Готическая архитектура Праги. Костел святого Мартина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Готическая архитектура Праги. Костел святого Мартина



Костел святого Мартина

 

Готическая перестройка костела осуществилась во время правления Карла IV. Главный неф увенчал свою высоту и был перекрыт сводом, стена на юго-западе приобрела призматический вид, а пространство костела расширилось постройкой квадратного в плане пресвитерия. Ребра свода вырастали из консолей, украшенных масками. Место их пересечения украшает роза и звезда. В 1488 г (после перестройки в поздней готике) появляются два боковых нефа, так же перекрытие ребристыми сводами.

Карлов мост

Карлов мост – самый старинный мост Праги, одной из самых красивейших готических инженерных сооружений в мире.

Его сооружение началось в 1357 г по приказу Карла IV. Мост, охраняемый с двух сторон мощными и богато украшенными сторожевыми воротными башнями. Полотно моста поддерживают 16 опорных быков, соединенных арочными пролетами, его длинна 516 метров, ширина 9,5 метров. Строительство завершено 1406 г.

Мост со стороны старого города начинался Мостовой готической башней (одна из самых красивейших) которая являлась не только украшением Карлового моста, но и частью укреплений Старого города. Ворота башни закрывались опускающейся железной решеткой, богато украшенной скульптурными изображениями святых и королей, гербами земель, входивших в империю Карла IV.

Восточная стена башни разделена карнизами на ярусы, символизирующие сферы: подземную, лунную солнечную и звездную, при чем в «преисподней» - в подвальном помещении, приходящемся на мостовую опору, находилась тюрьма.

Нижний этаж башни был выполнен при Карле IV и образует ворота 8-ми метровой ширины с проемом в виде готической стрельчатой арке и специфическим сетчатым сводом в проезде, украшенным фресками. В помещении на втором этаже с балочным перекрытием располагалась караульная служба, откуда спускали железную решетку, закрывающую ворота башни. Фасад второго яруса украшен трехлепестковой декоративной аркой, под общим треугольным декоративным фронтоном. В центре фронтона размещены стоящая скульптурная фигура святого Вита и две фигуры, восседающих на троне слева Карл IV справа Вацлав IV, и знаки святой империи Римской и Чешского королевства по обеим сторонам. Скульптурные изображения правителей работы мастерской Петра Парлержа уникальны тем, что обладают портретным сходством. Над Святым Вита расположен знак Святовяцковской флице, а выше над консолей – лев (тень от головы которого согласно астрологическим расчетом, падает на грудь орлице в день Святого Вита – 15 июня).

Жилые дома готического стиля

Староместская площадь – ценнейший памятник Праге.

Тынская школа (расположена на восточной стороне площади) имеет готическую аркаду, относящуюся ко второй половине XII в и началу XIV в. На Тынской улице интересен дом «у золотого перстня» с готическим порталом. На углу Тынской улице и Староместской площади стоит дом «у каменного колокола», который представляет собой трехэтажную башню – дворец с пристроенными к нему флигелями, окружающими прямоугольный дворик. От подлинного былого великолепия осталось: восстановленный пластический декор фасадов и настенные росписи в интерьерах парадных залов второго и третьего этажей. Сохранившиеся частично (собраны из кусочков) пластики, украшавшие фасад являются образцами среднеевропейской традиции скульптурного убранства.

От первоначальных интерьеров осталось лишь капелла с прихожей на первом этаже южного крыла, перекрытая ребристым крестовым сводом, ее стены покрыты фресками из жизни святого Вацлава, изображение христа и святых.

В парадных залах второго и третьего этажей осталась часть подлинного декоративного убранства: входной портал, подоконные сидения и тронная тройная ниша с балдахином.

Костница в Седлеце

Кладбищенский костел Всех Святых – готическая часовня в Седлеце, предместье чешского города Кутна-Гора, отделанная человеческими черепами и костями. На украшение часовни ушло около 40 000 человеческих скелетов.

