Изготовление методики «Или-Или» собственными силами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изготовление методики «Или-Или» собственными силами



К сожалению, изготовить данную игру типографским способом пока не удалось. Были случаи, когда сами подростки просили перерисовать данную методику и по­том использовали игру уже без моего участия. Обычно те психологи, которые заинтересовались этой игровой про­цедурой, сами ее изготовляют. Заметим, что в данном по­собии представлен более простой в изготовлении вариант, чем это предлагалось нами ранее.

Ниже представлены самые общие советы по изготов­лению методики:

—использовать плотный ватман;

—нежелательно ламинировать готовые карточки, так
как сильно увеличивается их толщина, а главное они ста­
новятся слишком скользкими. Опыт показывает, что из­
готовленные неламинированные карточки достаточно


долговечны, если их не использовать на шершавой по верхности столов. Например, в столярных мастерских Г т. п. (Заметим, что обычные игральные карты быстро из­нашиваются от частой перетасовки, а в нашем случае пе­ретасовки фактически отсутствуют);

— текст на карточках можно сделать на компьютере
а сами карточки отпечатать на принтере (современные
принтеры могут пропускать через себя и ватман);

— для удобства уже отпечатанные на принтере карточ­
ки можно пометить цветными линиями обычными фло­
мастерами (каждую группу — своим цветом);

— изготовленную игру лучше хранить в отдельной
папочке, а каждую группу карточек — в отдельном кон­
верте.

Более подробная информация по каждой группе кар­точек и игровому полю представлена в приложениях.

Карточки для варианта игры без игрового поля имеют размер 6x8 см. Сами обозначения ходов-выборов такие же, как на клетках игрового поля, а количество карто­чек — такое же, как и соответствующее количество клеток игрового поля, то есть 38.

Приложение 1 Перечень карточек профессиональных и жизненных целей

Номера соответствуют номерам карточек характери­стик профессий — «П» (первый ряд), хобби — «X» (второй ряд) и личностного развития — «Л» (третий ряд). Сами карточки имеют размер 6 х 8 см и помечаются голубой ли­нией. Можно даже нарисовать на карточке голубую звезду (вроде как цели, голубые мечты и т. п.).

1. Менеджер — специалист по управлению (начальник,
руководитель)
1.2.7.10.18.19.20.21.24.28.29.

52.70.; 76.77.78.81.82.84.85.86.88.89.92.93.95.101.105.

2. Водитель, машинист, пилот, капитан (рулевой)
3.8.9.15.16.17.20.23.24.26.29.

46. 78.83.85.86.89.90.92.94.


1 мгкусствовед, художник, писатель, KOivmmim§it<* 3- f 2^11.15.19.21.24.25.27.28. l'-U*.!|,«.дШ.М

7475'.79.80.82.84.91.95.108. ' " ■^Ж'^ГУ

а Педагог, психолог, тренер 125.6.7.10.19.20.22.25.

ч

50 54 56.67.69. 74.7778.79.80.81.82.83.84.85.88.89.93.95.108.

<; Рабочий, оператор, технолог, инженер 1.4.8.9.10.15.16.17.18.27.

А

48. 77.83.86.91.92.94.101.

6. Продавец, кассир; повар, официант; парикмахер,

портной

5 8.10.11.15.20.22.

37.43.52.68. >:<

7879.83.85.86.88.89.90.91.92.94.103. i;l

7 Врач медсестра; воспитатель в детсаду, яслях '1.5.8.10.15.19.25.26.27.

67.

777879.81.83.85.86.88.89.91.93.95.108. ^

8. Артист театра, кино, цирка, эстрады (шоу-бизнеса).
Спортсмен-профессионал (работающий «на публику»)
6.10.11.19.20.23.25.26.27.

43.45.46.52.56.697172. 74757678.80.82.84.85.86.87.88.89.90.93.94.95.105.108.^

9. Военный (армия, авиация, флот)
57.9.10.15.16.17.18.19.20.23.25.26.29.

70. 73777879.81.82.85.86.87.88.90.92.94.95.101.

.81

10. Крестьянин, фермер, лесник 1.2.8.9.13.14.15.16.24.25. 39.48.64. 83.85.86.90.91.101.

П. Ученый, конструктор, проектировщик 2.6.10.12.18.19.21.23.24.27.28.29.

ж


45.52. 74.75.76.77.81.82.83.84.85.86.93.108.

12. Строитель; бурильщик, проходчик, шахтер
9.15.16.17.20.23.25.26.29.

