Франция XIX в.: промышленный переворот 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Франция XIX в.: промышленный переворот



В XIX в. вслед за Англией в освоение промышленного переворота и создание капиталистической хозяйственной системы стали втягиваться страны Европейского континента. Но процесс шел медленно, и к концу столетия большинство европейских стран — Италия, Австрия, Испания, Португалия, Греция — сохраняли аграрную структуру экономики с еле-еле пробивавшимися элементами индустриализации. На этом фоне выделялась Франция, значительно обогнавшая своих соседей по континенту и ко второй половине XIX в. занимавшая по уровню промышленного развития второе место после Англии. Однако сами эти уровни существенно различались. Английский благодаря сформировавшейся в стране индустриальной структуре экономики был самым высоким в тогдашнем мире. Франция же, хотя и совершила промышленный переворот, однако не решила в его итоге проблемы индустриализации. Целый ряд особенностей социально-экономического и политического развития страны в XIX в. определил ее более медленные темпы роста и сохранившуюся к концу века аграрно-индустриальную структуру экономики.

Промышленный переворот во Франции занял почти весь XIX в. Он развернулся с 1810-х — 1820-х гг., когда «эмбрионы» фабрик времен наполеоновской империи только начали превращаться в предприятия крупной фабричной промышленности, принял весьма затяжной характер и ускорился лишь в 1850—1860-е гг., которые можно считать годами завершения промышленного переворота. Отраслевое содержание промышленного развития мало изменялось на протяжении всех этих лет, оно различалось лишь по темпам роста.

Решающим событием, определившим во Франции начало промышленного переворота, была революция 1789 г.

Эта давно назревавшая революция должна была освободить страну от «хлама» феодальных отношений и создать условия для рыночного предпринимательского хозяйствования.

Революция 1789 г. расчистила дорогу для развития капиталистической экономики. Начался промышленный переворот, и первые новшества в этом плане пришлись на наполеоновскую эпоху. Почти все фабрики этого времени основывались на использовании английских механизмов, хотя и французские изобретатели внесли немалую лепту в первую техническую революцию. Станок Ж. Жаккара для изготовления узорчатых шелковых тканей, шелкомотальный станок Родье, льнопрядильная машина Жирара сразу были восприняты производством, получили широкую известность и спрос в европейских странах и в течении всего XIX в. (а во многих случаях и позднее) служили основой механизации текстильной промышленности.

Одновременно появились институты, должные служить новому капиталистическому хозяйствованию. Так, в 1800 г. в Париже был учрежден Французский банк. Он был создан как банк акционерный, на средства частных банкиров и отчасти государства (сам Наполеон был его акционером), ему было придано монопольное пра­во эмиссии банкнот, и он должен был служить государственным банкиром, кредитором государства. В 1801 г. в Париже появляется фондовая биржа. Позднее она станет крупнейшим в Европе рынком ценных бумаг, а тогда, в начале века, предназначалась для совершения крупных торговых сделок между промышленниками и купцами. В 1810 г. по указу Наполеона был создан особый «Совет по делам фабрик и заводов». Все это отвечало интересам нарождающегося фабричного предпринимательства, но все же его успехи в начале века были невелики, и общий процесс перерастания мануфактуры в фабрику продвигался медленно. Так, начале XIX в. во Франции действовало лишь 15 предприятий, оснащенных паровыми двигателями, тогда как Англия была в это время уже настоящим «царством пара», в ее промышленности было задействовано 5 тыс. паровых машин.

Непосильная конкуренция английской фабричной продукции и тормозящее влияние на промышленную перестройку сложившихся в стране аграрных отношений" создавали у французской промышленной буржуазии острую необходимость в государственной поддержке. Главной мерой такой поддержки явилась жесткая протекционистская защита предпринимательства, а кульминационным пунктом этой политики стала «континентальная блокада». Блокада была провозглашена «Берлинским декретом» Наполеона осенью 1806 г. Она означала конфискацию всех английских товаров и кораблей, попадавших в руки французских властей. Через год эта мера была распространена и на нейтральные корабли, поддерживавшие торговлю с Англией. Континентальная, блокада должна была таким образом противопоставить Англии Европейский континент, изгнать ее товары с европейских рынков и тем самым в корне подорвать экономическую мощь главного французского соперника. Одновременно блокада должна была стимулировать развитие французской промышленности и полностью подчинить ей европейский рынок.

Задачи, преследуемые блокадой, решены не были. Французская экономика оказалась на грани катастрофы.

