами и склонностями.

До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас и за рубежом были представлены в виде программ и треб-й к уровню подготовки шк-ков по отдельным учеб. предме­там. Общая стр-ра содержания обр-ния определялась ти­повым учеб. планом, сложившимся сугубо эмпирическим об­разом. Стандарт образования позволяет обозначить базовые образовательные об­ласти, набор которых научно обоснован. На основе совокупности этих областей, составляющих базовое ядро обще­го среднего образования, могут быть разработаны самые разнооб­разные рабочие учебные планы.

Блок 3. Управление образовательными системами

1. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственная и общественная система управления образованием.

Управление и педагогический менеджмент. Под управлением вообще понимается деят-ть, направлен­ная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления м/б биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управлениясистемой образования в данном случае выступают Министерство образова­ния РФ, управления образования края, обла­сти или города, а также районные отделы образования.

Общеобразовательная школа как сложная динамическая соци­альная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы. Такими подсистемами яв-ся целостный пед. процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстет. восп-я уч-хся, система профориен­тационой работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления. Внутришкольное управление представляет собой целенаправлен­ное сознательное взаимодействие участников целостного пед. процесса на основе познания его объективных закон-тей, направленное на достижение оптимального результата. Взаи­модействие участников целостного пед. процесса скла­дывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или ф-ций: пед. анализа, целеполагания и плани­рования, организации, контроля, регулирования и корригирова­ния.

На смену фило­софии воздействия в управлении школой идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления. Теория менеджмента привлекает прежде всего своей личностной направл-тью, когда деят-ть менеджера (управляюще­го) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сто­рона менеджмента существенно дополняет теорию педагогического управления. Основные признаки государственного управления образователь­ными системами. Одной из отличительных особ-тей разв-я совр. системы обр-ния яв-ся переход от государ­ственного к государственно-общественному управлению обр-нием. Осн. идея государственно-общественного управления об­р-нием - объединить усилия гос-ва и общ-ва в решении проблем обр-ния, предоставить уч-лям, уч-мся, род-лям больше прав и свобод в выборе содерж-я форм и методов организации учеб. процесса, в выборе различ. типов обр-ных учреждений.

Гос-ный хар-р системы обр-ния означает преж­де всего, что в стране проводится единая гос-ная поли­тика в области обр-ния, зафиксированная в законе РФ «Об образовании». В соот-вии с Законом сфера обр-ния в РФ провозглашается приоритетной, что предпол-ет первостепен­ное реш-е материальных, финансовых проблем системы обр-ния. Организационной основой гос-ной политики в области обр-ния яв-ся Федеральная программа разв-я обр-ния, принимаемая высшим органом законодательной власти России — Федеральным Собранием на опр-ный про­межуток времени. Программа содержит 3 раздела: аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, зада­чи, этапы программной деят-ти, и организационный, опре­деляющий осн. мероприятия и критерии их эффективности.

Гос-ный хар-р управления обр-нием проявля­ется также в соблюдении органами управления гос-ных гарантий прав граждан России на обр-ние независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, со­циального, имущественного и должностного положения, соци­ального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Органы управления обр-нием на местах проводят гос-ную политику путем соблюдения государственных образова­тельных стандартов, включающих федеральный и национально - региональный компоненты с установлением обязательного ми­нимума содержания образовательных программ и максималь­ного объема учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления обр-нием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Для проведения гос-ной политики в сфере обр-ния в стране создаются соответствующие госу­дарственные органы управления обр-нием: федеральные (цент­ральные); ведомственные; республиканские (республик в составе российской Федерации); краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Гос-ные органы управления — министерства обр-ния, управления обр-нием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают такие вопросы, как разработка и реализация целевых федеральных и международ­ных программ; разработка гос-ных стандартов и установ­ление эквивалентности (нострификация) документов об обр-нии; гос-ная аккредитация образовательных учреж-й, расширение границ общественной аккредитации; аттеста­ция пед-х кадров; форм-е системы обр-ния в стране и конкретном регионе, определение перечня профессий и специальностей, по которым ведется проф-ная подго­товка; финансирование образовательных учреждений; контроль исполнения законодатель­ства РФ бюджетной и финансовой дисципли­ны в системе обр-ния.

Основные признаки общественного управления. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются обще­ственные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Реальным воплощением обществен­ного хар-ра управления обр-нием является деят-ть коллективного органа управления — совета школы. Функции и содержание работы совета определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении.

Высшим руководящим органом школы является конференция ( учащиеся II и III сту­пеней, учителя и др. работники учебного заведения, родители, представители общественности).Она проводится не реже 1 раза в год. (изби­раются совет школы, его председатель, определяется срок их де­ят-ти). Каждое учебное заведение принимает на конферен­ции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Общая направленность Ус­тава задается Типовым положением об общеобразовательном учеб­ном заведении. Совет школы утверждает осн. напр-ния развития, пути повышения качества учеб­но-воспитательного процесса, определяет язык обучения. Совет школы может создавать временные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным напр-ям работы и устанавливает их права, обязанности, полно­мочия.

В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы.

Совет школы: организует выполнение решений конференций; обеспечи­вает социальную защиту учащихся; устанавливает возраст учащихся при наборе в I класс; рассматривает отчеты расходования бюджетных ср-в; заслушивает отчеты о работе директора школы, его замести­телей, отдельных педагогов.

Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления обр-нием яв-ся разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учрежде­ний.

Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами гос-го аппарата, педагоги и воспи­татели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессио­нальных, конфессиональных объединений и групп.

Диверсификация (лат. — разнообразие, разностороннее разви­тие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений — гимназий, лице­ев, колледжей, школ и классов с углубленным изучением отдель­ных предметов — как государственных, так и негосударственных.Руководство негосударственным образовательным учреждени­ем осуществляет непосредственно его учредитель или по его по­ручению попечительский совет.

Общие принципы управления образовательными системами:

- демократизация и гуманизация управления пед. системами;

- системность и целостность в управлении;

- рациональное сочетание централизации и децентрализации;

- един­ство единоначалия и коллегиальности;

- объективность и полнота информации в управлении пед. системами.

Демократизация и гуманизация управ-я обр-ными си­стемами. Демократизация предполагает: открытость обсуждения и принятия управленческих реше­ний; выборность рук-лей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе пед. кадров; гласность в управлении, доступность инф-ции.

Гуманизация предполагает об­ращенность к личности, уважение достоинства человека и дове­рие к нему; предполагает со­трудничество, соуправление, самоуправление; утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в пед. деят-ти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.036 с.)