Вопрос 21. Был ли Л. Н. Гумилев последним евразийцем и почему он себя так назвал. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 21. Был ли Л. Н. Гумилев последним евразийцем и почему он себя так назвал.



«Последний евразиец» Л.Н.Гумилев внес весьма существенный вклад в евразийство, подведя под это общее философско-политическое учение еще и весьма солидную научную базу своих пассионарных толчков своего этногенеза – синтеза истории, этнографии, географии и природоведения.

Отличие Л.Н. Гумилева состоит в том, что в своей работе он использовал системный подход - совместив гуманитарные и естественные науки. Его нельзя считать чисто историком, археологом, географом или даже биологом - он смотрел на проблему в полном масштабе. Он занимался историей Великой степи и народов, проживавших в ней, то есть его интересовал не конкретно какой-то народ, а народы Евразии. Л.Н. Гумилев называл кочевников евразийцами, поскольку именно они смогли объединить континент, несли в себе ту роль, которую не были в состоянии выполнить оседлые народы. Сама идея написать историю Великой степи пришла в голову Л.Н. Гумилеву на 1 курсе истфака. Он хотел заполнить лакуну во Всемирной истории, поскольку история степи была на тот момент своего рода «белым пятном». Считалось, что цивилизацию создали земледельческие народы. А кочевники – варвары, неспособные к ее созданию.

Л.Н.Гумилев считал, что не было у народов Великой Степи патологической жестокости и склонности к разрушению достижений культуры. Он указывает среди положительных качеств кочевников то, что представители Великой степи всегда исповедовали убеждение, что «за удаль в бою не судят, а предателей не прощают. Стереотипы поведения кочевых народов были отличными от европейских, но это не значит, что они были хуже – они были просто другими. Но мало того, стереотипы Степи русским долгое время казались предпочтительнее европейских или китайских!»

Политические убеждения Л.Н. Гумилева лучше всего проявились в том, что он всегда оставался самим собой. Он никогда не менял своего отношения к миру из конъюнктурных(текущая обстановка в какой-либо области человеческой деятельности) соображений. Он не трансформировал ни свое восприятие советской власти, ни свое отношение к нашей интеллигенции. В эпохи культа личности И.В. Сталина и застоя Л.Н. Гумилев не был фрондером(человек, любящий противоречить) или диссидентом, не участвовал в «самиздате»(неоф распространение литер. Произв.) Более того, он никогда не отрицал целиком Маркса и в своих последних книгах неоднократно ссылался на него. Незадолго до смерти (1992г) Л.Н. Гумилев отмечал: «Сегодняшние российские беды – неизбежный эпизод. Мы теперь находимся в конце фазы пассионарного надлома (если хотите – в климаксе), а это возрастная болезнь. Есть ли у нас шанс ее пережить? Да, есть. И то, что в связи с перестройкой происходит полное изменение императивов поведения людей и этносов, – это может пойти даже на пользу делу и помочь нам выйти из кризиса. Мы должны прежде всего осознать традиционные границы – временные и пространственные – нашей этнической общности, четко понять, где свои, а где чужие… Если Россия и будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство». Наследие Л.Н. Гумилева глубоко актуально в политическом, международном смысле – оно есть, по сути, научно-историческое обоснование евразийства как мировоззрения и как концепции межгосударственных и межэтнических взаимоотношений в условиях региональной интеграции и глобализации. Именно здесь евразийство Л.Н. Гумилева наиболее близко соприкасается с евразийством Н.А. Назарбаева.

Билет 23.Основатели евразийского движения начала ХХ в. были известны в разных сферах научной и практической деятельности. Расскажите о них:

