Пофакторная оценка качества территории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пофакторная оценка качества территории



Введение

 

Данный курсовой проект предусматривает выработку заключения по оценке градостроительного решения, принятого на предыдущих этапах курсового проектирования по «Основам градостроительства и планировки населенных мест».

Цель проекта - приобретение навыков пофакторной и комплексной оценки участков территории и принятого градостроительного решения в целом с учетом разницы в потребительской ценности различных районов. Назначение комплексной оценки - дать характеристику всех микрозон города в единой системе.

 

Исходные данные и положения

 

В качестве исходных данных имеется генеральный план малого города Петровск с численностью населения 39 тыс. чел., нанесенный на топографическую основу масштаба 1:10000. Город запроектирован на выбранной ранее территории, разработанной студентами специальности 120303 «Городской кадастр». При планировке города использована прямоугольная планировочная структура. На пересечении двух планировочных осей города расположен общегородской центр. В центре города выделяется общественно-деловая зона, в которую входят объекты социально-бытового обслуживания.

На генеральном плане представлены селитебная территория города, производственная, ландшафтно-рекреационная и общественно-деловая. На севере города Кировск компактно расположена селитебная территория. Южнее ее располагаются промышленная и коммунально-складская территории, до каждой из которых ведет своя дорога. Восточнее селитьбы располагается ландшафтно-рекреационная зона с ПКиО.

Селитебная территория поделена сетью улиц на кварталы и микрорайоны (их 16) с указанием строительного зонирования и их площадей. По строительному зонированию она разделена на зоны с различной этажностью застройки: зоны преобладающей одноэтажной застройки, зоны преобладающей двух-трехэтажной застройки и зоны многоэтажной (четырех- девяти) застройки. Жилые кварталы приняты в среднем одной площади. Селитебная территория отделена от промышленной санитарно-защитной зоной, ширина которой составляет 100 метров.

Производственная зона складывается из промышленной и коммунально-складской территорий. Господствующее направление ветров в городе – юго-западное, что обусловило расположение производственной зоны в южной части города.

Поскольку исходная информация по каждой микрозоне представлена большим набором характеристик, то все исходные данные группируются в две таблицы, раздельно по инженерным и экологическим характеристикам.

Инженерные характеристики районов

Таблица 1

№ Микрозоны Функция, % Площадь, F, га Население, тыс. чел Расстояние до центра по УДС, км Обеспеченность транспортом Обеспеченность инженерскими сетями
ж/д Обслуживание магистрали Водопровод Канализация Теплоснаб. Газопровод
Кол-во Протяжение, км
  Ж.м.1 17.4 3.4       8.74 + + + +
  Ж.м.2 17.4 3.4       9.6 + + + +
  Ж.м.3 17.4 3.4       7.9 + + + +
  Ж.м.4 17.4 3.4       12.2 + + + +
  Ж.м.5   2.95       7.5 + + + +
  Ж.м.6   2.95       6.2 + + + +
  Ж.с.1   2.6       6.7 + + + +
  Ж.с.2   2.6       7.3 + + + +
  Ж.с.3   2.1       8.3 + + + +
  Ж.с.4   2.1       10.6 + + + +
  Ж.с.5 18.1 2.6       9.5 + + + +
  Ж.и.1   1.5         + + + +
  Ж.и.2   1.5         + + + +
  Ж.и.3 18.1 1.5       13.4 + + + +
  Ж.и.4 18.1 1.5       10.2 + + + -
  Ж.и.5 18.1 1.5         + + + -
  Р.1 142.5         18.7 + - + -
  Р.2 69.6         19.2 + - + -
  Р.3           13.4 + - + -
  Р.4 67.5         10.8 + - + -
  Р.5 114.9         13.7 + - + -
  Р.6           15.5 + - + -
  Р.7 65.4         11.2 + - + -
  Р.8 70.3         16.5 + - + -
  Т.1             + + + -
  Т.2             + + + -
  П.             + + + +
  К.           24.4 - - - +
  Д(о)             + + + +

 

В графе 1 указывается номер микрозоны, принятый в данном проекте.