В 1278 г. Генрих, аббат цистерцианского монастыря в Седлеце, был послан чешским королем Отакаром II в Святую землю (Иерусалим). Обратно он привез немного земли Голгофы и рассыпал ее по кладбищу аббатства. Кладбище стало считаться святой землей, и стало популярным местом захоронения среди жителей Центральной Европы. Многие тысячи людей желали быть похороненными на этом кладбище. Средневековые войны и эпидемии, в частности эпидемия чумы в середине XIV века, пополняли кладбище, которое разрослось до размеров около 4 гектаров.

 

Около 1400 года в центре кладбища был построен готический собор с усыпальницей. Поскольку мест на кладбище было недостаточно, активно практиковалось вторичное захоронение. Усыпальница служила «складом» для костей, извлеченных из могил, на их места снова хоронили умерших. Более шести раз земля на кладбище перепродавалась. Согласно легенде, после 1511 года работу по извлечению скелетов из могил и складированию их в усыпальнице выполнял полуслепой монах цистерцианского ордена.

В 1703-1710 гг. собор был перестроен: добавлен новый вход, чтобы поддерживать наклонившуюся наружу стену, и верхний ярус перестроен в стиле барокко.

В 1784 г. император распорядился закрыть монастырь. Часовню и монастырскую земли купила семья Шварценбергов. Князь Шванцерберг дал распоряжение создать то, что впоследствии прозвали «церковь из костей». Это необычное дело было отдано под оценку местного резчика по дереву Франтишека Ринта. Он вымачивал кости в хлорной извести и постепенно создавал свои творения.

По четырем углам собора расположены колоннообразные груды костей. С середины нефа свисает огромный костяной канделябр; в нем мастер использовал абсолютно все части человеческого скелета – начиная от фаланги пальцев и заканчивая копчиковыми костями, украсив гирляндами черепов. Среди других произведений искусства можно отметить алтарные дароносицы, расположенные по бокам алтаря, а также большой фамильный герб Шварценбергов и подпись мастера Ринта, также выполненная из костей.

Трудно найти более яркое и трагическое произведение, чем церковь из костей. Чехия ежегодно принимает тысячи гостей со всего мира, желающих увидеть уникальное творение человеческих рук. Костница в Чехии – это своеобразное напоминание о бренности всего сущего и грядущем апокалипсисе, быстротечности жизни человека и судном дне.

В настоящее время часовня открыта для посетителей семь дней в неделю, с утра до вечера.

Архитектура Древней Руси.

Первые каменные храмы на Руси были построены в Киеве, Новгороде и Владимире. В главном соборе Киева Святой Софии, с девятью куполами, чувствуется влияние мастеров из Константинополя.

Собор Святой Софии в Киеве

Новой чертой становится окружение храма открытой галереи- гульбищем и возведением его на высоком цоколе - подклете. Наружная декорация иногда имитировала в традиционную деревянную резьбу этим особенно отличались соборы Владимира – Успенский и Дмитровский, а так же храм Покрова на Нерли – жемчужина русского зодчества XIIв.

Владимиро-Успенский собор во Владимире

 

Дмитровский собор во Владимире

Церковь Покрова на Нерли

 

Мотивы белокаменной резьбы напоминают не только традиционные славянские резные деревянные узоры, но во многом сходны с романской скульптурой Западной Европы. В XIII- XIVвв, в связи с татаро–монгольским нашествием, зодчество Древней Руси практически везде затухает, кроме Новгорода и Пскова, что бы XVв пережить новый бурный расцвет, особенно во время правления Ивана III.

Новгородский собор Софии

Ярослав Мудрый до конца жизни своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол. Дал он им в князья любимого сына Владимира, а когда тот со своей новгородской дружиной по отцовскому приказу разбил волжских болгар и захватил богатую добычу, Ярослав не поскупился, все отдал Новгороду. Новгородцы решили возвести у себя Новгородский Софийский собор, увенчанный пятью главами. Собор Софии Новгородской строили 7 лет, освещение ее состоялось в 1052 г. Владимир по освещению собора прожил менее месяца, скончался 4 октября 1052 г. и похоронен был в церкви Святой Софии.

