Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.



Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.

Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов, направленных на формирование положительных мотивов учения. Ведущую роль в стимулирующих методах играют межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния межличностных отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обучения, к школе в целом.

Группу методов стимулирования можно условно подразделить на большие подгруппы:

- методы эмоционального стимулирования;

- методы развития познавательного интереса;

- методы формирования ответственности и обязательности;

- методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

30. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения. Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения, осуществляться постоянно в течение всего учебного года. Для успешной организации процесса обучения учителя проверяют и анализируют несколько факторов== качество усвоения учебного материала, интенсивность накопления ребенком социального опыта, освоение им навыков взаимодействия и уровень индивидуального развития учащихся. На практике чаще применяются методы: Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся - позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности, степень их усидчивости и регулярности в овладении знаниями. Накопление достаточного количества наблюдений позволяет учителю определять индивидуальные особенности учащихся, учитывать их в работе и, следовательно, более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся. Устный опрос (беседа) - наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. == учитель задает учащимся вопросы по изученному материалу и, оценивая ответы, определяет степень его усвоения.. Учитель может предложить одному учащемуся изложить всю тему целиком. Целостный ответ позволяет выявить глубину знаний и полноту усвоения их логики. Как эффективный метод контроля знаний учащихся, использ-ся учителями почти на каждом уроке, недостаток устн. опроса - требует много времени, в течение урока можно знания не более 3-4 шк-ков. Чаще всего используется - фронтальный опрос (Возможность опроса большого количества учащихся - наиболее сильная сторона метода) == учитель разбивает изученный материал на большое количество мелких частей и задает вопросы различным, учащимся, чтобы проверить знания наибольшего количества учеников.. Однако при фронтальном опросе трудно выставлять учащимся объективные оценки, так как ответ на один-два мелких вопроса не дает возможности определить правильность усвоения всего пройденного материала. Как вариант устного опроса - выставление поурочного балла нескольким учащимся. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Ученик дополняет, уточняет и углубляет ответы своих товарищей, отвечающих в ходе устного опроса, может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, быстро осваивать новую тему. В этих случаях в конце занятий учитель может выставить поурочный балл четырем - восьми ученикам, хотя они и не отвечали по всей теме. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и внимание учащихся, а также накапливать оценки по текущей успеваемости. Письменный опрос (самостояте-льная работа) учащихся в начал. школе проходит редко. В 1ое полугодие I класса не используется- дети не научились писать. Во II и III классах роль этого метода постепенно возрастает, и к средней школе он становится одним из ведущих == учитель дает учащимся записанные на доске, листочках или карточках задания (задачи, примеры), которые они выполняют в течение 10-12 мин. По результатам этих ответов учитель выставляет оценки в классный журнал. Преимущество - позволяет на одном уроке оценить знания всех учащихся. Контрольная работа - эффективный метод контроля усвоения учебного материала- после изучения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит письменные или практические контрольные работы с целью проверки и оценки качества усвоения знаний учащимися. Эффективность проведения контрол. работ возрастает при использовании некоторых вспомогательных приемов.Эффективным приемом является проведение перед контрольной работой серии письменных опросов до тех пор, пока учитель не убедится, что изученный материал хорошо усвоен учащимися. Пока школьники хорошо не усвоили тему или раздел, контрольную работу проводить не следует, а нужно продолжать работу над усвоением материала. Проведению целенаправленной подготовки учащихся способствует другой прием - предупреждение учащихся о предстоящей контрольной работе за одну-две недели и организация

30.2 соответствующей подготовительной работы(решать типовые задания и выполнять упражнения). Полезно проводить так называемые подготовительные контрольные работы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся к предстоящей контрольной работе. Для предупреждения списывания и разговоров между учащимися используются задания по вариантам (различных вариантов одного и того же задания) или даже индивидуальных заданий для каждого учащегося в отдельности. Проверка домашних работ в начал. школе является одним из ведущих методов контроля. Лучшие результаты достигаются при ежедневной проверке- позволяет учителю ежедневно контролировать качество усвоения изучаемого материала, определять пробелы в знаниях учащихся и на основе этой информации корректировать планы последующих занятий. На практике используются - сбор тетрадей с домашними работами учащихся для просмотра и проверки выполненной накануне работы. Для слабоуспевающих школьников регулярная проверка является совершенно необходимой, для сильных учащихся такие проверки можно проводить через раз или заменять другими, менее трудоемкими для учителя. Огромным недостатком приема - высокая трудоемкость. Если у учителя в день проходят уроки математ и рус- языка, а в классе 25 учащихся, то количество тетрадей, для проверки - 50 штук. И это помимо подготовки к урокам следующего дня -их планирования и подбора необходимого материала. Иногда используется беглая проверка результатов. Она может проводиться во время выполнения учащимися упражнений классной работы или небольшой самостоятельной работы. Проверяются достоверность ответов и правильность способов их нахождения. На объяснение учащемуся причин ошибок у учителя времени нет. Поэтому после такого рода проверок обычно предусматривают время на работу со слабоуспевающими учащимися. Еще менее трудоемким для учителя и интересным для учащихся приемом является взаимная проверка домашних работ учащимися у своих соседей по парте и других одноклассников. Чаще используются два варианта этого приема: 1) обмен учащимися тетрадями и проверка выполнения домашней работы друг у друга; 2) воспроизведение на доске одним учащимся своего варианта решения домашней работы (в это время класс может выполнять другие задания: повторение устных правил, проверка других заданий, разминка и т.д.) с последующей проверкой каждым учащимся своей работы с выверенным образцом. К концу начал. школы можно использовать метод фронтального опроса - учитель выясняет, какие результаты получены учащимися при решении заданий или примеров. Затем обращают внимание на наиболее сложные способы выполнения заданий, на моменты, вызвавшие наибольшие трудности у учащихся, а затем организуют самостоятельную работу учащихся по выполнению заданий, аналогичных задаваемым на дом. Такая работа дает двойной результат: во-первых, учитель имеет возможность проверить, насколько самостоятельно учащиеся выполняли домашнее задание, а во-вторых, учащиеся дополнительно упражняются в применении знаний на практике и тем самым прочнее и глубже усваивают изучаемый материал, совершенствуют практические умения и навыки
Тестирование становится очень распространенным методом контроля. Суть - в постановке перед учащимися некоторой системы вопросов, отвечая на которые учащиеся проявляют уровни учебных знаний и умений, психического развития, социального опыта. Для контроля за учебно-познавательной деятел-ю учащихся сегодня в основном разработаны тесты для средней школы и выпускных экзаменов. Созданием системы тестов для нач. школы научные институты и учителя экспериментальных площадок пока только занимаются. Основным достоинством тестов является их объективность. Однако в них не учитываются психолого-педаг-ие особенности и требования процесса обучения (повышения оценки на один балл слабому учащемуся, иногда снижение сильному с целью повышения мотивации к занятиям и т.д.). Т.к, процесс тестирования весьма трудоемок и отнимает у учителя много времени- в повседневном процессе обучения неприменимо. Используют лишь на экзаменах, срезах, при выставлении итоговых оценок в году, полугодии, четверти.

