Использование рисуночного письма при пересказывании сказки или рассказа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование рисуночного письма при пересказывании сказки или рассказа



Занимательный, простой рассказ используется, когда ре­бёнок может воспринять красивую картинку и живой рас­сказ педагога привлекает детское внимание, побуждает его к занятиям.

Листая книгу или альбом, в котором наклеины картинки, ребёнок постепенно догадывается об их содержании, а чтобы последовало высказывание, которым эта догадка сопрово­ждается, под каждой картинкой написано, что ребёнок дол­жен сказать.

При такой организации работы пиктограммы помогут де­тям самостоятельно рассказать и запомнить сказку.

Сначала тяжело находить картинки, соответствующие уровню речевого развития детей. Возможно фотокопирование и использование отдельных картинок из книг, а чаще самим педагогам и родителям приходится рисовать, при наличии хоть небольшой способности к этому. Намного лучше самим придумывать рассказы и иллюстрировать их. Возможно так­же использование аудиовизуальных курсов.

При этом нельзя допустить, чтобы дети говорили заученно, не понимая смысла, допуская ошибки.

Всегда для пересказа рассказа используются картинки, диа­фильм, который дети смотрели, или драматизация и игра.

Глобальную картинку можно использовать тогда, когда дети хорошо усвоили сказку и научились пересказывать, видя и «читая» пиктограмму. Такое обучение учит детей постепен­но и читать, так как вместо картинок постепенно появляется Всё больше написанных предложений, особенно если их труд­но иллюстрировать. Так пиктограммы и текст помогут детям запомнить и рассказать знакомую сказку.

Рисуются символы под каждой картинкой. Они служат ре­бёнку примером предложений, которым нужно научить для рассказа. Педагог просит ребёнка рассказать по картинкам и спрашивает, проверяет их понимание. Затем ребёнок пробует рассказать целую сказку при помощи картинок и символов. Картинки и символы помогают ребёнку запомнить текст це­лой сказки. Через несколько дней, перелистывая вместе с ре­бёнком его альбом, педагог помогает ребёнку восстановить содержание сказки, а затем закрывает картинки и просит его без помощи ответить на вопросы, а затем самостоятельно рас­сказать сказку своими словами.

Таким образом, использование пиктограмм помогает де­тям со сложной структурой дефекта в восприятии и закре­плении звуков, усвоении разнообразных ритмических струк­тур, расширении словаря и формировании структуры первых предложений.

Упражнения на развитие вестибулярного аппарата

 

Тренировка вестибулярного аппарата включает движения, его раздражающие (наклоны, повороты, прыжки, упражне­ния на батуте, перекладине и т.п.), а также опосредованное воздействие на организм угловых и прямолинейных ускоре­ний с помощью вращающихся каруселей, качелей и др.

Рекомендации для занятий с детьми до трёх лет

Если у вас достаточно широкая кроватка, можете покатать ребёнка из стороны в сторону, как тесто, а потом поворачи­вайте его на одном месте по часовой стрелке. Попробуйте легко подбрасывать его на руках, только целуйте его после каждого «взлёта», чтобы он не пугался. Покрутитесь с ним по комнате, прижимая его к себе или уложив его у себя на плече. Все движения убыстряйте постепенно так, чтобы изменение интенсивности происходило не за часы и дни, а только за недели. Если ребёнок пугается, то просто имитируйте полёт вверх, не выпускайте его из рук.

Хорошо покачать, держа ребёнка за ручку и ножку, но при этом дайте ему держаться за ваш палец. Поднимите его за ножки вниз головой... Бабушки, пожалуйста, не причитайте: любая акушерка держит так новорождённого и он ещё при этом получает классический акушерский удар по попке, и никому не приходит в голову бояться этого. Это совсем не «страшная», а полезная поза для покачивания и тренировки вестибулярного аппарата. Развитие вестибулярного аппара­та — один из важнейших компонентов занятий с ребёнком и, пожалуй, самый лёгкий.

