Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Позитивная и нормативная экономическая наука.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Позитивная и нормативная экономическая наука. ЭКОНОМИКА - наука, изучающая пути достижения различных целей в условиях недостатка или дефицита ресурсов (средств). ПРЕДМЕТОМ экономики является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей. По масштабу области исследования (ОБЪЕКТ) экономическая наука делится на микроэкономику, изучающую деятельность фирм, домохозяйств, обособленных производств и государств и макроэкономику, изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика» (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы), интерэкономика (мировая экономика) и мегаэкономика (мировое хозяйство). ФУНКЦИИ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ: 1. Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению ВВП и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства; 2. Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития. 3. Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население). 4. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование). 5. Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: 1. Ненаучные методы – т.е. методы, основанные на ограниченно рациональном (или полностью иррациональном), несистемном, недоказательном (или вообще бездоказательном) подходе к экономической действительности. 2. Научные методы – это способы освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества. (Строгость; однозначность; эффективность; простота (экономность); эвристичность (способность приносить новые результаты)). 2.1. Логические методы – основанные на логике: формальной и математической (методы дедукции и индукции, метод формализации и математизации, метод аналогии, метод доказательства). 2.1.1. Количественный метод – это метод, базирующийся на использовании в экономическом м исследовании измеряемых величин; 2.1.2. Качественный метод – это метод, при котором операции измерения практически не используются, а основное внимание сосредоточено на словесном описании, интерпретации свойств изучаемого объекта. 2.2. Нелогические методы научного исследования – это такие методы, которые по своей структуре не связаны с формальной и математической логикой (наблюдение, эксперимент, исторический метод) Экономическую науку разделяют на ПОЗИТИВНУЮ и НОРМАТИВНУЮ. Впервые это разделение провел Джон Невил Кейнс, отец Дж. М. Кейнса (автора «Общей теории занятости, процента и денег») в своем труде «Предмет и метод политической экономии» Микроэкономика и макроэкономика сочетают в себе элементы позитивной и нормативной экономической теории. Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику. То есть она занимается констатацией фактов. Позитивный подход анализирует: § к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта; § при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель; § какова будет цена ее достижения Кроме того позитивный подход предполагает: § объяснение и прогнозирование экономических явлений; § изучение общеэкономических закономерностей; § выявление причинно-следственной связи или функциональной связи между явлениями Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть. Модель человека в классической политэкономии. Представители – А. Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль, И. Бентам Классическая политэкономия рассматривала эк. человека как существо рациональное и эгоистичное. Этот человек живет согласно собственному интересу, собственной корысти, но апелляция к этой корысти не вредит общественному интересу и общей выгоде, а наоборот способствует его воплощению в жизнь. «Экономического человека» Смита также отличает склонность к торгу и обмену. Смитовский идеал «экономического человека» продолжил разрабатывать Давид Рикардо. Он еще больше «рационализировал» homo oeconomicus Адама Смита, «разложил» его по 3 основным классам (капиталисты, наемные рабочие и землевладельцы), еще более конкретно указал на определяющую роль собственного экономического интереса у представителя каждого класса. Движущей силой этого интереса является стремление к увеличению прибыли, ренты или заработной платы. «Утилитаристская» концепция «экономического человека» И. Бентама. В основе поведения человека лежит принцип пользы (выгоды). Эк. человек Бентама - «человек оценивающий», т. е. взвешивающий возможные доходы и издержки и тщательно рассчитывающий их. Для Бентама существует только интерес отдельного человеческого индивида, понятие «общество» есть только сумма воль отдельных индивидов и не более того. Дж. Ст. Милль указал, что базисом всей экономической деятельности является собственный, эгоистический интерес каждого отдельного индивида, но при этом отметив тот факт, что подобный подход содержит в себе элементы абстрагирования от других качеств и свойств реального человека. Экономический человек обладает ограниченным знанием и неспособен оказывать влияние на эк. ситуацию и полностью предугадывать последствия своих поступков.