Собор построен из простого обтесанного камня и кирпича. На нем 6 глав, из которых 5 находятся по середине а 6-ая на юго-западной стороне над лестницей ведущей на хоры. Самая большая глава (средняя) сначала имела форму опрокинутого котла, но потом над ней была надстроена верхушка в виде луковицы. Средняя глава в 1408 г была обложена медными, вызолоченными через огонь листами, а другие главы собора были крыты свинцом. Кресты на главах были тоже медными, вызолоченные через огонь. На верху креста средней главы находится металлический голубь, который служит символом Духа Святого над храмом и всеми молящимися. Первоначально Софийский Новгородский собор (как и вообще все древние храмы) был устроен с одним пределом во имя Успения Божией Матери, но потом были сооружены еще 5 пределов. По внешнему виду собор представляет собой правильный 4-х угольник, возвышающийся без уступов от основания до кровли. С восточной части он выдается тремя полукружиями по числу 3-х основных его частей: трапезы (престола), жертвенника и диаконника. До реставрации 1900 г входов в собор было 3 (западной, северной и южной сторон), а потом вместо окна с северо-восточной стороны был устроен еще один вход для духовенства.

Власть в конце XI в редко на долгое время оставалось в руках одного князя. Всего на два-три года появлялся князь в Новгороде, что бы потом уйти. За этот срок София Новгородская утратила в сознании горожан непрерывную связь с князем и стала своего рода символом Новгородской республики. Рядом с храмом собиралась вече, в нем служили торжественные молебны в честь военных побед, возводили избранных на высшие должности, хранили казну. Поэтому в течении 58 лет собор оставался не расписанным. О первоначальной настенной росписи собора нет точных и определенных сведений. Известно только что для росписи главного купола специально были вызваны греческие иконописцы только в 1108 г по заказу епископа Никиты София Новгородская была украшена фресками. Об изображении Христа по Пантократора в куполе собора сохранилась древняя легенда, записанная Новгородской летописи. Предание рассказывает что мастера, расписавшие фреску, изобразили Спасателя с благославляющей рукой. Однако на другое утро рука оказалась сжатой. Трижды художники переписывали изображение пока от него не изошел глас: «Писари! не пишите мя со сжатою рукой. Аз бо в сей руке моей сей Великий Новгород держу; когда сия рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание». Но это изображение в годы Великой Отечественной Войне было утрачено. В южной галерее храма сохранилось изображение Константина и Елены. Образы византийского императора, провозгласившего христианство государственной религии, и его матери, нашедшей в 326 г в Иерусалиме крест, на котором был распят Христос, как нельзя более подходит у главному собору Новгорода. Они наглядно демонстрировали торжество христианства и святость богочестивых царей. Ученые установили, что и техника живописи, и подбор красок были не типичны для русских мастеров. Поэтому исследователи установили, что это изображение было написано западноевропейским или скандинавским мастером около 1144 г. Гипотеза эта имеет основание, ведь Новгород по своему географическому положению тяготел к Северным странам Европы. Да и в самом облике Софии Новгородской проявились черты романской архитектуры частности техника кладки стен из огромных неправильной формы камней). Могучие стены храма, сложенные из диких камней с их неровной шероховатой поверхностью, не были оштукатурены до середины XII в. Потом штукатурка обору придала целостность и эпический характер из древней росписи собора осталось немногое.

 

Успенский собор

 

