Философия, круг ее проблем и роль в обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия, круг ее проблем и роль в обществе.



Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Термин «философия» был введен в обиход древнегреческим мыслителем Пифагором и переводится на русский язык как любовь к мудрости. В древности под философией понимали любое знание. В современном представлении философией называется область теоретических знаний о мире в целом, о месте человека в

этом мире и о принципах взаимоотношения человека с этим миром. Важнейшими чертами философии являются научность, критичность и фундаментальность. Основной вопрос философии есть вопрос об отношении сознания к материи. В структуру философии входят учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология) и учение о развитии (диалектика). Философия является важнейшей частью духовной культуры. Ее роль в обществе определяется основными функциями: мировоззренческой, методологической, гуманистической и моральной.

Понятие мировоззрения и его структура. Исторические формы мировоззрения.

Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место в нем человека. Основными структурными элементами мировоззрения являются: 1) знания о мире, 2) ценности, с позиций которых человек осмысливает мир, 3) убеждения, которые определяют поступки человека. Основные типы мировоззрения. Мифологическое мировоззрение. Это наиболее древний тип мировосприятия. Его характеризуют эмоционально-образная форма, очеловечивание природы, некритичность, утилитарная направленность. Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил. Философское мировоззрение – это теоретическая форма осмысления мира и человека. Научным мировоззрением называется такое миропонимание, которое опирается на достижения философии, естественных и общественных наук. Философия, с одной стороны, сама является мировоззрением в его наиболее общей, теоретической форме, с другой стороны, способствует формированию осознанного взгляда на мир и место в нем человека.

Космоцентризм и натурфилософия древних греков.

Характерной чертой античной философии является космоцентризм, т.е. взгляд на мир как единое целое (космос). Античные философы были заняты поисками первоосновы мира, его вечного и неизменного начала. Таким началом у Фалеса была вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь и т.д. Подобные взгляды получили название натурфилософии. В наиболее развитом виде античная натурфилософия представлена в атомистическом учении Демокрита и Эпикура.

Проблема человека в античной философии. Нравственная философия Сократа.

Проблема человека в античной философии была поставлена Сократом, который сформулировал вопрос: «Что есть сущность человека?» Его ответ: сущность человека – его душа (разум), которую надо совершенствовать через познание. Сократ разработал метод познания – диалектику, которую он понимал как искусство отстаивать истину в споре с оппонентом. Сократ утверждал, что добродетель всегда следствие знания, а порок – следствие невежества.

Учение Платона об идеях.

Материалистическому решению проблемы бытия в натурфилософии древних греков Платон противопоставил идеалистическое решение. Он создал учение об идеях – бестелесных сущностях (образах) классов вещей и явлений. Конкретные вещи представляют собой лишь слабые копии (тени) совершенных идей, пребывающих в наднебесных сферах. Наивысшей идеей является идея блага.

Учение Аристотеля о материи и форме.

Согласно учению великого античного ученого Аристотеля, все единичные вещи представляют собой единство материи и формы. Материя является пассивной возможностью и субстратом (строительным материалом) вещей, а форма (эйдос) – их активным динамичным началом. Форма нематериальна. В иерархии всех форм высшее место занимает неподвижный ум-перводвигатель (форма всех форм), которого Аристотель называет богом. Само наличие перводвигателя приводит в движение все нижестоящие формы.

Средневековая западная философия. Патристика и схоластика.

Средневековая западная философия – это философия эпохи расцвета феодализма и могущества церкви. Ее характерная черта – теоцентризм (бог – центр философских представлений). Бог – это и творец мира (принцип креационизма) и Абсолютная личность. Назначение человека – стремиться к богоподобию черезлюбовь к богу. Фома Аквинский выдвинул пять доказательств существования бога. Патристика – это учения т.н. отцов церкви (Августина блаженного и др.), которые считали, что, только углубляясь в душу, человек познает себя как образ и подобие бога. Схоластика – это религиозная философия, которая с помощью формально-логических приемов решала вопрос о соотношении знания и веры в пользу последней. Философы средних веков поставили вопрос о природе Универсалий, т.е. общих понятий: т.н. реалисты считали, что подлинной реальностью обладают лишь общие понятия, которые существуют до вещей в божественном разуме, а т.н. номиналисты считали, что общие понятия существуют не до, а после вещей и представляют собой имена, ноумены, знаки.