48. 81.83.85.86.89.90.92.94.101.

13. Государственный, общественный деятель. Юрист. Ис­
торик. Социолог
2.5.7.10.18.19.20.21.22.23.24.28.29.

45.46.52.54.70. 74.75.76.77.78.79.81.82.84.85.86.88.89.93.95.99.105.108.

14. Журналист, редактор; теле-, радиокомментатор
5.10.11.15.19.20.21.23.24.25.26.28.
43.45.46.47.52.54.67.69.70.
74.78.79.80.81.82.84.85.88.89.90.92.93.95.105.

15. Экономист, бухгалтер; делопроизводитель, секре­
тарь-референт

1.2.10.15.16.18.19.21.28.

39.

77.83.85.86.88.92.93.99.

16. Сотрудник милиции, ФСБ, налоговой инспекции (или
полиции). Пожарник, спасатель
1.5.7.9.10.15.16.17.18.19.20.23.25.26.29.

67.70.72.. 73.77.78.79.81.82.85.86.87.88.89.90.92.93.94.95.99.101.

17. Геолог; археолог; сотрудник био-, метеостанции
1.2.8.9.10.12.13.14.15.16.18.19.23.24.25.26.27.29.
46.54.
73.77.78.79.81.82.83.84.85.87.90.91.93.94.95.101.

18. Матрос, рыбак на сейнере
3.8.9.13.14.15.16.20.

46. 73.78.79.81.87.89.92.94.95.101.

19. Предприимчивый человек (умеет «делать деньги», до­
биваться своего...)

2.6.20.29.33.34....................................


17ао 40 41.42.43.45.52.60.61.70. '::

77 78i8L84.85.86.88.89.92.93.95.99.103.105.

увЛеченный чем-либо человек («фанат» своего дела) ■

^140423244'46.47.48.54.55.56.57.59.62.63.64.65.66.68.69.70.71. 72.74.75.76.77.80.83.84.85.86.91.93.94.108.

. поекрасная жена, мать, хозяйка (муж, отец, семьянин)' 2 5 6.8.15.20.24.29.

37 40 43.45.48.50.52.68. 73.78'.79.80.82.83.84.88.92.95.99.101.

П Искатель приключений... ' 23.24.26.32.35. 42 46.49.51.58.59.60.62. 75'.76.81.84.104.105.108.

23. Лидер, «душа коллектива» (все уважают, а кто-то поба--
ивается...)

5.6.7.20.

43.45.47.48.52.53.54.59.62.67.70.71.72.

74.75.76.78.79.81.82.84.86.88.89.95.105. £

24. Самодовольное ничтожество (хам, жлоб, бюрократ,
невежда...)

33.34.35.

45.51.61. т

89.96.97.98.100.102.103.106.107.

25. Хулиган, скандалист, склочник (шпана — мелкий че­
ловек...)

32.35.

49. ч

100.102.104.

26. Очаровательное создание, прелесть, милашка...

20.28.

43.45.53.68. >г

73.78.88.89.95.102.

27. Аристократ (изысканное презрение к людям «другого
круга»...)

7.11.28.29.



 


 


37.40.41.43.44.45.51.52.56.61..г*?*■

74.75.78.80.88.89.105., -Ш.&'

28. Неудачник (достиг не того, о чем мечтал...)
30.31.32.35.36.

49. 75.96.97.98.102.104.106.107.

29. Богач (куча денег, куча благ...)
24.29.33.34.

37.39.40.41.43.44.45.46.51.52.60. 77.78.81.82.83.84.85.86.89.92.93.103.105.

30. Знаменитость (все гордятся, а кто-то завидует...)
6.7.11.12.19.26.28.
38.43.45.47.48.52.57.62.72.
74.76.81.84.86.87.88.89.92.93.95.105.108.

31. Отличная голова (эрудит, мыслитель, мечтатель...)
6.10.11.12.19.24.
38.47.48.54.56.57.62.65.69.70.71.
74.75.76.77.80.85.86.93.95.105.108.

32. Порядочный человек, большая душа
1.5.12.24.

50.53.63.67. 75.78.79.81.82.83.84.108.

33. Преступник, «мафиози» (жалкий человек, прикидыва­
ющийся героем...)

20.26.32.33.34.

58.

100.103.104.106.107.

34. Тихоня (знает «свое место»...)
30.26.

63.

