История как наука: предмет, функции, принципы, методы и источники изучения истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История как наука: предмет, функции, принципы, методы и источники изучения истории.



Культура Древней Руси.

Имеются два летописных рассказа о предпосылках христианизации Древней Руси. Первый из них связывает появление и распространение христианства на территории Древнерусского государства с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного, а второй объявляет «крещение Руси» следствием сознательного выбора новой веры киевским князем Владимиром Святославичем. Ни фактической, ни документальной основы летописное повествование не имело, так как ни во время написания «Повести временных лет» (XII в.), ни сейчас нет никаких данных о таком путешествии апостола Андрея. Поэтому историческая наука давно отнесла летописный рассказ о посещении Андреем киевских и новгородских земель в разряд легенд. Каковы причины крещения Руси? Процесс разложения первобытнообщинного строя набирал темпы, вызывая к жизни явления, характерные для классового общества. Развитие производительных сил вело к появлению прибавочного продукта, накапливавшегося в руках родоплеменной знати и становившегося частной собственностью. Возникало имущественное неравенство, приводившее к поляризации социальных групп. Эксплуататоры нуждались в такой общественной структуре, которая закрепляла бы их привилегированное положение и давала им власть над эксплуатируемыми. Носителем такой власти, сконцентрированной в руках социальных верхов, становилось формировавшееся Древнерусское государство. Складывавшийся феодальный строй нуждался в феодальной идеологии, которая оправдывала бы социальное расслоение общества, эксплуатацию человека человеком, угнетение княжеско-боярской верхушкой челяди и смердов, примиряла бы последних с социальным гнетом и оправдывала в их глазах насилие государственной власти. Такой идеологией могла быть только религия, сложившаяся в классовом обществе. Уже в IX веке на Руси появлялись византийские и римские миссионёры, в том числе и в епископском сане, которые пропагандировали среди социальных верхов Киевского государства христианскую веру. В результате такого соединения внутренней потребности и внешнего влияния стали появляться на древнерусской земле очаги христианства. При этом распространялось оно преимущественно в социальных верхах - среди князей, бояр и дружинников, воспринимавших новую религию через призму своих чисто сословных интересов. Убедившись в том, что традиционные славянские верования – опора ненадежная, князь Владимир в 988 году приступил к крещению Руси. Свой выбор он остановил на православии, сознательно руководствуясь, прежде всего, политическими соображениями. Процесс крещения русичей проходил сложно и занял несколько веков. Летописцы свидетельствуют, что насаждение христианства редко где проводилось без насилия и принуждения, с одной стороны, и сопротивления, с другой. С большим трудом удалось христианским миссионерам приобщить к новой вере жителей древнего Ростова, Великого Новгорода, Мурома и др. городов. Последствия принятия христианства от Византии были разнообразны и порой противоречивы. С одной стороны, этот процесс временно осложнил отношения между Западом и Русью, но, с другой стороны, он послужил мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой, наибольшее влияние которой ощущалось в церковной идеологии, каноническом праве, литургии, богослужебной литературе, музыке, культовом изобразительном искусстве. И в городе, и в деревне христианизация привела к двоеверию — смешению языческих и христианских верований и обрядов, что было в известной мере характерно и для других европейских стран, где примитивное восприятие основных положений вероучения и культа сопровождалось его фольклоризацией и «паганизацией» — «объязычиванием»