Марксизм и маржинализм об экономическом человеке. У Карла Маркса проблемы ЭЧ рассматриваются сквозь призму других задач и присутствуют во многих работах основателя марксизма. «Экономический человек» у Маркса – это прежде всего воплощение определенной социальной или классовой функции; моральное же поведение такого субъекта основоположнику марксизма представляется в подавляющем большинстве случаев не имеющим серьезного значения. Экономическая антропология Маркса подчинена его экономической философии и социологии, и была революционной для того времени. Маржинализм в лице австрийской школы еще более по сравнению с классической школой усилил общий рациональный элемент в модели «ЭЧ», и во все большей степени сделал этого homo oeconomicus человеком оценивающим и человеком выбирающим.
Предмет методологии. Методология (от «методос» – «способ, путь» и «логос» – «учение») – «учение о методах». МЕТОДОЛОГИЯ – это, во-первых, учение об основных методах какой-либо науки и, во-вторых, сама эта совокупность методов, т. е. методов, имеющихся в распоряжении данной науки, причем первая трактовка методологии является более глубокой по своему смыслу, чем вторая. С формальной точки зрения методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином «методология» принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных. Содержательное понимание методологии исходит из того, что в ней реализуется эвристическая (т. е. поисковая) функция предметной области исследования. Для экономической науки понятие «экономическая методология» гораздо шире по своему объему и глубже по своему содержанию, чем понятие «методы (методики) экономических исследований». Экономическая методология лишь в самом упрощенном ее понимании есть совокупность экономических методов и процедур; если же ее трактовать более основательно, то она включает в себя также методологическую историю экономической науки, исследование идеалов и стандартов экономического знания, изучение мировоззренческих ориентиров и ценностей экономистов и еще многое другое. Методология – сложная диалектическая, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сфер действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т. д. Цели и задачи методологии. Методология как часть философского знания тесно связана с теорией познания и вместе с ней выполняет следующие ФУНКЦИИ:
- Методология играет второстепенную роль по сравнению с самой теорией. Методологию необходимо рассматривать скорее как инструмент научного исследования, а сама роль ее может быть определена как инструментальная. Позитивная и нормативная экономическая наука. ЭКОНОМИКА - наука, изучающая пути достижения различных целей в условиях недостатка или дефицита ресурсов (средств). ПРЕДМЕТОМ экономики является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей. По масштабу области исследования (ОБЪЕКТ) экономическая наука делится на микроэкономику, изучающую деятельность фирм, домохозяйств, обособленных производств и государств и макроэкономику, изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика» (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы), интерэкономика (мировая экономика) и мегаэкономика (мировое хозяйство). ФУНКЦИИ ЭКОНОМИКИ КАК НАУКИ: 1. Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению ВВП и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства; 2. Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития. 3. Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население). 4. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование). 5. Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: 1. Ненаучные методы – т.е. методы, основанные на ограниченно рациональном (или полностью иррациональном), несистемном, недоказательном (или вообще бездоказательном) подходе к экономической действительности. 2. Научные методы – это способы освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества. (Строгость; однозначность; эффективность; простота (экономность); эвристичность (способность приносить новые результаты)). 2.1. Логические методы – основанные на логике: формальной и математической (методы дедукции и индукции, метод формализации и математизации, метод аналогии, метод доказательства). 2.1.1. Количественный метод – это метод, базирующийся на использовании в экономическом м исследовании измеряемых величин; 2.1.2. Качественный метод – это метод, при котором операции измерения практически не используются, а основное внимание сосредоточено на словесном описании, интерпретации свойств изучаемого объекта. 2.2. Нелогические методы научного исследования – это такие методы, которые по своей структуре не связаны с формальной и математической логикой (наблюдение, эксперимент, исторический метод) Экономическую науку разделяют на ПОЗИТИВНУЮ и НОРМАТИВНУЮ. Впервые это разделение провел Джон Невил Кейнс, отец Дж. М. Кейнса (автора «Общей теории занятости, процента и денег») в своем труде «Предмет и метод политической экономии» Микроэкономика и макроэкономика сочетают в себе элементы позитивной и нормативной экономической теории. Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами и не допускает качественных оценок. Она имеет дело с фактическим состоянием экономики и призвана помогать составлять правильную экономическую политику. То есть она занимается констатацией фактов. Позитивный подход анализирует: § к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта; § при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель; § какова будет цена ее достижения Кроме того позитивный подход предполагает: § объяснение и прогнозирование экономических явлений; § изучение общеэкономических закономерностей; § выявление причинно-следственной связи или функциональной связи между явлениями Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.012 с.) |