Искусство XVII века. «малые голландцы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство XVII века. «малые голландцы»



 

Сейчас многочисленные картины «малых голландцев» XVII века нам могут показаться монотонными и скучными, особенно бытовые жанры с их неизменными чистенькими комнатками и двориками, с аккуратными хозяйками в белых чепцах, анемичными девушками в отороченных мехом жакетах и атласных юбках, читающими письма, робко играющими на клавесинах. Может показаться, что, отделавшись от мифологических штампов, голландцы создавали себе другие, от которых веет буржуазным самодовольством. Но не будем поспешны в выводах. Все лучшие, действительно новаторские качества голландской живописи удерживались в ней в течение нескольких десятилетий – примерно с 30-х по 70-е годы XVII века, т. е. тогда, когда и сама голландская буржуазия, выйдя из купели освободительной борьбы, сохраняла и демократизм нравов и живой, деятельный дух купцов - мореплавателей.

Обыватели снисходительно поощряют художника, покуда он не переступает известной грани, отворачиваются от него или начинают его травить, если он ее переступит. Так именно и было с Рембрантом. На художественном рынке установилась четкая классификация произведений живописи по жанрам – бытовой (или комнатная живопись), пейзажный, портретный, натюрмортный. Каждый художник специализировался в одном жанре или в его более узком направлении. В жанре комнатной живописи работали Стен, Метсю, Питер де Хох, Тербох и д.р.

В отличии от своих предшественников, голландцы XVII века овладели передачей световой атмосферы: свет, проникающий сквозь решетчатые окна, золотит и освящает интерьер, где все слишком «расчленено» на клеточки- стены и пол.

Среди голландских жанристов выделяется высоким живописным мастерством Терборх. Его оценили главным образом за искусную передачу фактуры материалов, особенно переливов тяжелого атласа. Превосходна картина Терборха «Женщина, моющая руки».

Еще одним голландским живописцем, мастером своего дела, является Вермер Делфтский. Замечательна цветовая гармония его в картинах, а так же умение до конца передать чувства героев произведения. Например, в дрезденской картине «Девушке, читающей письмо» сочетаются красочность предметов, казавшихся не совместимыми. Первое место голландских пейзажистов принадлежит романтику – Якобу Рейсдалу. Его учеником был Гоббема – пейзажист более яркого характера. Кроме Рембрандта, есть еще один выдающийся портретист- Франс Халс. Сам Рембрант был моложе Халса, но старше Вермера, Терборха, Рейсдала – он родился в 1606 году, а умер в 1669 году. Рембрант Харменс Ван Рейн поистине гинеальный художник. (картины- «Блудный сын», «Еврейская невеста», «Давид и Урия», «Асур, Аман и Эсфирь» и д.р.)

 

«Боярыня Морозова» Сурикова

 

«Боярыня Морозова» (1887) - вершина творчества Сурикова, его великолепного живописного ма­стерства. Но живописная красота здесь не самоцель, она служит харак­теристике исторической реальности, глубокому раскрытию замысла кар­тины. Перед нами Русь XVII в. — яркая, цветная, праздничная. В таком контексте темное пятно одежд боярыни Морозовой воспринимается как диссонанс, усиливающий ощущение драматизма момента. Связи со старой верой не порваны, а только рвутся. Это отзывается болью, испугом, злорадством, тяжкой думой — целой гаммой противоречивых чувств в сердцах людей. Переломные этапы истории порождают раскол в обществе, в душе народа, но в этих страданиях сказываются глубинные черты национального характера — мужество, самоотверженность, бесстрашие перед лицом испытаний, сочувствие чужому горю.

Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова, наряду с протопопом Аввакумом, стала символом раскола Русской православной церкви. Именно она, отстаивая старую веру, пошла против самого царя и патриарха Никона, отреклась от всех своих сословных привилегий, от роскоши, в которой жила, богатства, которое имела, пожертвовала сыном и добровольно сравнялась с "простецами". Народ признал ее своей и такой сохранил в памяти, ее образ оживает в песне, в предании...

То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г.. Боярыня уже три дня сидела под стражей "в людских хоромах в подклете" своего московского дома. Теперь ей "возложили чепь на выю", посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и, "ясно изобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие. Именно эту сцену "Повести о боярыне Морозовой" выбрал живописец.

На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам - к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Так и было: мы знаем, что за старую веру поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет. Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров и странники, и нищие, и юродивые. Мы знаем, что люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз приверженность к "простецам":