Реставрация Бурбонов. Расцвет коммерческого кредита начинается с эпохи реставрации и продолжается на протяжении всей рассматриваемой эпохи. Главной сферой деятельности банков становятся операции с ценными бумагами. Они были теснейшим образом связаны с состоянием государственных финансов.

Операции с государственными ценными бумагами становятся основным каналом обогащения банкиров, вообще всей финансовой буржуазии. Правительство, остро нуждаясь в деньгах, пускало свои облигации в оборот на огромные суммы по сниженным ценам. Банкиры скупали эти облигации и основательно наживались на их реализации, распродавая по всей Франции по более высоким биржевым ценам. Приобретали облигации не только состоятельные люди — торгово-промышленная буржуазия, разбогатевшее дворянство, высшее чиновничество, различного рода спекулянты, но и массы мелких собственников. Не питая иллюзий относительно прибыльности своей основной занятости, они помещали свои скромные средства в ценные бумаги, приносившие пусть небольшой, но гарантированный доход. Все это делало для банкиров операции с ценными бумагами несравнимо более выгодными, чем вложения средств в промышленность; этой сферой экономики большая часть банкиров пренебрегала.

С точки зрения тяжелой индустрии главное место в первой половине XIX в. принадлежало железнодорожному строительству. В 1831 г. протяженность железных дорог составляла лишь 39 км — ничтожная цифра, означавшая, что очень долгое время все перемещения людей и товаров совершались по проселочным и реже шоссейным дорогам в старых видах конно-ручного транспорта — телегах, повозках, экипажах и т.п. Только в 1830—1840-х гг. начинается перестройка транспортной системы, оснащение ее паровыми двигателями, строительство магистралей, соединявших Париж с крупными промышленными и портовыми центрами — Лионом, Марселем, Страсбургом, городами северо-западных департаментов и т.д. Как и во всех странах, техническая революция на транспорте повлекла за собой ускорение роста металлургической и топливной промышленности. С 1830-х гг. в металлургии осваивается процесс пудлингования, распространяется плавка чугуна на каменном угле. Однако вплоть до середины века основным видом топлива о ставалось древесное, что замедляло технический прогресс, определяло недостаток и сравнительно, низкое качество металла. Вместе стем правительство всячески поощряло рост железных дорог, продолжало предоставлять строительным фирмам льготы и субсидии, разного рода гарантии и привилегии, стараясь привлечь тем самым к этому делу всевозможные акционерные компании. В результате к концу 1840 г. было сдано в эксплуатацию около 1,5 тыс. км железнодорожных путей и на очереди были новые, не менее крупные стройки.

В эти же годы было положено начало французскому машиностроению. Осваивалось изготовление паровых двигателей, машин для текстильной, писчебумажной и других отраслей, механизировались некоторые отрасли металлообрабатывающей промышленности (гвоздильное, проволочное производства), сравнительно быстро росли стекольное, зеркальное, гончарное производства, изготовление ряда химических продуктов и проч. Но все это по объему и стоимости не могло ни равняться, ни противостоять конкуренции Англии, чья промышленная гегемония явно простиралась на все страны Европейского континента. Укрепить свои позиции на их рынках Франция могла только за счет увеличения товаров легкой промышленности и главным образом за счет ее дорогостоящих изделий, предметов роскоши, в производстве которых она практически не знала никаких соперников. Поэтому в первой половине XIX в. наряду с транспортом второй важнейшей сферой экономики становится текстильная промышленность.

В Эльзасе появились хлопчатобумажные фабрики, оснащенные десятками тысяч прядильных станков и почти не меньшим количеством паровых ткацких станков. Здесь создается крупнейший центр фабричного производства, вполне соответствующий требованиям промышленного переворота. Делает большой шаг вперед и получает широкую известность шелковая промышленность. В ней находят распространение станки Ж. Вокансона для сучения и трощения шелка, усовершенствованные станки Ж. Жаккара для производства узорчатых тканей и другие механизмы. Крупнейшим центром этой промышленности становится город Лион, наиболее воспринявший фабричные методы производства. Но быстро растут и такие специфические французские отрасли, как производство бархата, парчи, кружев, лент, шалей, искусственных цветов и др. Главная их особенность, как, впрочем, и шелкового производства, состоит в наличии множества очень мелких предприятий, работающих на заказ и изготовляющих особо дорогую продукцию. Все это содействовало тому, что по стоимостному объему изделий текстильной промышленности Франция отставала в середине века лишь от Англии, превосходя все другие страны: в 1850 г. продукция этой отрасли в Великобритании и Ирландии оценивалась в 108 млн ф. ст., во Франции — в 70, а в США и Германии — лишь в 30 и 28 млн ф. ст. Весьма впечатляющим был и другой показатель, достигнутый французской промышленностью к середине века: ее среднегодовой рост составлял около 3%, и английский рост в 3—4% — лишь незначительно опережал французский. И вместе с тем две черты очень невыгодно оттеняли в это время французскую промышленность. Во-первых, ее несравнимая с английской техническая оснащенность: общая мощность паровых' двигателей во Франции составляла 62 тыс. л.с, а в Англии — 500 тыс. л.с. Во-вторых, такой общий показатель экономического развития, как производство продукции на душу населения. Франция с ее населением в 35 млн. человек значительно уступала в этом отношении Англии с ее 18 млн. человек.

