Градостроительство. Функциональное зонирование городской территории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Градостроительство. Функциональное зонирование городской территории



Основы градостроительства. Система расселения. Градостроительное планирование и регулирование расселения. Районная планировка, ее виды и задачи. Принципы планировки и застройки городов и их функционального зонирования. Градостроительные проблемы и архитектурно-строительные меры охраны окружающей Среды и природных ресурсов.

Градостроительная система — совокупность пространственно организованных и взаимосвязанных материальных элементов — технически освоенных территорий, зданий и сооружений, дорог и инженерных коммуникаций, совместно с природными компонентами формирующих среду общественной жизнедеятельности на разных территориальных уровнях.

онцептуальная схема взаимного расположения основных функциональных зон города: 1 - селитебная территория; 2 - промышленная зона; 3 - складская зона; 4 - зона внешнего транспорта; 5 - зеленая зона отдыха; 6 - санитарно-защитная зона; 7 - направление течения реки; 8 - направление господствующих ветров за самый жаркий квартал (месяц) года

Промышленная зона включает промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения, улицы, площади, зеленые насаждения.

Селитебная зона - территория, предназначенная для жилья. На ней могут размещаться микрорайоны и жилые кварталы, предприятия культурно-бытового обслуживания, отдельные безвредные предприятия, улицы, площади, объекты озеленения, склады, резервные территории, устройства транспорта.

Санитарно-защитная зона - зеленые насаждения шириной от 50 до 1000 м, защищающие территории от вредного влияния промышленности и транспорта.

Транспортная зона - устройства внешнего транспорта (водного, воздушного, железнодорожного).

Складская зона - территория разного рода складов.

Формирование функциональных зон и размещение на них объектов регламентируется МДС-30-1.99 и СНиП 2.07.01-89*.

Транспортная сеть больших городов превращается в систему наземных, надземных и подземных магистралей, пересекающихся в нескольких уровнях. В мировой практике уже существуют транспортные развязки в пяти уровнях. С увеличением количества и разнообразия транспортных средств возрастает степень сложности транспортной сети городов и, таким образом, улучшается система связей между функциональными зонами. Планировочная структура зависит от расположения города на рельефе. Различают компактную форму плана, расчлененную, рассредоточенную с равномерно распределенными районами, рассредоточенную с преобладающим районом и линейную. Сложность планировочной структуры больших городов заключается еще и в том, что большое разнообразие промышленных предприятий не может располагаться на территории одной промышленной зоны. Это вызывает членение селитебных территорий. Возникают новые жилые районы на периферии города, образуются новые зоны отдыха. Новые промышленные зоны приводят к появлению санитарно-защитных территорий. Рост города способствует развитию внешнего транспорта и расширению транспортной зоны.

Функциональное зонирование современного исторически сложившегося города более многогранно, особенно в его центральной части, где расположено огромное количество объектов различного назначения в непосредственной близости друг к другу.

Функциональное зонирование по назначению отражено в государственном градостроительном кадастре города в соответствии с СП-14-101-96 «Примерное положение о службе градостроительного кадастра субъекта РФ, города (района)». Так, например, для Москвы служба государственного градостроительного кадастра подразделяет территорию города в следующем порядке:

функциональные зоны специализированного назначения - административно-делового, учебно-образовательного, культурно-просветительского, торгово-бытового, лечебно-оздоровительного, спортивно-рекреационного, учебно-воспитательного, индивидуальной жилой застройки, многоквартирной жилой застройки, коммунально-складского, промышленного, специального, жилищно-коммунального, природно-рекреационного, природоохранительного;

функциональные зоны смешанного назначения - общественного, жилого производственного, природного, общественно-жилого, общественно-производственного, производственно-жилого, общественно-производственно-жилого, природно-общественного, природно-жилого, природно-производственного, природнообщественно-жилого, природнообщественно-производственного, природно-производственно-жилого.

Территории инфраструктуры подразделяются на территории улиц и дорог; территории внешнего транспорта; водные поверхности.

Градостроительное зонирование выполняют также с помощью следующих линий градостроительного регулирования:

красные линии улично-дорожной сети;

линии жилой застройки;

синие линии - границы акватории рек;

границы полосы отвода железных дорог;

границы технических зон проектируемых линий метрополитена;

границы технических (охранных) зон инженерных сооружений и коммуникаций;

границы территорий памятников истории и культуры;

границы охранных зон памятников истории и культуры;

границы историко-культурных заповедных территорий;

границы зон регулирования застройки памятников истории и культуры;

границы зон охраняемого ландшафта;

границы особо охраняемых природных территорий;

границы охранных зон особо охраняемых охранных территорий;

границы территорий природного комплекса Москвы, не являющиеся особо охраняемыми;

границы озелененных территорий, не входящих в природный комплекс Москвы;

границы водоохранных зон;

границы прибрежных зон;

границы санитарной охраны источников питьевого водоснабжения - границы 1-го пояса санитарной охраны, границы 2-го пояса санитарной охраны, границы жесткой зоны 2-го пояса санитарной охраны;

границы санитарно-защитных зон.

 

9. Генпланы жилых и общественных зданий

Особенности планировки генпланов жилых и общественных зданий. Красные линии застройки. Состав генпланов. Противопожарные требования к планировкам генпланов.

При проектировании новых или реконструкции существующих внутри городских и поселковых районов, микрорайонов, комплексов и зданий в комплект чертежей первым проектным документом входит генеральный план (генплан) объекта.