Любые вращения, покачивания, кружения, перевороты очень полезны. Соблюдайте осторожность, но придумывайте как можно больше всевозможных движений. Ребёнка можно катать по наклонной плоскости, подбрасывать, переворачи­вать вверх ногами, кружить, вертеть, танцевать с ним.

Американец Глен Доман выделяет пассивную (в ней все движения с ребёнком совершают родители, а он сам лишь на­слаждается их действиями) и активную программу развития равновесия, когда ребёнок, становясь старше, самостоятель­но выполняет упражнения. Вот несколько вариантов занятий с новорождённым.

Программа пассивного равновесия

Носите ребёнка по кругу, держа его на руках и совершая с ним плавные движения вверх-вниз, вперед-назад, в разные стороны.

Положите его животом себе на плечо и осторожно кружитесь вместе с ним сначала по часовой стрелке, потом против. Повтори­те то же самое, но если ребёнок сначала лежал на правом боку на вашем левом плече, то теперь — на левом боку, соответственно, на вашем правом плече. Постарайтесь сами не потерять равновесия — не делайте все кружения подряд.

Держите ребёнка перед собой на вытянутых приближённых ру­ках так, чтобы ваши ладони находились под его затылком. «Опрокидывайте» его в ваших руках назад, и затем снова поднимайте до уровня ваших глаз.

Прижмите ребёнка к себе и попрыгайте так, чтобы он почув­ствовал движения вашего тела. Скачите не только на одном месте: «путешествуйте» по квартире.

Покатывания и покачивания обычно действуют на младенцев успокаивающе. Воспользуйтесь этим: вы можете утешать плачуще­го ребёнка, одновременно занимаясь с ним. Положите ребёнка на подушку и перекатывайте его на ней, приподнимая то один край подушки, то другой. Это можно делать бесконечно, не напрягаясь. Покачайте его на подушке вверх-вниз, потяните большую подушку (или мат) с лежащим малышом влево, вправо, вперед и назад. Ре­бёнка можно уложить на живот или на спинку.

Ложитесь на спину и покачайте ребёнка, держа его руками над собой, можете легонько подбрасывать его. Отцы любят подкиды­вать своих детей вверх и потом ловить, мамам легче подбрасывать ребёнка, сидящего у них на коленях (это можно делать, например, в троллейбусе или автобусе по дороге в поликлинику).

Постепенно увеличивайте продолжительность занятий, скорость и интенсивность движений. Когда ребенок достиг 4-месячного воз­раста, следует переходить к более сложным упражнениям. Некото­рые из них родителям надо делать вдвоём. Например, папа и мама берут лежащего ребёнка за запястья и лодыжки и раскачивают его взад-вперед и в стороны. Кроме этого, полезны горизонтальные вра­щения (вы берёте ребёнка за запястья или за руку и за ногу и кружи­те). Доман отмечает, что «вертикальное покачивание вниз головой» вызывает у некоторых родителей неоправданный страх, хотя дети любят его, вероятно, привыкнув к такому положению в утробе мате­ри. Итак, надо поднять ребёнка за ноги и покачивать, как маятник. Но обязательно помните о безопасности, опускайте ребёнка на пол очень осторожно и всегда держите его лицом к себе, чтобы следить за его настроением. Вращения и ускорения делайте достаточно быстро, чтобы доставить ребёнку удовольствие от чувства полёта.

К концу пассивной программы естественно возрастает роль отца, так как ребенок становится слишком тяжёлым для матери.

Вестибулярная тренировка и не должна прекращаться по­сле года. Нужно только сделать серьёзное выражение лица и катание на каруселях перевести из разряда развлечений в разряд упражнений, а также найти детскую площадку, где можно кататься ежедневно.

Программа активного равновесия

Первые упражнения активной программы легче всего начинать с перекатывания вбок, кувырков вперед (с вашей помощью ребёнок может это делать уже в полгода) и хождения по бревну. Трениро­ваться можно просто на полу: нарисуйте на нём полосу шириной 10 см и попробуйте водить ребёнка по ней. Следующим этапом мо­жет стать использование балки такой же ширины, которая сначала лежит на полу, потом - подставьте под неё опоры и делайте их всё выше и выше. На многих детских площадках имеются такие соору­жения, но не упускайте возможности походить по барьерчикам во­круг газонов и т.п.

