Тема №5. Социалистическая праоввая система. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №5. Социалистическая праоввая система.



Происхождение социалистической правовой системы. Социалистическая правовая система возникла в России в 1917 г. Причины ее формирования обусловлены не особенностями юридического сознания народа, правовой доктрины, источников и структуры права, а марксистско-ленинской идеологией, ее принципами политического устройства общества. Отсюда главные отличия возникшей в начале XX в. правовой системы от традиционных правовых семей лежат в сфере содержания правовых норм.
В Советской России и других странах социалистической правовой системы получили правовое воплощение следующие идеи: централизованного управления экономикой, хозяйственными отношениями, что повлекло за собой использование императивных норм, плановых регуляторов, детальной регламентации гражданских договоров, правового положения имущества и полномочий субъектов; обобществления собственности, создания государственной, "общенародной" собственности как основы экономики; национализации предприятий, банков, хозяйственного имущества, а в некоторых странах-земли, других объектов недвижимости; регулирования меры труда и потребления и, как следствие, создания социально-правовых институтов нормирования трудовой деятельности и распределения социальных благ.
Вмешательство государства во все сферы жизни общества привело к постепенному отмиранию частного права и доминированию публично-правовых институтов. Идеологическим обоснованием данного процесса стал тезис В. Ленина о том, что Советское государство не признает ничего частного. Многие институты гражданского права, в том числе институт собственности, приобрели публично-правовой характер, важнейшие виды хозяйственных договоров заключались и реализовались на административно-плановой основе.
В уголовном и административном праве приоритетно защищалась государственная собственность, действовали запреты на занятие частной предпринимательской деятельностью, валютными операциями, коммерческим посредничеством и т. д" предусматривались серьезные санкции за антисоветскую агитацию и пропаганду, распространение сведений, порочащих социалистический строй, преследовались действия, противоречащие коммунистической нравственности.
Упрощались процедурные формы, ограничивались права обвиняемых и подсудимых на защиту. Результатом же стали формирование обвинительного уклона, идеологизация судебного производства, отказ от использования суда присяжных.
В то же время социалистической правовой системе присущи определенные достижения. К их числу можно отнести: глубокую теоретическую и практическую проработку вопросов пользования, владения, распоряжения государственным имуществом (включая право хозяйственного ведения, оперативного управления); внедрение в мировую юридическую практику институтов планово-правового регулирования экономических отношений, гражданско-правового института поставки, нормативно-правовых форм защиты наемных работников, обеспечения гарантированного права на труд, бесплатного образования и др.
В настоящее время к семье социалистической правовой системы относятся Китай, Вьетнам, КНДР, Куба. Прошлое отдельных стран весьма различно. Мыограничимся лишь общими замечаниями, акцентировав внимание на том, чтозначимо для понимания современного права или же объясняет различие междуправом данной страны и развитием права в СССР. Все европейские государства, ставшие народными демократиями, ранеепринадлежали к романо-германской семье. В рамках этой общей важнойхарактеристики они в зависимости от исторического развития права могут бытьразбиты на две группы. Одна - это страны, связанные религией с Римом, сразвитием идей и институтов в Западной Европе, с которой они никогда нетеряли прямых контактов. Другие - страны ортодоксального христианства,отрезанные на протяжении веков турецким завоеванием от остальной Европы.Страны западной традиции. Развитие права в Венгрии, Польше,Чехословакии, Хорватии, Словении всегда шло параллельно развитию права вГермании, Австрии, во Франции. Условия, которые воздействовали на право вэтой группе стран, были сходны с теми, что наблюдали в германских илатинских странах Европы и, наоборот, отличались от России. Здесьсуществовала прочная юридическая традиция: право рассматривалось как одна изфундаментальных опор общества. В управлении этим обществом, в его развитиисущественную роль играл корпус юристов, многочисленный и уважаемый.Балканские государства. Другой была история балканских государств(Албании, Болгарии, Румынии, Сербии), образующих вторую группу. Как иРоссия, они первоначально находились под влиянием не европейского Запада, аВизантии. Подобно тому как в России развитие права было парализованотатарским нашествием, здесь такую же роль сыграло турецкое завоевание,которое имело еще более тяжкие последствия, ибо длилось гораздо дольше -вплоть до XIX и даже XX века. Можно было ожидать большого сходства между этими странами и Россией вих отношении к праву, его стагнации в течение веков, незначительного места,которое оно занимало в национальном сознании. Однако имелся фактор, который сблизил эту вторую группу с первой.Россия сама освободила себя от татарского ига и сразу же образовала обширноеи независимое государство, претендовавшее на роль преемника Византии.