Основные категории педагогической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории педагогической психологии



Основные категории, которыми пользуется педагогическая психология –

1. Обучение – передача знаний, которое требует активности сознания ученика, цель обучения состоит в том, чтобы эти знания были восприняты, поняты, закреплены и реализованы в практике и в деятельности;

2. Воспитание – формирование общественно – ценных потребностей, обучение адресовано сознанию, а воспитание подсознанию; воспитание предполагает не просто знание норм поведения, а то, что они должны стать регулятором поступков и действий человека;

3. Знания – набор социокультурного опыта, который зафиксирован в знаках, символах, картинах. Можно выделить разные параметры знания – полнота (способность выделить все признаки и понять их связи друг с другом); оперативность (способность применить имеющиеся знания в вариативных ситуациях); глубина (способность выделить существенные признаки того или иного понятия); гибкость (способность самостоятельно применить или сконструировать несколько способов и видов решения одной и той же задачи, или разработать нестандартный подход к решению задач); конкретность и обобщенность (способность выделить обобщенное знание, подвести конкретные задания под обобщенные, отнести частное к общему); свернутость и развернутость (способность излагать свои знания компактно, и умение развернуть свои знания в ряд последовательных шагов); системность (умение определить иерархию понятий в их последовательности и взаимосвязи); осознанность (умение перегруппировать и преобразовать материал, творчески применить описание явлений, законов, понятий);

4. Умение – способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности, на основе имеющихся знаний. Умение применять полученные знания в новых условиях, и характеризуется тем, что с помощью знаний, человек может осмыслить те или иные знания, ту или иную информацию. Умение поставить цели, план, регулировать процесс деятельности;

5. Навык – способность выполнять какое – либо действие автоматически, без поэтапного контроля; навыки имеют разную степень обобщенности; выделяют разные группы навыков - чувственные или сенсорные, умственные или интеллектуальные, двигательные или моторные;

Типы взаимосвязи обучения и воспитания:

- воспитание может быть неотрывно от обучения, оно осуществляется в процессе обучения;

- воспитание осуществляется в специальных учреждениях или идет в специальной системе. Вне образования, это всевозможные кружки, спортивные секции, общественная работа; и в этом варианте подкрепляются все эффекты обучения;

- воспитание осуществляется вне образовательного процесса, но в соответствии с его общими целями (в семье, в трудовом коллективе, всевозможные группы, общности); зачастую такой вид носит стихийный характер и стихийные результаты;

- когда обучение идет не в контексте воспитания (когда человек учится через книги), обучение идет в самостоятельной работе;

Знания, умения, навыки определяют обученность личности.

Обученность – объем сведений, информации, которая имеется в памяти человека, а так же умения и навыки по их воспроизведению; т.о. у человека есть фонд действенных знаний – которыми человек пользуется; а есть пассивные знания, которые человек имеет в своей памяти, но в своей жизни не применяет, или применяет ограниченно;

 

Тема: Методы педагогической психологии

План:

1. Проблема методов педагогической психологии

2. Уровни методологических знаний

Проблема методов педагогической психологии

Методология науки имеет свою определенную проблематику, над которой работают специалисты;

1. Проблема методологических основ психолого – педагогических исследований, разработка принципов, подходов, на основе которых можно разрабатывать новые направления;

2. Проблема определения возможностей применения общенаучных и общепсихологических методов в исследованиях педагогической психологии;

3. Проблема разработки собственных методов исследования;

4. Проблема специфики применения заимствованных методов для исследований в области педагогической психологии;

5. Проблема разработки диагностических методик, в целях психологического изучения развития личности, критериев, результатов обучения, повышение качества педагогического труда и исследование качества педагогического труда;

Основным методом исследования являются психолого – педагогические эксперименты;

Основные этапы психолого – педагогического эксперимента:

  1. Изучение состояния проблемы – ставится проблема, выбирается объект исследования и предмет исследования; необходимо поставить перед собой задачу и четко ее понять;
  2. Разработка и уточнение общей исходной исследовательской концепции – построение модели интересующего явления, выражается в гипотезе;
  3. Планирование исследования – определение целей и задач исследования, определение экспериментальных планов, т.е. планирование эксперимента, затем выбор методов и методик исследования, определение математических методов обработки результата;
  4. Сбор данных и описание полученных фактов – это описание фактов имеет две части: поиск и отбор фактов, которые описаны в науке, а потом находим факты, которые отвечают нашей теме; после этого появляется практическая часть, где помещаются результаты исследования и описываем эти результаты, а после этого оцениваем результаты проведенного эксперимента и проводим проверку гипотезы; для того чтобы проверить гипотезу нужно провести интерпретацию;
  5. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями – то что получилось в результате исследования, формируются общие выводы;
  6. Оценка перспективы дальнейшего исследования – любая работа может закончиться тем. Что не получили желаемых результатов, и можно написать что еще в этом направлении можно сделать;

