Воспитание как компонент социализации человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание как компонент социализации человека.



Можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации (контролируемую социализацию), который предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

В процессе социализации решаются две группы задач — социальной адаптации и социальной автономизации личности. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация — реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует самооценке личности, представлению ее о себе. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Они лишь кажутся противоречивыми. Несомненно, результатом социализации человека является также социальная активность — реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность. Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности, — деятельность, общение, самопознание. По мере взросления человек имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности, а это требует умения ориентироваться в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости. Воспитание предполагает, что в процессе включения воспитанников в социальную деятельность происходит следующее: ■ индивидуальная проблематизация личности по отношению к выбору вида деятельности; ■ индивидуальное самоопределение личности по возможным видам деятельности и личностно приемлемым вариантам участия в ней; ■ включение воспитанников в социальную деятельность под руководством педагога на основе осознания цели деятельности и сопоставления личностных целей; приобретения опыта деятельности; достижения собственно состояния включенности личности в социальную деятельность. Третья сфера социализации — самопознание личности — предполагает становление в человеке «образца его Я», возникающего не сразу, а складывающегося на протяжении жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).

Воспитание как средство трансляции культуры

Формирование многих личностных черт человека непосредственным образом зависит от степени освоения им культуры. Этническая принадлежность индивида обеспечивается посредством освоения им элементов «своей» культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Процесс врастания индивида в его этническую общность и культуру обозначается понятием «инкультурация».В результате инкультурации человек приобретает способность свободно ориентироваться в окружающей его этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание с другими народами. В данном процессе принято выделять две основные стадии: первичную (детскую) и вторичную (взрослую).На первом этапе инкультурации дети осваивают - самые общераспространенные, жизненно важные элементы своей культуры. При этом инкультурация характеризуется целенаправленным воздействием на ребенка с целью формирования у него адекватных навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни, выработка у индивида способности к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе.2этап: Индивид получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем: расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; он получает право участвовать в составе своей этнической группы в действиях, результатами которых могут быть значительные культурные изменения инкультурации завершается формированием менталитета личности — совокупности установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.

Коллективная творческая деятельность, как средство активизации позиции ребёнка в процессе воспитания.

Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация. В современном образовательном пространстве педагог помогает ребёнку с одной стороны, войти в общество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой – сохранить и развить свои лучшие индивидуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения.
Формируются отношения в классе и развивается интеллектуальная, творческая личность с достаточным уровнем коммуникативных умений. У педагогов часто встает вопрос, как сформировать личность адекватную современным условиям, обладающую такими качествами как мобильность, успешность и при этом не потерять индивидуальность каждого ученика, помочь ему раскрыться, способствовать его саморазвитию, оказать ему поддержку в нужный момент. Во многом решению данной проблемы способствует использование в воспитательной деятельности учителем не только нестандартных форм, способных заинтересовать детей, включить их в воспитательный процесс, но и использование такой формы воспитательной работы как КТД, создающей условия для формирования субъектов деятельности, активных, инициативных, и творческих людей, умеющих конструктивно взаимодействовать между собой.

Основные подходы в современных теориях воспитания: личностно-ориентированный, компетентностный, системно-деятельностный, развивающий, аксиологический.

Личностно-ориентированный

Предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия.

Личностно ориентированный подход, опираясь на то, что личность – это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность, реализует своей технологией важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в процессе обучения с учащимися, учитываются индивидуальные особенности каждого ученика

Цель: способствовать развитию в каждом ученике творческого потенциала, развитию потребностей, способностей. Преобразование окружающей действительности и самого себя.

Принципы:

1.целепологание и мотивация.

2.принцип открытости. Главный акцент на занятиях делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и проверки.

3.принцип вариативности, в выборе методов и форм воспитания.

4.принцип направленности в обучении, на развитие личности.

5.принцип успешности.

6.принцип индивидуализации в обучении и воспитании. Реализуется через составление индивидуальных программ для каждого ученика.

Компетентностный подход

В основе лежит понятие компетентность. Компетенция – это совокупность взаимосвязанных знаний и умений. Компетентность – владение человеком соответствующих компетенций. Она может проявляться только в единстве с ценностями человека, при условии личной заинтересованности в дея-ти. Суть подхода заключается в определении перечня базовой компетенции которые должны быть сформированы у ребенка в процессе воспитания.

Компетенции:

1.личностные

2.регулятивные

3.позновательные

4.комуникативные

Содержание дея-ти и технологий которые использует педагог в образов0ом процессе должны быть направлены на формирование базовой компетенции

Системно-деятельностный

Формирование интеллектуальных умений и навыков (умение сравнивать, выводить понятия, подводить под понятие, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать, классифицировать и т.д.) вызывает наибольшие затруднения в учебном процессе, поэтому именно на их формирование нацелена данная разработка. У учащихся формируется система знаний по предмету. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя. Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована. Усвоение знаний и умений, формирование мышления в обучении "свершается" деятельностью учащегося в процессе учебного исследования. Разработка данной темы позволяет каждому ученику работать в своем темпе.

Аксиологический Изначально определяет систему восприятия и социализации школьной жизни, в основе которого нац.воспительный идеал, как высшая пед-ая ценность, смысл всего современного образования и система базовых нац-ых ценностей. Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной культурой, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей. Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни школьников и таким образом противостоять моральному.. соц.среды

Развивающий

Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию программы воспитания и социализации учащегося начальной школы. Развивающий характер воспитания достигается когда ценности формируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимающего обучение и обращенного им к содержанию обучения и соц. жизни и к самому себе.

7. Педагогические условия воспитания нравственных чувств и эстетического сознания личности. Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России.

Концепции духовно-нравственного развития. Это концепция является методологической основой разработки и реализации федерального гос. образовательного стандарта общего образования. Эта концепция разработана в соответствии с конституцией РФ, Законом РФ и на основе ежегодных посланий президента. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации.

Эта концепция формируется вокруг человека, только гражданин является ключевым фактором этой концепции. Благодаря объединяющих ценностей и моралей, духовного единства народа и развиваются духовно-нравственная концепция.

Цель:

1.готовность и способность к дух. развитию.

2.формироание морали

3.готовность к реализации творческого потенциала

4.укрепление нравственности

5.осознание ценности других людей

6.трудолюбие и т.д

Формируется мотивация к активному и ответственному участию человека в общественной жизни. Развивается в гражданах РФ чувства патриотизма и гражданской солидарности. В человеке формируются такие ценности как:

-патриотизм

-гражданственность

-соц. солидарность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.021 с.)