Экономические отношения с Европой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические отношения с Европой



Иностранцы, посещавшие в XV—XVI веках Россию, поражались масштабам торговли. Они отмечали изобилие мяса, рыбы, хлеба и других продуктов на рынках Москвы, их дешевизну по сравнению с европейскими ценами. Писали, что говядину продают не на вес, а «на глазок», что торговлей занимаются представители всех сословий, что правительство всячески поддерживает торговлю.

Важно отметить, что западноевропейская «революция цен», проходившая в XVI веке, коснулась и России. Известно, что в эпоху Великих географических открытий в Европу хлынуло огромное количество дешевого золота и серебра из Америки, что привело к резкому обесцениванию денег и такому же резкому общему росту цен. В России, связанной с Западной Европой экономическими отношениями, цены также выросли к началу XVII века примерно в три-четыре раза.

 

В XVI—XVII веках Россия стала более активно развивать внешнюю торговлю. Еще при Василии III были заключены торговые соглашения с Данией, при Иване IV установлены прочные связи с Англией.

 

Двусторонние англо-российские отношения ведут свой отсчет с середины XVI века[5]:

● Торговля осуществлялась практически без пошлин для обеих сторон.

● Английские купцы основали несколько торговых домов-факторий в Вологде, Холмогорах, Москве, Ярославле, Казани, Астрахани.

● В 1554 году в Лондоне была основана Московская компания, которая осуществляла не только торговые, но и дипломатические связи между двумя странами

● Экспорт в Англию: парусина, канаты, пеньку, корабельный лес и другие товары, необходимые для обустройства флота.

 

Вслед за Англией на российский рынок устремились Голландия и Франция. Внешняя торговля в больших масштабах осуществлялась с Литвой, Персией, Бухарой, Крымом. Еще в XV веке тверской купец Афанасий Никитин побывал в Индии за 30 лет до португальца Васко да Гама, прожил там несколько лет, усвоил иностранные языки, укрепил торговые связи с восточными странами.

Российский экспорт:

● Традиционные сырьевые товары (лес, пушнина, мед, воск)

● Продукция ремесленного производства (шубы, льняные холсты, седла для лошадей, посуда, стрелы, ножи, металлические доспехи, канаты, поташ и многое другое).

 

 

Ремесло и производство в 16 веке

В XVI—XVII веках продолжался период активного развития ремесленного производства, местных промыслов. Одновременно с этим росли новые города, слободы, торговые села, развивались и укреплялись древние города, такие как Псков, Новгород, Ярославль, Владимир и многие другие. Но основным центром экономики стала Москва, в которой были сосредоточены многочисленные внутренние и внешние хозяйственные связи. Москва была крупным ремесленным и торговым городом. В середине XVI века в ней проживало около 100 тыс. жителей.

 

В этот период продолжало развиваться ремесленное производство, возрастал его удельный вес в экономике страны, увеличивалось количество ремесленных специальностей, заметно повышался уровень квалификации работников. Ремесленники все больше стали работать на рынок, а не на заказ. Следует отметить, что в России в XVI—XVII веках почти не было цеховой организации ремесленного производства, подобно западноевропейской, где существовала очень жесткая регламентация при производстве и продаже продукции.

 

В XVII веке стала заметно проявляться товарная специализация отдельных регионов страны

● в Ярославле, Вологде, Можайске, Костроме, Муроме, Казани развивалось кожевенное производство

● в Устюге, Тихвине, Серпухове, Туле, Олонецком крае — металлургия

● в Новгороде, Пскове, Твери — изготовление льняного полотна и холста

● в Москве, Заволжье — выделка сукна

● в Старой Руссе и Тотьме — солеварение и т.д.

 

Мануфактурное производство (заводы) развивалось в основном в металлургии (литье пушек, пушечных ядер, колоколов). Некоторые процессы труда были механизированы при помощи водяных двигателей, поэтому эти заводы обычно строились на реках, перегороженных плотинами.

 

Первая мануфактура была построена в 1631 году на Урале: Ницинский медеплавильный завод. Около Тулы возникли металлургические заводы голландцев Андрея Виниуса, Петра Марселиса, Тильмана Окама (Акема) и др.* В Москве существовало несколько государственных (казенных) мануфактур, принадлежащих Дворцовому приказу: Монетный, Печатный, Хамовный (полотняный) дворы. Но в целом количество мануфактур было не-значительным и к концу XVII века не превышало двух десятков.

