Цывілізацыі Старажытнай Грэцыі. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цывілізацыі Старажытнай Грэцыі.



Древнегреческая цивилизация в своем развитии про­шла несколько периодов: 1. Крито-минойский (3—1-е тыс. до н. э.); 2.Гомеровский (XI—VIII вв. до н. э.); 3. Архаичес­кий (VII—VI вв. до н. э.); 4. Классический (V—IV вв. до н.э.); 5. Эллинистический (III—II вв. до н.э.); 6. Римский (I в. до н.э. — V в. н.э.). Государственные образования здесь скла­дывались на основе полисной структуры (городов-госу­дарств).

I.Крито-минойский и микенский период (3-1-е тыс. до н. э.) На рубеже 3-2-го тыс. до н.э. критяне 1-ми в Европе создали несколько раннегосударственных центров, одним из которых был Кносс. По имени его легендарного правителя Миноса эта куль­тура называется минойской. Вся жизнь ранних госу­дарств Крита была связана с дворцами, к-ые вы­полняли тогда функции города. Дворцы - это административные и религиозные центры всей ок­руги, ее главная житница, ремесленная мастерская и центр торговли. Сельское население острова жило общинами и поставляло во дворец с/х продукцию, выполняло в его пользу трудовые повинности. Дворец окружали «виллы» местной зна­ти. Наличие этих «вилл», хорошо налаженное юве­лирное производство, практика сооружения богатых усыпальниц свидетельствуют о существовании в крит­ском обществе социального неравенства. Периодом наивысшего расцвета минойской культуры являлись XVI — первая половина XV в. до н.э., когда весь Крит был объединен под властью Кносса. Его цари создали крупнейшую по тем временам морскую дер­жаву.

Около 1400 г. до н.э. все дворцы на Крите были разрушены. Одни ученые связыва­ют это с происшедшим на соседнем острове землетря­сением, другие — с вторжением на Крит греков-ахейцев.

Ахейцы в числе других греческих племен пришли на Балканский полуостров в начале 2-го тыс. до н.э. с севера. Основной зоной их расселения стал юг этого полуострова — Пелопоннес. Расцвета достигают Тиринф, Пилос и Микены (по названию этого крупнейшего поселения культура и названа микенской). Заимствовав у кри­тян линейное письмо, технические и строительные знания, вооружение, греки-ахейцы со­здали свою культуру. Религи­озно-политическими и хозяйственно-административ­ными центрами здесь также являлись дворцы. Одна­ко в отличие от критских они были сильно укрепле­ны и представляли собой настоящие цитадели. У микенцев были земли дворца (государственные) и земли общины. 1-я категория земель распределялась между сановника­ми на правах условного держания. Общин­ные земли находились под контролем дворцовой ад­министрации, к-я вела строжайший учет поступ­ления, распределения и потребления сырья (прежде всего металлов) и всей произведенной продукции.

Крупнейший центр эпохи бронзы во 2-м тыс. до н.э. на северо-западе Малой Азии– Троя, к-ая была богатым и процветающим царством, имевшим важное стратегическое значение (скрещивались важнейшие торговые и военные пути, связывавшие Переднюю и Малую Азию с бассейном Эгейского моря). Микенские гос-ва решили однажды объеди­нить свои флотилии и захватить Трою. Это случи­лось в самом конце XIII в. до н.э. Греки-ахейцы после 10-летней осады взяли Трою, разграбили и сожгли ее.

II. Гомеровская Греция (XI—VIII вв. до н. э.) После Троянской войны наступил почти трехвековой период упадка греческой цив-ии («Темные века»). Многие ученые связыва­ют это с нашествием на Балканы воинственных гре­ков-дорийцев. На смену дворцовому гос-ву пришла небольшая самоуправляющаяся община — полис, состоявшая из отдельных домохозяйств. Земельные участки (клеры) уже были прочно закреплены за отдельными семья­ми и передавались по наследству. Хоз-во носило натуральный хар-р, а торговля была меновой. Условным мерилом стоимости выступал скот. Знать («аристой» т.е. «лучшие»), цари-басилеи и их сородичи владели лучшими и большими земельны­ми наделами, а также целыми стадами домашних животных. Басилеев было несколько. В мирное время они разбирали судебные тяжбы и выполняли жреческие ф-ии. Во время войны один из басилеев избирал­ся на должность командующего. Иногда собиралось народное собрание, на к-м народ выражал свое отношение к обсуждаемому вопросу криком. Пол-ая организация гомеровской Гре­ции сочетала в себе элементы примитивного народов­ластия и единоличной власти. В обществе снова на­чался процесс имущественной и социальной диффе­ренциации. Появляются «бесклерные» мужи — феты, которые нанимаются батраками к более состоятель­ным согражданам. Рабы в хоз-ах аристократии выполняли наибо­лее трудоемкие земледельческие работы, пасли скот, прислуживали по дому.