В графе 2 указывается функциональное значение микрозоны:

П - производственная зона;

Ж.м. - жилой массив с многоэтажной застройкой;

Ж.и. - жилой массив с индивидуальной застройкой;

Ж.с. - жилой массив со среднеэтажной застройкой;

Д(О) - деловой (общественный) центр;

Р - рекреационно-ландшафтная зона.

Санитарно-защитные зоны предприятий не могут быть использованы для размещения жилой застройки или для долговременного отдыха населения, поэтому их следует в данном случае относить к производственному типу территории. То же относится к коммунально-складским территориям.

Территории, занятые зелеными насаждениями следует относить к рекреационно-ландшафтным.

В графе 3 указывается площадь квартала в гектарах.

В графе 4 ставится число жителей данной микрозоны.

В графу 5 записывается расстояние от геометрического центра квартала до общественного центра города, измеренное по магистральной сети.

В графе 6 знаками «+» или «-» отмечается наличие в квартале или на его границе железной дороги.

В графе 7 указывается количество магистралей (общегородских, районных, грузовых автодорог), проходящих через микрозону или окаймляющих ее, а в графе 8 их общая, суммарная протяженность в километрах в однополосном исчислении. Условно принимается, что главная улица (или улицы) является общегородской магистралью с 4-мя полосами движения в обоих направлениях. Все улицы, по которым проложены маршруты массового пассажирского транспорта, являются магистралями районного значения с двухполосной проезжей частью. Все остальные улицы - жилые улицы. Для того чтобы определить суммарную протяженность магистралей в однополосном исчислении нужно сложить удвоенную протяженность районных магистралей и протяженность общегородских, умноженную на 4.

В графы 9, 10, 11 и 12 знаками «+» или «-» отмечается наличие в квартале или на его границе инженерных коммуникаций: соответственно, водопровода, канализации, теплопровода и газопровода.

Поскольку различные по преимущественной функции кварталы имеют разную степень воздействия на окружающую среду и предъявляют к ней неодинаковые требования, то и экологическая оценка территории представлена таблицей 2:

Экологическая характеристика кварталов

Таблица 2

№ квартала Расстояние до пром.зоны П, км Направление ветра Озеленение, % Обводненность территории
по УДС по воздуху с пром. Зоны на пром. Зону Водоем Река отсутствует
в микрозоне по границе в микрозоне по границе
Ж.м.1     - +            
Ж.м.2     - +            
Ж.м.3     - +            
Ж.м.4     - +            
Ж.м.5     - +            
Ж.м.6     - +            
Ж.с.1     - +            
Ж.с.2     - +            
Ж.с.3     - +            
Ж.с.4     - +            
Ж.с.5     - +            
Ж.и.1     - +            
Ж.и.2     - +            
Ж.и.3     - +            
Ж.и.4     - +            
Ж.и.5     - +            
Р.1     - +            
Р.2     - +            
Р.3     - +            
Р.4     - +            
Р.5     - +            
Р.6     - +            
Р.7     - +            
Р.8     - +            
Т.1     - +            
Т.2     - +            
П.     - +            
К.     - +            
Д(о)     - +            

 

Поскольку, кроме экологического воздействия производства на рассматриваемую территорию решается так же и вопрос транспортной доступности, расстояние до производственной зоны показывается дважды: по существующей магистральной сети и по кратчайшему расстоянию (соответственно графы 2 и 3). Расстояние измеряется от геометрического центра квартала до въезда в производственную зону. Если в городе имеется несколько пром. зон, то в графах 2 и 3 отмечаются расстояния от квартала до каждой пром. зоны, все данные в таблице графически объединяются; под ними располагают итоговую строку, в которой в графе 2 следует указать среднее расстояние, а в графе 3 - наименьшее. В этом случае данные по графам 7... 11 отражают в итоговой строке квартала.

