К теме 13. Опричнина Ивана IV. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К теме 13. Опричнина Ивана IV.



Студенту необходимо выявить изменения во внутренней политике Ивана IV в конце 1500-х гг, и найти объяснения тому, почему темпы и методы Избранной рады перестали устраивать царя? Проанализируйте причины падения Избранной рады, и связь между смертью первой жены Ивана IV и изменениями не только в деятельности и личности, психике царя. Необходимо уяснить, что отъезд Ивана IV из Москвы и мнимое «отречение» от царства имели своей целью учреждение «опричнины», которая стала не только особым государственным уделом, но и методом управления страной.

Далее необходимо уяснить, как происходило разделение страны на опричнину и «земщину». Обратите внимание на тот факт, что в опричнину попали те земли, которые был центрами старинного боярского землевладения, и тем самым был нанесен удар по экономическом благосостоянию крупнейших боярских фамилий. Тем самым опричная политика Ивана IV имела две составляющие – подрыв экономического могущества боярства и затем его физическое истребление. Изучите начало опричного террора, обратите внимание на дело князя Владимира Андреевича Старицкого и опричное избиение Новгорода в 1569 году. Выявите, в чем состояло расширение территории опричнины в 1570 году и какие цели преследовала поездка Ивана IV по опричным городам.

Перейдите к изучению причин ликвидации опричнины в 1572 году и ее преобразованию в Государев Двор. Подведите итоги опричного правления. Проанализируйте экономический кризис и мероприятия правительства по его преодолению. Реконструируйте события, связанные с «первым введением» «заповедных лет» в 1581 году. Изучите обстоятельства смерти Ивана IV и подведите итоги его правления.

 

Вопросы студенту

1. В чем причины падения Избранной рады?

2. Как сложилась судьба А.Ф. Адашева и Сильвестра после их опалы?

3. Почему для учреждения опричнины Иван IV мнимо отрекся от престола?

4. Какие земли вошли в состав опричнины?

5. Какая система управления сложилась в опричнине и земщине?

6. Что такое «избранная тысяча», какую роль она играла в опричнине?

7. В чем причины перехода Ивана IV к массовому террору, какие личные качества царя повлияли на его введение?

8. Почему Иван IV не остановился перед казнью своего брата? Какие события, связанные с болезнью великого князя, способствовали фабрикованию «Старицкого дела»?

9. Почему «заповедные лета» первоначально были введены не на всей территории страны?

10. Какую связь можно найти между опричниной и предшествующими реформами Ивана IV?

11. Каковы политические итоги опричнины? Добился ли Иван IV поставленных целей?

 

К теме 14. Русское государство в конце XVI века. Федор Иоаннович и Борис Годунов.

Изучение темы необходимо начать с обстоятельств смерти Ивана Грозного в 1584 году и анализа внутриполитической обстановки в стране. необходимо изучить условия, в которых происходило воцарение сына Ивана Грозного Федора Иоанновича и особенности его правления. В том числе необходимо изучить особенности личности царя Федора, его болезнь и слабоумие, что, в конечном итоге, способствовало выдвижению Бориса Годунова. Необходимо дать характеристику личности Бориса Годунова, проанализировать отзывы о нем современников, причем как его сторонников, так и политических оппонентов.

При анализе внутреннего политического положения страны в первую очередь нежно обратить внимание на попытки преодоления экономического кризиса. Студенту необходимо уяснить, что единственный выход из создавшегося критического положения правительство видело в дальнейшем закрепощении крестьян. Следует проанализировать события, связанные с окончательным введением «заповедных лет» 1592 года и сам указ об «урочных летах» 1597 года. В этой связи необходимо проследить сам процесс усиление зависимости не только крестьян, но и кабальных холопов в 1597 году.

Студент должен помнить, что с именем Бориса Годунова связано установление патриаршества в России. В этой связи необходимо выяснить, какие условия способствовали учреждению патриаршества, какова роль Бориса Годкнова в этих событиях, и каковы политические последствия учреждения патриаршества в России.

Изучение темы необходимо продолжить изучением обстоятельств смерти Федора Иоанновича, что повлекло за собой пресечение династии Ивана Калиты. В этой связи студенту необходимо изучить политическую обстановку, в которой проходил Земский Собор 1598 года и избрание Бориса Годунова. Необходимо обратить внимание на внутриполитические особенности избрания Годунова, в том числе связь этого избрания с предшествующими обвинениями Годунова в убийстве царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного от его последнего брака с Марией Нагой. В этой связи необходимо обратиться к изучения знгаменитого «угличского дела» и выявить все три версии гибели Дмитрия, которые наиболее полно изложены в рекомендованных студенту исследованиях В.Б. Кобрина (см. в частности: Кобрин В.Б. Кому ты опасен, историк?. М., 1998). Необходимо охарактеризовать мероприятия первых лет правления Годунова, улучшение экономической ситуации, стабилизация политической обстановки.

