Конституция Украины и Земельный кодекс Украины
устанавливают, что земля в Украине может находиться в
частной, коммунальной и государственной собственности.
Объектом права собственности на землю является
земельный участок — часть земной поверхности с уста-
новленными границами и определенным месторасположе-
нием.
Субъектами права собственности на землю являются:
1) граждане и юридические лица — на земли частной
собственности. Граждане Украины вправе приобретать
участки земли сельскохозяйственного и несельскохозяй-
ственного назначения. Иностранные граждане и лица без
гражданства могут приобретать право собственности на
земельные участки только несельскохозяйственного на-
значения. Земельный кодекс содержит перечень земель
коммунальной и государственной собственности, которые
не могут передаваться в частную собственность (земли
общего пользования населенных пунктов, земли природ -
но-заповедного фонда, транспорта, обороны и др.);
2) территориальные громады, которые реализуют это
право непосредственно или через органы местного само-
управления — на земли коммунальной собственности. В
коммунальной собственности находятся все земли в гра-
ницах населенных пунктов, а также земельные участки,
на которых расположены объекты коммунальной собствен-
ности;
3) государство, которое реализует это право через со-
ответствующие органы государственной власти (Кабинет
Министров Украины, Рада министров Автономной Респуб-
лики Крым, местные государственные администрации) —
на земли государственной собственности. В государствен-
ной собственности находятся все земли Украины, кроме
земель коммунальной и частной собственности.
Иностранные государства могут приобретать в соб-
ственность земельные участки для размещения зданий и
сооружений дипломатических представительств.
Земельный участок может находиться в общей соб-
ственности с определением доли каждого из участников
(общая долевая собственность) или без определения до-
лей участников (общая совместная собственность).
Собственники земельных участков имеют право:
1) продавать или иным способом отчуждать земель-
ный участок, передавать его в аренду, залог, наследство;
2) самостоятельно хозяйствовать на земле;
3) собственности на посевы и насаждения, на произ-
веденную сельскохозяйственную продукцию;
4) использовать имеющиеся на земельном участке об-
щераспространенные полезные ископаемые, лесные насаж-
дения, водные объекты;
5) на возмещение убытков, предусмотренных законом;
6) сооружать жилые дома, производственные и иные
строения и сооружения.
Собственники земельных участков обязаны:
1) обеспечивать использование их по целевому назна-
чению;
2) придерживаться требований законодательства об
охране окружающей среды;
3) своевременно уплачивать земельный налог;
4) не нарушать прав собственников смежных земель-
ных участков и землепользователей;
5) повышать плодородность почвы и сохранять иные
полезные свойства земли;
6) придерживаться правил добрососедства и ограни-
чений, связанных с установлением земельных сервитутов1
и охранных зон2;
7) сохранять геодезические знаки, противоэрозион-
ные сооружения, сеть оросительных и осушительных
систем.
1 Земельный сервитут — право ограниченного пользования
чужим земельным участком (например, для прокладки ком-
муникаций).
2 Охранные зоны создаются вокруг ряда природных и произ-
водственных объектов с целью обеспечения их нормального
функционирования.
18.4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ
Землепользование — использование земли в опреде-
ленном законом порядке. Право землепользования явля-
ется производным от права собственности на землю.
Землепользователь пользуется участком в объеме и пре-
делах, предоставленных ему собственником. Отклонение
землепользователя от основного целевого назначения зе-
мельного участка может стать основанием для прекраще-
ния его права пользоваться им.
Виды землепользования:
1) постоянное землепользование. Оно представляет
собой право владения и пользования земельным участ-
ком, находящимся в государственной или коммунальной
собственности. Субъектами такого права могут быть только
государственные и коммунальные предприятия, учрежде-
ния и организации;
2) арендное землепользование. Аренда земли — это
основанное на договоре, временное платное владение и
пользование земельным участком, необходимое арендато-
ру для осуществления предпринимательской и иной дея-
тельности;
3) концессионное землепользование. Это вид землеполь-
зования представляет собой основанное на договоре, сроч-
ное платное владение и пользование земельным участ-
ком с целью создания, улучшения и(или) эксплуатации
объекта концессии. Концессию вправе предоставить толь-
ко орган государственной власти или орган местного са-
моуправления, в собственности которого находится зем-
ля. Концессионером выступает субъект предприниматель-
ской деятельности. Обязательное условие концессии -
осуществление инвестиций концессионером в целях удов-
летворения общественных потребностей. Например, в кон-
цессию может дано строительство и эксплуатация автоба-
на, аэропорта, системы водоснабжения и т.д.