Балканские же государства получили независимость лишь с посторонней помощьюи представляли собой в этот момент небольшие, нуждавшиеся во внешнейподдержке нации. Чтобы преодолеть отсталость, образовавшуюся в результатетурецкого ига, стремясь восстановить необходимые для этого связи, они охотновоспринимали культуру государств Западной и Центральной Европы. В конечном итоге в обеих группах стран правопользовалось большим престижем, а связи с Западом были теснее, чем в случаес Россией. И этот факт не исчез сразу после того, как к власти в этихстранах пришли коммунистические правительства. Юристы этих стран неохотношли на ослабление контактов с Францией, ФРГ, Италией, Австрией. Онистремились по возможности полностью сохранить юридическую традицию, поставивее на службу новой форме правления. Социалистическаяреволюция сопровождалась широкомасштабным критическим пересмотром всехинститутов, которые по большей части были отвергнуты или трансформированы всвете учения марксизма-ленинизма, рассматриваемого как непреложная истина.Чтобы понять политику, новые институты и новое право социалистических стран,необходимо иметь представление хотя бы об основных положениях этого учения. Марксизм-ленинизм в социалистических странах - это совсем не то, чтолюбая философская доктрина в западных странах. Это официально признанноеучение, а всякое иное, противоречащее, считается ложным и опасным.Марксизм-ленинизм раскрыл законы, определяющие развитие общества и способсоздания в будущем общества, основанного на гармонии и согласии. Таким образом, марксизм-ленинизм - это одновременно и объяснение мира, ируководство к действию. Марксистское учение, основателямикоторого являются Карл Маркс (1818--1883 годы) и Фридрих Энгельс (1820-1895годы) исходит, с одной стороны, из материалистической философии, с другой -из идеи развития. Согласно материалистическому подходу, объекты,существующие в природе, первичны; мысль, дух, сознание - это отражениематериального мира. Идея развития означает, что в природе нет ничего раз инавсегда данного, все изменяется в процессе постоянной эволюции. Дарвин в 1859 году в своей книге "Происхождение видов" объяснилпринцип, управляющий эволюцией в сфере биологии. Маркс и Энгельс полагали,что и в области общественных наук - а не только естественных – имеютсязаконы, управляющие развитием человечества. Они стремились открыть этизаконы и таким путем поставить на место старого утопического социализманаучный социализм. Их отправная точка - гегелевский тезис о диалектическом развитии; затезисом следует антитезис, а противоречие между ними решается в синтезе,который и есть двигатель прогресса. Однако Маркс и Энгельс по-иному, чемГегель, понимали причинные зависимости в ходе эволюции. Гегель - идеалист,и развитие общества он объяснял прогрессом человеческого разума. УчениеМаркса и Энгельса - исторический материализм: объективное обусловливаетсознание, реальность рождает идеи, человек - прежде всего Нотоfaber и лишьзатем Нотоsapiens. "Анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии,- писал Маркс. - Способ производства материальнойжизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизнивообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественноебытие определяет их сознание"'. Марксистское учение отнюдь не носит печатифатализма. Оно отводит человеку важную роль в реализации законов истории. Нотем не менее его возможности ограниченны, ибо, как писал Ф. Энгельс, "людисами делают свою историю, однако в данной, их обусловливающей среде, наоснове уже существующих действительных отношений". Решающую роль в обществе играют экономическая инфраструктура, условия,в которых используются средства производства. Вслед за Сен-Симоном марксизмговорит о том, что принципы политической экономии первичны по отношению кпринципам гражданского права. Все находится в зависимости от экономическойструктуры - идеи людей, нравы, мораль, религия. Точно так же и право - это не более чем надстройка, его реальноеназначение - служить интересам тех, в чьих руках находятся рычаги власти вданном обществе. Оно - инструмент, используемый теми, кому принадлежитвласть и кто распоряжается средствами производства. Право - это средствоподавления эксплуатируемого класса. Оно справедливо только с субъективнойточки зрения господствующего класса. Говорить о справедливом праве вообще -это значит обратиться к идеологии, то есть ложному отражению реальности.Справедливость - это историческое понятие, зависящее от условий жизниопределенного класса. Право буржуазного государства, пренебрегающееинтересами пролетариата, является, с его точки зрения, отрицаниемсправедливости.Таким образом, марксистская трактовка права прямо противоположна нашимтрадиционным представлениям о нем. Чтобы несколько глубже разобраться в этомвопросе, а также понять, как представляется в этой связи будущеекоммунистическое общество, следует обратиться к взглядам Ф. Энгельса нагосударство и право, изложенным в книге "Происхождение семьи, частнойсобственности и государства" (1884 год). По Энгельсу, в началеистории мы видим общество без классов, где все его члены находились в равномположении по отношению к орудиям производства. Все были равны, независимыдруг от друга, ибо эти орудия находились в свободном распоряжении всех.