Завершить изучение темы необходимо анализом внешней политики России в этот период. Ключевым событием этого времени стала война с Швецией 1590-1593 гг., и студенты необходимо тщательно изучить события этой войны. Также необходимо проанализировать Тявзинский договор с Швецией, который привел к возвращению России части побережья Балтийского моря.

 

Вопросы студенту

1. В чем состоит сущность «указной» и «безуказной» теорий закрепощения крестьян? Как шло развитие этих теорий в отечественной историографии?

2. Какие шаги предпринимало правительства Федора Иоанновича для выхода из экономического кризиса? Какова роль Бориса Годунова в проводимых в этот период мероприятиях?

3. Почему, несмотря на отсутствие письменных источников, историки уверены, что в 1592 году «заповедные лета» распространяются на всю территорию страны?

4. В чем причина принятия указа об «урочных летах» 1597 года?

5. Что такое «угличское дело», какова его связь с воцарением Бориса Годунова?

6. Каковы итоги внешнеполитической деятельности правительства Бориса Годунова? Какие земли, потерянные в ходе Ливонской войны, удалось вернуть России?

Тестовые задания к Модулю 3 по дисциплине «История Древней Руси, (ч. II)»

1. Кто в эпоху Ивана IV входил в состав служилых людей "по прибору"?

 

а) стрельцы;

б) посадские люди;

в) пушкари;

г) городская стража;

д) бояре;

 

2. Кто из крымских ханов совершил набег на Москву в 1571 г.

 

а) Менгли-Гирей; б) Ахмат-Гирей; в) Девлет-Гирей; г) Шангли-Гирей; д) Мирза-Гирей.

 

3. Руководителем Посольского приказа при Иване IV был:

 

а) А.Ф. Адашев б) Иван Висковатый в) М.С. Башкин г) А. Курбский д) М.Ю. Глинский

 

4. После административной реформы 1556 г. население уездов, где поблизости не было частного землевладения, должны были выбирать:

 

а) земских старост б) губных старост в) излюбленных голов г) городовых приказчиков д) наместников-кормленщиков

 

5. В воспоминаниях участника событий описывает эпизод: "Когда я выехал с великим князем, у меня была одна лошадь, вернулся же я с сорока девятью, из них двадцать две были запряжены в сани, полные всякого добра". Речь идет о:

 

а) взятии Казани б) взятии Астрахани в) опричном избиении Новгорода

г) сражении под Полоцком в годы Ливонской войны д) взятии Кашлыка отрядом Ермака

 

6. Ям-Запольский мир был заключен в:

 

а) 1558г. б) 1564 г. в) 1572 г. г) 1580г. д) 1582 г.

 

7. Окончательное введение "заповедных лет" на всей территории страны произошло в правление:

 

а) Ивана III б) Василия III в) Ивана IV г) Федора Иоанновича д) Бориса Годунова

 

8. Последнюю жену Ивана IV, от брака с которой родился царевич Дмитрий, звали:

 

а) Анастасия Захарьина-Юрьева

б) Мария Темрюковна

в) Марфа Собакина

г) Анна Колтовская

д) Анна Васильчикова

е) Василиса Мелентьева

ж) Мария Нагая.

 

9. Установление патриаршества в России произошло в:

 

а) 1553 г. б) 1569 г. в) 1572 г. г) 1584 г. д) 1589 г. е) 1598 г.

 

10. Указ об «урочных летах» был принят в:

 

а) 1569 г. б) 1573 г. в) 1581 г. г) 1584 г. д) 1587 г. е) 1597 г.

Ключи: 1 –а,в, г; 2 –в; 3 –б; 4 –а; 5 –в; 6 –д; 7 –г; 8 –ж; 9 –д; 10 –е.

 

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студента должна включать:

- работу с комплексом рекомендованных исторических источников для углубленного освоения теории и методологии по разделам, представленным на лекциях по дисциплине;

- реферирование основных монографий, рекомендованных по разделам (модулям) программы;

- подготовку к лекциям и осмысление лекционного материала после проведения занятий, а также проработку тем, запланированных для самостоятельного освоения, их конспектирование;

- регулярную подготовку к семинарским и практическим занятиям;

- углубленное изучение отдельных тем по каждому учебному модулю дисциплины и подготовку к промежуточному контролю знаний в форме опроса и тестирования;

- чтение и анализ рекомендованной исследовательской литературы, монографий, научных статей и других пособий;

- подготовку к итоговому контролю знаний.

Самостоятельная работа студента в семестре (как и учебный материал дисциплины) разделена на три модуля.