96.97.98.102.106.107. " ""

35. Эстет (знаток прекрасного, «человек-украшение» в лю­
бой компании)

1.2.10.19.28.,; :^,mtm^v.

38.43.52.54.55.56.69. '
74.80.85.86. ■'...:.■■;..


, Хорошее тело, отличное здоровье

44259.64.71.72. 83'84.87.9О.94.98.1О7.

Приложение 2

Перечни карточек характеристик профессий (П), хобби (X) и личностного развития (Л)

Карточки характеристик профессий («П») помечаются коричневым цветом, а в верхней левой части карточки вы­писывается буква «П» и обводится кружочком. Аналогич­но делаются карточки хобби, хозяйства («X») — зеленым цветом, а карточки личностного развития («Л») — оран­жевым цветом. Размер карточек: 6 х 8 см.

Перечень карточек характеристик профессий«П»

1. Проверять что-либо, кого-либо.

2. Исследовать, экспериментировать.

3. Перевозить людей и грузы.

4. Обрабатывать детали, материалы.

5. Учить, воспитывать, помогать добрым словом.

6. Творить, изобретать.

7. Руководить людьми.

8. Обслуживать что-либо, кого-либо.

9. Работать с техникой (ремонтировать, настраивать...).
10. Работать с текстами, цифрами, информацией.

П. Создавать художественные образы (шедевры искусства).

12. Выдвигать смелые научные гипотезы, теории.

13. Работать с растениями, микроорганизмами.

14. Работать с животными.

15. Использовать в работе различные ручные приспособ­
ления и инструменты.

16. Использовать механические средства труда (станки,
машины...).

17. Использовать автоматические средства труда (работа­
ющие по программе).

18. Использовать микрокалькуляторы и компьютеры.

19. Использовать обширные знания (для этого — очень
много учиться).

•.. 271


г


 

20. Использовать в работе выразительные движения \,
мику, голос... ' Ми~

21. Работать в обычной комнате (в кабинете, контоп
офисе...). ре>

22. Работать в больших помещениях с людьми (в торговь
залах, аудиториях...). ft

23. Часто бывать в командировках, рейсах, экспедициях

24. Самому планировать свою работу и самому за нее отве
чать.

25. Работать часто на открытом воздухе (в любую погоду)

26. Работать в интересных, но опасных условиях (риско­
вать).

27. Работать в особых условиях (в спецодежде, халате
комбинезоне...). '

28. На работе — изысканные отношения, популярные
модные люди... '

29. Иметь высокую зарплату, льготы.

30. Мало зарабатывать и быть готовым терпеть это...

31. Быть временно безработным.

32. Приходить на работу в пьяном виде...

33. Брать взятки, чаевые, «подарки»...

34. Воровать, тащить с работы дефицитные товары, вещи,
детали (все — для дома и семьи!!!)...

35. Скандалить с коллегами, организовывать «заговоры»,
сплетничать.

36. Допускать в работе ошибки, просчеты, срывы...

Перечень карточек хобби, хозяйства — «X»

37. Простроить дачу, особняк; купить дорогую квартиру.

38. Коллекционировать что-либо.

39. Выращивать цветочки на продажу (цветочки, зелень,
живность...).

40. Купить модный автомобиль, катер, яхту...

41. Завести прислугу...

42. Уехать в богатые страны (на все готовенькое...).

43. Очень красиво и модно одеваться.

44. Заниматься своим здоровьем и телом (все время «с
удовольствием лечиться»).

45. Всячески стремиться вызывать у окружающих восхи­
щение (и зависть).

46. Путешествовать, смотреть на мир (круизы, туризм...)-

47. Писать стихи, прозу — для души, для друзей...


г, Мастерить что-либо, конструировать, эксперименти-'ровать —для души...

49 Пить пиво и «общаться» с ребятами (мужичками, да­
мами...)-

50 Отдавать всю жизнь детям (внукам).

51 Наслаждаться жизнью (рестораны, элитные клубы, до-
рогие удовольствия...).

52 Поддерживать знакомство с престижными, влиятель­
ными людьми.

53 Проводи ть время с добрыми друзьями.
54! Изучать языки, культуру других народов.

55! Слушать модную музыку, танцевать «по-всякому»... 5б! Посещать театры, музеи, вернисажи, выставки...

57. Рисовать, ваять — для души, для друзей...

58. Убивать, грабить, насиловать...

59^ Увлекаться альпинизмом, подводным плаванием, хож­дением в горы и в пещеры...

60. Заниматься перепродажей (спекуляцией), делать «бе­
шеные» деньги...

