Модуль 2. Следственная этика и организация труда следователя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 2. Следственная этика и организация труда следователя.



ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

ДИСЦИПЛИНА «ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»,

специальность «Юриспруденция» (очная форма обучения):

 

Планы семинарских и практических занятий и методические рекомендации к ним для курсантов 3курса, обучающихся

по специальности 030501.65 - «Юриспруденция»

 

 

Калининград 2011


Планы семинарских и практических занятий и методические рекомендации к ним для курсантов 3 курса, обучающихся по специальности 030501.65 - «Юриспруденция». – Калининград: КлЮИ МВД России, 2011. – 69с.

 

Рабочая программа подготовлена авторским коллективом:

кандидатом юридических наук Кузьминой О.Л.,

кандидатом юридических наук Сидоровым В.В.

 

Рецензенты:

Авдеев В.Н., начальник кафедры уголовного процесса, кандидат юридических наук, доцент (Калининградский юридический институт МВД РФ);

Реуцкая Т.В., руководитель следственного отдела при ОВД по Гурьевскому муниципальному району Калининградской области, подполковник юстиции.

 

Обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовного процесса «»

2011г. Протокол №.

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел» является профилирующей при подготовке кадров для органов внутренних дел по специальности 030501.65 «Юриспруденция» (специализация: уголовно-правовая; ведомственная специализация: предварительное следствие в органах внутренних дел) и предназначена для обеспечения профессионального становления будущего следователя, способного после окончания образовательного учреждения при минимальной адаптации в должности выполнять достаточно эффективно свои функциональные обязанности.

Структура программы включает семь тем, при изучении которых курсантами отрабатываются различные задачи, возникающие перед следователем с момента рассмотрения материалов, содержащих признаки преступления, до окончания расследования с составлением обвинительного заключения. При этом выполняется все производство по уголовному делу с подготовкой постановлений, протоколов, поручений, уведомлений, других деловых бумаг и вспомогательных документов.

Методическое пособие разработано на основе единой фабулы – тайного хищения чужого имущества, совершенное с незаконным проникновением в жилище, то есть преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ, и представляет собой сборник задач различной степени сложности, которые следователь органов внутренних дел решает повседневно, начиная с момента рассмотрения материалов с признаками преступления и до окончания расследования по уголовному делу с составлением обвинительного заключения.

При подготовке методических рекомендаций авторами ставились следующие цели:

• развить и углубить у курсантов знания по криминалистике, уголовному процессу, уголовному праву, судебной психологии, научной организации труда дознавателя, судебной медицине и другим учебным дисциплинам;

• научить курсантов умению комплексно применять полученные в институте теоретические знания для решения задач, встречающихся в повседневной работе дознавателя органов внутренних дел;

• сформировать у курсантов профессиональные навыки по принятию различных процессуальных решений по организации и проведению отдельных следственных действий, а также по составлению процессуальных документов и деловых бумаг следователя;

• обучить курсантов основам технологии производства предварительного расследования по конкретному уголовному делу;

• сформулировать у курсантов навыки организатора процесса расследования преступления;

• обучить курсантов основам взаимодействия с работниками подразделений и служб органов внутренних дел.

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Предварительное следствие в ОВД» является учебной дисциплиной, изучаемой на завершающем этапе обучения курсантов по специальности 030501 «Юриспруденция». «Предварительное следствие в ОВД» также относится к числу тех юридических дисциплин, где для познания необходимо усвоение не только сведений о содержании соответствующего законодательства, но и подзаконных актов и комментариев к ним, а также сведений о практике применения соответствующих правовых предписаний. Весьма важным элементом познания данной дисциплины является приобретение слушателями навыков критической оценки типичных и нетипичных ситуаций, которые могут возникать в ходе уголовного судопроизводства, умение искать и находить правильные ответы на практические вопросы, а также юридически грамотно оформлять процессуальные документы.

С учетом этого требования кафедра уголовного процесса подготовила методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий по каждой теме курса.

