Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инструкция: просим вас выразить ваше мнение по ряду вопросов связанных с межличностными отношениями в семье. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Есть ли у вас чувство, что необходимо серьёзное выяснение отношений: а) да – 1 очко; б) нет, такой необходимости нет – 0; в) такое выяснение отношений бесполезно – 2.
2. Когда вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли Вы прямо, без обиняков? а) да – 0 очков; б) да, но мне потребуется для этого благоприятная обстановка – 1; в) об этом не может идти речи – 2.
3. Считаете ли Вы, что Ваш партнёр многое умалчивает из того, что его тяготит? а) – 1 очко; б) не имею представление – 2; в) я в курсе всех проблем – 0.
4. Можете ли Вы разговаривать со своим партнёром о серьёзных вещах в любое время? а) да – 1 очко; б) не всегда, нужно выждать подходящий момент – 1; в) в большинстве случаев нет, потому что у него нет времени – 2.
5. Когда Вы разговариваете, друг с другом, то следите за тем, что Ваши формулировки были точными? а) да, я обдумываю, взвешиваю свои слова – 1очко; б) нет, мы говорим прямо то, что думаем – 2; в) высказываю своё мнение, но прислушиваюсь и к чужому – 0. 6. Когда вы делитесь с партнёром своими проблемами, нет ли у Вас такого чувства, что Вы тем самым обременяете его? а) да, так часто бывает – 2 очка; б) он просто не вникает в мои проблемы – 1; в) он всегда проявляет участие – 0.
7. Принимает ли кто-то из Вас важное решение, которое касается его самого, не советуясь с другим? а) случается и так – 2 очка; б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой – 1; в) мы решаем и обсуждаем всё вместе – 0.
8. Не задумывались ли Вы над тем, что предпочитаете чаще поделиться с друзьями, чем со своим спутником жизни? а) иногда это случается – 1 очко; б) нет, проблемы я обсуждаю со своим супругом – 0; в) друзья меня лучше понимают – 2.
9. Не бывает ли так, что, когда партнёр разговаривает с вами, Вы думаете о чём- то другом? а) бывает и так – 2 очка; б) нет, я слушаю внимательно – 0; в) если чувствую, что рассеян (на), то стремлюсь сосредоточить своё внимание – 1.
10. В разговоре Вы пытаетесь, прежде всего, высказаться сами? а) непременно – 2 очка; б) обычно даю возможность партнёру высказать всё, что его волнует – 0; в) считаю, что мы оба должны делиться своими проблемами – 1.
А теперь оба супруга должны подсчитать и сложить вместе те очки, которые у них набраны.
Итак…
От 0 до 10 очков: в Вашей семье принято рассказывать о своих проблемах. Каждый из вас делится тем, что его тяготит, и партнёр его внимательно выслушивает. У вас нет потребности, делиться с кем-то другим: друзьями, родственниками, потому что дома вас понимают лучше.
От 11 до 29: нельзя сказать, что в Вашей семье совершенно не делятся друг с другом своими проблемами. Но есть ряд вещей, о которых Вам нужно и можно было бы говорить. Но вот этого не происходит. Существуют вопросы, о которых Вы не говорите, и Вы оба не решаетесь обсуждать их. А это ведёт к отчуждению, потому что каждый чувствует необходимость иметь рядом человека, который бы его понимал. И такого человека ищут…
Вариант 12 Социально-психологические аспекты рекламы Теоретическая часть: 1. Роль рекламы в жизни общества 2. Социальная психология и рекламная деятельность 3. Когнитивные аспекты рекламного воздействия 4. Влияние эмоционального аспекта на восприятие рекламы 5. Мотивационно-поведенческий аспект рекламного воздействия. 6. Роль социальных стереотипов в рекламе. Практическая часть: Задание: Изучение и оценка распространённости Просоциального поведения и её сравнение с распространённостью антисоциального поведения в средствах массовой информации (в программах новостей) Проанализируйте содержание ваших любимых телевизионных выпусков новостей в течение одной недели и запишите в бланке наблюдений число сообщений о просоциальных и антисоциальных событиях, также нейтральных событий. Включайте в графу просоциальных событий добрые поступки. Оказание помощи, награды, благотворительные пожертвования и рассказы об успехах. К категории антисоциальных новостей отнесите сообщения о войнах, убийствах, изнасилованиях, актах вандализма и словесных нападках. К нейтральным новостям отнесите биржевые отчёты, прогнозы погоды, спортивные результаты, сообщения о новых законах или ценах на продукты питания и тому подобную информацию.
Бланк наблюдений Телеканал______________________________________________ Местные или общенациональные новости___________________
1. Сколько вы насчитали просоциальных событий? Антисоциальных? Нейтральных? 2. Какие выводы можно сделать из ваших результатов? 3. Отражает ли частота сообщений о просоциальных событиях в программах новостей их истинную частоту в реальной жизни.