Когда ребёнок научится делать кувырок вперёд, покажите ему кувырок назад. Помните, что перекатываться и кувыркаться очень хорошо на наклонной плоскости или на естественном склоне.

Все дальнейшие возможные упражнения описать и даже пере­числить немыслимо — их слишком много. Выберите из них те, которые больше всего нравятся вам и вашим детям.

Прежде всего задача родителей состоит в том, чтобы помочь свое­му ребёнку научиться выполнять эти упражнения самостоятельно. После этого поощряйте его совершенствоваться в быстроте и лов­кости при их выполнении. Необходимо помнить, что наращивание интенсивности жизненно необходимо для развития вестибулярного аппарата. Чем быстрее выполняется то или иное упражнение, тем скорее вестибулярный аппарат адаптируется к гравитации и поло­жению тела в пространстве. Этот процесс адаптации в свою очередь способствует ускоренному развитию тех функций мозга, которые отвечают за равновесие и ориентирование в пространстве. Общая ежедневная продолжительность занятий 10 минут.

Всё же перечислим упражнения, составляющие активную про­грамму равновесия:

1) Ходьба с предметами в руках.

2) Перекатывание.

3) Кувырки вперёд.

4) Кувырки назад.

5) Качание на качелях.

6) Ходьба по пересечённой местности.

7) Ходьба на различной высоте, например, по скамейке.

8) Подъём по лестнице, верёвочной лестнице и т.д.

9) Спрыгивание вниз.

10) Прыжки в длину.

11) Прыжки в высоту.

12) Подпрыгивание на одной ноге.

13) Прыжки через скакалку.

14) Хождение по бревну.

15) Стойка на руках.

16) Приседания.

17) Передвижение на корточках.

18) Пируэты (вращения вроде тех, которые делают балерины).

19) Ходьба обычная, ходьба задом, боком.

20) Раскачивание.

21) Хождение по камням, расположенным на небольшом рас­стоянии друг от друга.

22) Раскачивание на канате.

23) Длинные прогулки.

24) Бег с препятствиями — т.е. перепрыгивая и подлезая под препятствия, расположенные на разной высоте от земли.

25) Передвижение по лестнице с помощью перехвата рук.

26) Скольжение по доске.

27) Раскачивание или бег по батуту.

28) Прыжки на батуте попеременно то двумя ногами, то на одной ноге.

29) Зарядка и наклоны с касанием руками ступней.

Человеческий организм - целостная структура и, как вся­кая структура, имеет свои оптимальные возможности, ко­торые необходимо развивать и ими пользоваться. Известно, что слух - это один из основных элементов восприятия про­странства. Соответственно, если использовать в работе и со­вершенствовать другие элементы восприятия пространства (тактильную чувствительность, проприоцепцию, зрение, ве­стибулярную чувствительность) — можно добиться улучше­ния функционального состояния слуховой системы - разви­тия слушания.

Перед каждым специалистом, работающим по вербото-нальной системе, стоит задача - стимулировать мозг ребёнка, имеющего нарушение слуха или речевую патологию, таким образом, чтобы он мог структурировать сенсорную информа­цию. Результатом качественно сформированной структуры является функциональное развитие нарушенной стороны - слушания и речи. Основой для становления структурирова­ния служит развитие восприятия пространства, сенсорной базой которого оказываются остаточный слух, зрение, так­тильное восприятие, проприоцепция. Мобилизуя сохранные сенсорные системы, мы можем привести к качественно но­вым возможностям нарушенную функцию - в данном случае слуховое восприятие.