Уровни методологических знаний

Можно выделить 4 основных уровня, каждый ставит перед исследователями свои задачи;

  1. Уровень философский – в данном случае философия раскрывает всеобщие законы природы, общества и познания и устанавливает взаимосвязи между этими законами; Общий метод систематизации знаний, и он играет методологическую роль в создании единой картины мира, идет философское осмысление тех закономерностей, которые исследует педагогическая психология;
  2. Общенаучный уровень – исследование познавательной деятельности осуществляется в разных областях науки; выявляется функционирование вопроса исследований;
  3. Специально научный уровень – идет реконструкция реальных закономерностей, которые действуют в конкретных исследованиях; полученные закономерности могут применяться в различных науках, но исследование проводится на базе конкретно педагогической психологии; те законы и закономерности которые выявляются, присутствуют в различных сферах деятельности; на общенаучном уровне часто используются заимствованные методики;
  4. Уровень конкретных методик – это разработка конкретных методик исследования, применительно к решению определенных задач определенного типа;

Доклад: История становления педагогической психологии; Зимняя «Педагогическая психология» «Стр.14-21»

Тема: Образование - глобальный объект педагогической психологии

План:

1. Образование как многоаспектный феномен

2. Основные тенденции, психологические принципы современного образования

Современное образование рассматривается как социальный институт и как одна из подструктур общества, состояние образования отражает состояние общества; развитие и функционирование образования обусловлено самим обществом; переход общества от индустриального к информационному; образование выступает как социальный институт с функцией культурного воспроизводства; это ориентирует людей на принятие социокультурных норм;

При этом культура понимается как система образцов поведения, сознания людей, а также совокупность предмета проявления в жизни и обществе;

1. Образование рассматривается как система – сложный механизм, имеет свою структуру, включает в себя разные элементы и связи, имеет свое управление и организацию; система характеризуется: имеет цель, имеет содержание, характеризуется структурированными учебными программами, имеет структурированные учебные планы, в этих программах и планах учитываются предыдущие уровни образования и учитываются последующие, и именно эта характеристика обеспечивает непрерывность образования; системообразующей частью любого образования является цель; образование как система включает в себя понятие педагогическая система, она имеет свои структурные элементы; Педагогическая подсистема:

- цель

- учебная информация;

- средства коммуникации

- учащихся

- педагога

Образование как система имеет три уровня охвата общества:

- социальный масштаб (образование в мире, стране, в определенном обществе, регионе, определенной организации, т.е. образование как целостная единица); система государственного образования, частного, светского;

- ступени образования – структурирование процесса образование по вертикали (школьное образование, высшее образование с различными уровнями, учреждения повышения квалификации, аспирантура и докторантура)

- профиль образования – определяется содержанием образования (общее образование, специальное образование, профессиональное образование, дополнительное образование)

Система образования характеризуется разнонаправленностью, при этом могут быть разные формы (школы, лицеи, гимназии, колледжи), каждая ступень образования имеет свои организационные формы обучения, так же имеются специальные формы контроля (опросы, зачеты, экзамены), преемственность уровней (т.е. каждый последующий уровень строится на основе предыдущего), управляемость, эффективность, направленность. Так же имеет свои качественные и количественные характеристики, и все это одновременно функционирует и развивается;

2. Образование рассматривается как процесс – образовательная система функционирует и развивается в учебно-воспитательном процессе, основной задачей процесса является развитие и саморазвитие человека как личности, и этот процесс продолжается до конца сознательной жизни человека; образование как процесс непрерывно, постоянно видоизменяется в зависимости от целей, меняется содержание, меняется форма образования; сущность образования как процесса заключается в следующих характеристиках – разводятся две стороны обучение и научение, выделяются два субъекта образования ученик и учитель; со стороны обучающего образовательный процесс представлен единством обучения и воспитания, а со стороны обучающегося это освоение знаний, решение образовательных задач, активное участие в личностных и коммуникативных тренингах; и все это способствует всестороннему развитию личности человека; образование это активный процесс учения и познания;

3. Образование рассматривается как результат – это образ того результата который должен быть получен, и тот который есть реально; образ который должен быть получен, конкретизируется образовательной системе и зафиксирован в образовательных стандартах, он включает требования к качествам личности, к его знаниям, умениям, навыкам; второй план – это сам человек, который прошел обучение; чем шире у человека образование, тем увереннее и конкурентно способнее становится человек; качество и уровень образования соответствуют таким параметрам как ощущение себя, чем выше результат, тем выше чувство собственного достоинства присутствует у человека;

