Инструкция: просим вас выразить ваше мнение по ряду вопросов связанных с межличностными отношениями в семье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструкция: просим вас выразить ваше мнение по ряду вопросов связанных с межличностными отношениями в семье.



1. Есть ли у вас чувство, что необходимо серьёзное выяснение отношений:

а) да – 1 очко;

б) нет, такой необходимости нет – 0;

в) такое выяснение отношений бесполезно – 2.

 

2. Когда вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли Вы прямо, без обиняков?

а) да – 0 очков;

б) да, но мне потребуется для этого благоприятная обстановка – 1;

в) об этом не может идти речи – 2.

 

3. Считаете ли Вы, что Ваш партнёр многое умалчивает из того, что его тяготит?

а) – 1 очко;

б) не имею представление – 2;

в) я в курсе всех проблем – 0.

 

4. Можете ли Вы разговаривать со своим партнёром о серьёзных вещах в любое время?

а) да – 1 очко;

б) не всегда, нужно выждать подходящий момент – 1;

в) в большинстве случаев нет, потому что у него нет времени – 2.

 

5. Когда Вы разговариваете, друг с другом, то следите за тем, что Ваши формулировки были точными?

а) да, я обдумываю, взвешиваю свои слова – 1очко;

б) нет, мы говорим прямо то, что думаем – 2;

в) высказываю своё мнение, но прислушиваюсь и к чужому – 0.

6. Когда вы делитесь с партнёром своими проблемами, нет ли у Вас такого чувства, что Вы тем самым обременяете его?

а) да, так часто бывает – 2 очка;

б) он просто не вникает в мои проблемы – 1;

в) он всегда проявляет участие – 0.

 

7. Принимает ли кто-то из Вас важное решение, которое касается его самого, не советуясь с другим?

а) случается и так – 2 очка;

б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой – 1;

в) мы решаем и обсуждаем всё вместе – 0.

 

8. Не задумывались ли Вы над тем, что предпочитаете чаще поделиться с друзьями, чем со своим спутником жизни?

а) иногда это случается – 1 очко;

б) нет, проблемы я обсуждаю со своим супругом – 0;

в) друзья меня лучше понимают – 2.

 

9. Не бывает ли так, что, когда партнёр разговаривает с вами, Вы думаете о чём- то другом?

а) бывает и так – 2 очка;

б) нет, я слушаю внимательно – 0;

в) если чувствую, что рассеян (на), то стремлюсь сосредоточить своё внимание – 1.

 

10. В разговоре Вы пытаетесь, прежде всего, высказаться сами?

а) непременно – 2 очка;

б) обычно даю возможность партнёру высказать всё, что его волнует – 0;

в) считаю, что мы оба должны делиться своими проблемами – 1.

 

А теперь оба супруга должны подсчитать и сложить вместе те очки, которые у них набраны.

Итак…

 

От 0 до 10 очков: в Вашей семье принято рассказывать о своих проблемах. Каждый из вас делится тем, что его тяготит, и партнёр его внимательно выслушивает. У вас нет потребности, делиться с кем-то другим: друзьями, родственниками, потому что дома вас понимают лучше.

 

От 11 до 29: нельзя сказать, что в Вашей семье совершенно не делятся друг с другом своими проблемами. Но есть ряд вещей, о которых Вам нужно и можно было бы говорить. Но вот этого не происходит. Существуют вопросы, о которых Вы не говорите, и Вы оба не решаетесь обсуждать их. А это ведёт к отчуждению, потому что каждый чувствует необходимость иметь рядом человека, который бы его понимал. И такого человека ищут…

 

Вариант 12 Социально-психологические аспекты рекламы

Теоретическая часть:

1. Роль рекламы в жизни общества

2. Социальная психология и рекламная деятельность

3. Когнитивные аспекты рекламного воздействия

4. Влияние эмоционального аспекта на восприятие рекламы

5. Мотивационно-поведенческий аспект рекламного воздействия.

6. Роль социальных стереотипов в рекламе.

Практическая часть:

Задание: Изучение и оценка распространённости

Просоциального поведения и её сравнение с распространённостью антисоциального поведения в средствах массовой информации (в программах новостей)

Проанализируйте содержание ваших любимых телевизионных выпусков новостей в течение одной недели и запишите в бланке наблюдений число сообщений о просоциальных и антисоциальных событиях, также нейтральных событий. Включайте в графу просоциальных событий добрые поступки. Оказание помощи, награды, благотворительные пожертвования и рассказы об успехах. К категории антисоциальных новостей отнесите сообщения о войнах, убийствах, изнасилованиях, актах вандализма и словесных нападках. К нейтральным новостям отнесите биржевые отчёты, прогнозы погоды, спортивные результаты, сообщения о новых законах или ценах на продукты питания и тому подобную информацию.

 

Бланк наблюдений

Телеканал______________________________________________

Местные или общенациональные новости___________________

 

День недели Нейтральные
Просоциальные
Антисоциальные

 

1. Сколько вы насчитали просоциальных событий? Антисоциальных? Нейтральных?