Характерные черты философии эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения – это переходная эпоха от феодализма к капитализму. Ее характеризуют переход к городскому образу жизни, развитие промышленности, кругосветные путешествия и географические открытия, освобождение человека от сословных ограничений, начало второй глобальной естественнонаучной революции (гелиоцентрическая система Коперника). Свое название эта эпоха получила благодаря возрождению античного искусства с его идеалами телесной красоты и жизнеутверждающим мировосприятием. В философии Возрождения теоцентризм уступил место антропоцентризму и гуманизму. Антропоцентризм таких мыслителей как Николай Кузанский, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи и др. состоял в том, что свой главный философский интерес они обратили на человека, его природу и место во Вселенной. Их гуманизм проявился, прежде всего, в реабилитации естественной природы человека, важнейшей чертой которого становится благородство, понимаемое как доблесть духа, как свобода творчества.

Натурфилософия Н. Кузанского.

Николай Кузанский, кардинал и епископ эпохи Возрождения. В философии природы он обосновывал три положения: 1) бог содержит в себе все вещи, т.е. всю природу, 2) бог во всех вещах, т.е. во всей природе, 3) бог, как единство всех вещей, проявляет себя во множественности этих вещей. Бог не находится где-то вне мира,

он находится в единстве с этим миром. Мир является бесконечным шаром, который не имеет определенного центра. В теории познания Н. Кузанский выдвинул тезис «ученого незнания», суть которого в том, что конечный человеческий ум способен только приближаться к познанию бесконечного, никогда не достигая полного знания о бесконечном, как вписанный в круг многоугольник с увеличением своих углов никогда не станет равен кругу.

Учение Д. Бруно. Гелиоцентризм.

Философ эпохи Возрождения Джордано Бруно исходил из того, что нельзя представлять бога как что-то изолированное от мира. Бог везде и во всем, он ест мировое поле. Из этого следует, что движение содержится в самом мире. Пантеизм Д. Бруно (отождествление бога с природой) стал теоретической основой его гуманизма – возвеличивания личности. Вдохновленный гелиоцентрической системой Коперника, которая превратила Землю в одну из планет, вращающихся вокруг Солнца, Д. Бруно создал свое космологическое учение: пространство бесконечно и кроме нашего мира существует еще множество обитаемых миров. Вселенная вообще не имеет никакого центра.

Рационализм Р. Декарта.

Французский философ Ренэ Декарт (1596-1650 гг.), в отличие от Ф. Бэкона, подчеркивал значение рационального начала в познании, он считал, что в мыслящем субъекте от рождения заложены теоретические идеи, которые не могут быть выведены индуктивным путем из опыта (идеи точки, прямой, абсолютно твердого тела и др.). Достоверные знания можно получить лишь дедуктивным путем, т.е. путем умозаключений от общего к част-

ному. Исходным пунктом цепи дедуктивных умозаключений является интеллектуальная интуиция, т.е. прямое, непосредственное, рациональное постижение сути дела. Из тезиса «я мыслю, следовательно, я существую» Р. Декарт делал вывод о существовании двух субстанций – материальной (телесной, протяженной) и духовной (мыслящей). Такая философская установка получила название дуализма. Сопряженность этих двух субстанций объясняется наличием бога.

Общество как система.

Общество представляет собой сверхсложную целостную систему, которая обладает иерархической структурой и свойством саморегуляции. Ее универсальным компонентом является человек. Основными формами общественного бытия людей являются экологическое, экономическое, социальное, этническое, политико-правовое и духовное бытие. «Клеточкой» общественного бытия, тем, что делает совокупность людей обществом, являются общественные отношения.

Смысл истории.