Вместе с древнерусской государственностью развивалась культура Руси на основе традиций и внешнего влияния. Её характерные черты: монументальность, масштабность, образность в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, гуманизм в архитектуре,; жизнелюбие, доброта в живописи; патриотизм, страстность в литературе. Несмотря на местные особенности, культура Киевской Руси была единой. Установлено, что письменность на Руси появилась задолго до принятия христианства. Ещё в 60-е годы 9-го века просветитель Кирилл, будучи в Херсонесе, познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. Христианизация Руси способствовала развитию письменности, грамотности. При Владимире 1 и Ярославе Мудром при церквах открывались школы, готовившие русских грамотеев, переписчиков, переводчиков. С 11 в. в богатых семьях учили грамоте не только мальчиков, но и девочек. Большое развитие в киевский период получили летописи. Первая была составлена в конце 10-го века. Вторая была создана при Ярославе Мудром. В 90-годы 11-го века монах Киевско-Печёрского монастыря Нестор начал работу над знаменитой «Повестью временных лет». При Владимире Мономахе она была переписана. В дальнейшем по мере возвышения отдельных русских центров летописание стало дробиться: появились свои летописи в Новгороде, Смоленске, Пскове, Владимире, Галиче, Рязани, Чернигове, Переяславле-Русском. Появление образованных людей определило развитие древнерусской литературы (с 11-го в.) К числу наиболее значимых произведений можно отнести «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (11 в.), «Чтение о житии Бориса и Глеба» монаха Нестора (11 в.), «Поучение детям» Владимира Мономаха» (12 в.), «Слово о полку Игореве» (12 в.) и другие. Развивается деревянная архитектура, а с принятием христианства – каменная. Если первые церкви были построены по византийскому образу, то соборы в Киеве при Ярославе Мудром, Новгороде, Полоцке, отразили сочетание славянских и византийских традиций. По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами – свидетельства мощи и красоты. Ещё языческая Русь знала все виды искусства. Для него было характерно торжество плоти «над духом», всего земного. Целью же христианского искусства стало воспевание, подвигов апостолов, святых, деятелей церкви. Развивается иконописание, фресковая живопись, мозаика, искусство резьбы по дереву, по камню. В летописях упоминаются скоморохи, певцы, танцоры, деревянные духовые и струнные инструменты. Целый мир русской жизни открывается в былинах, песнях, сказаниях, поговорках, афоризмах.

 

7. Русь в XIII в. как регион столкновения «западного» и «восточного»
обществ. Русь и Золотая Орда. Русь и Запад.