18.5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Юридическое содержание пользования земельными уча-
стками составляют права и обязанности землепользова-
телей.
Землепользователь имеет право:
1) самостоятельно хозяйствовать на земле;
2) собственности на посевы и насаждения сельско-
хозяйственных культур, на произведенную сельскохозяй-
ственную продукцию;
3) использовать имеющиеся на земельном участке об-
щедоступные полезные ископаемые, торф, лесные угодья,
водные объекты;
4) на возмещение убытков в случаях, предусмотренных
законом;
5) сооружать жилые дома, производственные и другие
строения и сооружения.
Землепользователь обязан:
1) использовать землю по целевому назначению;
2) соблюдать требования законодательства об охране
окружающей среды;
3) своевременно уплачивать земельный налог или арен-
дную плату;
4) не нарушать права собственников смежных земель-
ных участков и землепользователей;
5) повышать плодородие почв и сохранять другие по-
лезные свойства земли;
6) предоставлять в органы государственной власти и
органы местного самоуправления данные о состоянии и
использовании земли и других природных ресурсов;
7) соблюдать правила добрососедства и ограничения,
связанные с установлением земельных сервитутов и ох-
ранных зон;
8) сохранять геодезические знаки, противоэрозионные
сооружения, сети оросительных и осушительных систем.
Таким образом, права и обязанности землепользовате-
ля во многом сходны с правами собственника земельного
участка. В то же время такое важное правомочие соб-
ственника, как право распоряжения землей у него отсут-
ствует.
АРЕНДА ЗЕМЛИ
Наиболее общие условия арендного землепользования
определяются Земельным кодексом. Закон Украины «Об
аренде земли» (6 октября 1998 г.) конкретизирует усло-
вия аренды.
Объектами аренды являются земельные участки, на-
ходящиеся в частной, коммунальной и государственной
собственности.
Стороны в арендном правоотношении — арендода-
тель и арендатор.
Арендодателями земли выступают собственники зе-
мельных участков или уполномоченные ими лица.
В качестве арендаторов земли могут выступать граж-
дане и юридические лица Украины, иностранные гражда-
не и лица без гражданства, иностранные юридические лица,
международные объединения и организации, иностранные
государства.
По срокам пользования землей различают кратко-
срочную (не более 5 лет) и долгосрочную (не более 50
лет) аренду земли.
Арендованный земельный участок либо его часть мо-
жет с согласия арендодателя передаваться арендатором
во владение и пользование иному лицу. Такое отношение
называют субарендой.
Право на пользование арендованным участком возни-
кает после государственной регистрации договора.
РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ
Земельные споры — это споры, возникающие между
собственниками земли и землепользователями по поводу
владения, пользования или распоряжения земельным уча-
стком.
Органы, разрешающие земельные споры:
1) суды разрешают земельные споры по поводу владе-
ния, пользования и распоряжения земельными участками,
находящимися в частной собственности, а также споры
относительно размежевания территорий сел, поселков, го-
родов, районов и областей;
2) органы местного самоуправления разрешают три
вида земельных споров в границах населенных пунктов:
относительно границ земельных участков, находящихся в
собственности граждан; относительно соблюдения граж-
данами правил добрососедства; относительно размежева-
ния границ районов в городах;
3) органы исполнительной власти по вопросам зе-
мельных ресурсов разрешают земельные споры относи-
тельно границ земельных участков за пределами населен-
ных пунктов, размещения зон санитарной охраны, охран-
ных, санитарно-защитных зон и земельных сервитутов.
Стороны в земельном споре:
1) собственники земли, землепользователи, в том числе
арендаторы;
2) физические и юридические лица, нарушившие права
и законные интересы собственников или пользователей
земли либо претендующие на получение права пользова-
ния чужим земельным участком.
Одной из сторон в земельном споре могут выступать
органы исполнительной власти по вопросам земельных
ресурсов или органы местного самоуправления.
