Подведомственность дел о расторжении брака 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подведомственность дел о расторжении брака



В Семейном кодексе РФ, вступившем в силу 1 марта 1996 г., реально воплощены многие изменения, назревшие в сфере правового регулирования семейных отношений, в том числе в области подведомственности возникающих из них споров. В частности, были учтены предложения об изъятии из судебной подведомственности и передаче в ведение органов загса бесспорных бракоразводных дел.

Как указывается в ст. 18 СК, брак расторгается в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных ст. 21 – 23 СК, в судебном порядке. Таким образом, действующее семейное законодательство в качестве основного предусматривает административный порядок расторжения брачного союза, и лишь в спорных ситуациях дело о разводе подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Это только еще раз доказывает, что государство в целях защиты основных прав и свобод граждан, предусмотренных в Конституции РФ, предоставляет больший простор свободному волеизъявлению супругов, бесконфликтному решению вопроса о дальнейшей судьбе их брака. Расторжение брака в судебном порядке

Отнесение дел о расторжении брака к ведению суда общей юрисдикции регулируется ст. 21 СК.

В частности, в судебном порядке расторгается брак в следующих случаях:

1) если у супругов имеются общие несовершеннолетние дети (независимо от наличия или отсутствия взаимного согласия на развод), за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 19 СК;

Здесь стоит обратить внимание на то, что законодатель не оговаривает в этом случае, имеет ли значение лишение родительских прав обоих супругов или одного из них. Можно лишь предположить, что раз на это не указывается, то соответствующее обстоятельство не имеет значения для определения подведомственности;

2) если один из супругов не согласен на расторжение брака (независимо от наличия или отсутствия общих несовершеннолетних детей);

3) если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния.

Во всех указанных случаях дела о расторжении брака рассматриваются в суде в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом по правилам искового производства. Однако особенности семейных отношений, в том числе их сугубо личностный и длящийся характер, накладывают отпечаток на особенности рассмотрения дел о расторжении брака в судах общей юрисдикции.

Особенности рассмотрения гражданских дел различных категорий - Лекции
Расторжение бракав органах записи актов гражданского состояния Отнесение вопроса о расторжении брака к ведению органов загса, т.е. рассмотрение его в административном порядке, по общему правилу, зависит от совокупности следующих условий: наличие взаимного согласия обоих супругов на расторжение брака; отсутствие у супругов общих несовершеннолетних детей. В этом случае роль органов записи актов гражданского состояния сводится только к проверке наличия указанных условий и простой регистрации развода. При этом следует отметить, что они не вправе выяснять и проверять причины расторжения брака. Наличие согласия на развод обоих супругов должно быть выражено вполне определенно в письменной форме путем подачи либо совместного заявления об этом, либо двух раздельных заявлений, если по уважительной причине один из супругов не может явиться в орган загса для подачи совместного заявления. Отсутствие общих несовершеннолетних детей должно быть подтверждено соответствующими документами (паспортами). Следует обратить внимание на то, что законодатель специально в соответствующей статье акцентирует внимание на том, что у супругов не должно быть общих несовершеннолетних детей. Это означает, что наличие не общих несовершеннолетних детей (например, если один из супругов имеет несовершеннолетних ребенка или детей, родителем или усыновителем которых не является другой супруг) не препятствует расторжению брака в органах загса. Однако при этом встает вопрос, каких детей признавать общими? Это касается как детей, усыновленных обоими супругами, так и детей одного из супругов, усыновленных другим супругом. При установлении указанных выше двух условий и при подтверждении их соответствующими документами орган загса расторгает брак. Однако если до регистрации расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния один из супругов, подавших заявление, изменит свое первоначальное решение, расторжение возможно только в судебном порядке. Правило ст. 19 СК носит императивный характер. Однако в соответствии с п. 2 ст. 21 СК если один из супругов, несмотря на отсутствне у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органах загса, то брак расторгается в судебном порядке. Имеются в виду случаи, когда один из супругов отказывается от подачи совместного заявления либо отдельного заявления, если он не имеет возможности лично явиться в орган загса для подачи совместного заявления, уклоняется от явки в соответствующий орган для государственной регистрации развода и др. (ст. 33 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», п. 2 постановления Пленума № 15 Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака»). Кроме общего правила, ст. 19 СК предусматривает исключительный порядок расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния по заявлению одного из супругов независимо от наличия у них общих несовершеннолетних детей. Это допускается, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. В этих случаях роль органов загса сводится к проверке наличия указанных в законе обстоятельств. Признание одного из супругов безвестно отсутствующим должно быть подтверждено вступившим в законную силу решением суда об этом, для чего в органы загса достаточно представить копию соответствующего судебного решения. Признание одного из супругов недееспособным также должно быть подтверждено копией соответствующего решения суда, вступившего в законную силу. От признания лица недееспособным следует отличать признание лица ограниченно дееспособным, которое не служит основанием применения правила ст. 19 СК. По искам, предъявленным к указанным лицам, а также по искам этих лиц брак расторгается в общем порядке (п. 3 постановления № 15 Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.). Осуждение лица за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет подтверждается вступившим в законную силу приговором суда по соответствующему уголовному делу, копия которого должна быть предъявлена в орган загса. Соответственно, если приговор еще не вступил в законную силу, то расторжение брака через органы загса не допускается. Следует обратить внимание на то, что законодатель не ограничивает право другого супруга обратиться с соответствующим заявлением какими-либо сроками с момента осуждения второго супруга. Данный исключительный порядок расторжения брака при наличии указанных обстоятельств, предусматривается только для супруга, оставшегося на свободе. Так, если вопрос о расторжении брака ставится супругом, осужденным судом к лишению свободы на срок свыше трех лет, то брак расторгается по общему правилу, т.е. в суде общей юрисдикции. Если оба супруга лишены свободы на срок свыше трех лет, то брак также расторгается в судебном порядке. Согласие супруга, осужденного к лишению свободы на срок свыше трех лет, на расторжение брака не требуется. Однако его все равно следует известить о поступлении в загс заявления о разводе. Учитывая, что брак может быть расторгнут через органы загса только при условии осуждения одного из супругов к лишению свободы на срок свыше трех лет, то упрощенный порядок развода не допускается в случае осуждения на срок три года или менее трех лет. Некоторые авторы высказывают мнение, что нельзя расторгать брак через органы загса, если супруг, осужденный на срок свыше трех лет, на момент подачи заявления другой стороной является условно-досрочно освобожденным (ст. 79 УК); освобожден от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК); освобожден от наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора (ст. 83 УК); освобожден от наказания вследствие амнистии или помилования[2]. В отношении этого следует отметить, что семейное законодательство связывает возможность расторжения брака через загс по заявлению супруга, оставшегося на свободе, только в связи с самим фактом осуждения к лишению свободы на срок свыше трех лет без каких-либо оговорок. В отличие от ранее действовавшего Кодекса о браке и семье, действующее семейное законодательство не связывает возможность использования такого упрощенного порядка расторжения брака с отсутствием споров о разделе общего имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споров о детях. Данные споры рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах загса по заявлению одного из супругов (ст. 20 СК). Таким образом, если выражаться иными словами, то административный порядок расторжения брака можно смело назвать регистрационным. Расторжение брака и выдача свидетельства об этом производятся органами записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи соответствующего заявления (п. 3 ст. 19 СК). По сравнению с ранее действовавшим законодательством указанный срок сокращен. Порядок регистрации расторжения брака органами загса, а также выдачи об этом свидетельства определяется Федеральным законом «Об актах гражданского состояния». Он является общим для регистрации всех актов гражданского состояния. За государственную регистрацию расторжения брака, в том числе и за выдачу свидетельства об этом, в соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 4 Закона «О государственной пошлине» взыскивается государственная пошлина: при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, – двукратный размер минимального размера оплаты труда; при разводе с лицом, признанным безвестно отсутствующим либо недееспособным, осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет, – 20% от минимального размера оплаты труда.