Князь Никола́й Серге́евич Трубецко́й (4 (16) апреля 1890, Москва — 25 июня 1938, Вена) — выдающийся русский лингвист; известен также как философ и публицист евразийского направления. в 1920-1930-х гг. преподавал в Венском университете славянские языки и литературу, занимался научной деятельностью. В конце 1920-х — начале 1930-х разработал фонологическую теорию. Был одним из участников и идейных лидеров Пражского лингвистического кружка, одним из создателей школы славянского структурализма в лингвистике. В своих лекциях по истории русской литературы высказывал революционные идеи о необходимости «открытия» древнерусской литературы (наподобие открытия русской иконы), о применении формального метода к произведениям древней и средневековой литературы (в частности к «Хождению за три моря» Афанасия Никитина), о метрике русских былин. Важное место в мировоззрении Трубецкого занимают вопросы национальной самобытности. Вслед за Данилевским в своей ранней работе "Европа и человечество" (1920) он критикует отождествление интересов и ценностей "романогерманцев" с интересами и ценностями всего человечества. В 1929 году в знак протеста против просоветской и прокоммунистической направленности газеты «Евразия» вышел из состава руководящих органов евразийского движения. Участвовал в создании (1932) и работе Евразийской партии, и продолжал поддерживать личные контакты с П. Н. Савицким, участвовал в работе теоретических евразийских семинаров и в 1930-х годах начал печататься в евразийских изданиях (журнал «Евразийские тетради» и др.). Тогда же совместно с Р. О. Якобсоном разрабатывает теорию евразийского языкового союза и вообще евразийского учения о языке в связи с географическим фактором, на основе онтологического структурализма, сформировавшегося в идейном пространстве Пражского лингвистического кружка. Началом евразийского движения и, соответственно, классического этапа считается выход книги князя Н.С. Трубецкого «Европа и Человечество» в 1920 году в Софии. В 1921 году выходит первый сборник евразийцев (Трубецкого Н.С., Сувчинского П.П., Флоровского Г.В., Савицкого П.Н.) - «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения.

 

Пётр Никола́евич Сави́цкий (псевдонимы: П. В. Логовиков, С. Лубенский, П. Востоков; 15 мая 1895, Чернигов — 13 апреля 1968, Прага) — русский географ, экономист, геополитик, культуролог, философ, поэт, общественный деятель, один из главных деятелей евразийства. В 1930-е годы работал над созданием структуральной географии, применяя к евразийству структуральный метод, созданный лингвистами Н. С. Трубецким и Р. О. Якобсоном. Один из создателей Евразийской партии в эмиграции (1932), один из создателей эмигрантского оборонческого движения (РЭОД), которое много сделало для борьбы с нацизмом в оккупированных гитлеровцами странах Европы. В 1960 выпустил на Западе под псевдонимом П. Востоков сборник стихов, описывающий его пребывание в сталинских лагерях, за что в 1961 был арестован органами госбезопасности ЧССР, но выпущен под давлением мировой общественности (прежде всего под влиянием обращения британского философа Бертрана Рассела). Умер, во время событий «Пражской весны». В социалистической Чехословакии зарабатывал на жизнь переводами. С самого зарождения евразийского движения — один из главных его теоретиков и политических лидеров.Создал базовые для евразийства теории месторазвития, хозяйстводержавия, циклов экономической истории, циклов евразийской истории. Был создателем новой науки — кочевниковедения, создателем евразийской версии русской геополитики, внес вклад в географию, экономику, политологию, литературоведение, искусствоведение, историю и т. д.Участник всех евразийских изданий, участник руководящих органов евразийского движения (Совет Трех, Совет Пяти, Совет Семи), активный пропагандист идей евразийства в русской эмигрантской и в зарубежной печати, борец с левым уклоном в евразийстве («Кламарский уклон»).Среди трудов Савицкого есть работы о старинной архитектуре Украины, развитии сельского хозяйства в России и по многим другим вопросам. Однако центральное место в его творческом наследии занимает изучение культурной и геополитической специфики России в её прошлом и настоящем.Особый интерес вызывало у Савицкого взаимодействие русского этноса с монгольским, от которого русские, по мнению Савицкого, унаследовали «чувство континента».Татаро-монгольское иго Савицкий считал, несмотря на всю его тяжесть, наилучшим исходом для древней Руси, которая, по его мнению, была нестабильна и должна была пройти через подчинение какой-либо внешней силе. Под влиянием книги Н. С. Трубецкого «Европа и человечество» (София, 1920) отошёл от концепции европоцентризма, которая лежала в основании национал-либерализма П. Б. Струве, что привело к идейному конфликту со Струве. Дополнив идеи Н. С. Трубецкого пониманием России как «срединного материка» между Европой и Азией — Евразии, которые вызрели у него в годы гражданской войны, стал одним из основателей евразийства. Также был близок к идеям правого национал-большевизма, сформулированным Н. В. Устряловым в сборнике «В борьбе за Россию» (Харбин, 1920). В 1920 году переезжает в Болгарию, где в Софии участвует в работе евразийского семинария и в выпуске первого евразийского сборника «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. Книга 1» (София, 1921). В 1930-е годы работал над созданием структуральной географии, применяя к евразийству структуральный метод, созданный лингвистами Н. С. Трубецким и Р. О. Якобсоном. Один из создателей Евразийской партии в эмиграции (1932), один из создателей эмигрантского оборонческого движения (РЭОД), которое много сделало для борьбы с нацизмом в оккупированных гитлеровцами странах Европы. Савицкий сам в годы второй мировой войны занимался антинацистской пропагандой, выступал против набора русских эмигрантов во власовскую армию, за что подвергался преследованиям со стороны гестапо.

