Розвиток нинішніх культурних процесів в Україні. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Розвиток нинішніх культурних процесів в Україні.



Изменения условий развития культуры. Объявление руководством СССР перестройки и нарастание национально-освободительного движения оказали заметное влияние на состояние культуры.

На волне горбачевской "гласности" в области культуры развернулись процессы демократизации. Они проявились, прежде всего, в попытках отойти от единой компартийной идеологии, предусматривавшей однозначность оценок общественных явлений, в том числе художественного наследия, единообразие художественного воспроизведения действительности, единство подходов к организации народного образования, культурно-просветительной работы среди населения и тому подобное.

Провозглашение независимости превратило политику в области культуры в одну из важнейших сфер деятельности государства. В одобренных Верховным Советом Украины в начале 1992г. "Основах законодательства о культуре" сформулированы основные направления законодательства государства в вопросах культурного строительства. Культура в этом документе рассматривается как один из главных факторов национального возрождения, преодоления социально-экономического и политического кризиса, сохранения национальной самобытности украинцев и представителей национальных меньшинств, населяющих Украину.

С первых дней независимости стало очевидным, что в новом государстве с его национальным составом, широким спектром регионально-политических и регионально-культурных отличий, религиозной неоднородностью духовная сфера может функционировать только как плюралистическая.

Вместе с тем, в условиях экономического кризиса и формирования рыночной экономики уменьшаются возможности государственного обеспечения культуры. Государство не в состоянии выделять даже тот минимум средств, на который оно было в состоянии прежде. Что же касается других источников финансирования культуры (меценатство бизнесменов, благотворительные фонды и программы, спонсорство граждан и предпринимательских организаций и т.п.), то их удельный вес оставался незначительным. Таким образом, избавившись от идеологического подчинения правящей партии, культура стала попадать в жесткие тиски финансовой зависимости.

Рост социальной активности творческой интеллигенции. Во второй половине 80-х годов творческая интеллигенция стала стремительно втягиваться в общественную деятельность. Активную гражданскую позицию заняли творческие союзы, в частности Союз писателей Украины. На писательских форумах обсуждались острые проблемы современности, много внимания уделялось общественным деформациям прошлого, раскрытию преступлений сталинщины, говорилось о необходимости реабилитации жертв тоталитарного режима.

Во второй половине 1990г. Союз писателей Украины и "Мемориал" получили разрешение на ознакомление с судебно-следственными делами невинно репрессированных писателей. Началась огромная работа по тщательному изучению архивных дел. упрятанных в хранилищах бывшего КГБ.

Началось издание мартиролога всех писателей и ученых - жертв тоталитарного режима. Наиболее авторитетные и активные писатели, ученые, журналисты, включились в состав различных самодеятельных групп, партий, объединений, а затем стали народными депутатами, стремясь своей работой в советах всех уровней, в государственном аппарате способствовать национальному возрождению Украины.

Активизировалась национально-культурная жизнь, создавались национально-культурные общества. В местах компактного проживания национальных групп возникают национальные театры-студии, любительские коллективы. В 1989г. в Украине действовали четыре еврейских, а также татарский, венгерский и польский театры. В ряде областей местное радиовещание, телевидение начали передачи на национальных языках.

Конкретной реакцией на движение за утверждение государственного статуса украинского языка стало принятие 29 октября 1989г. Верхоным Советом Украины Закона о языках в Украинской ССР. Закон, обеспечивая статус равноправия языкам всех народов, проживающих на территории Украины, создавал условия для расширения сферы функционирования языка коренного народа республики - украинского. Среди принципиальных положений Закона - признание украинского языка государственным.

Положение в общеобразовательной школе. В результате осуществления мер по обеспечению всеобщего среднего образования во второй половине 80-х годов возникла новая образовательная ситуация: в 1986г. почти 70% населения Украины формально имели высшее и среднее (полное и неполное) образование. В то же время все больше проявлялось противоречие между уровнем образования и его качеством. Далеко не все выпускники овладевали программой средней школы - прежде всего в вечерних школах, средних профтехучилищах, некоторых сельских школах. Кроме того. идеологизация учебно-воспитательного процесса привела к выхолащиванию его национального колорита. Духовное наследие народа, в первую очередь украинского, изучалось в сфальсифицированном виде, из него было изъято все, что не отвечало идеологическим стандартам системы.

На волне перестроечных процессов в общественном сознании сформировалось понимание необходимости возрождения в школе, в учебно-воспитательной деятельности вообще, национальных начал и гуманистических общечеловеческих ценностей.

В идеологических структурах, органах образования, в широких кругах работников просвещения утверждалось мнение, что существенное отставание школьного образования от потребностей социально-экономического развития общества можно преодолеть только путем коренной его перестройки. В связи с этим в 1988г. были разработаны "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы", предусматривающие осуществление изменении в системе воспитания и обучения подрастающего поколения.