2. Какие выводы можно сделать из ваших результатов?

3. Отражает ли частота сообщений о просоциальных событиях в программах новостей их истинную частоту в реальной жизни.

 

Вариант 13 Социально-психологические аспекты традиций

(обычаев, ритуалов) различных этнических групп

Теоретическая часть:

1. Специфика социально-психологического подхода

2. Классификация социальных групп

3. Социальные классы и слои

4. Этнические группы

5. В чём состоят методологические проблемы

6. Гендерные и возрастные группы

Практическая часть:

Задание: Провести сравнительный анализ межэтнических и межличностных отношений. В чём их сходство и различие?

Тема 14 Социальные установки и стереотипы поведения личности в группе

Теоретическая часть:

1. Динамика социальных установок

2. Социальные стереотипы

3. Понятие об аттитюде

4. Структура и функция аттитюда

5. Аттитюды и реальное поведение

6. Изменение социальных установок

 

 

Практическая часть:

Задание: Изучить и описать влияние стереотипов на пропаганду и контрпропаганду

Вариант 15 Социально-психологические аспекты имиджа

Руководителя

Теоретическая часть:

1. Каковы характерные черты руководителя? Психология руководителя.

2. Каково общее понятие об имидже?

3. Характеристики имиджа

4. Технология формирования имиджа.

 

Практическая часть:

Задание: Описать, как трансформируются ваши взгляды на имидж современных отечественных лидеров под влиянием средств массовой информации.

 

Вариант 16 Проблема личности в группе: социальная идентичность

Теоретическая часть:

1. Обоснуйте фокус проблемы личности

2. Каковы социально психологические качества личности

3. Социальная идентичность.

4. Каковы уровни идентичности личности?

5. Какова проблема идентичности личности?

 

Практическая часть:

Задание: Дать анализ социально-психологических качеств личности. Использовать методику – теста М. Куна «Тест 20 ответов».

В этом тесте испытуемого просят в течение 12 мин. дать 20 различных ответов на вопрос, обращённый к самому себе: «Кто я такой?» Ответы необходимо давать в том порядке, в котором они приходят в голову, не заботясь о последовательности, грамматике и логике. Полученный список, прежде всего, рассматривается с точки зрения двух категорий суждений: присоединяющих, в которых испытуемый относит себя к какой-либо группе и которые обычно находятся в начале списка, и дифференцирующи х, где он указывает свои специфические, отличающие его от других признаки. Помимо этого, ответы подразделяются по социальным группам (и соответственно ролям) – пол, возраст, национальность, профессия и т.п., идеологическим убеждениям – философские, политические, моральные высказывания, а также интересам, увлечениям, стремлениям, целями, конечно же, самооценке. Наиболее частыми категориями являются следующие: профессиональная идентичность, семейные роль и статус, пол и возраст. Особое внимание следует обращать на ответы, которые передают сознательную идентификацию человека с определёнными категориями ролей, т.е. с теми, которые он не просто должен, но хочет и стремится выполнять.

Инструкция: Проведите анализ ролевого набора 3-5 человек при помощи теста двадцати вопросов. Сформулируйте выводы по каждому испытуемому.

Вариант 17 Социальная психология безопасности

Теоретическая часть:

1. Что означает социальная безопасность?

2. Каковы меры национальной безопасности?

3. В чём сущность безопасности власти?

4. Обозначить формы поведения в экстремальной ситуации

5. Что означает общественная безопасность?

 

Практическая часть:

Задание: Систематизируйте и обобщите в форме таблицы различия в проявлениях нормативного и информационного влияния в обществе.

Вариант 18 Социальная психология напряжённости и конфликтов

Теоретическая часть:

1. Понятие, уровни, причины и механизмы возникновения социальной напряжённости

2. Каковы формы проявления социальной напряжённости?

3. Конфликты в различных общностях.

4. Понятие о конфликтах. Классификация конфликтов

5. Какова техника снятия социальной напряжённости?

6. Урегулирование конфликтов

 

 

Практическая часть:

Задание: Проведите социально-психологический анализ конкретной конфликтной ситуации, имевшей место в вашем трудовом коллективе.

 

Вариант 19 Социально-психологические методы и феномены воздействия людей друг на друга

 

Теоретическая часть:

1. Каковы методы воздействия?

2. В чём сущность эффекта подражания?

3. Какая социально-психологическая закономерность лежит в основе эффекта «бумеранга»?

4. Какова специфика эффекта группового фаворитизма?

5. В чём особенности эффекта конформизма?

 

Практическая часть:

Задание: Просмотрите несколько телевизионных роликов и запишите содержание рекламы на предлагаемом бланке.

 

Рекламный ролик Рекламируемый товар Основное лицо (лица), рекламирующее товар Типы убеждающих обращений
1.      