Структура дисциплины включает семь модулей. При изучении первых четырёх модулей курсанты изучают правовую основу деятельности органов предварительного следствия, историю развития и организацию. Уделяется внимание вопросам следственной этики и организации труда следователя, взаимоотношения следователя с участниками процесса, а также компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в ходе предварительного расследования. Изучаются вопросы государственной защиты участников уголовного процесса и реабилитация в ходе предварительного расследования. Формируются и систематизируются знания курсантов о расследовании преступлений; изучаются условия и особенности работы следователя органов внутренних дел. Формируется у курсантов воспитание чувства глубокого и осознанного уважения к праву и недопустимости любого нарушения закона.

При изучении последующих трёх модулей курсанты "расследуют" хищение чужого имущества, совершенного группой лиц с проникновением в жилище. На практических занятиях отрабатываются различные задачи, возникающие перед следователем с момента рассмотрения материалов, содержащих признаки преступления, до окончания расследования с составлением обвинительного заключения. При этом выполняется все производство по уголовному делу с подготовкой постановлений, протоколов, поручений, уведомлений, других деловых бумаг и вспомогательных документов. Работа по единой сквозной фабуле позволяет конкретизировать и комплексно применить на практике знания курсантов по уголовному праву, уголовно-процессуальному праву, криминалистике, другим наукам и отработать основные вопросы организации расследования преступления на предметном уровне.

Семинарское занятие имеет целью проверить, углубить и закрепить теоретические знания, полученные слушателями на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать им помощь в самостоятельном овладении материалом, а также привить навыки устного изложения материала, ведения полемики.

Практическое занятие проводится с целью закрепления теоретических знаний, приобретения умений организации и проведения следственных и иных процессуальных действий, принятия решений в конфликтных ситуациях. В данном случае под практическими занятиями подразумеваются занятия, состоящие в решении задач и типичных следственных ситуаций. Такие занятия отличаются от семинаров тем, что на семинарском занятии анализ осуществляется от законодательства и теоретических положений к примерам (ситуациям), на практическом занятии – от примера (ситуации) к теоретическим положениям.

Безусловно, что непременным условием успешного овладения, учебным материалом по курсу является предварительная самостоятельная работа. Во главу угла следует положить кропотливую работу по усвоению первоисточников - Конституции РФ, УПК РФ и других законов. В уяснении буквы и духа закона несомненную помощь окажут постановления Пленума и Президиума Верховного Суда РФ, ведомственные приказы и инструкции.

Каждая подготовка курсанта к семинарскому занятию предполагает:

а) изучение конспекта лекции и рекомендованной литературы. Курсант, кроме того, обязан изучить все законодательные и ведомственные нормативные акты, относящиеся к теме семинара;

б) анализ проблемных вопросов темы;

в) составление логической схемы ответа по каждому вопросу темы (в соответствии с рекомендациями, содержащимися в настоящих планах);

г) отработку материала для самоконтроля.

Курсант к каждому практическому занятию обязан:

а) повторить изученный материал из конспекта лекций и литературу к соответствующей теме, рекомендованную программой по курсу и настоящими планами; законодательные, ведомственные нормативные акты, относящиеся к теме;

б) проанализировать предложенную следственную ситуацию и подготовить мотивированный проект её решения;

в) составить указанные в данных планах процессуальные документы.

В конце семестра курсанты представляют учебные уголовные дела для итоговой проверки преподавателям. Курсанты, получившие оценку "неудовлетворительно", не допускаются к сдаче экзамена по дисциплине "Предварительное следствие в органах внутренних дел".

После проведения экзамена учебные уголовные дела возвращаются курсантам. Они могут использовать эти дела в качестве образцов организационных, процессуальных документов и деловых бумаг следователя во время работы в подразделениях органов внутренних дел.