31. Понятие о формах организации процесса обучения. Организационные формы обучения — это виды учебных занятий. Применяя различные организационные формы обучения, пре­подаватель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя фронтальную, групповую и индивидуаль­ную работу.

Фронтальная работа предполагает совместную деятельность всей группы: преподаватель для всей группы излагает учебный матери­ал, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну пробле­му, овладевают общей темой.

При групповой работе учебная группа делится на несколько звеньев, которые выполняют одинаковые или различ­ные задания.

При индивидуальной работе каждый получает свое задание, которое он выполняет независимо от других учащихся. Индивидуальная форма организации учебного труда осо­бенно целесообразна для таких видов работ, в которых могут бо­лее ярко проявиться индивидуальные особенности и возможно­сти учащихся.

Лекция — это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а уча­щиеся его активно воспринимают.
Семинар ориентирует учащихся на проявление самостоятель­ности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе се­минара углубляются, систематизируются и контролируются зна­ния учащихся, полученные в результате самостоятельной вне­аудиторной работы над первоисточниками, документами, допол­нительной литературой.

Лабораторное занятие - учащиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ.

Практическое занятие — это форма организации учебного процесса дает возможность учащимся под руководством и по за­данию преподавателя выполнить одну или несколько практиче­ских работ.

 

32. Урок – основная форма организации процесса.Современные требования к уроку.

Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников. Основной формой обучения в мире является классно урочная форма обучения. Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга. Для урока характерны специфические признаки: 1.Постоянная группа учащихся.2.Руководство учителем, деятельности школьников с учётом индивидуальных особенностей каждого из них.3.Овладение основным изученным материалом на уроке. Структура урока и методика его проведения зависят от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения. В зависимости от преобладающих методов и средств обучения один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей (видов).Современные требования к уроку бывают трёх видов:

1. Дидактические - чёткое определение места урока среди других уроков,- соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся,- учёт принципов целостного педагогического процесса,- выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,- наличие межпредметных связей.

2. Воспитательные и развивающие методы. - формирование памяти, внимания и мышления школьников,- воспитание нравственных качеств личности,- развитие познавательного интереса и мотивов,- соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,- развитие творческих способностей,- создание проблемной ситуации.

3. Организационные требования к уроку. - наличие продуманного плана проведения урока,- чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),- создание рабочеё дисциплины,- использование средств обучения и информационных технологий,- завершённость урока, его гибкость и подвижность.

33.Типология и структура уроков Наибольшую поддержку среди теоретиков и практикой получила классификация уроков по двум существенным признакам – дидактическим целям и месту уроков в общей системе: 1) комбинированные (смешанные);2) уроки изучения новых знаний;3) уроки формирования новых умений;4) уроки обобщения и систематизации изученного;5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;6) уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.).Кроме того, широкое распространение получили нестандартные формы урочных занятий, такие как уроки-семинары, уроки-конференции, уроки – деловые игры, уроки-аукционы, интегрированные уроки и т. д.

Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.Структура урока имеет важное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения.От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.Соответствующий ей тип урока комбинированный (смешанный). Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, следующие:

1 этап – повторение изученного (актуализация знаний);

2 этап – изучение новых знаний, формирование новых умений;

3 этап – закрепление, систематизация, применение;

4 этап – задание на дом.

Методическая подструктура урока в отличие от дидактической – величина переменная. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач.

С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков. Их структура состоит обычно из трех частей:

– организации работы (1–3 мин);

– главной части (формирование, усвоение, закрепление, контроль, применение и т. д.) (35–40 мин);

– подведения итогов и задания на дом (2–3 мин).

Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. Урок будет результативным и информативно полным лишь при условии, что учитель будет уверен, что все компоненты занятия взаимосвязаны.

Нестандартные уроки.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока. Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки. Учитель должен помнить, что не все типы работ на разных этапах обучения знакомы ребятам. Поэтому стоит подробнее говорить о новых видах работы, о целях и задачах, которые ставятся перед учащимися. Приветствовать нестандартные подходы и идеи учащихся. Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.017 с.)