Студент должен знать, что научные термины существуют в сфере функционирования (прежде всего, к учебной и научной литературе) и фиксации (энциклопедии, словари, справочники, нормативные документы, содержащие официальные дефиниции терминов). При изучении терминов необходимо использовать разные библиографические источники, энциклопедические и справочные научные издания, относящиеся к сферам фиксации и функционирования.

 

Методические указания к проведению контроля остаточных знаний студента

Методические указания по подготовке к контролю знаний

Текущий контроль знаний студента осуществляется в течение семестра в двух основных формах:

- опрос;

- тестирование.

Опрос проводится на лекционных и практических занятиях и используется для контроля результатов процесса подготовки студента к лекционным и практическим занятиям и результатов освоения учебного материала. Выявленные недостатки в подготовке к занятиям и освоении материала доводятся преподавателем до студента. Студент должен устранить недостатки до момента проведения итогового контроля знаний.

Подготовка к контролю знаний осуществляется:

- на лекционных и семинарских занятиях, на которых студенту объясняется материал по запланированным темам и вопросам, предоставляется право получать разъяснения по поводу непонятных ему моментов изучаемой теории и практики;

- в форме самостоятельной работы студента.

Заключительный контроль проводится в форме экзамена, на котором студенту может быть предложено выполнить следующие задания:

- тест на знание понятийного аппарата;

- задание по теоретической части дисциплины;

- практическое задание.

Основные понятия, исторические термины, имена и географические названия дисциплины (Глоссарий)

Адашев Алексей Федорович

Алексий (митрополит)

Андрей Рублев

Араб-шах

Ахмат

Борис Годунов

Василий I Дмитриевич

Василий II Темный

Василий III

Василий Косой

Вассиан

Великие Минеи-Четьи

Владимир Андреевич Старицкий

Вожа

Волостель

Волость

Вольнодумцы

Головничество

Городовые приказчики

Государев двор

Григорий Мама (греческий патриарх)

Гридни

Грюнвальд

Губной староста

Дворец

Дворяне служилые

Детские

Дионисий

Дмитрий Донской

Дмитрий Шемяка

Добрая соха

Душегубство

Едигей

Ермак

Жидовствущие

Земский приказ

Земский староста

Земщина

Иван III

Иван IV

Иван Калита

Иван Милостивый

Иван Пересветов

Избранная рада

Избранная тысяча

Излюбленный голова

Иммунитет

Иосиф Волоцкий

Исидор (митрополит)

Исихазм

Кабальные холопы

Казимир IV

Казна

Касимовское царство

Кормленичий доход

Кормления

Кревская уния

Куликовская битва

Курбский Андрей (князь)

Ливонский орден

Люблинская уния

Макарий (митрополит)

Матвей Башкин

Местничество

Нестяжатели

Нил Сорский

Опричнина

Осифляне

Подымщик

Пожилое

Поместная система

Приказ Казанского дворца

Приказ Сибирского дворца

Присуд

Прощенники

Пушкарский приказ

Пьяна (река)

Разбойный приказ

Речь Посполитая

Сергий Радонежский

Сильвестр

Симеон Бекбулатович

Симеон Гордый

Служилые князья

Сословно-представительная монархия

Сотские

Строгановы (купцы)

Стояние на Угре

Стригольники

Судебник

Тамерлан

Тарханные грамоты

Тарханно-несудимые грамоты

Татьба

Тиуны

Торговая казнь

Тохтамыш

Тысяцкий

Уезд

Узбек (хан)

Уложение по службе

Улу-Мухаммед

Уставные грамоты

Федор Иоаннович

Феофан Грек

Флорентийская уния

Худая соха

Челобитный приказ

Черносошные крестьяне

Юрий Данилович

Яжелбицкий договор

Ясак

Хронологическая таблица

 

1263 – выделение Москвы как самостоятельного удела

1301 – Даниил Московский отвоевывает у Рязанского княжества Коломну

1302 – к Москве присоединен Можайск и часть Переяславского княжества

1303 – смерть Даниила Московского

1318 – Юрий Даниилович получает Ярлык на Великое владимирское княжение

1318-1324 – борьба между Юрием Данииловичем и Михаилом Тверским за Владимирский Ярлык.