У неслышащего человека в наибольшей степени страдает функция равновесия, что обусловлено поражением вестибу­лярного аппарата. Большое значение для устойчивости тела имеет зрительный анализатор. Способность держать равнове­сие сохраняется благодаря связи между зрительным и кине­стетическим анализатором. Многие моторные акты развива­ются в результате тесного взаимодействия зрительного, слу­хового, тактильного и двигательного анализаторов. Поэтому у глухих людей не совсем точные, нечёткие движения, несо­измеримость мышечных усилий с объектом; им свойственны и шаркающая походка, и излишне громкие и сильные удары. Дети испытывают трудности в различных видах двигатель­ной деятельности, в том числе и в мелкой моторике. В фор­мировании двигательных умений и навыков существенную роль играет словесная информация, осмысление совершае­мых движений, их анализ, что достигается оречевлением вы­полняемых действий.

Таким образом, при реабилитации детей с нарушенным слу­хом большое внимание уделяется упражнениям на развитие координационных способностей, вестибулярного аппарата, моторики тела, ориентации в пространстве. Данная работа по­стоянно проводится на уроках физической культуры, фонети­ческой ритмики, а также воспитателями во внеурочное время.

 

* * *

Верботональный метод в своей сущностной основе опи­рается на многовековой опыт человечества. Все народы и во все времена использовали для грудных детей люльки. Для успокоения детей качали их в люльках, или на руках, играя с ребёнком, подбрасывали его руками вверх.

При реабилитации детей по верботональному методу большое значение придаётся развитию вестибулярной функции. Преду­сматривающие это упражнения включают прыжки на одной и на двух ногах, перепрыгивание через определённое препятствие или через верёвочку, хождение по линии или по гимнастиче­ской скамейке, качание на качелях, считалки с движениями рук и т.д. Воспитатели и родители, гуляя с ребёнком, должны поощрять его к разнообразной двигательной активности и играм, направленным на формирование вестибулярного чувства.

Приведём некоторые упражнения, используемые в нашем учреждении для развития вестибулярной функции при рабо­те с детьми разных возрастных групп.

Упражнения для младшей группы детского сада

• Хождение с предметами в руках.

• Перекатывание на полу, на матовом коврике.

• Приседания на матовом коврике.

• Ходьба по гимнастической скамейке (руки в стороны), соскок в обруч.

• Ходьба по гимнастической скамейке (руки за голову), при­ставными шагами попеременно левым, правым боком, соскок в обруч.

Упражнения для средней группы детского сада

• Ходьба по гимнастической скамейке (руки за голову), с пере­шагиванием через набивные мячи.

• Ходьба по гимнастической скамейке спиной вперёд (руки в стороны), затем поворот и соскок в обруч.

• Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки (руки в сто­роны), соскок в обруч.

• Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки (руки за голову), приседание в центре, затем продолжение движения (с использованием звукового сигнала — на слух).

• Прыжки на физиоболе в сидячем положении, удерживая рав­новесие.

Упражнения для старшей дошкольной группы

• Прыжки двумя ногами через гимнастическую скамейку с опо­рой на руки (три подхода).

• Ходьба по кирпичикам (удары в бубен на каждый шаг), за­тем меняется частота ударов, увеличивая при этом скорость шагов.

• Подбрасывание и ловля мяча с хлопком (10 раз подряд).

• Раскачивание на физиоболе из стороны в сторону с переносом тяжести тела с одной ноги на другую, сопровождаемое враще­нием в руках массажного мяча (счёт 1-2).

• Поднимание корпуса из положения лёжа животом на физио­боле, руки сначала за головой, затем в стороны (10 раз, счёт 1-2).

Упражнения для начальной школы

• Выполнить «ласточку» на полу, затем на гимнастической ска­мейке.

• Исходное положение (и.п.): сидя на полу со скрещенными ногами, руки за головой - встать, сделать поворот, затем вер­нуться в и.п.

• И.п.: стоя на полу с закрытыми глазами, поднять правую ногу, согнув её в колене, коснуться левой рукой кончика носа; по­вторить, поменяв ноги.

• Прыжки через скакалку.

• Пробегание в движущийся навстречу обруч.

• Удерживать равновесия, сидя на физиоболе (руки в стороны, ноги прижаты к мячу).

Упражнения для средней школы

• Из положения стоя рисовать красками, держа кисть пальцами ног.

• Продвижение вперёд, лёжа животом на физиороле и переби­рая руками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.036 с.)