Картина Боярыня Морозова навеяна чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола. Суриков изобразил печальный но непобедимый образ главной героини полотна Боярыни Морозовой в 1887 году, в самом композиционном центре картины она богато одета в шубе из бархата, ее везут на санях по улицам Москвы на верную погибель закованную в кандалы, ее руки повязаны цепью, с поднятой рукой вверх выкрикивает толпе народа прощальные слова, она фанатично предана своей старой вере и не за какие коврижки она ее не продаст и народ в большинстве своем безропотно сочувствует ей и переживает ее трагедию также как свою. В образе Боярыни Морозовой Суриков был настроен показать великий дух не сломленной веры русской женщины, которая была близка к царю и имела значительный авторитет при дворе и всю роскошь боярской жизни, но ради веры готовая на погибель. Картина Боярыня Морозова исполнена в привычно для Сурикова в колоритных тонах, играя на контрасте человеческих судеб отразив среди одетых и обутых горожан, босого одетого в грязное и убогое одеяние юродивого, типичный персонаж средневековой Руси который тоже с сочувствием провожает боярыню в последний путь. Среди многих персонажей картины Суриков изобразил и себя в роли странника, который скитается по по городам и селам. Справа от Боярыни Морозовой ее провожает ее сестра Княгиня Урусова покрытая в белый платок с вышивкой, провожая ее она одухотворена повторить подобный поступок. На картине изображено много русского народа, среди сочувствующих есть и недовольные ее поступком, злорадно посмеивающиеся ей в след, приговаривая меж себе подобными о ее сумасбродстве. Имя Боярыни Морозовой было у всех на устах и каждый ее понимал по своему. Эта глубоко историческая русская картина Сурикова, где униженную раскольницу Боярыню Морозову художник представляет в победоносном образе не сломленной женщины. Весь трагизм картины Боярыня Морозова дает возможность ощутить ту прошлую и нелегкую жизнь глубоко верующего русского народа.

Билет№16

Постимпрессионизм

Постимпрессиони́зм — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек.

Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Тогда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован «Манифест символизма» (1886) французского поэта Жана Мореаса. Постимпрессионисты, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, начали искать методы выражения не только сиюминутного и приходящего — каждого мгновения, они стали осмысливать длительные состояния окружающего мира.

Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, повлиявшие на последующее развитие изобразительного искусства. Работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну.

Поль Сезанн см книгу

Он поставил перед собой задачу соеденить свежесть и правдивость реакции импрессионистов на то, что они видят перед собой, с уравновешенностью и гармонией, которые отличаются произведения старых мастеровъ

Национальная школа: Франция

Стиль: постимпрессионизм

Главные произведения:

-Оргия

-Пейзаж: штудия натуры

-Горы в провансе

-Натюрморт с яблоками и апельсинами

-Большие купальщицы

-Гора Сент-Виктуар

Характерные черты:

-упрощённые геометрические формы

-образы, созданные цветовыми пятнами

-точная гармония цвета

Винсент Ван Гог см книгу

Национальная школа: Голландия

Стиль: постимпрессионизм

Главные произведения:

-Едоки картофеля

-Папаша Танги

-Автопортрет перед мольбертом

-Подсолнухи

-Сеятель

-Автопортрет

-Поле с кипарисами

-Пшеничное поле с воронами

Характерные черты:

-пейзажи и изображение крестьянской жизни

-экспрессивная техника

-яркие цвета и сильные контрасты

-ясно обозначенные формы, упор на упрощённые сочетания

 

«Утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.

Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако, Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.

а картине два главных героя — молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Он полон сознания своей правоты. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, которая зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей.

Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Чернобородый стрелец в накинутом на плечи красном кафтане мрачно, исподлобья озирается вокруг. И он не покорился приговору Петра. Сознание седого стрельца помутилось от ужаса грядущей казни, он не видит припавших к нему детей. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. В отчаянии кричит молодая стрелецкая жена, сын прижался к матери и спрятал лицо в складках ее одежды. Тяжело опустилась на землю старуха. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.

Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Художник выбрал время изображения казни — утро после дождливой осенней ночи, когда только начало светать и над площадью не успел полностью рассеяться холодный утренний туман. В этой обстановке среди тёмной толпы выделяются белые рубахи осуждённых и мерцающие огоньки их свечей. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Так он добился эффекта огромной народной толпы, полной жизни и движения, в реальности изобразив всего лишь несколько десятков персонажей. Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Пёстрые главы собора Василия Блаженного соответствуют фигурам стрельцов, а кремлёвская башня — фигуре Петра I на коне.

Билет№17

См тетрадь

ВИДЫ ИСКУССТВА

Исторически сложились устойчивые формы существования и развития искусства — ар­хитектура, декоративно-прикладное искус­ство, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, которые и получили название видов искусства. Этим видам искус­ства соответствуют определенные разновид­ности художественной деятельности.

Виды искусства различаются по способам воспроизведения Действитель­ности и художественным задачам, а также по специфическим материальным средствам соз­дания образа. Каждый из них имеет свои особые роды и жанры (внутренние разно­видности). Различаются искусства пространственные, или пластические (архитектура, Декоративно-прикладное искусство, живопись, графика художественная фотография), для которых. пространственное построение существенно в раскрытии видимого образа; В некоторых видах искусства художественный образ возникает на осно­ве другого, нехудожественного вида деятельности (в архитектуре на основе строительст­ва, в декоративно-прикладном искусстве на основе создания полезных вещей, в художе­ственной фотографии — документальны! снимков и т. д.).

Скульптура, живопись, графика и художе­ственная фотография составляют особую группу изобразительных искусств. Исторически различные виды искусства раз­вивались неравномерно, нередко те или другие получали доминирующее значение в художественной культуре какой-либо страны или эпохи (например, изобразительные искус­ства в Италии XVI. В процессе исторического развития ни один из видов искусства не исчезает (хотя со временем они изменяются). Появля­ются и новые виды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.024 с.)