Для того чтобы оценить ветровой режим территории необходимо использовать розу ветров. Она представляет собой чертеж, на котором показана в масштабе повторяемость направлений ветра по румбам на данной территории. Если в соответствии с розой ветров получается, что более чем в 50% случаев ветер направлен со стороны производственной территории на рассматриваемый квартал, то тогда ставится знак «+» в графе 4 и знак «-» в графе 5. Если менее чем в 50% случаев, то - наоборот.

В графе 6 указывается фактический процент озеленения территории. Онопределяется графически сплана города по формуле:

Zi=F3i/Fi (1)

Zi - % озеленения;

F3i - площадь зеленых насаждений i-ro кадастрового квартала, га;

Fi - площадь i-гo кадастрового квартала, га.

Для районов жилой застройки по генеральному плану территория зеленых насаждений условными обозначениями не была выделена. Поэтому она определяется в соответствии с п.2.11 СНиП 2.07.01-89* [1]. Для кварталов многоэтажной застройки она составляет 6 м2 /чел, но не менее чем 25%. Мною была изменена норма озеленения, н она стала равной 12,5 м2/чел. Для кварталов индивидуальной застройки % озеленения следует принимать ориентировочно 40%, а для кварталов среднеэтажной застройки - 30%.

Для санитарно-защитных зон предприятий ширина защитной полосы озеленения принимается в зависимости от ширины санитарно- защитной зоны:

при ширине санитарно-защитной зоны до 300 м - 60%;

300 - 1000 м - 50%;

более 1000 м - 40%.

В графах с 7 по 10 описываются водные ресурсы кадастрового квартала. Знаком «+» отмечается вид водного пространства и его расположение. При отсутствии водоемов ставится «+» в графе 11.

 

 

Оценка доступности территории по отношению к производственным

Зонам

 

Исходной информацией для определения показателя транспортной доступности микрозоны по отношению к производственным зонам города является расстояние между ними и микрозоной по магистральной сети города Lпзi (графа 2 таблицы 2). Эти данные повторно фиксируются в графе 2 таблицы 4. Доступность определяется по формуле 8, аналогичной формуле 6. В том случае, если на территории города имеется несколько пром. зон, то берутся данные из итоговой строки по микрозоне.

Дцi =100/(3,125*Lцi+ 11,5) (8)

Дцi - доступность производственной зоны для i-ой микрозоны;

Тцi - трудность сообщения i-ой микрозоны с пром. зоной, мин. Результаты по каждой микрозоне заносятся в графу 3 таблицы 4.

По значениям доступности микрозон относительно производственной зоны вычисляется нормированная оценка по формуле:

Дцi=(Дцi-Дцmin)/(Дцmax-Дцmin) (9)

В2i- нормированная оценка доступности i-ой микрозоны относительно производственной зоны;

Дпзmin - минимальное значение доступности производственной зоны для микрозон города;

Дпзmах - максимальное значение доступности производственной зоны для микрозон города.

Ценность территории по доступности производственных зон

Таблица 4

  № микрозоны   РасстояниеП1, км   ДоступностьДцi   Нормир. Оценка B2i, баллы
  2.95 4.83 0.5
  3.35 4.55 0.4
  2.4 5.26 0.7
  2.8 4.94 0.56
  3.35 4.55 0.4
  3.0 4.79 0.5
  3.75 4.31 0.3
  4.15 4.6 0.42
  2.6 4.31 0.3
  3.85 4.08 0.2
  3.45 5.1 0.63
  3.25 4.3 0.3
  3.3 4.5 0.4
  4.1 4.65 0.45
  3.25 4.6 0.4
  2.95 4.1 0.2
  4.35 4.83 0.5
  3.7   0.2
  4.1 4.34 0.3
  2.1 4.1 0.2
  3.25 5.56 0.8
  2.1 4.65 0.45
  2.95 5.56 0.8
  4.75 4.83 0.5
  5.3 3.8 0.08
  2.95 3.6  
  1.8    
  2.8   0.6

 