Борьба русских княжеств с иноземными захватчиками в ХШв. XIII век - время тяжких испытаний для русского народа. Попытки захватить, колонизировать русские земли осуществлялись и с севера (шведы), и с запада (немецкие рыцари), и с востока (монголо-татары). Русь и шведы. Шведы первыми воспользовались тяжелым положением Руси. Русь и скандинавы давно соперничали за земли Приневья и Приладожья. Борьба не прекращалась ни в XI, ни в XII веках. В 1164 году большой флот шведов появился у стен Ладоги, но был разбит на р. Вороньей новгородцами. В 1228 году «воевать в Ладожское озеро в лодках» пришли емь-финно-угорские племена, бывшие в то время союзниками шведов. В июле 1240 года шведский флот дошел до впадения в Неву р. Ижоры с намерением пройти на Новгород. Новгородский князь Александр (ему было 19 лет) выступил со своей дружиной и частью ополчения. 15 июля 1240 года шведы были разбиты. Князь Александр получил почетное прозвище Невский. Русь и немцы. С конца XII в. начинается продвижение немцев в прибалтийские земли. В 1202 г. для захвата Прибалтики и христианизации ее населения был образован Орден меченосцев. Одновременно датчане захватили Ревель (Таллин). Однако к 1224 году вся Эстония была покорена крестоносцами. Крестоносцы уничтожали местное население, а их земли заселялись колонистами - немцами. Для борьбы с немцами объединяются народы Прибалтики и Руси. Над рыцарями не раз одерживали победы новгородцы. Так было в 1234 году, когда князь Ярослав Всеволодович разгромил их в битве на реке Эмайыге. В 1237 г. Орден Меченосцев (Ливонский) стал отделением Тевтонского ордена (образован в 1198 г.). Это усилило опасность для Руси, которая одновременно подверглась монголо-татарскому нашествию. В 1240 году рыцари-крестоносцы захватили Изборск и Псков и оказались в 40 верстах от Новгорода. Ранее изгнанный князь Александр был возвращен в город. Возглавив войско, он освободил захваченные города и двинулся навстречу крестоносцам. 5 апреля 1242 года на уже подтаявшем льду Чудского озера состоялась битва, получившая название Ледового побоища. Благодаря воинскому мастерству Александра Невского, мужеству и героизму воинов новгородцы победили. Немецкая экспансия была остановлена, а русские земли были спасены от онемечивания, католицизма и порабощения. В этот же период на востоке и юге Руси шла борьба с монголо-татарским нашествием. Коренной территорией монгольских племен были Монголия и Бурятия. В начале XIII века произошло объединение монгольских племен. Под предводительством Темучжина монголы покорили татар, часть из них перебили, с оставшимися объединились. В 1206 году на съезде племен (курултай) Темучжин был провозглашен правителем всех монгольских племен. Он получил имя Чингизхана (Величайший хан) (октябрь 1155 - 1227 г.). Чингизхан укрепил военную организацию, которая состояла из конного войска с прекрасной организацией и железной дисциплиной, с единым командованием. Хорошо вооруженные луками и острыми саблями, одетые в шлемы и панцири из тюленьей кожи, легко передвигающиеся на быстрых конях, монголы были почти неуязвимы для стрел. Была использована даже высочайшая для того времени китайская военная техника. Первое крупное столкновение объединенных сил русских и половцев с монголо-татарами произошло 31 мая 1223 года на реке Калке в приазовских степях. Русь понесла тяжелое поражение; полегло девять десятых объединенных сил. Причины неудачи русских: разногласия между русскими князьями, отсутствие поддержки со стороны князей Киева и Владимира, превосходство монголов в организации и дисциплине. Дойдя до Днепра, монголо-татары повернули обратно. В 1237 году, возвратившись из степей под предводительством внука Чингизхана Батыя (1208-1255 г.), завоеватели пересекли Волгу и вторглись в пределы Руси. Были разграблены и сожжены Рязань, Владимир, Суздаль, Москва, южные русские земли (Черниговская, Киевская, Галицко-Волынская и др.) в течение февраля 1238 года было разрушено 14 русских городов. Подавляющее превосходство в военных силах (от 37,5 до 75 тыс. человек) и технике, отсутствие политического и военного единства на Руси способствовали успехам монголо-татар, несмотря на героическое сопротивление русских городов-государств. Удалось избежать прямого нашествия Новгороду и Смоленску. Покорив Русь, завоеватели в 1241 году вторглись в Европу. «Бич господень» (так называли монголов европейцы) вызвал там ужас и панику. В посланиях европейских правителей друг другу писалось, «что всему христианскому (т.