Основные тенденции и психологические принципы современного образования

Вербицкий выделил следующие тенденции современного образования –

  1. Необходимо осознавать каждый уровень образования как органическую часть системы непрерывного образования.
  2. Когда мы осознаем каждую ступень образования, возникает проблема преемственности этапов
  3. Конкретизация образования и технологизация, включает в себя разные уровни от философской концепции;
  4. Идет переход к активным методам обучения, от информирования, и к активным формам обучения, это выражается от просто лекций к различным таким формам как проблемное обучение, постановка проблемных вопросов; различные самообучающиеся системы;
  5. Развитие и стимуляция творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
  6. Коллективное обучение является основным видом современного обучения;
  7. Идет перенос акцента с обучающей деятельности на познавательную деятельность субъекта, т.е. на обучающегося;

 

Психологические принципы

- интеграция всех воспитывающихся общества

- гуманизация образования (усиленное внимание к личности обучающегося)

- дифференциация и индивидуализация (направлен на создание условий для проявление и развития способностей каждого обучающегося)

- принцип демократизации (необходимо создавать предпосылки для развития инициативы учащихся, творчества; формирование условий для широкого участия личности обучающегося в жизни общества позиции гражданина проживающего в данном обществе)

 

29.02.2012

Лекция

Тема: Единство обучения, учения и развития в образовательном процессе

План:

  1. Общая характеристика процесса обучения
  2. Основные аспекты процесса научения
  3. Психологические теории учения

 

  1. Общая характеристика процесса обучения:

Проблемы обучения:

- проблема соотношения разграничения эффектов научения и развития

- проблема законов и закономерностей научения

- проблема механизмов и условий наиболее эффективного обучения и научения

- и т.д.

Основные подходы к определению «Обучение»:

Платонов: Обучение – это вид формирования личности и коллектива, формируются в процессе упражнений, но при этом дополняются связями нового содержания, которое устанавливает связи с уже имеющемся.

Педкасссистый - обучение, это общение, в процессе которого происходит познание и усвоение общественно-исторического опыта, а так же происходит овладение той или иной конкретной деятельности.

Талызина – обучение, это деятельность учителя в учебном процессе.

Харламов – обучение, это целенаправленный педагогический процесс организации, стимулирования, активной учебно-познавательной деятельности учащихся в овладения научными знаниями и навыками, творческих способностей, формирует нравственно-эстетические взгляды и мировоззрения.

Зимняя – обучение, это целенаправленная последовательная передача общественно-исторического, социального опыта другому человеку или людям, в специально-организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. В процессе существует две стороны обучающая, и обучающаяся. Можно выделить два процесса: процесс обучения и процесс воспитания, эти два процесса протекают в деятельности учителя; основным звеном в процессе обучения можно выделить такую структурную единицу как содержание, фактически оно определяет сам процесс обучения; в связи с эти встает вопрос как в обучении реализуется основная цель, как объединяются между собой развитие, обучение и воспитание. Выготский говорит, что психологическая проблема состоит в установлении внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития и изменения этой структуры вместе с методами школьного обучения. Т.о. важно структурировать содержание, которое будет адекватно развитию ребенка, и оно будет изменяться сообразно развитию ребенка, и вместе с изменением содержания будут меняться и методы школьного обучения. Давыдов дает ответы на поставленные вопросы, он говорит, что образовательный процесс осуществляется на основе усвоения содержания системы учебных предметов, каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной формы сознания. Стержнем же учебного предмета является его программа, это иерархическое и систематическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению. Программа, которое фиксирует содержание учебного предмета. Включает методы, сроки обучения, характер дидактических пособий, а так же проектирует тип мышления, который формируется у школьника в процессе усвоения ими предлагаемого материала. Содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности. Т.о. чтобы была достижима цель, нужно структурировать содержание, в зависимости от содержания определяются методы, содержание отражается в программах, планируя содержание предмета необходимо учитывать учебную деятельность. Давыдов отводит внимание контексту передачи, т.е. что передавать, что транслировать обучающимся. Самым общим понятием отражающим результат является научение. И очень важно понять какое соотношение между обучением, учением, научением.

Обучение – совместная деятельность учителя и ученика, которая обеспечивает усвоение знаний школьника и овладение способами приобретения знаний. В рамках обучения можно выделить деятельность учителя и деятельность обучаемого;

Учение – это деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладение способами приобретения этих знаний.