В условиях независимости лучшие идеи "Основных направлений" получили дальнейшее развитие в новой концепции развития народного образования, получившей обоснование в программе "Образование" ("Украина XXI века"), утвержденной Кабинетом Министров в ноябре 1993г. Программа предусматривает существенную реорганизацию всей системы образования. начиная с дошкольного воспитания детей и заканчивая повышением квалификации дипломированных специалистов. Речь идет о формировании высокого интеллектуального и культурного потенциала народа как самого ценного его приобретения. Принципиальной позицией концепции является признание необходимости демократизации всех звеньев средней и высшей школы.

Демократизация народного образования обеспечивается и новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса, прежде всего - отказом от догматического однообразия, допускающего только единые учебные программы, методики и учебники. Такой принцип построения учебно-воспитательного процесса создает условия для раскрытия творческих способностей педагогов, их потенциальных возможностей и таланта. Опыт лучших педагогов в условиях демократизации становится важным фактором совершенствования образования в целом.

Наметились, правда, незначительные изменения к лучшему и в вопросе утверждения в учебном процессе украинского языка. В 1992/93 учебном году в Украине было школ с украинским языком обучения - 75,4%, в которых обучалось 49,4% учащихся. В 1993г. в первые классы школ, с украинским языком обучения пришло 66% детей. В 1990г. первоклассники, обучающиеся на украинском языке, составляли 44,6%.

Высшее образование. В новых условиях в системе высшего образования произошли существенные изменения. Для подготовки высококвалифицированных специалистов были открыты новые вузы. Один из наиболее авторитетных - университет "Киево-Могилянская академия" (1992 г.).

В первой половине 90-х годов была введена система государственного лицензирования (предоставление права на образовательную деятельность) и аккредитации (определение уровня образовательной деятельности) вузов. Самые высокие - III и IV - уровни аккредитации получил 161 вуз Украины, включая 16 государственных (классических) университетов и 30 академий.

Как и общество в целом, высшая школа находилась в состоянии глубокого кризиса. Крайне обострилась проблема ее финансирования. Попыткой частичного его преодоления было введение, наряду с государственным заказом (финансируемым из госбюджета), 20%-ного. а затем больше платного приема на обучение.

Наряду с государственными формами обучения, в последнее время получили распространение высшие учебные заведения, основанные на внебюджетном финансировании, прежде всего - на оплате обучения частными лицами или предприятиями. Осуществляя подготовку кадров по престижным экономико-правовым специальностям, эти вузы компенсируют неспособность государственных учебных заведений оперативно реагировать на потребности рынка.

Новое в художественном творчестве. В условиях национального возрождения возрастает роль художественного творчества. В литературно-художественном процессе все более утверждается плюрализм, предусматривающий отказ от свойственного тоталитарной системе "единственно правильного" художественного воспроизведения общественных явлений и процессов. В этом отношении принципиальным был отказ от метода "социалистического реализма" как единственного, имеющего право на существование.

Плюрализм, многогранность художественного изображения действительности невозможны без признания новаторских форм, в частности, тех, которые получили название авангарда. Население Украины начинает воспринимать то нетрадиционное, что зарождалось в художественном творчестве еще в начале XX века и от чего в силу догматической идеологии тоталитарной системы оно было отчуждено на протяжении многих десятилетий. Произведения художников-авангардистов широко представляются в наше время на многочисленных вернисажах, проходящих в Киеве, во многих городах Украины.

Определенное признание получило творчество художника Г.Синицы. Более 50 лет живопись его никому не была известна. Он же оставался верным идеям школы М.Бойчука, идеям возрождения украинской монументальной живописи на основе традиций искусства Киевской Руси, ее фресок, настенной живописи. Художник стал одним из зачинателей нового направления в монументальной живописи, получившего название "украинская национальная колористическая школа". За свои произведения последних лет он в 1991г. получил Государственную премию им. Т.Шевченко.

Довольно активно новаторский стиль утверждается также в музыкальном искусстве. Этому способствует то, что украинская национальная музыкальная школа имеет приобретения, связанные с именами таких композиторов-новаторов, как Б.Лятошинский, а также его последователей - Г.Таранова, И.Белзы, М.Гозенпуда и других, в свое время не только жестко критикуемых, но и преследуемых за модернизм в музыке. В концертных залах, театрах, на радио и телевидении все чаще звучат музыкальные произведения самых разных жанров, направлений и стилей - от рок- и поп-музыки, до классической.

Значительные изменения наметились и в литературном творчестве: расширяется тематический диапазон прозаических, поэтических и драматических произведений, разнообразнее становятся их стилевые формы. В литературный процесс вступила большая группа молодых мастеров. Ростками нового назвал О. Гончар появление на литературной ниве Украины журналов "Тернопіль", "Борисфен" (Днепропетровщина), "Степ" (Кировоградщина), "Холодний Яр" (Черкассы), "Хортиця" (Запорожье).