е. католическому) миру грозит всеобщее уничтожение». Однако после ряда сражений в Чехии и Венгрии Батый повернул обратно. Часть историков объясняет это тем, что Батый, потеряв значительные силы на русской земле, не решился оставлять русских в тылу, другие тем, что Батый вследствие смерти великого хана Угэдэя предстояло принять участие в избрании наследника. Дорого обошлась Руси ее самоотверженность. По подсчетам археологов, из 74 русских городов 49 были разрушены и разорены татарами, 14 из них перестали существовать навсегда, а 15 превратились в сельские поселения. Погибли десятки тысяч горожан и селян. Многие тысячи, особенно ремесленники, были уведены в плен. Летом 1242 года, вернувшись с берегов Адриатического моря, монголы в низовьях Волги образовали в составе монгольской империи новое государство - Золотую орду (улус Джучи). Оно охватило огромную территорию: земли волжских болгар, половцев, Крым, Западную Сибирь, Приуралье, Хорезм. Столицей стал Сарай или Сарай-Бату, основанный недалеко от нынешней Астрахани. К северо-восточным князьям были направлены послы, потребовавшие от них явки к Батыю с изъявлением покорности. В конце 50-х годов XIII в. на Руси вводится система взимания дани («ордынский выход») - подворное обложение (для чего была проведена перепись - «число»), а также воинская повинность. Создается институт ханских наместников - баскаков, осуществлявший экономический и политическо-военный контроль в русских землях (просуществовал до начала XIV в.). «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире. Так была установлена данническая зависимость Руси от Золотой Орды. Не прекращались и новые вторжения монголо-татар. Первый после Батыя поход состоялся в 1252 году. Это была «Неврюева рать», разгромившая Суздальскую землю. В 1293 году на Русь обрушилась «Дюденева рать», которая «градов взяла 14, и всю землю пусту сътворила». В целом в последние 25 лет XIII в. Орда предприняла до 15 походов на Русь. Какое воздействие оказало монгольское нашествие на русское общество? Прежде всего, произошло сокращение численности населения, часть населения была вынуждена бежать в более безопасные районы: на запад и северо-запад Волго-окского междуречья. Во-вторых, появился резерв феодально-зависимого крестьянства за счет тех безземельных людей, которые вынуждены были бежать в безопасные районы и для уплаты дани обращаться к знати, особенно к князьям. В-третьих, изменяется положение знати: существуя прежде за счет даней, кормлений, полюдья, теперь эти источники доходов они теряют - все направляется в Орду. Отсюда происходит их переориентация на земельную собственность. Поэтому в конце XIII - XIV вв. наблюдается определенный рост крупного частного землевладения. В-четвертых, возрастает значение князя в политической сфере. Если в период Древней Руси князья находились в зависимости от веча, то теперь они приезжали в города с ханским ярлыком, а при необходимости с татарским отрядом. Так княжеская власть по отношению к населению усиливается. Однако и в этих условиях не была сломлена древнерусская политическая система. Продолжали существование города-государства: Новгород и Рязань, появились новые — Москва и Тверь, а некоторые центры прежних времен отошли в тень (Ростов, Владимир и др.) Не прерываются и древнерусские политические традиции. В частности, сохранилась деятельность вечевых собраний, и в XIV, и даже в XV вв. Русский народ не мирился с даннической зависимостью от Орды. В 1257-1259 г. в Новгороде в связи с переписью населения новгородцы отказались «даваться в число». Выступление было пресечено Александром Невским, проводившем политику компромисса с монголами и полагавшим, что время открытого столкновения с ордой еще не наступило. В 1262 году расправились с мусульманскими купцами-откупщиками горожане Ростова, Суздаля, Ярославля, Устюга Великого, Владимира. Выступления происходили и позднее - в 70-90-е годы XIII в. Широкий размах народного движения вынудил орду изменить систему сбора дани. Часть сбора была передана русским князьям, а влияние басмачества было ограничено. Итак, с середины XII века в Киевской Руси усилились центробежные силы, что привело к феодальной раздробленности Руси: она распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств. Это был закономерный, прогрессивный процесс, который способствовал дальнейшему подъему производительных сил, развитию феодальных отношений. Однако этот фактор обусловил ослабление оборонной мощи государства. Русь подверглась вторжению иноземных завоевателей (шведов, литовцев, немцев) и во второй четверти XIII в. была порабощена Золотой Ордой.