 

В этот же период начала развиваться рассеянная мануфактура (мануфактура на дому). Появилась новая фигура — скупщик, т.е. торговый посредник между ремесленниками и рынком. Скупщики из числа разбогатевших ремесленников и купцов распределяли заказы по домам производителей, предъявляя определенные количественные и качественные требования к продукции.

Заказчики-скупщики снабжали изготовителей сырьем, орудиями труда, нередко в долг, под будущие изделия. Тем самым скупщики постепенно отрезали производителей и от рынка сбыта, и от рынка сырья. Этот вид мануфактур просуществовал в России до конца XIX века

 

 


 

Внешняя и внутренняя торговля России в 15-17 веке. Ярмарки. «Новоторговый устав». Роль Новгорода и Архангельска в развитии внешней торговли.

 

Условия образования всероссийского рынка

XVII век ознаменовался важнейшим событием в экономической жизни страны — образованием всероссийского рынка. Для этого в России появились определенные предпосылки:

● В стране все заметнее углублялось территориальное разделение труда.

○ Ряд районов специализировался на производстве различной промышленной продукции.

● В сельском хозяйстве складывалась определенная региональная специализация, земледельческие хозяйства стали производить продукцию на продажу.

○ На северо-западе России предпочитали выращивать для рынка лен, на юге и юго-востоке — хлеб и мясной скот, вблизи больших городов — овощи, молочный скот.

○ Монастыри занимались производством различной продукции на продажу: кожи, сала, пеньки, поташа и др.

● Централизация государства

 

Ярмарки

В XVII веке начали появляться регулярные ярмарки (от нем. Jahrmarkt — ежегодный рынок). Как правило, они проводились в определенное время года в течение нескольких дней и даже недель, около больших монастырей во время больших церковных праздников или осенью, после окончания полевых работ. Сюда съезжались купцы из разных городов и стран, здесь проходила оптовая торговля, заключались крупные торговые и кредитные сделки.

Возникли общероссийские ярмарки:

● Макарьевская (Нижний Новгород),

● Свенская (Брянск),

● Архангелогородская,

● Тихвинская,

● Ирбитская,

● Сольвычегодская

 

Новгород Великий

Особое место среди торговых центров занимал Новгород Великий, который славился торговлей еще в XI—XII веках. В Новгороде Великом торговля-гостьба велась артелями-компаниями. Одна из таких компаний была известна с XIII века и называлась «Иваново-сто» (по храму св. Иоанна Предтечи). У нее имелся общий гостиный двор (склад товаров), «гридница» (большая палата для проведения собраний). Основавшие эту компанию купцы-вощники, не только занимались торговлей воском, но и активно участвовали в политической жизни Новгородской республики. Руководил компанией выборный староста, который наблюдал за порядком, за правильностью оформления документов.

 

Московское купечество

Но в XV—XVI веках центр торговли постепенно переместился в Москву. Именно в Москве в XVII веке сформировалось купечество как особое сословие горожан, игравшее все более заметную роль в экономической и политической жизни страны.

1. Именитые купцы («гости»)

a. имели торговый оборот не менее 20 тыс. рублей в год (или около 200 тыс. золотых рублей в масштабе цен начала XX века).

b. были особо приближенными к царям, выполняли важные финансовые поручения в интересах казны,

c. вели внешнюю торговлю от царского имени, выступали в качестве подрядчиков на важных строительных объектах, собирали налоги и пр.

d. освобождались от уплаты пошлин, могли покупать во владение крупные земельные участки.

e. К числу таких именитых гостей в XVI— XVII веках можно отнести Г.Л. Никитникова, Н.А. Светешникова, представителей семей Строгановых, Гурьевых, Шустовых и др.

2. «Гостиную» и суконную «сотню» - купцы, чей капитал был меньше 20 тыс. р.

a. обладали большими привилегиями,

b. имели выборное самоуправление внутри «сотен», которыми руководили «головы» и «старшины». К

3. «Черные сотни» и «слободы – те, кто производил продукцию и сам ее продавал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.008 с.)