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ВОЗДУХА

На состояние воздушного бассейна территории наибольшее влияние оказывают два фактора: выбросы от промышленных предприятий города и от автотранспорта. Существуют утвержденные методики, которые позволяют достаточно точно определить объем выброса вредных веществ и уровень их концентрации на конкретной территории, как от промышленности, так и от автотранспорта. Однако все они опираются на большое количество конкретных данных. Но в обоих случаях концентрация вредных веществ на территории в прямую зависит от расстояния до источника выброса. Поэтому для оценки вредного влияния промышленности на состояние воздуха в кадастровом квартале в качестве исходного данного используется расстояние по воздушным линиям до промзоны; при наличии нескольких промзон данные берутся из итоговой строки по микрозоне (графа 3 таблицы 2). Оценка влияния автотранспорта на состояние воздушного бассейна зависит от интенсивности его движения. Для простоты вычислений условно в курсовом проекте принято, что интенсивность движения транспорта на магистралях города приблизительно одинакова, а, следовательно, чем большее количество магистралей обслуживают микрозону (графа 7 таблицы 1), тем больше вредных веществ будет выброшено автомобильным транспортом в атмосферу.

Экологическая оценка территории производится по балльной системе.

Влияние промышленных предприятий на состояние воздушного бассейна.

Вредное влияние промышленности на состояние воздуха в микрозоне определяется двумя факторами: удаленностью от промзоны и ветровым режимом территории.

На основании данных графы 3 таблицы 2 по таблице 11 определяется балльная оценка по возможности попадания вредных веществ из вредных выбросов промышленных предприятий в атмосферу на территорию микрозоны. Результат заносится в графу 2 таблицы 15.

Балльная оценка состояния воздуха по удаленности от промзоны

Таблица 11

Класс вредности предприятия Ширина защитной Расстояние микрозоны от промзоны, км
зоны, м менее 0,5 0,5...1,0 более 1,0
I        
II        
III        
IV        
V        

 

В том случае, когда доминирующие ветра направлены на территорию со стороны промышленности, увеличивается коридор распространения вредных веществ от производственных выбросов и, наоборот, при направлении ветра со стороны микрозоны на пром. зону коридор вредного воздействия сокращается. На основании данных графы 4 и 5 таблицы 2 по таблице 12 определяется балльная оценка ветрового режима Э2i

 

Балльная оценка ветрового режима

Таблица 12

Направление ветра Балл
Со стороны промышленной зоны на территорию  
Со стороны территории на промышленную зону  

 

Если в городе имеется несколько производственных зон, то балльная оценка ветрового режима определяется по формуле:

Э2i=1/∑Э2ij (16)

Э2ij - балльная оценка ветрового режима i-оймикрозоны от j-ой производственной зоны, в том случае, если ∑Э2ij=0.

Если ∑Э2ij = 0, то суммарная балльная оценка ветрового режима Э2i принимается равной 0.

Результат балльной оценки ветрового режима заносится в графу 3 таблицы 15.

Влияние автотранспорта на состояние воздушного бассейна.

Влияние автотранспорта на состояние воздуха микрозоны оценивается по числу магистралей, ее обслуживающих. Исходные данные для определения балльной оценки влияния автотранспорта по таблице 13 берутся из графы 7 таблицы 1.

Балльная оценка загазованности от автотранспорта

Таблица 13

Количество обслуживающих магистралей          
Балл          

Результат отмечается в графе 4 таблицы 15.

 

ОЦЕНКА ШУМОВОГО РЕЖИМА

Шум, так же как и выбросы вредных веществ, ослабевает по мере удаления от его источника. Существуют утвержденные инструкции по определению уровня шума в конкретной точке при конкретной градостроительной ситуации. Однако, для целей укрупненной оценки в данном курсовом проекте условносчитается, что территория микрозоны находится в однородных экологических условиях. Шумовой режим территории оценивается по балльной шкале (см. табл.14). В качестве источника шума рассматриваютсяавтомобильный н железнодорожный транспорт. Исходные данные для балльной оценки принимаются по таблице 1 (графы 6 и 7). Результаты оценки заносятся в графу 5 таблицы 15.