В результате монгольских завоеваний в 1243г. на юго-восточных границах Руси образовалась огромная империя - Золотая Орда. Вассальную зависимость от правителей Золотой Орды были вынуждены признать все русские земли. В начале 1260 г. Золотая Орда отделилась от монгольской державы и стала самостоятельным государством. В ожесточённых боях на Руси погибла лучшая часть монголо-татарского войска, татары утратили наступательную мощь, что спасло европейскую цивилизацию от разорения. Система взаимоотношений Орды и подвластных ей русских земель получила в исторической традиции наименование монголо-татарского ига. Ханы, заинтересованные в разобщении Руси, манипулировали ярлыками, стравливали князей, использовали обман, убийства. На русские земли была наложена система податей: основная - дань, дополнительная - денежная. Существовал ряд обязательных повинностей: содержать и обеспечивать ханских послов, отправлять русские войска для участия в походах монголов. Ханские наместники-баскаки осуществляли контроль над подвластными землями. Дань собирали мусульманские купцы-откупщики - бессермены. С 1257 года, с целью учёта податного населения, проводились переписи населения. В конечном итоге монгольское нашествие оказало значительное воздействие на ход истории России и имело следующие последствия: демографические, экономические, политические, культурные. Последствия ига для Руси определялись тем, что в сложившихся отношениях развились традиции восточного деспотизма. Вассально-дружинные отношения были заменены подданническими. Раздавая князьям ярлыки на княжение, хан превращал их в подданных «служебников». Князья, в свою очередь, стремились распространить подобные отношения на местную знать, на дворян, на дружинников. Ордынское иго оказало мощное воздействие на культуру русского народа, способствовало смешению части монголов с населением Руси. Признавая это влияние, важно иметь в виду, что оно не стало определяющим и доминирующим. Великорусский этнос, его язык и культура в целом сохранили свои качественные характеристики. Иго законсервировало этап феодальной раздробленности на два столетия, и переход к централизации Русского государства происходил со значительным опозданием по сравнению с западноевропейскими странами.