Пётр Петро́вич Сувчи́нский (5 октября 1892, Санкт-Петербург – 24 января 1985, Париж) – русский музыкант, музыкальный писатель и организатор, публицист, входивший в круг евразийцев. акончил Петербургский университет, брал уроки фортепиано и вокала, готовился стать оперным певцом. После Второй мировой войны пропагандировал музыку Мессиана, Штокхаузена, Булеза. Вместе с Булезом и Жаном-Луи Барро основал в 1953 году общество «Музыкальное достояние» (фр. La Domaine musicale), концерты которого, посвящённые современным композиторам, в том числе - российским (Э. Денисов и др.), были на протяжении двадцати лет значимыми событиями в музыкальной жизни Франции. Известна переписка Сувчинского с М. Горьким, М. Цветаевой, Б. Пастернаком, М. Юдиной, Б. де Шлёцером. Давал частные уроки фортепиано, среди его учеников — Геза Анда. Так же являлся человеком преданным идее евразийства. В 1921 основал в Софии вместе с П.Савицким, Г.Флоровским и Н.Трубецким культурное движение “Евразия” Центральный тезис: “Россия — “третий континент” между Европой и Азией (Евразия) в новых, пореволюционных условиях призвана обновить культурный мир Запада, размывая политически большевизм неизбежным возвращением русского народа к православным ценностям.

Гео́ргий Васи́льевич Флоро́вский (28 августа (9 сентября) 1893, Елисаветград, Российская империя — 11 августа 1979, Принстон, США) — православный священник русского происхождения, протоиерей; религиозный мыслитель, богослов, философ и историк; деятель экуменического движения и один из основателей Всемирного совета церквей. Ещё будучи школьником, он изучает английский, немецкий, французский, латынь, греческий и иврит. В 1926 году Флоровский переезжает в Париж, приняв приглашение на кафедру патрологии в только что открывшемся там Богословском институте. Таким образом, в то время Георгий Васильевич уже приобрел широкую известность как патролог, не имея при этом специального богословского образования, — он был в этой области блестящим самоучкой. В преподавательский состав Института вошли как профессора дореволюционной духовной школы (Антон Карташёв, епископ Вениамин (Федченков)), так и видные представители «вернувшейся в Церковь» интеллигенции (Сергий Булгаков, Василий Зеньковский и др.). Среди них Флоровский занял особое место: он был солидарен с коллегами в стремлении к оживлению православного богословия и к участию в экуменических встречах с инославными, но всегда находился в оппозиции к доминировавшему тогда религиозно-философскому движению, связанному с «софиологией» Владимира Соловьёва. В Париже состоял в обществе «Икона». В 1931 году был рукоположён в сан диакона, а в 1932 году — в сан священника митрополитом Евлогием (Георгиевским), Патриаршим Экзархом Западной Европы Константинопольского Патриархата. В 1948 году, по приглашению митрополита Американского Феофила (Пашковского), переехал в Нью-Йорк, где стал профессором, а затем и деканом Свято-Владимирской духовной семинарии. Вместе с тем Флоровский, как признанный и авторитетный православный богослов, принял активное участие в университетской жизни Америки читая лекция и печатая статьи. Однако крупных исследований он больше не писал. В экуменическом движении его признавали почти единоличным и самодостаточным голосом Православия. В этом качестве он, будучи членом исполнительного комитета вновь организованного Всемирного совета церквей, стал одним из основных его создателей.