 

Тематический план

Общий перечень модулей и тем по дисциплине

«Предварительное следствие в органах внутренних дел»

 

№ № тем Наименование модулей и тем
Модуль 1. Предмет, система и задачи дисциплины
1. Предмет, система и задачи учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел». История развития органов предварительного следствия в России. Организация предварительного следствия в системе МВД России.
Модуль 2. Следственная этика и организация труда следователя
2.1. Нравственные и правовые начала в деятельности следователя. Следственная этика.
2.2. Научная организация труда следователя. Планирование расследования и учёт в работе следователя.
Модуль 3. Взаимоотношения следователя с участниками процесса, а также компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в ходе предварительного расследования
3.1. Взаимодействие следователя с органами дознания.
3.2. Правовые отношения следователя с руководителем следственного органа и прокурором.
3.3. Правовые отношения следователя с судом (судьёй).
3.4. Правовые отношения следователя с адвокатом.
3.5. Взаимодействие следователя с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств.
Модуль 4. Государственная защита участников уголовного процесса и реабилитация в ходе предварительного расследования
4.1. Государственная защита свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного процесса.
4.2. Реабилитация.
Модуль 5. Деятельность следователя на стадии возбуждения уголовного дела и на первоначальном этапе расследования
5.1. Деятельность следователя на этапе возбуждения уголовного дела.
5.2. Деятельность следователя на первоначальном этапе расследования.
Модуль 6. Деятельность следователя на последующем и заключительном этапе расследования этапе расследования
6.1. Деятельность следователя на последующем этапе расследования.
6.2. Деятельность следователя на заключительном этапе расследования.
Модуль 7. Особенности производства предварительного следствия по отдельным категориям уголовных дел
7.1. Особенности производства предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, страдающими психическими расстройствами.
7.2. Особенности производства предварительного следствия по уголовным делам с участием иностранных граждан.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

МОДУЛЬ 1. ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Тема 1. Предмет, система и задачи учебной дисциплины «Предварительное след­ствие в органах внутренних дел». История развития органов предварительного следствия в России. Организация предварительного следствия в системе МВД России.

Занятие 1.1. Семинарское.

Время – 2 часа

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Предмет и содержание учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел».

2. Связь учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел» с дру­гими дисциплинами и науками.

3. Система и задачи учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел».

4. Предварительное следствие в России до 1917 года.

5. Предварительное следствие в России ХХ века. Организация предварительного следствия в современной системе МВД России.

 

Методические рекомендации.

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание, что в предмет учеб­ной дисциплины входят правовые и теоретические положения, обеспечивающие практиче­скую реализацию деятельности следователей в рамках поставленных перед ними задач: за­щиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений и за­щиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Предмет учебной дисциплины раскрывается через ее содержание, охваты­вающее как общие вопросы организации предварительного следствия, так и специальные, включающие различные направления деятельности следователя при расследовании уголов­ных дел.

Ответ на второй вопрос предполагает уяснение взаимосвязи данной учебной дисцип­лины с другими, которые охватывают своим содержанием основные теоретические вопросы, касающиеся специфики уголовного судопроизводства, правовые положения, лежащие в ос­нове деятельности следователя при расследовании уголовных дел.

В рамках третьего вопроса следует обратить внимание на систему учебной дисцип­лины, представляющую собой взаимосвязь структурных элементов – конкретных тем, кото­рые в своей совокупности составляют весь комплекс вопросов, необходимых для уяснения и последующего применения в практической деятельности. Также ответ на данный вопрос предполагает знание поставленных перед учебной дисци­плиной задач с учетом ее особенностей: комплексный междисциплинарный подход к обуче­нию, прикладная направленность, сочетание в процессе обучения рассмотрения теоретиче­ских вопросов с их практическим применением.

При ответе на четвертый вопрос необходимо кратко охарактеризовать институт предварительного расследования России до 1860 года, затем рассказать о создании и развитии следственного аппарата в системе судебной власти Российской Империи. Данный вопрос может быть разбит на две части, объем его рассмотрения варьируется в зависимости от желания преподавателя и теоретической подготовленности курсантов.