61. Выгодная свадьба (брак «по-расчету»).

62. Увлекаться йогой, астрологией, парапсихологией, фи­
лософией...

63. Ходить в церковь, верить...

64. Увлекаться рыбалкой, охотой; собирать грибы-ягоды...

65. Не отходить от телевизора, видеомагнитофона, компь­
ютера.

66. Ходить на стадион, болеть за...

67. Помогать кому-либо бескорыстно, защищать слабых.

68. Вкусно готовить, угощать...

69. Увлекаться художественной литературой.

70. Следить за политическими событиями.

71. Посещать драмкружок, театр-студию, различные тре­
нинги и психотерапевтические группы.

72. Ходить в спортивную секцию, заниматься спортом.

Перечень карточек личностного развития — «Л»

73. Счастливая свадьба (брак «по-любви»).

74. Много, много, много читать...

75. Уметь (и не бояться) мечтать.

76. Мыслить оригинально (не так, как все «правильные»
люди).

77. Мыслить логично (обоснованно и четко).

'■.'■■ 273


Приложение 3 Пример игрового поля для игры «Или-Или» Само поле делается на плотной бумаге. Для удобства «П», «X» и «Л» можно сделать соответственно ко- бУчневым,'зеленым и оранжевым цветом. Вместо запятой Рожно ставить знак «или» (v), например, вместо «+П,+Л» М писать «+П v +Л». Игроки ходят по часовой стрелке.

;!


 

78. Уметь общаться, вызывать доверие, нравиться людям

79. Быть честным и благородным.

80. Ценить прекрасное, иметь художественный вкус.

81. Быть волевым, принципиальным.

82. Признавать собственные ошибки (и учиться на них).

83. Быть уравновешенным и аккуратным.

84. Уметь не отчаиваться при неудачах и верить в успех.

85. Иметь отличную память.

86. Уметь сосредоточиваться наделе.

87. Закаляться, постоянно тренировать свое тело.

88. Следить за внешностью, не отставать от моды.

89. Владеть своим голосом (уметь говорить выразительно).

90. Иметь развитые органы чувств (зрение, слух, обоня­
ние...).

91. Иметь «золотые руки» (творить «чудеса»...).

92. Все делать быстро и качественно.

93. Уметь вести записи (дневники, конспекты) и пользо­
ваться ими.

94. Вырабатывать ловкость, координацию движений, ре­
акцию...

95. Иметь чувство юмора.

96. Ваш девиз: «Быть как все (не высовываться — кабы че­
го не вышло)».

97. Ваш девиз: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

98. Ваш девиз: «Моя хата с краю...»

99. Ваш девиз: «Денежки счет любят (копеечка к копееч­
ке — будет миллиончик)».

 

100. Ваш девиз: «Бей своих, чтобы чужие боялись!»

101. Ваш девиз: «Сделал дело — гуляй смело!»

102. Ваш девиз: «Хорошо быть дураком — с дураков спрос
меньше».

103. Ваш девиз: «Деньги могут все — все продается и поку­
пается».

104. Ваш девиз: «Сначала сделать что-то, а уж потом ду­
мать...»

105. Ваш девиз: «Быть первым во всем!»

106. Ваш девиз: «На все наплевать!»

107. Ваш девиз: «Жить для того, чтобы есть!»

108. Ваш девиз: «Есть для того, чтобы жить!».


 

 

Свободный выбор +п,+х Обмен с игроком -X +п,+л +п ^
  Пропуск хода
+п,+л   +Х,+Л
Обмен с коном   +п,+х,+л
  Обмен с коном
Свободный выбор  
+П,+Х Или-Или Свободный выбор
+Х,+Л
Пропуск хода   Свободный выбор
+П,+Х,+Л  
+х,+л   Обмен с игроком
+п,+л  
Обмен с игроком   Пропуск хода
  +П,+Х
  Обмен с коном
+п +п,+х,+л Начало игры (все ставят сюда свои фишки) Свободный выбор

 




> " Приложение 4

Карточки «П», «х» «Л», уже вышедщиё из игры (лицевой стороной вниз)

п

Разыгрываемые карточки (лицевой стороной вверх)

Игровое поле

Рис. 14. Пример расположения игрового поля и карточек на столе

11.3. «Такой-сякой»

Данная игровая методика является модифицирован­ным и адаптированным к проблемам самоопределения вариантом известной игры-теста «Гомеостат». В веселой форме игроки совместными усилиями выстраивают обра­зы каждого участника, а к концу игры определяется, ка­ким же таким стал каждый из них (отсюда и шутливое на­звание — «Такой-сякой»). Кроме того, игра позволяет ориентировочно оценить степень взаимопонимания иг­роков.