Земельные споры рассматриваются при участии заин-
тересованных сторон, которые должны быть уведомлены
о времени и месте рассмотрения спора. В случае отсут-
ствия одной из сторон при первом разрешении вопроса
рассмотрение спора переносится. Отсутствие одной из
сторон без уважительных причин при повторном рас-
смотрении спора не останавливает его рассмотрение и
принятие решения.
Решение органа исполнительной власти по вопросам
земельных ресурсов или органа местного самоуправления
по земельному спору может быть обжаловано в суде.
18.8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Земельный кодекс Украины устанавливает три вида
юридических последствий нарушения земельного законо-
дательства:
1) недействительность сделок относительно земель-
ных участков, заключенных с нарушением установленно-
го законом порядка. Например, договор купли-продажи
земельного участка, не удостоверенный нотариусом, по ре-
шению суда признается недействительным;
2) гражданская, административная или уголовная
ответственность за:
- заключение сделок с нарушением земельного зако-
нодательства;
- самовольное занятие земельных участков;
— порча и загрязнение земель;
— размещение, проектирование, строительство, введение
в действие объектов, отрицательно влияющих на со-
стояние земель;
— использование земель не по целевому назначению;
— нарушение сроков возвращения временно занимаемых
земель;
— уничтожение межевых знаков, а также другие нару-
шения;
3) возвращение самовольно занятых земельных уча-
стков. Самовольно занятые участки земли подлежат воз-
врату собственникам земли или землепользователям без
возмещения затрат, понесенных нарушителем. Кроме того,
на счет нарушителя относится приведение земельного уча-
стка в пригодное для пользования состояние.
Нормативные источники
Земельный кодекс Украины: Закон Украины от 25 октяб-
ря 2001 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2002. —
№ 3-4. — Ст.27.
Глава 19.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
19.1. ОТНОШЕНИЯ, КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ
АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОМ
Административное право — отрасль системы права
Украины, регулирующая общественные отношения в сфе-
ре государственного управления.
Административно-правовое отношение — это управ-
ленческое отношение, урегулированное нормой админист-
ративного права. Специфика этого вида правовых отно-
шений состоит в том, что они носят властный харак-
тер: эти отношения возникают между властвующим и
подвластным, между субъектами, неравными друг другу.
Таково, например, правоотношение между водителем ав-
тотранспортного средства и остановившим его инспекто-
ром дорожно-патрульной службы ГАИ.
Структура административно-правового отношения:
1) субъекты. Один из участников административно-
правового отношения — должностное лицо или орган го-
сударственной исполнительной власти, действующие в пре-
делах своей компетенции. Вторым участником может
выступать физическое или юридическое лицо.
Административная правоспособность физического лица
(гражданина Украины, иностранного гражданина или под-
данного, лица без гражданства) возникает с момента рож-
дения и прекращается его смертью.
Административная дееспособность физического лица
зависит от возраста. Частичная дееспособность граждан
Украины возникает с достижением школьного возраста.
Граждане Украины, достигшие 16 лет, обязаны иметь пас-
порт и зарегистрироваться по месту постоянного житель-
ства. Полная административная правоспособность возни-
кает с достижением 18 лет.
Административная деликтоспособностъ (способность
нести юридическую ответственность за нарушение норм
административного законодательства) зависит от возрас-
та и вменяемости. Общий возраст, с которого возможно
наступление административной ответственности, опреде-
лен Кодексом об административных правонарушениях и
составляет 16 лет. Вменяемость — это такое психиче-
ское состояние, при котором лицо в момент совершения
проступка способно осознавать свои действия и руково-
дить ими.
Административная правосубъектность юридического лица
возникает в момент его государственной регистрации;
2) объект. Объектом административного правоотно-
шения является то социальное благо, по поводу которого
возникло данное отношение. Например, нормальное функ-
ционирование органов государственной власти, правопо-
рядок и общественный порядок;
3) содержание. Содержанием административного пра-
воотношения являются права и обязанности его участни-
ков.
Проанализируем структуру правоотношения, возник-
шего между инспектором дорожно-патрульной службы
ГАИ и водителем автомобиля, превысившим допустимую
скорость движения. Субъектами данного правоотношения
выступают представитель государственной власти и под-
властное лицо. Объектом является реальное социальное
благо — безопасность дорожного движения, его участни-
ков. Содержанием является право инспектора ДПС ГАИ
требовать прекращения правонарушения и обязанность
водителя подчиниться законному требованию.