Балльная оценка шумового режима

Таблица 14

Источник шума Железнодорожный Число обслуживающих автомагистралей
  транспорт        
Балл          

 

На основании балльных оценок по состоянию воздуха и шумовому режиму вычисляется сводная балльная оценка экологической ситуации в каждой микрозоне:

Эсвi = 0,2* Э1i + 0,3* Э2i +0.4*Э3i +0,1 * Э4i (17)

Эсвi - сводная экологическая оценка i-ой микрозоны;

Э1i - балльная оценка i-ой микрозоны по удаленности от пром. зоны;

Э2i - балльная оценка i-ой микрозоны по ветровому режиму;

Э3i - балльная оценка i-ой микрозоны по загазованности от автотранспорта;

Э4i - балльная оценка i-ой микрозоны по шумовому режиму. Сводная экологическая оценка отражается в графе 6 таблицы 15.

По значениям сводной экологической оценки микрозон вычисляется нормированная оценка по формуле:

В6i=(Эсвi-Эсвmin)/(Эсвmax-Эсвmin) (18)

B6i - нормированная экологическая оценка i-ой микрозоны. Нормированная экологическая оценка заносится в графу 7 таблицы 15.

Экологическая оценка территории

Таблица 15

№ Микрозоны Пофакторная оценка Сводная экологическая оценка,Эсв Нормированная оценка B6i, баллы
  Влияние пром. зоны.   Ветровой режим, Э2   Загазованность отавтотранспорта, Э3   Шумовой режим, Э4
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
  З       1.5  
  З       1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          1.5  
          0.6  
          0.6  
          1.5  

 

Заключение

 

В курсовом проекте была проведена пофакторная и комплексная оценка участков территории города Кировск, дана характеристика всех микрозон города в единой системе. Составлен рельеф условной ценности территории.

 

 

Введение

 

Данный курсовой проект предусматривает выработку заключения по оценке градостроительного решения, принятого на предыдущих этапах курсового проектирования по «Основам градостроительства и планировки населенных мест».

Цель проекта - приобретение навыков пофакторной и комплексной оценки участков территории и принятого градостроительного решения в целом с учетом разницы в потребительской ценности различных районов. Назначение комплексной оценки - дать характеристику всех микрозон города в единой системе.

 

Исходные данные и положения

 

В качестве исходных данных имеется генеральный план малого города Петровск с численностью населения 39 тыс. чел., нанесенный на топографическую основу масштаба 1:10000. Город запроектирован на выбранной ранее территории, разработанной студентами специальности 120303 «Городской кадастр». При планировке города использована прямоугольная планировочная структура. На пересечении двух планировочных осей города расположен общегородской центр. В центре города выделяется общественно-деловая зона, в которую входят объекты социально-бытового обслуживания.

На генеральном плане представлены селитебная территория города, производственная, ландшафтно-рекреационная и общественно-деловая. На севере города Кировск компактно расположена селитебная территория. Южнее ее располагаются промышленная и коммунально-складская территории, до каждой из которых ведет своя дорога. Восточнее селитьбы располагается ландшафтно-рекреационная зона с ПКиО.

Селитебная территория поделена сетью улиц на кварталы и микрорайоны (их 16) с указанием строительного зонирования и их площадей. По строительному зонированию она разделена на зоны с различной этажностью застройки: зоны преобладающей одноэтажной застройки, зоны преобладающей двух-трехэтажной застройки и зоны многоэтажной (четырех- девяти) застройки. Жилые кварталы приняты в среднем одной площади. Селитебная территория отделена от промышленной санитарно-защитной зоной, ширина которой составляет 100 метров.

Производственная зона складывается из промышленной и коммунально-складской территорий. Господствующее направление ветров в городе – юго-западное, что обусловило расположение производственной зоны в южной части города.

Поскольку исходная информация по каждой микрозоне представлена большим набором характеристик, то все исходные данные группируются в две таблицы, раздельно по инженерным и экологическим характеристикам.

