Понятие спроса и предложения на аграрные продукты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие спроса и предложения на аграрные продукты



Спрос. Спрос на какой-либо товар характеризует готовность потребителя купить то или иное количество этого товара по определенной цене в некотором интервале времени.

Поскольку при различных значениях цены потребители желают купить разное количество товара, спрос выражается в виде шкалы распределения цен и объемов товара, где обязательными элементами являются:

значения цены, соответствующие объемы продаж товара и интервал времени (день, неделя и т.д.).

Объемом спроса (величиной спроса) на какой-либо товар называют количество этого товара, которое потребители согласны купить по определенной цене за некоторый период времени. Эластичность спроса позволяет определить, в какой степени изменится объем спроса на товар в результате изменения вышеперечисленных факторов.

Эластичность дает информацию о том, какие отношения существуют между процентным изменением зависимой переменной и процентным изменением независимой переменной. С точки зрения производителей предложение должно соответствовать спросу и его эластичность является важнейшим показателем.

Обычно на практике пользуются следующими видами эластичности: ценовая (Ер), перекрестная (Еху) и эластичность спроса по доходу (Еi).

Эластичность спроса по цене характеризует реакцию спроса на изменение цены, или показывает на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на один процент:

Ер = (ΔQ/Q) / (ΔP/P)

Причины циклического колебания цен на прод. товары

Причины:

1.необ-ть единовр-х крупных инвестиций,

2.колеб-е предлож-я,вызван-е измен-ем цен,

3.колеб-е цен обусл-ные коньюнк-рой (ситуацией на рынке)

Проблемы управления рынком продуктов

Современный этап становления рыночных отношений характеризуется отсутствием необходимой сбалансированности и пропорций между спросом и предложением.

Причиной нынешних народнохозяйственных диспропорций, и в том числе нарушения рыночных диспропорций между спросом и предложением, явилась несбалансированность в таких важнейших народнохозяйственных пропорциях, как рост производительности труда и заработной платы, товарооборот и денежные сбережения, доходы и расходы, товарная масса и денежное обращение и др. Вместе с тем неправомерно отождествлять сбалансированность спроса и предложения с понятием товарно-денежного равновесия.

Управление спросом и предложением представляет собой сложный процесс целенаправленного воздействия на весь комплекс факторов, определяющих их развитие и взаимосвязь.

Например, спрос формируется под влиянием экономических (доходы, цены), социально-психологических (престиж, реклама), социальных (общественная среда, уровень жизни, традиции), физиологических (жизнеобеспечение) факторов. Предложение формируется под воздействием научно-технического прогресса, экономических стимулов, общественных потребностей, спроса. Проблемы управления рынком по своей сущности и экономическому содержанию можно объединить в восемь групп.

1. По характеру несбалансированности рынка. Сюда относятся проблемы, выражающие:

общий объем несбалансированности и диспропорции между спросом и предложением;

• несбалансированность по определенным группам товаров и внутригрупповые структурно-ассортиментные диспропорции.

Общеобъемные диспропорции являются предметом заботы верхнего уровня управления и выражаются через стоимостные соотношения. Товарно-групповые диспропорции — это задача межотраслевого и отраслевого управления.

2. По состоянию насыщенности рынка. Могут быть проблемы насыщенного рынка и проблемы ненасыщенного рынка.

3. По масштабам распространения. Рыночные проблемы подразделяются на национальные, региональные и локальные.

4. По уровню управления. Проблемы могут затрагивать народнохозяйственные пропорции (формирование конъюнктурной и ассортиментной политики) и быть сугубо отраслевыми или межотраслевыми (речь идет о размещении оптовых баз торговых предприятий и др.).

5. По характеру новизны товаров. Круг рыночных проблем может быть связан с появлением новых товаров и их утверждением на рынке, расширением или свертыванием спроса на традиционные товары и др.

6. По оперативности решения. Проблемы могут подразделяться на текущие, среднесрочные, долгосрочные.

 

Критерии и параметры ПБ

Состояние продовольственной безопасности оценивается двумя показателями: запасами зерна, оставшегося на хранение до урожая будущего года, и его производством на душу населения.

в соответствии с содержанием понятия "продовольственная безопасность страны" критериями ее обеспечения являются:

-степень удовлетворения физиологических потребностей в энергетическом содержании пищевого рациона и в других его компонентах, определяющих структуру и качество питания;

-физическая и экономическая доступность для различных категорий населения, спецпотребителей и целых регионов (областей).

Сущность ПБ, ее структура и уровни

Под продовольственной безопасностью государства следует понимать такое состояние экономики, при котором, независимо от конъюнктуры мировых рынков, гарантируется стабильное обеспечение населения продовольствием в количестве, соответствующем научно обоснованным параметрам (предложение), с одной стороны, и создаются условия для поддержания потребления на уровне медицинских норм (спрос) — с другой стороны.

При таком подходе к пониманию сущности продовольственной безопасности целью ее достижения и обеспечения является гарантированное и устойчивое обеспечение сырьем и продовольствием, не подверженное влиянию внешних и внутренних факторов.