III. Архаическая Греция (VII — VI в. до н. э.) Произошло полное отделение ремесла от с/х, началась специализация отдельных город­ских центров на производстве избранных видов про­дукции. Переворот в развитии ремесла был связан с освоением железа. Массовый хар-ер приобрело керамическое производство. Желез­ные орудия резко увеличили производственные воз­можности отдельной семьи. Мелкое индивидуальное хозяйство – осн-ая про­изводственная единица греческой экон-ой с-мы. Геогр-ие особенности Греции (на ее ка­менистой почве хорошо росли маслины и виноград­ная лоза, но здесь почти не сеяли зерновых) содей­ствовали развитию мореплавания и торговли. Отделение ремесла от с/х и развитие торговли привели к оживлению роста горо­дов. Они выросли из укрепленных поселков гомеровс­кой эпохи — полисов, сохранив за собой это назва­ние. С VIII в. до н.э. ведущие материковые и островные греческие полисы стали заводить коло­нии. Эта обширная территориальная экс­пансия греков называется Великой греческой колонизации. В рез-те возникла с-ма экон-и взаимосвязанных, но пол-и независимых друг от друга метрополий и колоний. В рез-те колонизации были открыты многочисленные рынки, обеспечивавшие Грецию нуж­ной продукцией и сырьем, включая и рабов. Притом формирующийся полис освобождался от избытка аг­рарного населения, а это приводило к ослаблению социально-политической напряженности в греческом обществе в период «архаической революции».

Достигнутый грека­ми техн-ий и экон-ий прогресс сказался на соц-ых отношениях. Деньги резко уско­рили процесс имущественного расслоения: 1)обнищание и разоре­ние рядовых крестьян-общинников, многие из к-ых превращались в рабов-должников; 2) увеличение богатств в ремесле и торговле горожан, но они были политически бесправны, вся полнота власти находилась в руках старинной родо­вой знати. Начался процесс б-бы демоса (свободного населения) за свои права. Возглавили демократическое дв-ие вы­ходцы из обедневших аристократических семей. Они инициировали проведение ряда реформ. Например, в Афинах – крупнейший полис - были проведены следующие: 1)реформы Солона (594 г. до н.э.) – была уничтожена долговая кабала и впредь зап­рещена продажа свободных афинян за долги в рабство; был учрежден новый орган — Совет 400; разделение всех граждан по их имущественному положению на четыре имущественных разряда; 2)реформы тирана Писистрата (560 г. до н.э.) – вводился дешевый кредит, разъездные суды и культ бога Диониса; 3)реформы законодателя Клисфена (508 г. до н.э.) – пре­жнее родовое деление на 4 филы заменялось на 10 терри­ториальных фил, создавался Совет 500 и коллегия 10 стра­тегов, вводился остракизм — суд черепков, который стал средством устранения политических соперников.

В период острой по­л-ой б-бы в отдельных городах (Самос, Милет) произошли перевороты закончившиеся установлением режима единоличной власти(тирания). Греки изгнали тиранов, а наиболее жестоких из них казнили.

В это же время начинают «расцветать» полисы - не­зависимые государства, образованные свободными гражданами, владевшими земельными наделами. Переселенцы из др. городов не считались граж­данами — они не имели права владеть землей на тер­-ии данного полиса и права голоса в его народ­ном собрании. Полис завещал человечеству три великие идеи: демократию, республиканизм и гражданство. Как разновидность гос-тв древности полис опирался на с-му демок-го самоуправления с пра­вом и обязанностью каждого гражда­нина принимать участие в общественных делах. Народ осуществлял свои права в народном со­брании — высшем законодательном и избирательном органе полисного государства. Полисная демократия допускала участие в го­с-ом управлении лишь полноправной части мужского населения. В стороне оставались женщины, свободные иноземцы (в Афинах — метеки) и рабы.

Примером демократического полиса являются Афи­ны, оли­гархического – Спарта. В Афинах было Народное собрание, участие в к-ом принимали все полноправные граждане, достигшие двадцатилетнего возраста неза­висимо от их имущественного положения. Текущая пол-ка на­ходилась в ведении выборных должностных лиц — магистратов и рабочего органа народного собрания — Совета 500. Все должности были выборными, краткосрочными (1 год), коллегиальными (не менее 2-х человек, но число членов отдельных коллегий могло дости­гать и нескольких сотен человек). Существовала и спец. коллегия для охраны законов, к-я наблюдала за их строгим выполнением правительственными органами. Любой гражданин имел право выступить с пись­менным заявлением — «жалобой на противозаконие». Верховное граж­д-ое руководство и командование вооруженными силами Афин осуществляла колле­гия десяти стратегов. Афинский суд присяжных — гелиэя.

Соц-ую струк­туру спартанского общества составляли: 1) спартиаты — родовая знать и свободное население; 2) периэки — сво­бодные, но подчиненные спартанцами жители на грани­цах полиса, которые занимались земледелием и ремес­лами и составляли основу армии; 3) илоты — местные жи­тели, подчиненные спартиатами и находящиеся на положении рабов.

Утверждение гос-го и общественного строя приписывалось законодателю Ликургу (VII—VI вв. до н.э.). Органы гос-ва: апелла (народное собрание) - участвова­ли только спартиаты, собиралось не постоянно, вопросы на нём не обсуждались, а только голосовались; герусия (совет старейшин) – члены к-ой руководили всеми делами спартанского полиса — финансовыми, судебными и военными; коллегия 5 эфоров (надзирателей-ис­полнителей) - ведала гражданской юрисдикцией, осу­ществляла контроль за деятельностью герусии и на­родного собрания, вела надзор за нравами в обществе; и два царя. Такой строй называли олигархичес­ким. «Олигархия» в переводе с греческого обозначает «власть меньшинства». Быт и воспитание спартанцев были пронизаны военным духом. Спарта возглавляла Пелопон­несский союз городов-государств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.005 с.)