В процедуре участвуют от 2 до 4 (иногда — до 5—6 че­ловек). Игра рассчитана не только на подростков и их ро­дителей, но и на более младших школьников, начиная с 4-х—5-х классов, и опыт проведения игры свидетельст­вует, что играть с такими участниками ничуть не менее интересно, чем с подростками. Общее время на игру примерно 30—40 минут. Процедура включает следующие

л
X
этапы:
 

 


1 Ведущий знакомит участников с общей инструк-ией: «Сейчас в игре мы попробуем совместными усилия-и составить шутливые образы («психологические порт­реты») каждого из присутствующих, используя для этого Р овое поле и специальные карточки. Также нам понадо­бятся для создания этих «портретов» игровые бланки, ко­торые Вы сейчас быстро нарисуете». Далее ведущий сразу жеi выкладывает на стол игровое поле (табл. 23).

2. Каждый участник рисует на листочке в клеточку иг-j;
ровой бланк, сразу выписывая справа и слева противопо-i
ложные характеристики человека (табл. 22). s

3. Далее каждому игроку выдается набор карточек с иг-,
ровыми ходами — всего 9 карточек (см. «Карточки» —,
в конце данного раздела). Всего в игре 4 таких комплек­
та — по оптимальному числу участников, но при желании
можно самим изготовить еще пару комплектов, не забыв
пометить их какими-то особыми знаками (для различения
в игре).

Также каждый игрок должен иметь свою фишку, кото­рую он будет перемещать по игровому полю. Можно для этого воспользоваться какой-либо старой настольной иг­рой или просто использовать вместо «настоящих» фишек какие-нибудь мелкие предметы, например разные пуго­вицы, значки или даже денежки-монетки...

4. В самом начале игры все ставят свои фишки на лю­
бые клетки поля и сразу же выписывают в свои бланки
баллы, которые на этих клетках обозначены. Например,
игрок поставил фишку на клетку «Злой, —2 балла» — это
означает, что он как бы не против того, чтобы его считали
«злым», поэтому в своем бланке, слева от «Злости» он
проставляет «—2». А другой игрок, поставив фишку на
клетку «Богатый, +1 балл», проставляет в своем бланке
«+1», справа от слова «Богатый».

5. Далее все игроки ходят одновременно по команде
ведущего, но каждый раз такой ход делается под кого-то
из играющих, по очереди. При этом каждый обязан сразу
же выложить на стол одну из своих карточек с игровым
ходом («2 хода вверх», «2 хода влево», «1 ход направо»,
«Нулевой ход» — оставаться на месте — и т. д. — см. «Кар­
точки»).

6. Игрок, под которого все выложили свои карточки за
Данный ход, сам быстро подсчитывает, куда ему перемес­
тить свою фишку. Например, играют трое, а фишка оче-


редного игрока стоит на клетке «Красивый, +3», в самом нижнем углу игрового поля (табл. 23). Он сам выложил карточку «1 ход вправо», а двое других выложили карточки «2 хода вверх» и «1 ход вправо». В итоге фишка перемеща­ется на 2 хода вверх и на 2 хода вправо. Далее все делают свои ходы уже под другого (очередного) игрока и т. д.

Если игрок вынужден сделать сколько-то ходов за гра­ницу игрового поля, то он должен, как бы оттолкнувшись от этой границы (от края поля), сделать это же количество ходов в противоположном направлении. Например, фиш­ка игрока стоит на клетке «Умный, +3» (табл. 23, с правой стороны, третья клетка снизу), и ему надо сдалать еще 2 хода вправо, то есть за границу поля. Тогда он делает 2 хо­да влево и оказывается на клетке «Красивый, +1». Воз­можны варианты, когда игрок передвигает свою фишку на 1—2 хода в сторону границы поля, но потом, оттолкнув­шись от нее, делает еще несколько ходов в противополож­ном направлении...

После каждого хода игроки, чьи фишки оказались на новых клетках поля, делают соответствующие записи в своих бланках.

Таблица 22 Пример заполненного игрового бланка для игры-шутки «Такой-сякой»


йпльной и т. д. На примере (см. табл. 22) показано, как можно было бы все это сделать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.178 (0.122 с.)