Важнейшие условия ее достижения:

• потенциальная физическая доступность продуктов питания для каждого человека;

• экономическая возможность приобретения продовольствия всеми социальными группами населения, в том числе и малоимущими, достигаемая путем повышения жизненного уровня или принятия необходимых мер социальной защиты;

• потребление продуктов высокого качества в количестве, достаточном для рационального питания.

Структура продовольственной безопасности

Уровень Субъект, решающий проблему Функция субъекта
     
Глобальный ООН, специализированные органы (FAO, ВТО, Комитет по продовольственной безопасности, Всемирный банк и др.) Содействие стабильному экономическому развитию государств, долговременные программы обеспечения продовольствием, создание запасов продовольствия
Субрегиональный Межрегиональные образования с соответствующими органами, форумы Содействие стабильному экономическому развитию. Улучшение качественных параметров продовольствия
Межнациональный (межгосударственный) Слабо организованные образования (исключение ЕС). Солидарное поведение путем заключения соглашений по торговле, ценам, стандартизации продовольствия. Содействие стабильному экономическому развитию и формированию государственных и местных продовольственных фондов. Улучшение качественных параметров продовольствия
Национальный (государственный) Правительства, законодательные органы власти Стабильность экономического развития, формирование государственных продовольственный фондов, баланс спроса и предложения
Местный Территориальные органы управления (муниципалитет, район, область) Создание условий для получения доходов от домашних хозяйств. Снабжение продуктами и контроль за качеством
Группы населения Домашние хозяйства по группам доходов Достижение доходов, обеспечивающих потребление по научным нормам
Семейный Домашние хозяйства Приобретение и использование продуктов питания и др.

СТРАТЕГИЯ ПБ

В зависимости от принципиального отношения к проблеме продовольственной безопасности страны мира можно условно разделить на три группы: ориентированные на импорт, экспортирующие продукцию, обеспечивающие внутренний рынок за счет собственного производства.

Импортная ориентация присуща странам с неблагоприятными природно-экономическими условиями для производства продовольствия, а также богатым странам, имеющим экономически зависимые государства (доминионы) — политически слабые и не использующие против метрополии продовольственного "оружия". Типичный представитель — Англия.

Развитие тенденций, направленных на обеспечение емкости внутреннего рынка продовольствия за счет собственного производства, позволяет сделать вывод о том, что импорт продовольствия не является главным ориентиром даже в политике государств с неблагоприятными условиями для сельскохозяйственного производства.

Страны, ориентированные на экспорт продовольствия, как правило, располагают лучшими природными и климатическими условиями для его производства или применяют такой комплекс мер по ценовому регулированию; что вывоз продуктов питания становится не только целесообразным, но и экономически выгодным. До недавнего времени эта форма регулирования совместно с экспортными субсидиями являлась основной в финансовой поддержке сельского хозяйства США (60 %) и стран Европейского союза (70 %).

 

 

Этапы и уровни ПО

Решение продовольственной проблемы предполагает этап-кость ее осуществления.

Первый этап связан с осуществлением экстренных мер по преодолению спада производства, погашению задолженности селу, обеспечению сельских товаропроизводителей техникой, удобрениями и средствами защиты растений, горюче-смазочными и другими материалами. В этот период необходимо разработать стратегические положения аграрной политики, создать нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование предприятий всех форм собственности.

Па втором этапе необходимо обеспечить стабилизацию положения в сельском хозяйстве: сформировать рыночную инфраструктуру, административное управление полностью заменить экономическим, совершенствуя при этом взаимоотношения аграрного сектора, с другими отраслями народного хозяйства и создавая экономические условия для социального развития села.

Третий этап предполагает прирост производства сельскохозяйственной продукции на основе применения новейших эффективных технологий, решение продовольственной проблемы и достижение оптимального уровня во внешнеэкономической деятельности.

Различают семь уровней продовольственного обеспечения:

первый уровень предполагает среднесуточное душевое потребление 1800-2300 ккал, что достаточно для преодоления хронического недоедания и создания условий простого воспроизводства народонаселения;

Второй уровень при суточном потреблении на душу населении 2300-2800 ккал характеризует достижение таких объемов продовольственных ресурсов, при которых исключаются эпизодические голодовки и обеспечивается устойчивый рост народонаселения;

для третьего уровня характерно среднесуточное потребление 2800- 3600 ккал ни человека. Это означает, что продовольственные ресурсы достаточны для удовлетворения потребности в стабильном, хотя и несбалансированном по элементам питания, пищевом рационе;

четвертому уровню присуще потребление в пределах 3300—3500 ккал в сутки на душу населения при обязательном 'сбалансировании пищевых продуктов по белку, витаминам и другим важнейшим компонентам;

требованиям пятого уровня соответствует среднедушевое потребление не только сбалансированных, но и экологически чистых продуктов;

шестой уровень предполагает потребление сбалансированных, экологически чистых продуктов не только в среднем на душу населения, но и всеми его социальными группами;

седьмой уровень продовольственного обеспечения характеризует структура питания, позволяющая совершенствовать природу человека, продлевать его активную жизнедеятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.012 с.)