 

Тема 2.2. Научная организация труда следователя. Планирование расследования и учет в работе следователя.

 

Занятие 2.2. Семинарское.

Время – 2 часа

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Понятие научной организации труда следователя.

2. Планирование расследования по уголовному делу.

3. Планирование отдельных следственных действий.

4. Статистические учеты в работе следователя.

5. Виды процессуальных документов следователя.

6. Структура и содержание постановления и протокола, их отличия.

 

Методические рекомендации.

При ответе на первый вопрос следует обратить внимание на то, что научная организа­ция труда следователя является важной составляющей успешного расследования преступлений. Помимо создания необходимых материальных условий, для работы следователя необхо­димо оптимизировать использование рабочего времени и должным образом организовывать режим труда. Этому во многом способствует планирование работы как ежедневно, так и в рамках расследования конкретного уголовного дела. Научная организация труда следователя предполагает использование информационных технологий.

Элементом научной организации труда следователя является всесторонняя оценка следственной ситуации, выработка версий, согласованного с оперативными подразделе­ниями плана расследования по уголовному делу с учетом организующей роли следователя.

При ответе на второй вопрос следует определить значение планирования в работе следователя, назвать формы и структуру плана расследования по уголовному делу, привести примеры использования соответствующих форм и видов планов расследования.

Третий вопрос предполагает знание особенностей планирования и организации от­дельных следственных действий, составление плана проведения конкретных следственных действий.

В рамках четвертого вопроса следует ориентироваться в организации учета работы следователя: регистрации уголовных дел, заполнении статистических карточек на различных этапах расследования; знать перечень информации по уголовным делам, подлежащей на­правлению руководителям следственных аппаратов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, Следствен­ного комитета при МВД России, включая отчеты о результатах следственной работы соот­ветствующего подразделения.

Пятый и шестой вопросы призваны подготовить курсантов к выполнению практических заданий по составлению процессуальных документов. Особое внимание при их рассмотрении следует уделить структуре процессуальных документов: необходимо знать названия и содержания их составных частей. Кроме того, следует проводить четкое различие между протоколом и постановлением, как по содержанию, так и по назначению этих документов. При подготовке к ответу нужно изучить положения статей 101, 108, 113, 146, 153, 154, 162, 163, 164, 166, 171, 179, 182, 208, 210, 211, 213 УПК РФ.

 

Занятие 2.2. Практическое.

Время – 4 часа

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Изучить и запомнить наизусть структуру бланков процессуальных документов: протокола осмотра места происшествия, постановления о возбуждении уголовного дела, постановления о назначении экспертизы.

2. Решение задач.

 

Методические рекомендации.

При изучении структуры бланков указанных процессуальных документов необходимо обращать внимание на статьи УПК РФ, которые указываются в данных бланках. Содержание этих статей УПК РФ следует повторить, и запомнить номера статей. При выполнении данного задания использовать программу АИС СП, которая содержит бланки процессуальных документов и текст УПК РФ.

Статистическую карточку № 1 заполнять в электронном варианте, используя электронные справочники.

Планы расследования составлять в табличном варианте в редакторе «WORD», с указанием вопросов, которые выясняются в ходе допросов. В планах указывать перечень версий.

 

Задача 1.

21 октября 2011 года в дежурную часть ОП № 1 УМВД РФ по Калининградской области обратилась гражданка Игнатова Р.О., которая сообщила, что примерно в 23 часа находилась на улице около магазина «Седьмой континент» по адресу: г. Калининград, ул. Рыбная, д. 23. Там ее остановил незнакомый мужчина и потребовал передать ему мобильный телефон. Когда Игнатова отказалась это сделать, неизвестный, угрожая избиением, вырвал из ее рук мобильный телефон фирмы «Флай» стоимостью 4 350 рублей и убежал. По данному факту возбуждено уголовное дело.