Вариант 13 Социально-психологические аспекты традиций (обычаев, ритуалов) различных этнических групп Теоретическая часть: 1. Специфика социально-психологического подхода 2. Классификация социальных групп 3. Социальные классы и слои 4. Этнические группы 5. В чём состоят методологические проблемы 6. Гендерные и возрастные группы Практическая часть: Задание: Провести сравнительный анализ межэтнических и межличностных отношений. В чём их сходство и различие? Тема 14 Социальные установки и стереотипы поведения личности в группе Теоретическая часть: 1. Динамика социальных установок 2. Социальные стереотипы 3. Понятие об аттитюде 4. Структура и функция аттитюда 5. Аттитюды и реальное поведение 6. Изменение социальных установок
Практическая часть: Задание: Изучить и описать влияние стереотипов на пропаганду и контрпропаганду Вариант 15 Социально-психологические аспекты имиджа Руководителя Теоретическая часть: 1. Каковы характерные черты руководителя? Психология руководителя. 2. Каково общее понятие об имидже? 3. Характеристики имиджа 4. Технология формирования имиджа.
Практическая часть: Задание: Описать, как трансформируются ваши взгляды на имидж современных отечественных лидеров под влиянием средств массовой информации.
Вариант 16 Проблема личности в группе: социальная идентичность Теоретическая часть: 1. Обоснуйте фокус проблемы личности 2. Каковы социально психологические качества личности 3. Социальная идентичность. 4. Каковы уровни идентичности личности? 5. Какова проблема идентичности личности?
Практическая часть: Задание: Дать анализ социально-психологических качеств личности. Использовать методику – теста М. Куна «Тест 20 ответов». В этом тесте испытуемого просят в течение 12 мин. дать 20 различных ответов на вопрос, обращённый к самому себе: «Кто я такой?» Ответы необходимо давать в том порядке, в котором они приходят в голову, не заботясь о последовательности, грамматике и логике. Полученный список, прежде всего, рассматривается с точки зрения двух категорий суждений: присоединяющих, в которых испытуемый относит себя к какой-либо группе и которые обычно находятся в начале списка, и дифференцирующи х, где он указывает свои специфические, отличающие его от других признаки. Помимо этого, ответы подразделяются по социальным группам (и соответственно ролям) – пол, возраст, национальность, профессия и т.п., идеологическим убеждениям – философские, политические, моральные высказывания, а также интересам, увлечениям, стремлениям, целями, конечно же, самооценке. Наиболее частыми категориями являются следующие: профессиональная идентичность, семейные роль и статус, пол и возраст. Особое внимание следует обращать на ответы, которые передают сознательную идентификацию человека с определёнными категориями ролей, т.е. с теми, которые он не просто должен, но хочет и стремится выполнять.
Инструкция: Проведите анализ ролевого набора 3-5 человек при помощи теста двадцати вопросов. Сформулируйте выводы по каждому испытуемому. Вариант 17 Социальная психология безопасности Теоретическая часть: 1. Что означает социальная безопасность? 2. Каковы меры национальной безопасности? 3. В чём сущность безопасности власти? 4. Обозначить формы поведения в экстремальной ситуации 5. Что означает общественная безопасность?
Практическая часть: Задание: Систематизируйте и обобщите в форме таблицы различия в проявлениях нормативного и информационного влияния в обществе. Вариант 18 Социальная психология напряжённости и конфликтов Теоретическая часть: 1. Понятие, уровни, причины и механизмы возникновения социальной напряжённости 2. Каковы формы проявления социальной напряжённости? 3. Конфликты в различных общностях. 4. Понятие о конфликтах. Классификация конфликтов 5. Какова техника снятия социальной напряжённости? 6. Урегулирование конфликтов
Практическая часть: Задание: Проведите социально-психологический анализ конкретной конфликтной ситуации, имевшей место в вашем трудовом коллективе.
Вариант 19 Социально-психологические методы и феномены воздействия людей друг на друга
Теоретическая часть: 1. Каковы методы воздействия? 2. В чём сущность эффекта подражания? 3. Какая социально-психологическая закономерность лежит в основе эффекта «бумеранга»? 4. Какова специфика эффекта группового фаворитизма? 5. В чём особенности эффекта конформизма?
Практическая часть: Задание: Просмотрите несколько телевизионных роликов и запишите содержание рекламы на предлагаемом бланке.
Инструкция: Проанализируйте различные методы убеждения, используемые в рекламе. Ответьте на следующие вопросы: 1. Существуют какие-либо закономерности в структуре этих обращений? 2. Какие убеждающие обращения наиболее эффективны? 3. К каким потребностям и желаниям наиболее часто обращаются в рекламных роликах?