Архитектурный ансамбль, возведенный на Соборной площади Кремля более 500 лет назад, неповторим по своей красоте и великолепию. Нынче существующие соборы стоят на месте более древних. Первостепенную роль в этом ансамбле играет Успенский собор. Исследователи считают, что ему предшествовали три храма: деревянная церковь XII в, Дмитровский собор XIII и белокаменный храм времен Ивана Каляты. К концу XV в белокаменный храм стал для Москвы тесен, сильно обветшал и грозил падением. Поэтому Иван III и метрополит филарет задумали разрушить старый храм и построить на его месте новый собор. Были объявлены традиционные соревнования, победителями которых оказались зодчие Иван Кривцов и Мышкин, имени которого имени не называют. В 1472 г мастера приступили к строительству, которому не суждено было завершиться. Прошло два года и храм был уже выведен до самых сводов. Однажды вечером случилось землетрясение, в результате которого упала стена, за ней на половину разрушилась западная и устроенная при ней хоры. Иван III решил призвать мастеров из других стран. Превыше всего тогда ценилась итальянская работа и в июле 1474г в Венецию отправился русский посол. Там он услышал о венецианском зодчем Аристотеле Фиораванти. Тот еще 20 лет назад придумал такую технологию, что на 35 футов передвинул колокольню со всеми колоколами. В городе Уенто где колокольня скривилась, Аристотель выпрямил ее, не вынимая ни одного кирпича. Дож Марчелло не хотел отпускать в далекую Русь своего лучшего архитектора, но ссориться с Иваном III ему было не выгодно (именно он натравил татарского хана на турок-исконных врагов Венеции). Сам же Аристотель не возражал против поездки. По прибытии в Москву (в начале апреля 1475 г) он обследовал остатки разрушенного собора, хвалил прекрасную работу каменотесов, но тут же отметил невысокое качество извести. Строить заново Северную сторону собора он отказался, решив все сломать и начать заново. Закончив закладку фундамента Фиораванти отправился путешествовать по стране, что бы познакомиться с древнерусским зодчеством. Князь Иван III посоветовал взять иностранцу за образец Владимирский Успенский собор.

Четыре года под его руководством возводили Московский Успенский собор русские каменщики и плотники. Кирпич обжигали в специальной, по-новому устроенной печи. Он был продолговатей прежнего, но такой твердый, что его нельзя было разломать, не размочив в воде. Известь растворяли как густое тесто и мазали железными лопатками. Впервые на Руси все делали по циркулю и линейке. Фиораванти научил москвичей закладывать в стены железные связи взамен быстрогниющих дубовых, сводить крестовые своды, делать красивые двойные арки. На Кремлевском холме возрастало здание строгой и торжественной архитектуры. Увенчанный пятью золотыми куполами, собор был виден с различных точек Москвы, хотя не был велик. Повторяя формы Владимирского оригинала, Фиораванти украсил фасады своего творения архитектурным пояском и завершил их характерными для русского зодчества полукружиями закомар. Белокаменные стены оживлялись пилястрами, поясом арочек и узкими щелевидными окнами. Внутреннее пространство храма поражает светлым пространством, открывающимся с первого взгляда расписанные фресками и украшенные мозаиками столбы поддерживали своды просторного зала, пол которого был вымощен мелким камнем. Над фасадами торжественно поднялись на световых барабанах пять шлемовидных куполов, подхватывая вертикальный строй пилястр. Фиораванти внес такие новые элементы как равные размеры закомар, пять (вместо трех) алтарных апсид, лишь незначительно выступающих на глади стены.

Успенский собор становится главным на Руси. В нем оглашались государственные акты, в алтаре храма хранились важнейшие государственные документы. Здесь возводили в духовный сан и хоронили метрополитов и патриархов всея Руси. Здесь у гроба метрополита Петра и перед общей русской святейшей иконой (Богоматерь Владимирская) князья и «все чины» приносили присягу верности Москве и великому князю, а в последствии царю. Перед военными походами воеводы получали в соборе благословение, позже венчались на царство русские князья и цари.

В Успенском соборе проходили наиболее значимые для государства церемонии бракосочетания: князя Василия I, сына Дмитрия Донского и Литовской княжны; Василия III и Елены Глинской (матери Ивана Грозного).

Было принято решение увеличить высоту и увенчать её золотой главой, о чём свидетельствует надпись, помещённая высоко на барабане купола в трех горизонтальных поясах. В результате надстройки высота колокольни стала восемьдесят один метр. С тех пор она приобрела тот облик, который мы сейчас знаем, и по праву стала называться Иван Великий, на многие века став главной московской вертикалью. В Москве категорически запрещалось строить здания выше Ивана Великого. В первую очередь это объяснялось тем, что колокольня оставалась главной дозорной вышкой и пожарной каланчой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.021 с.)