Квалифицируйте совершенное деяние.

Запишите в рабочей тетради полное название совершенного преступления.

Заполните статистическую карточку № 1 по факту возбуждения уголовного дела.

Выдвиньте версии и составьте план первоначальных следственных действий по данной фабуле.

Задача 2.

24 марта 2011 года, в 17 часов 30 минут, Васильев А.Р., находясь в гостях у своего знакомого Селезнева Г.Л. по адресу: г. Калининград, ул. Крайняя, д. 34, кв. 55, попросил поносить у него на два дня портфель из кожи питона. Селезнев разрешил взять портфель, сказав, чтобы тот отдал его обратно 30 марта 2011 года. Однако в назначенный срок портфель не был возвращен владельцу. Селезнев неоднократно связывался по телефону с Васильевым и требовал вернуть портфель, однако последний отвечал, что оставит портфель у себя. 1 апреля 2011 года Селезнев обратился в полицию, написав заявление. По данному факту 2 апреля возбуждено уголовное дело.

3 апреля Васильев доставлен в ОП № 1 УМВД РФ по Калининградской области, а портфель, принадлежащий Селезневу, изъят при обыске в жилище Васильева. Допрошенный в качестве подозреваемого Васильев отрицал факт совершения преступления, обосновывая свою позицию тем, что Селезнев подарил ему портфель.

Дайте уголовно-правовую оценку действий Васильева.

Составьте план следственных действий первоначального этапа расследования по данному уголовному делу.

Задача 3.

17 апреля 2011 года, примерно в 16 часов 00 минут, Перов М.С. совместно с Кротовым П.О. путем подбора ключа проникли в гаражный бокс 345 ГСК «Москвич - 20», расположенный по адресу: г. Калининград, ул. Балтийская, д. 38, откуда тайно похитили шесть автомобильных покрышек «Континенталь», принадлежащих Чикину А.Ю., причинив потерпевшему значительный ущерб на общую сумму 22 400 рублей.

20 апреля 2011 года по данному факту возбуждено уголовное дело. Кротов и Перов были задержаны 25 апреля 2011 года при попытке сбыть похищенное.

Квалифицируйте действия Кротова и Перова.

Составьте план первоначальных действий следователя по данной фабуле.

 

Задача 4.

17 марта 2011 года в дежурную часть ОП № 2 УМВД РФ по Калининградской области обратилась Ларина А.В. с заявление о том, что в этот день, примерно в 16 часов 30 минут, она припарковала принадлежащую ей автомашину ВАЗ-2109 гос. номер К 324 НУ 99 RUS около здания Балтийского продуктового рынка и пошла за покупками. Через 30 минут она вернулась к месту парковки и обнаружила пропажу своей автомашины. В 19 часов того же дня по подозрению в совершении данного преступления были доставлены в отдел полиции № 2 18-летний Шилов А.П. и 13-летний Сомов В.С., которые указали место, где оставили автомашину, и пояснили, что завладели ею с целью покататься по городу.

Дайте юридическую оценку действиям Шилова и Сомова.

Составьте план расследования и план отдельного следственного действия (по усмотрению преподавателя).

 

МОДУЛЬ 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С УЧАСТНИКАМИ ПРОЦЕССА, А ТАКЖЕ КОМПЕТЕНТНЫМИ ОРГАНАМИ И ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ХОДЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ.

Задача 1.

К командиру воинской части, расположенной в 15 км от г. Светлогорска Калининградской области, обратилась с заявлением служащая Пастушко. Она сообщила, что рядовой Данилов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, пытался ее изнасиловать, угрожая перерезать ей ножом горло. При этом порвал на ней одежду, нанес побои, выражался нецензурными словами.