История – это реальный процесс развития общества и его культуры во времени. Вопрос о смысле истории – это вопрос о направленности исторического развития и о месте в этом процессе человека. Существуют разные ответы на этот вопрос. Христианская философия истории основана на идее провиденциализма, согласно которой, история имеет конечный пункт – вечное божественное царство, достижимое лишь в том случае, если человечество пройдет путь очищения от греха. Марксистская философия истории видит смысл истории в максимальном общественном развитии, в ходе которого все более свободным становится каждый член общества. И в том и в другом случае имеет место линейная концепция истории, основанная на идее единой направленности исторического процесса. Существуют и нелинейные концепции истории, основанные на идее локальных обществ, согласно которым, смысл истории полностью определяется наличной стадией развития общества.

Проблема смысла жизни.

Под смыслом жизни в философии подразумеваются те ценности, которые реализует человек в своих поступках. В этом понимании смыслом жизни обладают все люди, но философов всегда интересовал высший смысл человеческого бытия. Существует несколько принципиально отличных друг от друга концепций смысла жизни:

1. Смысл жизни изначально задан человеку свыше (мировым духом, богом) и как высший смысл раскрывается в стремлении к богоподобию.

2. Смысл жизни определяется неизменной сущностью человека, т.е. высшими ценностями добра, блага, мужества и т.д., в реализации которых состоит высшее назначение человека.

3. Смысл жизни зависит от тех ценностей, которые человек выбирает в данной реальности своего существования, он тем значительней, чем ближе эти ценности к идеалу человека данной эпохи. С проблемой смыла жизни связан вопрос о том, как человек распоряжается даром жизни, единственный раз предоставленным ему фактом рождения.

Содержание и основные признаки современной информационной цивилизации.

В информационном обществе социально-экономические успехи и культурные сдвиги зависят в первую очередь от производства, переработки, хранения и распространения информации среди членов этого общества. Основными признаками информационной цивилизации являются создание и широкое распространение суперкомпьютеров и микропроцессоров. В таком обществе доминирует приобретение новых знаний, овладение ими в процессе непрерывного образования, а также их технологическое и человеческое применение (в медицине, здравоохранении, в воспитании подрастающего поколения и социальном обеспечении, в средствах массовой информации и в сфере досуга и т. п.). В настоящее время на уровень информационной цивилизации вышли наиболее развитые страны мира.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

ФИЛОСОФИИ

1. Блинников Л.З. Великие философы. Словарь-справочник.– М., 2000.

2. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. Учебное пособие. – М., 2000.

3. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. Учебное пособие. – СПб., 1999.

4. История философии: Запад-Россия-Восток. Учебник для студентов вузов/Под ред. Н.В. Мотрошиловой, А.М. Руткевича. – М., 1999.

5. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс. – М., 2001.

6. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М., 2001.

7. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия: Справочник студента. – М., 2000.

8. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Учебник для вузов. – М., 1998.

9. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Учебное пособие для вузов/Пер. с англ. Под ред С.В. Крымского. – М., 2000.

10. Соколов С.В. Социальная философия. Учебное пособие. – М., 2003.

11. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2001.

12. Философия истории. Учебное пособие/Под ред. А.С. Панарина. – М., 2000.

13. Философия. Курс лекций/Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – М., 2001.

14. Философия. Учебник для студентов вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2000.

 

* * *

1. Жулиа Д. Философский словарь. – М., 2000.

2. Новейший философский словарь/Сост А.А. Грицанов. – Минск, 1998.

3. Современная западная философия: Словарь/Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. – М., 1999.

4. Социологический энциклопедический словарь/Ред.-коорд. Г.В. Осипов. – М., 2000.

5. Философский энциклопедический словарь/Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Королева, В.А. Лутченко. – М., 1999.

Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Термин «философия» был введен в обиход древнегреческим мыслителем Пифагором и переводится на русский язык как любовь к мудрости. В древности под философией понимали любое знание. В современном представлении философией называется область теоретических знаний о мире в целом, о месте человека в

этом мире и о принципах взаимоотношения человека с этим миром. Важнейшими чертами философии являются научность, критичность и фундаментальность. Основной вопрос философии есть вопрос об отношении сознания к материи. В структуру философии входят учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология) и учение о развитии (диалектика). Философия является важнейшей частью духовной культуры. Ее роль в обществе определяется основными функциями: мировоззренческой, методологической, гуманистической и моральной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.02 с.)