1325 – начало правления Ивана Калиты

1327 – восстание в Твери, ярлык переходит к Московскому князю

1340-1353 – правление Симеона Гордого

1353-1359 – правление Ивана Милостивого

1359 – Дмитрий Иванович (будущий Донской) в девятилетнем возрасте становится московским князем

1367 – вокруг Москвы строится белокаменный кремль

1377 – поражение русских войск на реке Пьяне

1378 – сражение на реке Вожже

8 сентября 1380 года – Куликовская битва

1382 – сожжение Москвы Тохтамышем

1385 – Кревская уния Великого княжества Литовского и Польши

1389 – смерть Дмитрия Донского, московским князем становится его сын Василий I

1395 – нашествие Тамерлана на Русь

1410 – Грюнвальдская битва

1425 – смерть Василия I, московским князем становится его сын Василий II

1439 – Флорентийская уния

1433-1453 – феодальная война в России

1453 – турки-османы захватывают Константинополь

1456 – Яжелбицкий договор с Новгородом

1458 – разделение православной церкви

1462 – смерть Василия Темного, московский стол переходит к его сыну Ивану III

1471 – битва новгородцев с суздальцами на реке Шелони

1472 – Иван III женится на Софье Палеолог

1475 – Суд на Городище в Новгороде

1478 – ликвидация независимости Новгорода

1480 – стояние на Угре

1485 – ликвидация независимости Твери. В официальных документах Московского государства появляется новый титул Ивана III – "государь и великий князь всея Руси"

1497 – издание Судебника Ивана III

1497-1498 – династический кризис

1505 – смерть Ивана III. московский престол переходит к Василию III

1510 – присоединение Псковской республики к Москве

1514 – у Литовского княжества отвоеван Смоленск

1521 – присоединение Рязанского княжества

1530 – рождение Ивана IV

1533 – смерть Василия III

1533-1538 – правление Елены Глинской

1538-1547 – годы боярского правления

1547 – начало самостоятельного правления Ивана IV, который принимает титул "Царь и великий князь всея Руси"

1549 – первый Земский собор

1550 – издание "Царского Судебника"

1551 – Стоглавый собор

1552-1556 – военная реформа

1552 – завоевание Казанского ханства

1556 – присоединение Астраханского ханства и Ногайской орды

1556 – реформа местного управления

1558-1583 – Ливонская война

1565-1572 – опричнина Ивана Грозного

1569 – Люблинская уния и создание Речи Посполитой

1581 – первое введение "заповедных лет"

1582 – Ям-Запольский мир

1583 – Плюсское перемирие

1584 – смерть Ивана Грозного, царем становится его сын Федор

1589 – Установление патриаршества в России

1592 – окончательное введение "заповедных лет"

1597 – указ об "урочных летах"

1598 – смерть Федора Иоанновича, Земский собор избирает царем Бориса Годунова

Вопросы к зачету по курсу «История Древней Руси» (часть II)

1. Феодализм: понятие, историография, дискуссии. Проблемы генезиса феодализма в России.

2. Источники русской истории XIV-XVI вв. Классификация источников.

3. Историография русской истории XIV-XVI вв.

4. Иммунитетные грамоты XIV-XV вв. Феодальный иммунитет в России в эпоху Русского централизованного государства.

5. Русские земли накануне процесса образования РЦГ. Причины и особенности образования РЦГ.

6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Политика московских князей. Дмитрий Донской и Куликовская битва.

7. Феодальная война в России во второй четверти XV века.

8. Завершение процесса образования Русского централизованного государства. Иван III и Василий III.

9. Русская православная церковь в XIV-XVI вв. Ереси.

10. Внешняя политика Российского централизованного государства в XV-первой трети XVI века.

11. Завершающий этап борьбы русского народа с зависимостью монголо-татарских ханов. "Стояние на Угре".

12. Судебник 1497. Происхождение и структура источника. Суд и судопроизводство в Русском централизованном государстве.

13. Система преступлений и наказания по Судебнику 1497 года. Особенности формирования русского средневекового права.

14. Политический, экономический и административный строй Российского централизованного государства.

15. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XV вв.

16. Российское централизованное государство в первой трети XI века. Предпосылки реформ 1550-х гг.

17. Военные реформы Ивана IV.

18. Реформы местного и центрального управления Ивана IV. Реформа фиска.

19. Исторический портрет Ивана IV. Иван IV в отечественной и зарубежной историографии.

20. Судебник 1550 г. Характеристика источника, его структура и история возникновения.

21. Русская система права по Судебнику 1550 года.

22. Стоглав. Государство и церковь в XVI веке. Изменения в структуре Русской православной церкви.

23. Опричнина Ивана Грозного.

24. Внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война.

25. Русское государство в 1584-1598 гг. Правление Федора Иоанновича.

26. Процесс юридического оформления крепостного права в России в XV-XVI вв.

27. Социально-экономическое развитие Русского государства во XVI веке. Предпосылки формирования раннекапиталистических отношений.

28. Исторический портрет Бориса Годунова.

29. Русская литература XIV-XVI вв.

30. Русская архитектура XIV-XVI вв.

31. Развитие русского изобразительного искусства в XV-XVI вв.

32. Общественно-политическая мысль в XVI веке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.14 с.)