Командир воинской части дал указание начальнику гауптвахты поместить Данилова в одиночную камеру, после чего на чистом листе бумаги в произвольной форме составил от руки постановление о возбуждении уголовного дела по признакам ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 131 УК РФ. Это постановление он вручил Пастушко, приложив к нему заявление и отправил заявительницу с этими бумагами на попутной машине в прокуратуру г. Светлогорска.

Правомерны ли действия командира воинской части? Ответ мотивируйте.

Задача 2.

На российском морском туристическом судне, приписанном к порту г. Новороссийска и совершающем круиз по Средиземному морю, Чертков совершил кражу изделий из золота у Антипова на сумму 12 тыс. рублей. Капитаном судна было возбуждено уголовное дело.

Применяется ли УПК РФ в данной ситуации? Определите процессуальный статус капитана морского судна и перечислите его полномочия.

Задача 3.

10 января 2011 года в РГУ им. Канта в г. Калининграде совершена кража пяти компьютеров. Следователь СО ОП № 1 УМВД РФ по Калининградской области Галлиев Р.В. возбудил по данному факту уголовное дело в отношении неустановленного лица. Приняв уголовное дело к своему производству, следователь Галлиев Р.В. попросил оперуполномоченного Данилова К.Т. провести оперативно-розыскные мероприятия по установлению лица, совершившего данное преступление. Данилов К.Т. провел оперативно-розыскные мероприятия, получил информацию, имеющую значение для дела, о чем составил рапорт и передал его следователю. Следователь приобщил рапорт к материалам уголовного дела.

Правомерны ли действия следователя? Если да – обоснуйте, если нет – предложите правильный вариант действий.

Задача 4.

В ОП № 3 УМВД РФ по Калининградской области с заявлением обратился Сумин В.Г., который сообщил, что 24 декабря 2011 года, в 18 часов в его квартиру по адресу: г. Калининград, ул. Октябрьская, д. 16, кв. 117 ворвались двое неизвестных мужчин и, угрожая ему ножом, похитили принадлежащие ему ноутбук «Панасоник», мобильный телефон «Сименс С-55» и деньги в сумме 12 000 рублей.

По данному факту возбуждено уголовное дело.

Примите решение по заявлению Сумина и составьте фрагмент поручения органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление лиц, совершивших преступление, и обнаружение похищенного.

Задача 5.

25 августа 2011 года в СО ОП № 1 УМВД РФ по Калининградской области возбуждено уголовное дело по факту кражи неизвестными лицами из квартиры Самойлова М.А. по адресу: г. Калининград, ул. Пролетарская, д. 23, кв. 49 плазменного телевизора «Филипс» и DVD-плеера «Сони» на общую сумму 28 000 рублей.

Составьте поручение органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление лиц, совершивших преступление, и обнаружение похищенного.

 

Задача 1.

Прокурор Ленинградского района г. Калининграда следовавший в салоне маршрутного автобуса, оказался очевидцем умышленного причинения, как позже было установлено, тяжкого вреда здоровью Москалеву Сомовым в процессе происшедшей между ними драки.

Прокурор с помощью пассажиров доставил Москалева в ближайший травмопункт, где ему была оказана необходимая медицинская помощь, а затем допросил его в качестве потерпевшего, а помогавших ему пассажиров, - в качестве свидетелей. После этого прокурор возбудил уголовное дело, принял его к производству, передал по подследственности.

Оцените правомерность действий и решений прокурора.

Задача 2.

Следователем СО ОП № 1 было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 158 УК РФ. После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела следователь допросил в качестве свидетелей по делу Сурикова и Васнецова, а затем представил все материалы дела прокурору для проверки.

Оцените соответствие действий следователя требованиям УПК РФ.

Задача 3.

Изучив материалы уголовного дела и обвинительное заключение, прокурор пришел к выводу, что действия обвиняемого Тришкина квалифицированы неправильно. Тришкин обвинялся в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (по ст. 111 УК РФ), а из материалов дела следовало, что причинение тяжкого вреда здоровью совершено при превышении пределов необходимой обороны, что должно быть квалифицировано в соответствии со ст. 114 УК РФ.