Инженерные характеристики районов

Таблица 1

№ Микрозоны Функция, % Площадь, F, га Население, тыс. чел Расстояние до центра по УДС, км Обеспеченность транспортом Обеспеченность инженерскими сетями
ж/д Обслуживание магистрали Водопровод Канализация Теплоснаб. Газопровод
Кол-во Протяжение, км
  Ж.м.1 17.4 3.4       8.74 + + + +
  Ж.м.2 17.4 3.4       9.6 + + + +
  Ж.м.3 17.4 3.4       7.9 + + + +
  Ж.м.4 17.4 3.4       12.2 + + + +
  Ж.м.5   2.95       7.5 + + + +
  Ж.м.6   2.95       6.2 + + + +
  Ж.с.1   2.6       6.7 + + + +
  Ж.с.2   2.6       7.3 + + + +
  Ж.с.3   2.1       8.3 + + + +
  Ж.с.4   2.1       10.6 + + + +
  Ж.с.5 18.1 2.6       9.5 + + + +
  Ж.и.1   1.5         + + + +
  Ж.и.2   1.5         + + + +
  Ж.и.3 18.1 1.5       13.4 + + + +
  Ж.и.4 18.1 1.5       10.2 + + + -
  Ж.и.5 18.1 1.5         + + + -
  Р.1 142.5         18.7 + - + -
  Р.2 69.6         19.2 + - + -
  Р.3           13.4 + - + -
  Р.4 67.5         10.8 + - + -
  Р.5 114.9         13.7 + - + -
  Р.6           15.5 + - + -
  Р.7 65.4         11.2 + - + -
  Р.8 70.3         16.5 + - + -
  Т.1             + + + -
  Т.2             + + + -
  П.             + + + +
  К.           24.4 - - - +
  Д(о)             + + + +

 

В графе 1 указывается номер микрозоны, принятый в данном проекте.

В графе 2 указывается функциональное значение микрозоны:

П - производственная зона;

Ж.м. - жилой массив с многоэтажной застройкой;

Ж.и. - жилой массив с индивидуальной застройкой;

Ж.с. - жилой массив со среднеэтажной застройкой;

Д(О) - деловой (общественный) центр;

Р - рекреационно-ландшафтная зона.

Санитарно-защитные зоны предприятий не могут быть использованы для размещения жилой застройки или для долговременного отдыха населения, поэтому их следует в данном случае относить к производственному типу территории. То же относится к коммунально-складским территориям.

Территории, занятые зелеными насаждениями следует относить к рекреационно-ландшафтным.

В графе 3 указывается площадь квартала в гектарах.

В графе 4 ставится число жителей данной микрозоны.

В графу 5 записывается расстояние от геометрического центра квартала до общественного центра города, измеренное по магистральной сети.

В графе 6 знаками «+» или «-» отмечается наличие в квартале или на его границе железной дороги.

В графе 7 указывается количество магистралей (общегородских, районных, грузовых автодорог), проходящих через микрозону или окаймляющих ее, а в графе 8 их общая, суммарная протяженность в километрах в однополосном исчислении. Условно принимается, что главная улица (или улицы) является общегородской магистралью с 4-мя полосами движения в обоих направлениях. Все улицы, по которым проложены маршруты массового пассажирского транспорта, являются магистралями районного значения с двухполосной проезжей частью. Все остальные улицы - жилые улицы. Для того чтобы определить суммарную протяженность магистралей в однополосном исчислении нужно сложить удвоенную протяженность районных магистралей и протяженность общегородских, умноженную на 4.

В графы 9, 10, 11 и 12 знаками «+» или «-» отмечается наличие в квартале или на его границе инженерных коммуникаций: соответственно, водопровода, канализации, теплопровода и газопровода.

Поскольку различные по преимущественной функции кварталы имеют разную степень воздействия на окружающую среду и предъявляют к ней неодинаковые требования, то и экологическая оценка территории представлена таблицей 2:

Экологическая характеристика кварталов

Таблица 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.095 с.)