 

Алиментное обязательство или попросту алименты – это установленное законом право одних членов семьи требовать содержания и обязанность других членов семьи содержать родственника. Согласно российскому законодательству члены семьи вправе заключить соглашение об уплате алиментов. Если алиментные обязательства не регулируются таким соглашением, то в силу вступают нормы закона, которые регулируют предоставление алиментов в принудительном порядке.

 

 

72. подготовка дела о выделе собственнику доли жилого дома к судебному разбирательству

В целях обеспечения всестороннего и правильного разрешения

споров данной категории в стадии подготовки дела к судебному разбира-

тельству следует истребовать документы, подтверждающие право собствен-

ности сторон на дом и размер долей сособственников. Например, справку

бюро технической инвентаризации о том, за кем и в каких долях заре-

гистрирован дом, свидетельство о праве на наследство, договоры о куп-

ле-продаже, дарении, вступившее в законную силу решение суда о призна-

нии права собственности на дом или его часть. Кроме того, истребуются

план дома, план земельного участка и другие документы, имеющие значе-

ния для дела.

7. Уточняя в процессе подготовки дела к судебному разбирательству

предмет и основания иска, определяя характер спорных правоотношений и

закон, которым они регулируются, следует иметь в виду, что:

а) выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли оз-

начает передачу в собственность истцу определенной изолированной части

жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его

доле, и влечет за собой прекращение общей собственности на указанную

часть строений (ст.121 ГК РСФСР);

б) при установлении порядка пользования домом (ст.117 ГК РСФСР)

каждому из сособственников передается в пользование конкретная часть

строения, исходя из его доли в праве общей собственности на дом. При

этом право общей собственности на дом не прекращается. Выделенное по-

мещение может быть не изолированным и не всегда точно соответствовать

принадлежащим сособственникам долям.

С учетом указанных положений порядок пользования жилой площадью в

доме может быть определен и по иску члена семьи сособственника, однако

при этом следует принимать также размер жилого помещения, приходяще-

гося на каждого члена семьи.

Если в пользование сособственника передается помещение большее по

размеру, чем причитается на его долю, то по требованию остальных

сособственников с него может быть взыскана плата за пользование частью

помещения, превышающей долю, в пределах ставок квартирной платы для

нанимателей.

Выдел доли в натуре, связанный с возведением жилых пристро-

ек к дому либо переоборудованием нежилых помещений в жилые, возможен

лишь при наличии решения исполкома городского (районного) Совета на-

родных депутатов, которым разрешены указанные пристройки и переобору-

дование дома (в ред. постановления Пленума N 11 от 20 декабря 1983 г

.).

Возведение нежилых построек допускается а разрешения отдела ком-

мунального хозяйства, а в городах, где учреждена должность главного

архитектора, - главного архитектора города. Поэтому при рассмотрении

таких дел необходимо во всех случаях истребовать соответствующие доку-

менты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.018 с.)