Прокурор дал указание об изменении меры пресечения в отношении обвиняемого: вместо содержания под стражей применить к нему подписку о невыезде.

Назовите полномочия прокурора при утверждении им обвинительного заключения по уголовному делу.

Оцените действия прокурора в описанной ситуации. Если прокурор прав – обоснуйте, если нет – предложите правильный вариант его действий.

Задача 4.

Томин привлечен в качестве обвиняемого по делу о разбойном нападении с целью хищения чужого имущества у Коптина на сумму 70 000 руб. Коптин заявил гражданский иск по делу на 90 000 руб. Следователь вынес постановление о признании Коптина гражданским истцом на сумму 70 000 руб. Коптин подал жалобу прокурору, указав в ней, что следователь неправильно оценил размер причиненного ему имущественного вреда, а фактически отказал в иске на сумму 20 000 руб.

Какое решение должен принять прокурор?

Задача 5.

Иванов обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 158 УК РФ (кража, совершенная с незаконным проникновением в жилище). В ходе расследования установлено, что сумма похищенного составляет 20 000 рублей.

Следователь принял решение о применении к Иванову меры пресечения в виде залога.

Какую сумму залога Вы бы установили на месте следователя? Вправе ли прокурор изменить сумму залога, установленную следователем?

Задача 6.

При расследовании по уголовному делу на имущество Азарова наложен арест в размере, существенно превышающем причиненный ущерб. В дальнейшем уголовное дело было прекращено, но арест на имущество не был отменен.

Оцените действия следователя и надзирающего прокурора. Были ли нарушены нормы УПК РФ, если да, то какие именно?

Задача 7.

Прокурор предложил следователю при наложении ареста на имущество использовать в качестве специалиста судебного пристава Гурьева. Следователь не согласился. После поступления дела в суд судебный пристав по своей инициативе произвел наложение ареста на имущество.

Оцените действия прокурора, следователя и судебного пристава.

Задача 8.

Филиппова обратилась к прокурору с заявлением о привлечении к уголовной ответственности неизвестного гражданина, изнасиловавшего ее дочь. Прокурор разъяснил заявительнице, что поводом для возбуждения уголовного дела является заявление самой потерпевшей. Однако Филиппова сообщила, что ее дочь боится мести со стороны преступника и просит возбудить уголовное дело без ее заявления.

Оцените действия прокурора. Как должен поступить следователь, если потерпевшая попросит прекратить уголовное дело?

Задача 1.

В районном суде слушалось уголовное дело по обвинению Егорова по п. в ч. 2 ст. 158 УК РФ. В подготовительной части судебного заседания участники процесса заявили ряд ходатайств. Так, прокурор просил суд истребовать с последнего места работы подсудимого характеристику и приобщить ее к делу. Защитник Егорова ходатайствовал о вызове в судебное заседание двух новых свидетелей, которые, по его мнению, могли подтвердить непричастность подсудимого к совершению преступления. Суд удовлетворил эти ходатайства, но обязанность по их исполнению возложил соответственно на прокурора и защитника.

Правильны ли действия судьи? Будет ли ограничено право данных лиц, если им отказано в удовлетворении ходатайства?

Задача 2.

28 января 2011 года, в 20 часов 25 минут, в подземном переходе возле д.60 по ул. Профсоюзная г. Калининграда неизвестный подошел к Учаевой А.С., ударил кулаком по лицу, а затем снял с ее пальца золотое кольцо стоимостью 4 600 рублей и вытащил из кармана пальто деньги в сумме 1 950 рублей. В этот же день по данному факту было возбуждено уголовное дело и начато расследование.

30 января 2011 года к следователю доставлен Самарин Г.Н. Следователь произвел опознание, в ходе которого потерпевшая опознала Самарина как лицо, совершившее преступление. Самарин задержан. Следователь принял решение о проведении обыска в квартире Самарина по адресу: г. Калининград, ул. Профсоюзная, д. 45, кв. 35, так как полагал, что там может находиться похищенное имущество. Для этого следователем было получено судебное решение.