 

Инструкция: Проанализируйте различные методы убеждения, используемые в рекламе. Ответьте на следующие вопросы:

1. Существуют какие-либо закономерности в структуре этих обращений?

2. Какие убеждающие обращения наиболее эффективны?

3. К каким потребностям и желаниям наиболее часто обращаются в рекламных роликах?

 

Вариант 20 «Я - концепция» как социально-психологический

Феномен

 

Теоретическая часть:

1. Что означает термин «Я - концепция»?

2. Каковы основные положения теории «Я - концепции» К. Левина?

3. Охарактеризуйте структуру «Я - концепция»

4. Каковы источники развития и формирования Я – концепции?

5. В чём состоят социально-психологические особенности гендерных различий?

 

Практическая часть:

Задание: Дайте сравнительный анализ образов современных мужчин и современных женщин, их социально-психологических и гендерных характеристик, выявивших в газетных и журнальных публикациях. Отражаются ли в гендерных различиях тенденции, продиктованные естественным отбором? Или эти различия порождены культурой? Обоснуйте свой ответ письменно.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. – 5-е изд, испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 265с.

2. Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 336 с. – (Учебное пособие).

3. Горбунов М. Ю. Социальная психология /М. Ю.Горбунова. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006. – 223 с. – (краткий курс лекций для вузов).

4. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов /М. И. Еникеев. М. – Норма, 2005.- 347с.

5. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь/ М. И. Еникеев. – М.: ТК. Велби, 2006,-558с.

6. Каменская Е. Н. Социальная психология: конспект лекций: учеб. пособие /Е. Н. Каменская, – изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феликс, 2007, - 192 с. – (Зачёт и экзамен.)

7. Классическая социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов /Под общей редакцией Е. И. Рогова. – Москва:

8. Крысько В. Г. Социальная психология: учебник для вузов / В. Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2007. – 431с.

9. Маклаков Л. Г. Общая психология: учебник для вузов /А. Г. Маклаков, – СПб.: Питер, 2007. – 582с.

10. Методология и методы социальной психологии /под редакцией Е. В. Шороховой. - М., 1977.- 203с.

11. Межличностное восприятие в группе.- М., 1981.- 157с.

12. Психология: учеб. пособие для вузов /под ред. Е. И. Рогова, – М.: Владос, 2005, – 591с.

13. Психология и этика делового общения: учебник для вузов /под ред. В. Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006,-415с.

14. Руденский Е. В. Социальная психология. – Новосибирск – М.,1999. – 236с.

15. Сериков Г. Н. Педагогика. В 2кн. Кн 1. Объект исследования /Г. Н. Сериков. – М.: Владос, 2005 – 440с.

16. Сериков Г. Н. Педагогика. В 2кн. Кн 2. Методология исследования /Г. Н.Сериков. – М.: Владос, 2006 – 455с.

17. Социальная психология: учеб. пособие для вузов /под ред. А. Н. Сухова, Л. А. Деркача, – 5-е изд., стереотип. – М.: Академа, 2007. – 600с.

18. Социальная психология: Практикум: учебное пособие для студентов вузов / Г. М. Андреева, Е. А. Аксёнова, Т. Ю. Базаров и др.; Под ред. Т. В. Фоломеевой. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 480 с.

19. Столяренко А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов /А. М. Столяренко. – изд. 2-е, перераб, И доп. – М.: Юнита –Дана, 2007. – 526с.

20. Чернышёв Я. А. Психологическое управление в инновационной среде: учебно – методический комплекс/ Я. А. Чернышёв.- Ульяновск: УлГУ, 2006. – 73с.

21. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. – М., 1995. – 544с.

 

Дополнительная литература

1. Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. – М.,1984. – 237с.

2. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. – Л., – 1986. – 432с.

3. Филатова Е. С. Соционика Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М., 1998. – 134с.

4. Берн Э. Лидер в группе. СПб.,1999. – 148с.

5. Бороздина Г. В. Психология делового общения. – М., 2000. – 224с. – СПб, 1999. – 276с.

6. Филиппов А. В. Работа с кадрами. Психологический аспект.-М.,1990. – 378с.

7. Человек-производство – управление: психологический словарь–справочник руководителя.- Л., 1982.- 523с.

8. Щёкин Г. Практическая психология для менеджмента. 2 кн.

9. – Киев, 1993. – 457с.

10. Юрчук В. В Современный словарь по психологии. – Минск, 2000. –657с.


Учебное издание

 

Тучина

Валентина Порфирьевна

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Методические рекомендации

 

Книга выходит в авторской редакции

 

 

Подп. в печать 00.00.00. Формат 60х84 1\16.

Бум. Офсетная. Гарнитура «Тimes». Печать цифровая.

Объём 00 усл. печ. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00.

 

 

Оренбургский государственный институт менеджмента

460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16.

Тел./факс: (3532) 36-19-62, 36-48-18

 

 

Отпечатано в типографии ГОУВПО «ОГИМ»

460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.09 с.)