 

8. Первый этап образования централизованного русского государства: (конец XIII-1380 г.). Возвышение Москвы.

Роль первых московских князей в укреплении Московского государства. Тому, чтобы именно Москва стала центром собирания русских земель, сердцем нового русского государства, было несколько причин: выгодное географическое положение; постоянный приток населения, стремившегося найти на Московской земле защиту от разорительных набегов ордынцев; личностные качества первых московских князей, их политическая ловкость и хозяйственность; поддержка со стороны церкви и перенос центра русского православия из Владимира в Москву; содействие орды: выдача ярлыков на княжение. Основателем династии московских князей был младший сын А. Невского Даниил Александрович (1276 - 1303 гг.). Получив в наследство один из наиболее слабых и незначительных уделов, он вскоре многократно расширил границы своих владений присоединил: Коломну, Можайск, Переяславль-Залесский. Тактику присоединения к Москве новых территорий продолжил и сын Даниила - Юрий Даниилович (1303 - 1325 гг.). Он первым из московских князей вступил в борьбу за ярлык великого Владимирского княжения с Тверскими князьями, заключив брак с сестрой ордынского хана Узбека (1315 г.) Кончаковой. Юрий добился передачи Москве ярлыка и организовал совместный московско-ордынский поход против Твери. В 1325 году, находясь в орде, князь Юрий Даниилович был убит князем Дмитрием Михайловичем Тверским, мстившим за отца. Тогда же стал править брат Юрия Иван I Даниилович Калита (1325 -1340 гг.), который заложил основы будущего могущества Московского государства, продолжил расширение границ Московского княжества, присоединив Галич, Углич, Белоозеро, часть Ростовского княжества. Он поддерживал хорошие отношения с Ордой и, разгромив антиордынское восстание в Твери (1327 г.), получил ярлык на великое княжение, добился права сбора дани с русских земель и доставки её в Орду. Часть средств, собранных для уплаты Орде оседало в казне Калиты. В этот период прекратились ордынские набеги на московские земли. А Москва стала общерусским религиозным центром, т.к. в 1328 г. кафедра митрополита переехала из Владимира в Москву. Сын Ивана Калиты Семён Гордый (1340 - 1353 гг.) продолжил политику своего отца, подчинил себе Новгород, посредством назначения московских наместников, поднял значение Москвы до уровня общерусской столицы. Второй сын Ивана I Калиты - Иван II Красный (1353-1359 гг.) также продолжал политику своего отца и брата. Сын Ивана II Красного - князь Дмитрий Иванович (1359-1389 гг.) продолжил борьбу за великокняжеский престол и добился его в 1375 году. При нём началось строительство белокаменного кремля в Москве (1367 г.). Добился военной победы над Тверью. Произошло объединение Московского и Владимирского княжеств. С 1368 по 1372 годы на московские земли началось вторжение литовских войск. Все эти атаки были отбиты Дмитрием Ивановичем. Началась открытая борьба с Ордой. Куликовская битва (8 сентября 1380 г.). Темник Мамай, силой захвативший власть в Сарае, возглавил объединённые силы Орды и попытался восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над русскими землями. Собрав русское войско, Дмитрий вышел навстречу Мамаю. Благодаря смелому и быстрому манёвру, ему удалось предотвратить объединение сил Орды с войском литовского князя Ягайло. Сражение произошло на Куликовском поле у впадения реки Непрядвы в Дон. Обе стороны понесли огромные потери, но победа досталась Москве. Победа на Куликовом поле не привела к свержению ига, но имела большое историческое значение: был разрушен миф о непобедимости ордынского войска, потерпели крах ордынско-литовские планы ослабления Руси, произошло окончательное признание политического главенства Москвы среди русских земель, созданы предпосылки для освобождения Руси от ордынской зависимости.

