Ответственность Президента Чешской республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность Президента Чешской республики



 

Согласно ч. 3 ст. 54 «Президент республики не несет ответственность за осуществление своей функции.»

В соответствии с положениями ст. 65 Конституции

Президента республики нельзя задержать, подвергнуть уголовному преследованию, а также преследовать за проступок или какое-нибудь административное нарушение.

Президент может быть подвергнут преследованию за государственную измену только в Конституционном Суде на основании акта Сената. Наказанием может стать утрата президентского поста и способности вновь его обрести.

Уголовное преследование за уголовные преступлении, совершенные в период осуществления функции Президента, навсегда исключено.

Государственная измена не была определена в УК Чешской республики как уголовное преступление. Содержание государственной измены было установлено позже в Законе о Конституционном суде 1993 г., в соответствии с которым под государственной изменой понимаются действия Президента республики, направленные против суверенитета и целостности республики, а также против ее демократического порядка.

Механизм реализации преследования главы государства нашел свое развитие не только в упомянутом законе, но и в Регламенте Сената.

 

Инициировать конституционную жалобу о преследовании Президента за государственную измену может не менее 1/3 членов Сената. В данном предложении (инициативе) должен содержаться четкий перечень действий, которыми Президент республики совершил государственную измену с приложенными доказательствами. Сенат принимает решение об обращении в Конституционный суд с конституционной жалобой в закрытом заседании поименным голосованием. Примечательным является то, что не установлено каких-либо специальных требований относительно необходимого числа голосов членов Сената для выдвижения обвинения против Президента. По общему же правилу палаты имеют право принимать решения, если присутствует хотя бы треть членов. Для принятия решения необходимо согласие более половины присутствующих.

После принятия Сенатом решения об обращении с конституционной жалобой, она должна быть незамедлительно передана Конституционному суду. Жалоба может быть отозвана Сенатом в любой момент до вынесения окончательного решения Конституционным судом.

Конституционный суд рассматривает жалобу против Президента республики в пленарном заседании. Рассмотрение ведется устно. В ходе рассмотрения дела применяются правила уголовного процесса, если Законом не предусмотрено иное.

Итог: удовлетворение(отклонение) конституционной жалобы.

Особенность: рассмотрение жалобы может быть возобновлено в результате обращения лица, совершившего государственную измену, если

1. на решение Конституционного суда повлияло уголовное преступление другого лица или

2. если будут получены новые факты и доказательства, которые Президент не мог, без своей вины, привести в первоначальном разбирательстве, и которые сами по себе или в совокупности с фактами и доказательствами, уже рассмотренными судом. могут изменить оценку содеянного экс-президентом.

Более того, даже после смерти экс-президента его родственники вправе настаивать на продолжении разбирательства (если они имеют основания полагать, что президент не виновен).

 

Некоторые вопросы статуса Президента Словакии (для сравнения с Чехией). Партии.

 

В соответствии с первоначальной редакцией ст. 106 Конституции Словацкой республики «Национальный Совет Словацкой Республики может отозвать Президента с поста, если Президент осуществляет деятельность, направленную против суверенитета и территориальной целостности Словацкой республики, либо деятельность направленную на устранение конституционного строя Словацкой Республики. Предложение об отзыве Президента в этих случаях может внести более половины всех депутатов. Для отзыва Президента необходимо согласие не менее трех пятых всех депутатов.

Нечеткость формулировки Конституции привела к злоупотреблениям со стороны парламентариев, входивших в правящую, оппозиционную Президенту коалицию.

В мае 1995 года ими было внесено предложение: поставить на голосование в Национальном Совете вопрос об отзыве Президента Ковача. Как отмечалось в партийном заявлении, сопровождавшем предложение об отзыве, по прошествии двух лет пребывания у власти, Президент не способен выполнять свои обязанности, поскольку он является причиной поляризации общества, действует не беспристрастно и не проявляет должного уважения к серьезным демократическим решениям, принятым парламентом и тем самым – к воле большинства словацкого народа.[2]

И, хотя предложение не нашло поддержки в парламенте, налицо была чрезмерно широкая трактовка основания отрешения Президента, что привело к обострению напряженности между правящей коалицией и Президентом.

В конце 1998 года ситуация коренным образом изменилась. Была проведена конституционная реформа, в результате которой

- президент стал избираться непосредственно народом;

- посредством народного голосования Президента можно до окончания срока полномочий отозвать с его поста. Председатель Национального совета Словацкой Республики объявляет о назначении народного голосования об отзыве президента на основании постановления Национального совета, принятого не менее, чем тремя пятыми голосов всех депутатов Национального совета.(с. 106)

Президент считается отозванным, если за его отзыв на народном голосовании проголосовало более половины всех избирателей. Если Президента не отозвали, то он распускает Национальный совет в срок до 30 дней с момента обнародования результатов народного голосования. В этом случае у Президента начинается новый срок полномочий. Председатель Национального совета назначает выборы в Национальный совет в течение семи дней с момента его роспуска.

- Президента можно преследовать только за умышленное нарушение Конституции либо за измену Родине. Решение о внесении обвинения против Президента принимается Национальным советом Словацкой Республики большинством три пятых голосов всех депутатов. Национальный совет Словацкой Республики вносит обвинение в Конституционный суд Словацкой Республики, который принимает по нему решение на пленуме. Обвинительное решение означает утрату функции Президента и способности вновь приобрести эту функцию. (ст.107).

 

В Словакии осуществление функции члена Правительства несовместимо с осуществлением депутатского мандата (в отличие от Чехии)

- либо работой в ином органе публичной власти,

-нахождением на государственной службе

- с трудовым правоотношением

- либо подобным трудовому отношению

- с предпринимательской деятельностью

- с членством в руководящем либо контрольном органе юридического лица, которое осуществляет предпринимательскую деятельность,

- либо с иной хозяйственной деятельностью,

- либо деятельностью, приносящей доход.

- кроме управления собственным имуществом

- научной, педагогической, литературной деятельности. деятельности в области искусства.

 

Президент Словакии

 

Срок полномочий – 5 лет.

Одно и то же лицо не может быть избрано более, чем на два срока подряд.

Предложения о кандидате в Президенты вносят не менее 15 депутатов Национального совета Словацкой Республики

Либо граждане, обладающие правом избирать депутатов Национального совета на основе петиции, подписанной не менее чем 15000 граждан. Предложения о кандидатах подаются председателю Национального совета (он же назначает выборы).

Президентом становится кандидат, получивший абсолютное большинство действительных голосов избирателей.

Второй тур – проводится в срок до 14 дней, если ни один из кандидатов не получит необходимого большинства голосов. На него допускаются 2 кандидата, получивших наибольшее количество действительных голосов. Считается избранным кандидат, получивший наибольшее число действительный голосов участвующих в выборах избирателей.

Если на пост Президента претендует только один кандидат, голосование проводится только по его кандидатуре. Президент считается избранным, Если кандидат получит более половины действительных голосов избирателй,участвующих в выборах.

На последний выборах в 2004 году победу во втором туре одержал Иван Гашпарович (лидер небольшой по численности Демократической партии, выступавшей на выборах в парламент в составе Словацкой демохристианской унии)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.007 с.)