При проведении обыска возникли подозрения, что золотое кольцо, похищенное у потерпевшей, брат Самарина – Самарин Д.Н. скрывает при себе, в виду чего следователь в присутствии понятых произвел личный обыск данного лица и обнаружил искомое. Самарин Д.Н. направил в суд жалобу на действия следователя, аргументируя свою позицию тем, что для его личного обыска судебного решения не было.

Оцените правомерность действий следователя. Составьте описательно-мотивировочную часть постановления о возбуждении ходатайства перед судом о производстве обыска в квартире Самарина.

Задача 3.

7 марта 2011 года, в 20 часов 30 минут, неизвестный подошел к Зацепиной О.Н., стоявшей возле дома № 73 по ул. Северной г. Калининграда, ударил ее кулаком в плечо, а затем отнял принадлежащую ей сумку с личными вещами и деньгами в сумме 4 500 рублей, причинив потерпевшей ущерб на общую сумму 11 230 рублей. В этот же день по данному факту возбуждено уголовное дело.

9 апреля 2011 года по подозрению в совершении данного преступления был задержан Тагиров Р.Ю., так как в ходе опознания потерпевшая опознала его как лицо, совершившее в отношении нее преступление.

Квалифицируйте действия Тагирова. Составьте описательно-мотивировочную часть постановления о возбуждении перед судом ходатайства о проведении обыска в жилище Тагирова.

Задача 4.

При расследовании умышленного тяжкого преступления руководитель следственного отдела руководил следственной группой, лично произвел ряд следственных действий и составил обвинительное заключение, после чего направил уголовное дело в суд. Судья, к которому поступило дело, возвратил его, указав, что обвинительное заключение подлежало утверждению прокурором.

Оцените правомерность действий судьи и начальника следственного отдела.

Задача 1.

Следователь СО ОП № 2 УМВД РФ по Калининградской области Титов вел расследование по уголовному делу, возбужденному по ст. 158 ч. 2 УК РФ. При этом следственные действия с обвиняемым Семеновым он проводил с участием защитника, а с обвиняемым Викторовым без участия защитника, поскольку он от него отказался. Установлено, что оба обвиняемых не являются лицами, для которых участие защитника обязательно. Закончив расследование, следователь Титов составил обвинительное заключение и направил дело в суд.

Правильно ли поступил следователь, имеются ли в его действиях нарушения права на защиту?

Если Викторов не подтвердит в суде свои показания, данные им на предварительном следствии, каковы будут последствия этого?

Если Семенов откажется в суде от показаний, которые он давал на предварительном следствии, будут ли они приняты судом во внимание?

Задача 2.

17 ноября 2011 года следователь Васильев Д.Б. в присутствии защитника Кузнецова В.Н. предъявил обвинение в совершении кражи Чернову В.К. и допросил его в качестве обвиняемого.

7 декабря 2011 года следователь вызвал обвиняемого для дополнительного допроса и выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела. Вместе с обвиняемым Черновым явился и его защитник Кузнецов.

По окончанию допроса следователь объявил Чернову о своем намерении сейчас же предъявить Чернову новое обвинение и допросить его в присутствии защитника Кузнецова.

Защитник Кузнецов в ответ на сообщение следователя заявил, что его рабочий день окончен, и он не намерен участвовать в допросе, о котором не был предупрежден заранее. После этого Кузнецов покинул кабинет следователя.

Вправе ли следователь применить к защитнику Кузнецову В.Н. меры воздействия, предусмотренные ч. 3 ст. 118 УПК РФ?

Задача 3.

Обвиняемый Васильев ходатайствовал о допуске в качестве защитника его родного брата, мотивируя тем, что брат имеет высшее юридическое образование, работает в юрид



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.156 с.)