 

9. Второй этап образования Московского централизованного государства 1380-1462 гг.

Василий I Дмитриевич (1389 - 1425 гг.) достойно продолжил политику своего отца. В 1392 г. он выкупил ярлык на Городец, Мещеру, Нижний Новгород и присоединил их к Москве. В 1395 г. Тохтамиша разгромил среднеазиатский правитель Тимур, Василий I прекратил выплату дани в Орду. При Василии II Васильевиче (1425 - 1462) произошла династическая война за власть в Москве. Свои претензии на престол представил брат Василия I Юрий Дмитриевич, а после его смерти - его сыновья: Василий Косой, Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный. При поддержке знати и народа победу одержал Василий II. Его сын Иван III (1462 - 1505гг) продолжил политику на подчинение русских земель Москве. В 1463 г. было присоединено княжество Ярославское, князья которого перешли на положение московских служебных князей. В 1472 г. был покорён обширный Пермский край. В 1474 г. ростовские князья продали Москве вторую половину Ростовского княжества (первую купил ещё Василий Тёмный). В 1478 г. покорён «господин Великий Новгород», который великий князь «выстоял» осадою, зная о несогласиях и раздорах в осаждённом городе; с падением Новгорода пришли под власть Москвы и все его обширные владения. В 1485 г была покорена Тверь, старая соперница Москвы. Иван подступил к Твери с большим войском, но ему не пришлось сражаться, ибо тверские бояре-»крамольники» изменили своему князю и перешли на сторону великого князя Московского. В 1489 г. была покорена вятская земля, и таким образом вся Великороссия была объединена под властью великого князя Московского, кроме окраинных земель - Пскова, Смоленска и Рязани. В 1490-х гг. недовольные литовским правительством князья соседних с московскими владениями западнорусских областей признали над собой верховную власть Московского государя. Теперь «собирание Руси» становится «национально-религиозным движением», и московские государи выступают борцами за русскую народность и православную веру. Вызванные отпадением верхеокских и Чернигово-северских княжеств из-под власти Литвы войны 1492 - 1494 и 1500 - 1503 гг. были успешны для Москвы: по договору о перемирии (на 6 лет), заключённому в 1503 г., великий князь Литовский Александр уступил Ивану города: Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Путивль, Рыльск, Гомель, Любеч, Брянск, Мценск, Дорогобуж, Белую, Торопец и др., всего 19 городов и 70 волостей. В отношении к татарам Иван начал держать себя как независимый государь; он прекратил платёж татарского «выхода» и вступил в союз с крымским ханом, противником Золотой Орды. В 1480 г. хан Большой Орды Ахмат решил восстановить свою власть над Русью и с большим войском двинулся к русским пределам. Русское войско выступило против неприятеля, и войска противников подошли с двух сторон к пограничной реке Угре и долго стояли на её противоположных берегах, ибо ни Ахмат, ни Иван не решались начать сражение. Богатая часть московского населения, боясь татарского нашествия в случае поражения русской рати, советовала великому князю как-нибудь договориться с ханом, но московское простонародье и духовенство требовали от Ивана решительных действий против вековых угнетателей. Стояние продолжалось до осени, когда начались морозы; в начале ноября Ахмат поспешно отступил от русских границ, а в следующем году был убит. Так окончательно рухнуло татарское иго, тяготевшее над Русью более двух веков. После брака с Софией Палеолог и приобретения полной независимости и политического могущества Иван вступил в дипломатические сношения с различными странами Западной Европы - с императором Германским, с Венецией, Данией, Венгрией и Турцией. Западная Европа открыла Московское государство (Московию) в одно время с Америкой. Наследовавший Ивану его сын Василий III (1505 - 1533 гг.) продолжал дело отца. Он закончил объединение Великороссии. В 1510 г. он присоединил к Москве Псков, а в 1521г. окончательно присоединил княжество Рязанское, которое уже и до тех пор находилось в некоторой зависимости от Москвы. В 1517 - 1523 гг. он выгнал удельных князей из Чернигово-Северской земли и подчинил их владения непосредственно великому князю. Начав войну с Литвой, Василий в 1514 г. взял Смоленск и торжественно вступил в город, встреченный православным духовенством и всем населением своей новой «отчины». Параллельно с фактическим усилением власти московского государя происходит идейно-политическое возвышение этой власти. После взятия Константинополя турками (1453 г.) и падения Византийской империи, не оставалось более ни одного независимого православного государства, кроме Москвы (православные царства Сербское и Болгарское пали уже до падения Византии). С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное общение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту Вместо прежнего простого титула «великий князь Иван Васильевич» Иван принимает пышный титул: «Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси, Великий князь Владимирский и Московский, и Новгородский, и Псковский и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский, и иных». В сношениях с малыми соседними землями (как с Ливонией) появляется уже титул царя всея Руси. При Иване III усиливается центральная власть. Вся территория делилась на уезды, а те на волости и станы. Во главе их ставились наместники, волостели, назначаемые великим князем. Зарождается исполнительная власть - приказы. Складывается общегосударственная система связи - ямская гоньба. Сложилась новая система налогообложения: составляются писцовые книги - описания пахотных земель и крестьянских дворов. На их основе исчислялись прямые налоги («дани»). С 1485 г. Иван III - государь всея Руси. В 1497 г. создаётся свод законов - Судебник. Устанавливается единый срок крестьянских переходов - Юрьев день. На рубеже XV - XVI вв. возникает гордая теория о том, что ныне Москва является третьим Римом, последним и вечным царством всего православного мира. Таким образом, в конце XV века завершилось огромное дело объединения, потребовавшее вековых напряжённых усилий всего народа. Вокруг когда-то скромного княжества сложилась мощная держава, ставшая самой крупной в Европе. Появилось и новое имя Русского централизованного государства - Россия. Оно впервые встречается в летописях, составленных при Иване III. «Россия», «Российская земля» долго существовали рядом с прежними именами - “Русь”, “Русская земля”. Постепенно они становились всё более распространёнными. «Российский» стало означать принадлежность к государству, а «русский» - к определённой народности.