Генплан содержит сведения обо всех аспектах планировочных решений на отведенной под строительство или реконструкцию территории:

– о расположении и ориентации проектируемых и существующих зданий и сооружений (разбивочный план);

– проектируемых проездах, площадках, их назначении, системе пешеходных дорожек, ландшафтном дизайне, используемых для озеленения породах деревьев, кустарников, газонных трав и цветочных растений (план озеленения);

– малых архитектурных формах, устройствах вертикальной планировки и их плоскостных размерах (план благоустройства территории).

На генплане выполняют вертикальную и горизонтальную привязки проектируемых объектов к существующим зданиям или к границам отведенных под застройку участков. На основе генплана составляют план организации рельефа местности, который включает в себя вертикальную планировку, план земляных работ, сводный план инженерных сетей.

По предварительным исследованиям существующего состояния участка, предназначенного для строительства, составляют геоподоснову, которая содержит сведения о рельефе местности, существующих подземных и наземных коммуникациях, дорогах, площадках, сооружениях, зеленых насаждениях. Чертежи генпланов выполняют в строго определенных масштабах: 1:500, 1:1000,1:2000. Генплан содержит сведения о проектируемом объекте в завершенном виде. На нем изображают объекты в тех размерах, которые они занимают на уровне земли по внешнему периметру стен. Вокруг зданий располагают отмостку шириной 3 мм независимо от масштаба. Ориентация зданий фиксируется с помощью розы ветров, которую располагают в правом верхнем углу чертежа с обязательным указанием стрелкой направления на север.

На генплане показывают проектное решение благоустройства территории, выполняемое для повышения эффективности ее использования, улучшения внешнего вида и экологического состояния, охраны окружающей среды и с учетом функционального обеспечения социальных условий ее эксплуатации.

 

Проектируемые проезды должны быть соединены с существующей транспортной сетью города, поселка или с загородными трассами. Проезды подводят к каждому подъезду или к основным входам в здания. Около входов проектируют свободные площадки, площадь которых зависит от назначения зданий по нормам. У подъездов жилых зданий организуют свободные проходы для движения жителей, внесения мебели. Около входов в общественные здания (кинотеатры, выставки, учебные заведения, государственные учреждения) проектируют свободные площадки для ожидания, встреч, движения больших потоков людей.

Улицы и проезды располагают не ближе 6 м к зданиям. Радиусы поворотов улиц и проездов определяют из условий безопасности движения, беспрепятственного проезда пожарных машин, видимости для водителей и пешеходов. Вдоль улиц и проездов длиннее 100 м проектируют тротуары. Свободную территорию функционально зонируют и используют для расположения площадок и пешеходных дорожек. Площадки размещают соответственно их назначению в тихой, активной или хозяйственной зонах. Их стремятся территориально изолировать. Улицы, проезды, тротуары и площадки — плоскостные сооружения — разграничивают бортовым и бордюрным камнями, которые на генплане показывают-одинарными линиями.

По всем плоскостным сооружениям проводят непрерывные размерные линии в двух направлениях. Их привязывают размерами к границам участка, проезжей части улиц или к осям зданий. Для проектируемых зданий показывают и обозначают крайние оси. По ним привязывают проектируемые здания в двух взаимно перпендикулярных направлениях к существующим зданиям или к границам участка (горизонтальная привязка).

Озеленение проектируют исходя из назначения объекта. Существующие зеленые насаждения сохраняют лишь в случае их хорошего состояния и обоснованного местоположения. Все проектируемые деревья и кустарники на генплане имеют свои условные обозначения и места посадки, привязанные размерами к границам озелененных территорий, с указанием пород, количества, возраста.

Составные элементы генплана обозначают цветом отмывки, штриховкой, цифрами. Чтобы чертеж подробно прочитать совместно с генпланом, наносят условные обозначения, экспликацию зданий и сооружений, баланс территории, узлы сечений по озеленению и покрытиям.

В пояснительную записку включают раздел «Описание генплана». В нем подробно излагают конкретное решение всех перечисленных выше проблем с указанием цифровых данных. В заключение приводят технико-экономические показатели генплана: площадь застройки (га), площадь асфальтового покрытия (м2), площадь плиточного мощения (м2), площадь озеленения (м2), а также плотность застройки, плотность населения «нетто» и «брутто» для крупных объектов.

На сводном плане инженерных сетей показывают прокладку всех существующих и проектируемых постоянных подземных коммуникаций. Их расположение учитывают при проектировании вертикальной планировки, малых архитектурных форм и озеленения, на состояние которого подземные сети могут оказать вредное воздействие.

Возведение объекта начинают только после утверждения проекта, который перед этим подвергается независимой всесторонней (экономической, технической, экологической) экспертизе.

 

10. Виды промышленных зданий, их классификация, требования, предъявляемые к промышленным зданиям.

Классификация промышленных зданий по назначению. Классификация по пожаро- и взрывоопасности, по огнестойкости, долговечности, капитальности и этажности. Многоэтажные промышленные здания и области их применения. Понятия о специальных промышленных сооружениях (бункерах, эстакадах, башнях, газгольдерах, градирнях и др.). Функциональные, технические, экономические, архитектурно-художественные требования, предъявляемые к промышленным зданиям. Индустриализация строительства. Задачи реконструкции производственных предприятий

11.Объемно-планировочные и конструктивные решения промышленных зданий

Технологическая схема как основа объемно-планировочных решений пром. зданий. Людские и грузовые потоки в здании. Виды планировок и блокирование цехов. Определение параметров производственных помещений (ширины, длины и высоты пролета, шага колонн, высоты здания). Основные объемно-планировочные структуры одно- и двухэтажных зданий (сплошной застройки, павильонные, одно- и многопролетные, каркасные и бескаркасные и др.). Модульный принцип. Требования пожарной безопасности. ОПР для различных производственных процессов и режимов работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.018 с.)