Вариант 20 «Я - концепция» как социально-психологический Феномен
Теоретическая часть:
1. Что означает термин «Я - концепция»? 2. Каковы основные положения теории «Я - концепции» К. Левина? 3. Охарактеризуйте структуру «Я - концепция» 4. Каковы источники развития и формирования Я – концепции? 5. В чём состоят социально-психологические особенности гендерных различий?
Практическая часть: Задание: Дайте сравнительный анализ образов современных мужчин и современных женщин, их социально-психологических и гендерных характеристик, выявивших в газетных и журнальных публикациях. Отражаются ли в гендерных различиях тенденции, продиктованные естественным отбором? Или эти различия порождены культурой? Обоснуйте свой ответ письменно. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. – 5-е изд, испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 265с. 2. Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 336 с. – (Учебное пособие). 3. Горбунов М. Ю. Социальная психология /М. Ю.Горбунова. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006. – 223 с. – (краткий курс лекций для вузов). 4. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов /М. И. Еникеев. М. – Норма, 2005.- 347с. 5. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь/ М. И. Еникеев. – М.: ТК. Велби, 2006,-558с. 6. Каменская Е. Н. Социальная психология: конспект лекций: учеб. пособие /Е. Н. Каменская, – изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феликс, 2007, - 192 с. – (Зачёт и экзамен.) 7. Классическая социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов /Под общей редакцией Е. И. Рогова. – Москва: 8. Крысько В. Г. Социальная психология: учебник для вузов / В. Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2007. – 431с. 9. Маклаков Л. Г. Общая психология: учебник для вузов /А. Г. Маклаков, – СПб.: Питер, 2007. – 582с. 10. Методология и методы социальной психологии /под редакцией Е. В. Шороховой. - М., 1977.- 203с. 11. Межличностное восприятие в группе.- М., 1981.- 157с. 12. Психология: учеб. пособие для вузов /под ред. Е. И. Рогова, – М.: Владос, 2005, – 591с. 13. Психология и этика делового общения: учебник для вузов /под ред. В. Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006,-415с. 14. Руденский Е. В. Социальная психология. – Новосибирск – М.,1999. – 236с. 15. Сериков Г. Н. Педагогика. В 2кн. Кн 1. Объект исследования /Г. Н. Сериков. – М.: Владос, 2005 – 440с. 16. Сериков Г. Н. Педагогика. В 2кн. Кн 2. Методология исследования /Г. Н.Сериков. – М.: Владос, 2006 – 455с. 17. Социальная психология: учеб. пособие для вузов /под ред. А. Н. Сухова, Л. А. Деркача, – 5-е изд., стереотип. – М.: Академа, 2007. – 600с. 18. Социальная психология: Практикум: учебное пособие для студентов вузов / Г. М. Андреева, Е. А. Аксёнова, Т. Ю. Базаров и др.; Под ред. Т. В. Фоломеевой. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 480 с. 19. Столяренко А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов /А. М. Столяренко. – изд. 2-е, перераб, И доп. – М.: Юнита –Дана, 2007. – 526с. 20. Чернышёв Я. А. Психологическое управление в инновационной среде: учебно – методический комплекс/ Я. А. Чернышёв.- Ульяновск: УлГУ, 2006. – 73с.
21. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. – М., 1995. – 544с.
Дополнительная литература 1. Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. – М.,1984. – 237с. 2. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. – Л., – 1986. – 432с. 3. Филатова Е. С. Соционика Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М., 1998. – 134с. 4. Берн Э. Лидер в группе. СПб.,1999. – 148с. 5. Бороздина Г. В. Психология делового общения. – М., 2000. – 224с. – СПб, 1999. – 276с. 6. Филиппов А. В. Работа с кадрами. Психологический аспект.-М.,1990. – 378с. 7. Человек-производство – управление: психологический словарь–справочник руководителя.- Л., 1982.- 523с. 8. Щёкин Г. Практическая психология для менеджмента. 2 кн. 9. – Киев, 1993. – 457с. 10. Юрчук В. В Современный словарь по психологии. – Минск, 2000. –657с. Учебное издание
Тучина Валентина Порфирьевна
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Методические рекомендации
Книга выходит в авторской редакции
Подп. в печать 00.00.00. Формат 60х84 1\16. Бум. Офсетная. Гарнитура «Тimes». Печать цифровая. Объём 00 усл. печ. л. Тираж 000 экз. Заказ № 00.
Оренбургский государственный институт менеджмента 460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16. Тел./факс: (3532) 36-19-62, 36-48-18
Отпечатано в типографии ГОУВПО «ОГИМ» 460038, г. Оренбург, ул. Волгоградская, д. 16.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.09 с.) |