В связи с отсутствием эффективной системы государственного финансирования культуры Указом Президента Украины в июле 1994г. был создан фонд содействия искусствам Украины. Инициаторами этой организации стали представители творческой интеллигенции, политики, ученые, предприниматели - все те, кто видел будущее Украины в культурном созидании, в поддержке таланта и мастерства деятелей искусства.

Народное и самодеятельное искусство. В условиях национально-культурного возрождения в духовных процессах общества все более весомую роль играет народное творчество. Народно-декоративное искусство развивалось и в годы тоталитаризма. В те времена это были виды искусства, принадлежавшие к так называемому "нежелательному промыслу". Среди них - писанкарство. Писанки запрещалось изготовлять и продавать, их изымали из музейных экспозиций, даже конфисковывали. Такое отношение к писанкарству привело к тому, что это старинное и оригинальное искусство на большей части территории Украины было утеряно или подзабыто. Поэтому несомненно положительным явлением в культурной и научной жизни Украины, стало проведение научно-практической конференции "Писанка - символ Украины", в которой приняли участие мастера и специалисты в области писанкарства как республики, так и диаспоры.

С 1990 г. в Украине стал проводиться и приобрел очень большую популярность Всеукраинский фестиваль современной песни и популярной музыки "Червона рута".

После провозглашения независимости вошли в практику народные праздники - конкурсы "Лесині джерела", "Сорочинський ярмарок"; состоялся международный фестиваль украинского фольклора "Берегиня", международный фестиваль авторской песни "Золоті ворота" и др.

Трудности развития культуры. Наряду с положительными тенденциями, наметившимися в культурной жизни, ощущается и влияние отрицательных факторов.

Отрицательное влияние на современное состояние культурной жизни общества оказывает растущая коммерциализация процессов в искусстве. Она ведет к тому, что на экранах кинотеатров, а также на телевидении преобладающее место занимают далеко не лучшие западные фильмы, пропагандирующие насилие, духовное обнищание человека. Такие фильмы отрицательно влияют на формирование мировоззрения людей, разрушают психику детей, молодежи.

Среди процессов, выпадающих из контекста национального возрождения, - острейший кризис национального книгоиздания. В последние годы невероятно выросли цены на книги, в десять раз уменьшились тиражи изданий, втрое - вчетверо сократились планы изданий. Все меньше издается книг на языке коренного населения. В обращении председателя Комиссии Верховного Совета по вопросам культуры и духовного возрождения Л.Танюка к Президенту Украины Л.Кравчуку (ноябрь 1993г.) отмечалось, в что Украине более мощными темпами, чем во времена тоталитарной системы, идет повальная русификация государственного книжного рынка. Доля украиноязычной литературы снизилась до 31,6% по наименованиям и до 35,6% по тиражу. При этом среди русских изданий преобладают не высокохудожественные произведения классической и современной литературы, а низкопробное развлекательное чтиво. Тираж периодических изданий (газет, журналов), печатающихся на украинском языке, в 1994г., по сравнению с 1990г., уменьшился в 10 раз.

Теперь на каждого жителя Украины в год выпускается всего лишь 2 книги на украинском языке, т.е. втрое меньше, чем 10 лет тому назад.

Кризисные явления, обусловленные общим состоянием экономики страны, проявляются и в других отраслях культуры, особенно в требующих государственной поддержки. Остро встали проблемы, связанные с состоянием науки, особенно фундаментальной. Недостаточный уровень финансирования научных учреждений, в том числе и НАН Украины, породил опасный отток квалифицированных ученых из научной сферы в другие структуры, за границу. Это привело к уменьшению количества научных школ и направлений. Низкий уровень материальной базы не позволяет проводить исследования на уровне мировых достижений.

Подобная ситуация сложилась и в деятельности высшей школы, которую уже оставили многие высококвалифицированные преподаватели. Особенно острый кризис обрушился на общеобразовательную школу. К началу 1994/95 учебного года в Украине было 22,6 тыс. учительских вакансий.

Отсутствие необходимых государственных средств все чаще становится причиной закрытия или перепрофилирования культурно-просветительских заведений. Значительно уменьшилась численность участников художественной самодеятельности, различных кружков и т.п. Закрылись сотни библиотек, свыше тысячи клубов. В массовых библиотечных учреждениях значительно сократился книжный фонд, что является результатом недостаточного финансирования этого звена культуры. В условиях экономического кризиса сильно сократились возможности государства, предприятий и профсоюзов оказывать материальную поддержку культурно-просветительским учреждениям. В результате этого культурные проблемы широких слоев населения и, прежде всего, молодежи удовлетворяются все хуже.

"Иногда кажется, - отметил О. Гончар, - что единственное, чем Украина удерживается в этом мире, - это ее глубокая духовность, не поддающиеся никаким инфляциям золотые сокровища украинской души". Именно эти, накоплявшиеся веками нетленные сокровища и являются самым глубоким (и последним) залогом национального возрождения Украины, ее экономического и культурного расцвета в ближайшем будущем. Но и в этой сфере - духовной - ситуация складывается тревожная.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.014 с.)