Научение - приобретение индивидуального опыта и прежде всего автоматизированных навыков.

  1. Основные аспекты процесса научения

Научение – как целенаправленный процесс, процесс сознательного присвоения социокультурного опыта, формируется в процессе учения. Т.е. это некий результат процесса учения.

Аспекты процесса учения:

- с т.зр. физиологии: Учение рассматривается в плане нейрогуморальных механизмов, выработке условных рефлексов, закономерностей высшей нервной деятельности, а так же аналатико-синтетической деятельности мозга. Результатом будет приобретение новых условных рефлексов, новые паттерны взаимодействия и связей, и т.о. организм начнет по новому функционировать в среде;

- с позиции биологии: учение представляет собой адаптационный процесс, в нем рассматриваются такие аспекты как наследственность, среда, приспособление, регуляция. Следовательно, когда учение воздействует на данные аспекты, результатом научения будет являться адаптация.

- с т.зр. социологии учение рассматривается как фактор социализации, как фактор общественного сознания. Содержанием будет являться законы и закономерности развития человека в обществе, а результат будет в определенном уровне социализации человека;

- с т.зр педагогики, это воспитательно-образовательная система, т.о. содержанием этого процесса обучения будет являться взаимодействие, а результатом будет усвоение системы, знаний, навыков, умений;

- с позиции психологии, как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития, учение в итоге проявляет и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения человека, развития, содержанием будут являться законы и закономерности развития деятельности, а результатом будут определенные новообразования, и изменение внутренней сущности субъекта.

В рамках психологии выделяется несколько аспектов понятия научения:

- отечественная психология (рассматривает научение и учения как познавательный процесс, в результате усваивается социальный опыт, практическая и теоретическая деятельность, у животных же трактуется как процесс изменения врожденного видового опыта и приспособление его к конкретным условиям);

- бихевиористы (как несвязанный с психикой процесс слепого ассоциирования стимулов и реакций, установление рефлекторных связей через упражнение);

- ассоцианизм (рассматривает научение как процесс изменения психического отражения, который отражает условия деятельности и поведения по принципу пассивного установления новых связей);

- гештальтпсихология (как процесс реконструирования исходного целостного опыта в виде образцов);

Научение может проходить в процессе деятельности, а может проходить как результат деятельности.

Научение как побочный продукт, научение может происходить в деятельности, может быть как побочным продуктом, так и результатом. Как побочный продукт может происходить в труде, стихийное общение и преднамеренное познание другого опыта. Побочный продукт в труде – как качество личности; навыки; осмысление каких-либо аспектов деятельности; в игре – освоение ролей, навыков;

Виды научения:

Есть такие виды, которые характерны для животных, а есть такие, которые характерны для человека. Характерные как для человека, так и для животных:

- импринтинг (может быть в сензетивный период, приспособление происходит, фактически с рождения, предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций);

- оперантное научение (это тогда когда знания умения и навыки приобретаются методом проб и ошибок);

Характерные только для человека:

- Викарное научение – через прямое наблюдение за поведением других людей;

- Вербальное наблюдение – приобретение человеком опыта через язык;

 