 

10.Третий этап образования Московского централизованного государства.

III (завершающий) этап становления единого государства (1462-1533 гг). К концу ХV в. сложились условия для перехода объединительного процесса в завершающую стадию - формирование единого Российского государства.

Победа великокняжеской власти в феодальной войне привела к ликвидации ряда мелких княжеств и позволила сделать первый шаг в подчинении Новгородской боярской республики.

Завершающий этап объединительного процесса занял примерно 50 лет - время великого княжения Ивана III Васильевича (1462-1505 гг.) и первые годы княжения его преемника - Василия III Ивановича (1505-1533 гг.). Исключительным по значимости событием этого этапа стало свержение ордынского ига в 1480 г. Освобождение Руси способствовало тому, что тенденции объединения с Москвой стали решающими.

Самым крупным препятствием на пути этого процесса было существование самостоятельной Новгородской феодальной республики. В ходе борьбы, московское великокняжеские власти взяли верх над Новгородом.

В 1485г. Тверь после недолгого (двухдневного) сопротивления сдалась Московскому войску. Вятская земля, важная в промысловом отношении была присоединена в 1489г. С вхождением северных владений Новгорода и Вятской земли в состав Российского государства вошли и нерусские народы Севера и Северо-Востока. Это явление не было новым в государственном развитии русских земель потому что с давних времен русские княжества включали нерусские народы, жившие в междуречье Оки и Волги

В 1483-1485 гг. произошли крупные народные волнения в Пскове. Московская великокняжеская власть использовала это, чтобы склонить на свою сторону массу псковского населения и ослабить позиции знати. В 1510 г. бывшая самостоятельной после отделения от Новгорода в 1348 г. Псковская республика прекратила свое существование..

В 1514 г. в результате войны с Литвой, в состав Московского великого княжества вошел старинный русский город Смоленск. Наконец, в 1521г, перестало существовать давно уже находившееся в фактическом подчинении Москвы Рязанское княжество.

Окончательная точка в длительном процессе объединения северо-западных и северо-восточных русских земель в едином Российском государстве была поставлена Василием III. Объединение русских земель было в основном завершено. Образовалась огромная держава, самая крупная в Европе. В рамках этого государства была объединена русская (великорусская) народность.

Из трех этапов образования централизованного государства можно сделать вывод, что централизация земель происходила в ходе войн. Не одно объединение не прошло мирным путем. Русский народ воевал против своего же народа.

 

Опричнина и ее последствия.

В 60-е годы реформаторская деятельность была осложнена внешними (Ливонская война) и внутренними (опричнина) причинами. Много здесь значила и личность царя Ивана-человека государственного ума, но властолюбивого. К осени 1559 года прекращается реформаторская деятельность. Произошел разрыв царя с приближёнными. Сильвестр был направлен в ссылку, сначала в Кирилло-Белозерский монастырь, затем в Соловецкий. Адашев был послан в действующую армию в Ливонию, но вскоре был арестован, умер в 1561 году. Начинается второй период правления Ивана IV- опричнина. Начало опричнины относится к январю 1565 г., когда царь, находясь в Александровской слободе, шлёт в Москву 2 грамоты. В первой, адресованной боярам, духовенству и служилым людям, он обвинял их в изменах и потворстве изменам, а во второй объявлял московским посадским людям, что у него «гневу на них к опалы некоторые нет». Послания вызвали волнения в Москве. В Александровскую слободу направилась делегация духовенства и боярства. Царь соглашался вернуться на престол при условии, что будут казнены (наказаны) изменники, что он учинит себе опричнину (личный удел царя). Остальная часть государства стала именоваться земщиной, управление которой осуществлялось Боярской думой. Политическим и административным центром опричнины стал «особый двор» со своей Боярской думой и приказами, своей казной. В опричнину сначала была взята тысяча, а к концу — 6 тыс. служилых людей, но были и представители некоторых княжеских и боярских родов. У опричников была особая форма: к шеям своих лошадей они привязывали собачьи головы, а у колчана-метлу. Это означало, что опричник должен «грызть государственных изменников и выметать измену. Обычно считалось, что в опричнину были взяты территории, где господствовало княжеско-боярское землевладение. В последнее время выяснено, что ставшие опричными земли были заселены в основном либо служилыми людьми, либо другими верными слугами, либо были черносошными. Опричная часть выделялась и в Москве. Проводились выселения, но их масштабы не стоит преувеличивать. Опричнина не приняла структуру крупной собственности на землю. Но жертвами опричнины стали многие бояре. Террор был направлен не только против отдельных князей (Старицкий В. А.), бояр, но и городов. На рубеже конца 60-х-начала 70-х годов был разграблен Новгород, тысячи новгородцев были убиты, а имущество церквей, монастырей, было конфисковано. И все это за то, что якобы Новгород хотел изменить царю. По пути в Новгород опричники громили сёла, деревни и города (Тверь, Торжок). Пскову удалось избежать погрома. После возвращения из Новгорода начались казни самих опричников. В 1572 г. опричнина была отменена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.035 с.)