Гео́ргий Влади́мирович Верна́дский (20 августа 1887 — 12 июня 1973) — русский и американский историк. Среднее образование Вернадский получил в 5-й московской гимназии. В 1905 году был принят студентом в Московский университет, но с началом революции 1905 года продолжил образование в Германии во Фрайбургском и Берлинском университетах. В 1906 году возвратился в Россию и в 1910 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. Через год он переехал в Петербург, где стал (с 1913) приват-доцентом на кафедре русской истории Петербургского университета. Здесь он защитил магистерскую диссертацию на тему «Русское масонство в царствование Екатерины II». Его научными учителями были: в Москве — В. О. Ключевский; в Петербурге — И. М. Гревс.В период Гражданской войны (1917—1920) Вернадский преподавал в Перми, Киеве и в Симферополе.С сентября 1917 года — приват-доцент, с января 1918 года — ординарный профессор кафедры русской истории Пермского университета. В 1918 году участвовал в разработке проекта устава Пермского университета. Читал общий курс русской истории XVIII века, вёл просеминарий "Дворянские наказы в Екатерининскую комиссию 1767 г.".Эмигрировав из России в 1920 году, он жил и работал в Константинополе, Афинах и затем в Праге, где преподавал в Русском юридическом факультете Карлова университета, совместно с Н. С. Трубецким и П. Н. Савицким разрабатывал теорию евразийства, участвовал в семинаре «Seminarium Kondakovianum», названным в память об известном византинисте Н. П. Кондакове. В 1927 году М. И. Ростовцев и Ф. Гольдер предложили Вернадскому стать научным сотрудником Йельского университета, которому требовался специалист по истории России. В 1946 году получил звание профессора русской истории того же университета; в 1956 году ушел на пенсию. Однотомный учебник Вернадского по истории России (1929) на Западе считается классическим[2]. «Монголы и Русь» – третья книга «Истории России» Г.В.Вернадского, посвященная периоду монголо-татарского нашествия, анализу его влияния на дальнейшие судьбы развития России. На основе обширного спектра источников автор предлагает читателю собственное видение социокультурных последствий вторжения монголов в Россию.

Никола́й Никола́евич Алексе́ев (1879—1964) — русский философ, правовед, один из идеологов евразийства. После возвращения из-за границы, в мае 1912 года, Алексеев защитил магистерскую диссертацию «Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов» и получил степень магистра государственного права. В 1916 году был избран экстраординарным профессором на кафедре философии права (по другим сведениям — с 1917 года[Биография 3]. В 1917 году Н. Н. Алексеев активно сотрудничал с Временным правительством; участвовал как специалист в подготовке Учредительного собрания. Октябрьскую революцию не принял; летом 1918 года был за границей, в октябре 1918 года через Киев прибыл в Крым; в конце 1918 года в Симферополе был избран профессором Таврического университета. В начале 1919 года принимал участие в составе Добровольческой армии в Белом движении; был редактором газеты «Великая Россия», заведовал литературной частью отдела пропаганды Добровольческой армии. В марте 1919 года был эвакуирован в Константинополь, затем через Софию перебрался в Белград. В 1920 году вернулся в Крым в качестве начальника информационного отдела при штабе армии генерала Врангеля. В октябре 1920 года, Н. Н. Алексеев окончательно эмигрировал из России; в 1921—1922 годах работал инспектором русской школы в Константинополе. В 1922 году Алексеев по приглашению П. И. Новгородцева занял должность учёного секретаря юридического факультета Русского народного университета в Праге. Здесь произошло сближение Н. Н. Алексеева с евразийцами.

Ильин Владимир Николаевич (16 августа 1891, местечко Владовка, Радомышльский уезд, Киевская губерния — 23 ноября 1974, Париж) — русский философ, богослов, литературный и музыкальный критик, композитор. С 1918 года — приват-доцент Киевского университета. В 1919 году эмигрировал в Константинополь, затем в Берлин, в Париж. В Берлине слушал лекции А. Гарнака. С 1925 года — профессор Богословского православного института в Париже. Преподавал различные дисциплины в Берлине, Париже. Принимал участие в евразийских изданиях, однако в 1929 году своё сотрудничество с евразийцами прекратил. Публиковался в различных периодических изданиях. В годы Второй мировой войны публиковался в русской коллаборационистской прессе (в частности, в берлинской газете «Новое слово»). После войны преподавал в Институте святого Дионисия в Париже. Выступал с критикой материализма (в частности — Жюльеном Ламетри и советского марксизма). Отвергал признание материи всеобъемлющим принципом Вселенной и всякого бытия. Противопоставлял материализму «материологизм», как «признание Логоса, действующего в материи».

Билет 24. Евразийский экономический союз: возможности и риски. (жирный шрифт минусы)

Евразийский экономический союз (сокр. ЕАЭС) — международное интеграционное экономическое объединение, договор о создании которого на базе Таможенного союза ЕврАзЭС подписан 29 мая 2014 года (вступит в силу с 1 января 2015 года). В состав союза входят Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения. ЕАЭС создаётся для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке. До конца 2014 года к ЕАЭС планирует присоединится Киргизия. Также возможность вступления в организацию рассматривается Таджикистаном.

