Понятие «идеология» в исторической ретроспективе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «идеология» в исторической ретроспективе.



Идеоло́гия (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) — система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии)[1].

Идеология — не наука (хотя может включать в себя научные знания): в отличие от науки идеология не только представляет собой знание о социально-политической жизни, но также включает в себя оценку тенденций, процессов и различных сил этой социально-политической жизни[1].

Основные современные идеологии сложились в XIX веке. Несмотря на значительное количество различных идеологий, в самом общем виде принято выделять либеральную, консервативную и социалистическую идеологии.

В конце XX века среди политиков и партий наметилась тенденция в прагматических целях всё чаще отказываться от устойчивой идеологии, то есть брать на вооружение тактику антиидеологизма.

Сущность,структура и функции политической системы

Политическая система общества – это совокупность политических субъектов, их взаимодействий на базе политических норм, сознания и политической деятельности. Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей посредством политической власти и политических интересов. Следовательно, политическая система общества – это совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих социальных интересов через функционирование институтов власти.

1. Структура и функции политических систем

Политическая система представляет собой довольно сложное и многомерное образование, основным назначением которого служит обеспечение целостности, единообразия действий людей и их общностей в политике. В ней выделяют следующие подсистемы:

1. Институциональная подсистема — это «каркас», «несущие конструкции» политической системы. Она включает государство, политические партии и общественные движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему, средства массовой информации, церковь и пр. В рамках этой подсистемы создается нормативно-правовая база для функционирования всей политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы, международная политика. Неудивительно, что именно этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе.

2. Регулятивная подсистема — это правовые и моральные нормы, традиции и обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.

3. Функциональная подсистема — это форма и направление политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение данная подсистема находит в понятии «политического режима».

4. Коммуникативная подсистема охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы, между политическими системами разных стран.

5. Политико-идеологическая подсистема включает в себя совокупность политических идей, теорий и концепций, на основе которых возникают и развиваются различные общественно-политические институты. Она играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Каждая из подсистем имеет собственную структуру и обладает относительной самостоятельностью. В конкретных условиях разных стран эти подсистемы функционируют в специфических формах.

Компонентом любой развитой политической системы является номенклатура — круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции вышестоящих органов. Существование номенклатуры позволяет эффективно решать вопросы кадровой политики. Однако отсутствие контроля за ее деятельностью может вести к негативным последствиям, служить источником коррупции, вести к злоупотреблению власти.

Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выполняет следующие функции:

1. Управление обществом. Оно заключается в определении целей развития, в выработке и реализации политического курса, в контроле за деятельностью всех элементов системы, в ее идеологическом и информационном обеспечении.

2. Интеграция различных элементов политической системы в единое целое. Этим обеспечивается консолидация общества, урегулирование конфликтов.

3. Регулирование политического поведения и политических отношений, нормотворчество, выработка эталонов общественно приемлемого поведения.

4. Политическая коммуникация, обеспечивающая связь между элементами политической системы, а также между системой и средой. Информация дает возможность властным структурам принимать оптимальные решения, обеспечивать поддержку системы управления со стороны населения, формировать общественное мнение.

Типология политической системы

По политическому режиму выделяют: демократическая, авторитарная, тоталитарная. Первая классификация Алмонда на основании таких критериев как политическая культура и режим:

1) Англо-американская полит система характеризуется многообразием политических ролей и функций негосударственных структур, однородностью полит культуры.2) Для континентально-европейской свойственно отсутствие целостной политической культуры, ее фрагментарность, наличие сильных этнических, религиозных, территориальных субкультур.3) В тоталитарной – гос власть контролирует все сферы жизнедеятельности индивида и общества. Запрещены добровольные политические объединения и организации граждан. 4) Доиндустриальная закрытой политической культурой, которая имеет преимущественно классовый или нац хар-р. Власть не имеет четкого разделения по полномочиям. отсутствие четко сформулированных целей и задач.

Вторая классификация Алмонда: (1)Примитивная -минимальное дифференциацией органов, патриархальной культурой, ориентированной на примитивные структуры: клан, род, племя; 2) Традиционная с невысокой правительственной дифференциацией и пассивной подданнической.Политические системы могут классифицироваться: с позиции формационного подхода различают рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический тип политических систем,по уровню развития гражданского общества: традиционные и модернизированные, исходя из связи с внешней средой: политические системы открытого и закрытого типа.Одна из наиболее простых, достаточно распространённых– деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократически

Политическая система РБ

Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством.

Основные тенденции изменений политической системы Республики Беларусь.

1) Полит система трансформирующегося типа. Когда осуществляется переход от полит системы БССР к РБ, где на ряду со старыми полит институтами представлены и новые институты и нормы.

2) Власть сосредоточена в едином центре, каковым явл. президент и его администрация.

3) Властные полномочия в значительной степени увязываются с деятельностью исполнительной ветви власти.

4) Партийная система находится на стадии формирования, нет крупных партий общенационального масштаба.

5) слабая оппозиция.

6) Достаточно низкий уровень полит культуры населения.

7) Слабая реактивная способность полит системы, ее способность оперативно отвлекаться на меняющие потребности и интересы людей.

Современную политическую систему Республики Беларусь можно определить как трансформирующуюся систему, где наряду с новыми компонентами сохраняется ряд элементов предшествовавшей советской политической системы. Политическая система республики имеет ряд отличительных признаков:

• определенный перевес в распределении властных полномочий в сторону исполнительных органов государственной власти;

• недостаточная развитость и адаптированность системы местного самоуправления к новым условиям социально-экономического развития;

• отсутствие авторитетных политических партий и движений общенационального масштаба;

• слабость конструктивного компонента в деятельности политической оппозиции;

• фрагментарность политической культуры в условиях радикального изменения системы ценностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.006 с.)