  1. Психологические теории научения
  1. Ассоциативная теория научения – суть в том, что идет управление процессом накопления в переработке чувственного опыта, сущностью является усвоением человеком связей существующих между конкретными объектами, существуют определенные условия научения: научение происходит между элементами посмежности, когда происходит соседство объектов в пространстве и времени, по функциональной смежности (качество и количество, причины и следствия), логическая смежность (частное к общему, вида к роду, посыла и заключения), а может быть психологическая смежность, содержанием является образование ассоциаций.
  2. Условно-рефлекторная теория научения – модель обучения заключается в том, что происходит стимуляция, активной познавательной деятельности, исследовательской деятельности учащихся, это деятельность направляется и организуется, и применяется на практике. Содержание научения – образование связей между безусловными врожденными раздражителями и условными раздражителями; сущность научения - заключается в том, что осваиваются новые значимые свойства вещей и явлений окружающего мира и новые полезные формы и действия поведения которые эти формы использует. Условия научения: для классических условных рефлексов – наличие подкрепления, которое должно быть связано с определенными потребностями человека, второе условие - повторение. Для инструментальных рефлексов – нужна неудовлетворенная потребность организма, она порождает пробные и исследовательские действия, и нужна награда, т.е подкрепление действия и нужна достаточная систематическая награда. Отличие от первого вида научения в том, что
  3. Знаковая теория научения – суть обучения заключается в том, что у учащихся формируется обобщенная понятийная система и приемы умственной деятельности. Содержанием является обнаружение и использование существенных отношений реальностей, их отображения в понятиях, и закрепления в словах. Сущность в том, что у учащихся формируются понятии и их системы, которые отражают существенное отношение реальности, существуют условия этого научения – выявление и абстрагирования объектов, обнаружение общности и характера этих отношений, и закрепление этих отношений в словах, т.е. воспринять, обобщить и выразить в словах.
  4. Оперантная теория научения - бихевиористы вывели законы выработки сложных форм поведения. Закон эффекта: он говорит о том, что когда процесс установления связи сменяется удовлетворением, прочность связи возрастает, т.е. если та или иная деятельность в ситуации имеет положительное подкрепление, то запоминается оно лучше. Закон сохранения – если в течении некоторого времени, связь между ситуацией и ответной реакции не возобновляется, интенсивность этой реакции ослабляется. Закон взаимосвязанности – если два психических акта развиваются во взаимосвязи, то поведение одного из них приводит к закреплению второго. Закон тренировки - чем выше интенсивность тренировки, тем лучше усваивается обратная реакция, и тем дольше она сохраняется в памяти. Закон интенсивности – чем интенсивнее тренировка ответа, тем лучше он усваивается и тем дольше остается в памяти. Закон ассимиляции – каждый новый стимул имеет способность вызывать реакцию, которая в прошлом была связана с этим же стимулом. Закон результативности – реакция, сопровождающаяся приятными последствиями закрепляется и если сопровождается неприятными последствиями, ее стараются заглушить или избежать. Т.о. в процессе обучения практически нет мелочей.

 

Тема: Обучение и развитие

План:

  1. Соотношение обучения и развития
  2. Психическое развитие в обучении
  3. Движущие силы психического развития
  4. Обучаемость, основные ее характеристики

 

  1. Соотношение обучения и развития:

Развитие – сложное поступательное движение, в ходе которого происходит прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке. Развитие происходит в течение всей жизни, изменяются только направления этого развития, изменяются только интенсивность, характер и качество развития.

Можно выделить следующие характеристики развития:

- необратимость (т.е. то, что человек для себя приобрел, фактически остается с ним на всю оставшуюся жизнь, во вторых развитие может иметь различные направления);

- неравномерность;

- сохранение предыдущего в новом;

- единство сохранения и изменения;

Факторы, влияющие на развитие:

  • Предпосылки развития, условия, связь развития и внутренней позиции ребенка;

Т.о. обучение является не только условием, но и основным средством психического и личностного развития ребенка, в связи с этим можно выделить следующие проблемы обучения и развития:

- проблема соотношения обучения и развития;

- проблема соотношения обучения, воспитания и развития;

- проблема соотношения интеллектуального и личностного развития в учебном процесса;

- проблема синзетивных периодов в развитии;

- проблема критериев и показателей уровней развития в учебном процессе;

- проблема основных линий и тенденций психического развития в учебном процессе;

Психическое развитие – это самостоятельный независимый процесс, который имеет свои внутренние закономерности. И развитие ребенка представляется как процесс подчиненный природным законам и протекающий по мере созревания, обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса, обучение оказывает влияние лишь на внешние особенности развития, несколько ускоряя, или напротив задерживая сроки проявления новых стадий развития, при этом обучение не изменяет последовательности этих стадий и не влияет на психологические особенности.

Стадии интеллектуального развития определяются системой организации и способами передач индивиду общественно-исторического опыта; обучение и воспитание рассматривается как регулятор связи между психологическими функциями и свойствами личности;

Существуют основные направления разработки проблем обучения и развития:

  1. Выявление действий, при которых обучение становится развивающим;
  2. Определение конкретных форм обучения, которые обеспечивают более высокое интеллектуальное развитие;

Эльконин и Давыдов разрешают эти вопросы через решение выведение на первый план содержания обучения; Менчинская, Богоявленская, Меллер – считают, что эффективность усвоения повышается посредством изменения способов умственной деятельности; т.о. они предполагают упор на теорию Выготского о зоне ближайшего развития; Ананьев – исследует воздействие разных методов обучения, и т.о. они работают в плане методологии. Занков – развивающий аспект обучения достигается путем совершенствования самого процесса обучения, куда входят и формы, и методы, и средства, и содержания. Гальперин и Талызина – они исследовали влияние поэтапного формирования умственных действий на интеллектуально развитие ребенка, которое позволяет пошагово управлять процессом усвоения знаний. Матюшкин, Кудрявцев – исследователи проблемное обучение в развитии ребенка;

Доклад СТАРШЕКЛАССНИК КАК СУБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ!!!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 4774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.064 с.)