Важность документа не может и не должна быть недооценена. Так, печальный опыт интеграции в Евразии на основе бессодержательных организационных сущностей вроде СНГ указывает на то, что для выхода на союзные отношения нужна недюжинная воля руководителей.

Потребитель, прежде всего, имеет большую возможность выбора товаров и услуг, вследствие чего высокая конкуренция приводит к рыночному сдерживанию цен на импортируемую и местную продукцию. Увеличение импорта влечет за собой приход новой техники и технологий. Основным же плюсом для потребителей нужно считать высокие требования к качеству выпускаемой продукции, отвечающему мировым стандартам, из стран, входящих в ЕАЭС и ВТО. Создаются новые рабочие места за счет открытия совместных производств и расширения уже имеющихся производителей, которые ориентированы на рынки сбыта стран-партнеров. Все это способствует сокращению безработицы и росту благосостояния народа. В целом Таможенный союз позволяет Казахстану вместе с партнерами выступать единым интегрированным экономическим блоком в международных отношениях, что способствует усилению национальных экономик.

Учреждая новый Союз, надо всегда помнить о цели, для которой мы это делаем. Потому что позволить себе СНГ 2.0 мы просто не можем — время катастрофически уходит. Чтобы изменить страну, государство, экономику и общество, у нас осталось от силы 5–7 лет.

У нас нет никакого другого пути, кроме как организовать свой мир-экономику. То есть:

— восстановить индустриально-технологический каркас страны;

— переориентировать производителей всех товарных групп в первую очередь на работу с внутренним рынком;

— гарантировать свободное движение товаров, граждан и капиталов в ядре союза;

— сохранить на мировом рынке позиции государственных корпораций «Росатом», «Белаз», «Газпром», «Казмунай газ», «Росвооружение», «Беларуськалий», «Роснефть» и пр.;

— обеспечить безопасность границ Союза в рамках военной интеграции.

 

Если все эти параметры будут обеспечены, то можно считать, что будущий Евразийский союз имеет шанс выстоять перед испытаниями XXI века.

Важность союзного договора в том, что в ядре Союза окажется три исторических, военных и культурных союзника — Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан.

В каждом из государств-учредителей сформировалась своя оригинальная политэкономическая модель. Везде между государством в лице руководителей и обществом установлены доверительные отношения. Более того, часто авторитет и популярность руководителей позволяет им принимать непопулярные решения. Все три участника пришли к пониманию неизбежности союзных форм развития добровольно и обеспечили высокую степень доверия между обществом и государством.

Политические границы в Евразии не дают полноценного понимания политэкономических процессов, и поэтому проблемы и вызовы, стоящие перед будущим союзом, удобно разделять на:

— внешние — связанные с деятельностью других объединений, в первую очередь ЕС и США-Британское содружество;

— внутренние — связанные с проблемами социально-экономического развития, справедливостью общественного устройства и доверием между государством и обществом;

— периферийные — связанные со стабильностью развития соседей по Евразии из числа бывших советских, а ныне внесоюзных национальных республик — Украины, Узбекистана, Молдавии, Азербайджана, Грузии и т.д.

Среди внешних вызовов центральным остаётся вопрос мировой вой-ны, с помощью которой США намерены списать свои финансовые обязательства перед всем миром. Проект «Новая мировая война» позволит решить системные проблемы финансового капитализма, как помогли это сделать Первая и Вторая мировые войны.

Проблема нелегальной миграции, с которой столкнулись Россия, Казахстан и в меньшей степени Белоруссия, также относится к главным вызовам Союза и является периферийным вызовом, который на втором шаге становится внутренней проблемой.

Потребитель, прежде всего, имеет большую возможность выбора товаров и услуг, вследствие чего высокая конкуренция приводит к рыночному сдерживанию цен на импортируемую и местную продукцию. Увеличение импорта влечет за собой приход новой техники и технологий. Основным же плюсом для потребителей нужно считать высокие требования к качеству выпускаемой продукции, отвечающему мировым стандартам, из стран, входящих в ЕАЭС и ВТО. Создаются новые рабочие места за счет открытия совместных производств и расширения уже имеющихся производителей, которые ориентированы на рынки сбыта стран-партнеров. Все это способствует сокращению безработицы и росту благосостояния народа. В целом Таможенный союз позволяет Казахстану вместе с партнерами выступать единым интегрированным экономическим блоком в международных отношениях, что способствует усилению национальных экономик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.031 с.)