Известный перелом в ходе промышленного переворота происходит во Франции после революции 1848 г., в 1850—1860-х гг. в условиях так называемой второй империи (ее возглавил Луи Наполеон Бонапарт, сумевший стать благодаря крестьянским голосам сначала президентом, а вскоре, в 1852 г., и императором Франции). Это было время колоссального роста государственных займов и баснословного банковско-биржевого ажиотажа. Парижская биржа утроила свои операции и превратилась в денежный рынок всеевропейского масштаба. Предельных, казалось бы, размеров достигло обогащение банкиров. Вместе с тем ради сохранения голосов избирателей, увеличения с этой, целью прибылей промышленников и занятости рабочих правительство поощряет и поддерживает перестройку и ускорение роста производства. Вторая империя — это годы огромного прироста железнодорожной сети (с 3 тыс. км в 1850 г. до 17,4 тыс. в 1870 г.), грандиозной перепланировки Парижа (столица именно в эти годы приобретает свой современный вид), крупномасштабных колониальных авантюр с сопутствующим ростом военно-морского флота и т.д. Все это заметно сказывается на французской экономике. Тяжелая промышленность по темпам роста опережает в эти годы легкую, производство чугуна утроилось, выпуск стали, основанный уже на бессемеровском способе, увеличился восьмикратно, паровые двигатели внедрились во все отрасли промышленности.

Особенностью этих лет было усиление связи между промышленностью и коммерческими банками. Французский банк, этот основной кредитор государственной казны, приступает к широкому кредитованию промышленности и железнодорожного строительства. В 1852 г. в Париже учреждается банк «Генеральное общество движимого кредита», обычно обозначаемый более сокращенно — «Креди мобиле». Уже в первые годы своей деятельности он учредил и профинансировал большое число промышленных предприятий (общий капитал связанных с ним акционерных компаний составил в середине 1850-х гг. 1 млрд фр.). В 1867 г. банк потерпел катастрофу, но по следам его деятельности идут созданный в 1863 г. банк «Лионский кредит», учрежденное в 1864 г. Генеральное общество для поощрения торговли и промышленности и некоторые другие. Генеральное общество в союзе с английскими и голландскими банкирскими домами контролирует строительство крупнейшей железнодорожной магистрали тех лет — Париж — Лион — Средиземное море. Отчасти занимается вопросами промышленного развития и один из участников «четверки больших банков» — Парижская учетная контора.

Общим итогом экономического развития Франции к началу 1870-х гг. было завершение промышленного переворота. По совокупному стоимостному объему промышленной продукции страна опережает в это время Германию (хотя и находится на третьем месте после Англии и США) и единодушно признается самой развитой страной Европейского континента.

Но причины, определившие отставание Франции в наступающем XX в., явно прослеживаются уже в это время. Тяжелая промышленность по темпам роста опережает легкую, однако по абсолютным размерам производства последняя безусловно преобладает. За XIX в. Франция не решила проблему индустриализации, и по структуре экономики оставалась страной аграрно-индустриальной. Факторами, поддерживающими такую структуру, были: занятость половины самодеятельного населения в сельском хозяйстве (из 15,6 млн. этого населения 7,2 млн. составляли крестьяне) и наличие в промышленности массы мелких и мельчайших предприятий типа капиталистических мастерских с безусловным господством ручного труда. В предпринимательско-буржуазном слое, объединяющем богатых людей страны, ведущее место занимает не промышленная буржуазия, как это было в Англии, а буржуазия финансовая, наживающаяся на операциях с ценными бумагами. Ее огромные накопления послужат предпосылкой для превращения Франции в начале XX в. в одного из самых крупных на Западе экспортеров капитала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 5496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.190.147 (0.013 с.)