Правила поведения соблюдались, но, походя на нравы и не будучи снабженыпринудительными санкциями, эти правила не были нормами права. Позднее в результате общественного разделения труда в примитивномобществе произошло расслоение и выделилось два класса. Один из них овладелсредствами производства и начал эксплуатировать другой класс, лишенный этихсредств. В этот момент появляются право и государство. Между этими двумяявлениями марксист видит прямую связь. Право -- это такое правило поведения,которое в отличие от всех других содержит принудительный момент, возможностьвмешательства государства. Властвующее в обществе государство, угрожаяпринуждением или применяя его, обеспечивает соблюдение этого правила. Нетправа без государства и государства без права. Это два слова, которыеобозначают одно и то же явление. Не всякое человеческое общество знает государство и право. Они -продукты определенной экономической структуры и не возникают до тех пор,пока не произойдет раскола общества на классы, из которых один эксплуатируетдругой или другие. Господствующий класс использует в этих условиях - государство и право, чтобы укрепить и продлить свое господство. Право - это орудие классовой борьбы, служащее защите интересовгосподствующего класса и сохранению выгодного для него социальногонеравенства. Оно может быть определено как совокупность социальных норм,которые регламентируют отношения господства между правящим и подчиненнымиклассами в той части, в какой эти отношения не могут сохраняться без опорына принудительную силу хорошо организованного государства. Что касаетсягосударства, то это организация господствующего класса, с помощью которойэтот класс обеспечивает подавление эксплуатируемого класса и охрану своихинтересов. Право и государство существовали не всегда. Их появление - это"диалектический скачок". Переход от общества без государства и права кобществу с правом и государством - это невиданная дотоле социальнаяреволюция. Все последующее развитие носило скорее "количественный" характерв том смысле, что лишь видоизменяло уже существующее государство и право, нов рамках классового общества, основанного на частной собственности насредства производства. История общества - это по преимуществу историяборьбы классов. Повороты истории связаны с победой части ранееэксплуатируемого класса, который отныне становился эксплуататорским классом.Появление нового социального класса прогрессивно, ибо соответствует болееразвитому состоянию способа производства, техническому прогрессу, общимустремлениям общества. Однако средства производства по-прежнему в частнойсобственности небольшого числа лиц и, следовательно, сохраняется деление наэксплуататоров и эксплуатируемых. Марксизм как политическая доктринаисходит из того, что причиной всех зол в обществе является антагонизмсоциальных классов, который исчезнет лишь тогда, когда будет положен конецчастному присвоению средств производства и они будут переданы в распоряжениевсех и использоваться в интересах всех. Так появится новое, коммунистическоеобщество, не знающее эксплуатации человека человеком и руководствующеесяпринципом "от каждого по способностям, каждому по потребности". Принуждениестанет ненужным, а его носители - государство и право - отомрут. Этадоктрина полностью противоположна фашистской, превозносящей рольгосударства, всемогуществу которого приносятся в жертву интересы индивидов. Переход к новому обществу без государства и права - это еще одиндиалектический скачок в истории, но обратный тому, о котором говорилосьвыше. Человек становится свободным, он принадлежит самому себе и не долженпродавать свою рабочую силу в интересах эксплуататоров из господствующегокласса. Нормы поведения, которые сложатся в этом будущем обществе,приобретут такой же характер, как и в ранних обществах, то есть это будутправила морали, обычаи, технические предписания. Они будут соблюдатьсяспонтанно в силу убежденности в их соответствии общему интересу и подлиннойсправедливости. Все граждане в меру своих способностей примут участие вуправлении делами общества. Уровень производства позволит удовлетворитьразумные потребности каждого. Марксистская доктрина,сформулированная в основных чертах в 1848 году в "Манифесте Коммунистическойпартии", развивалась затем Марксом и Энгельсом на протяжении всей их жизни.Они защищали ее от противников, уточняли для последователей. Маркс и Энгельсбыли не только мыслителями, но и партийными деятелями. Они внимательноследили за событиями своего времени, анализировали ситуации, возникавшие вразных странах, и формулировали выводы о том, какова должна быть линияповедения, призванная привести к конечному успеху сторонников доктрины.Марксизм, таким образом,- это не только объяснение истории, но и основанноена диалектическом методе руководство по политической деятельности иреволюционной практике.В отличие от исторической и философской частеймарксистского учения его политическая часть требовала постоянного учетаизменяющихся условий, и особенно после того, как партия большевиков пришла квласти в России в 1917 году. Роль Ленина в этой связи была настолько велика,что и в Советском Союзе, и в других странах марксизм в наше время называютмарксизмом-ленинизмом. Ленинизм был особенно необходим для определения линии поведения впереходный от капитализма к коммунизму период. Маркс и Энгельс не моглипредвидеть, в какой стране впервые произойдет революция, приведшая к властимарксистскую партию, и какова будет обстановка в мире в этот момент и впоследующем. В трудах Маркса имелось лишь указание на то, что междукапитализмом и коммунизмом должен быть переходный период. "Междукапиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционногопревращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политическийпереходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным,кроме как революционной диктатурой пролетариата"'. После завоевания властинадо было определить, каковы должны быть структура и задачисоциалистического государства. Ленинизм как политическая доктрина во многомразвил и дополнил учение Маркса. Он именно дополнил это учение и ни в какоймере не является его отрицанием. Ленинизм опирается на марксизм ипоследовательно верен ему. Он воспринимает диалектику и философию марксизма. Нельзя понять советский строй, еслине подходить к нему в свете марксистско-ленинского учения, котороепризнается здесь единственно истинным. В свете этого учения многие вещиприобретают иной смысл, чем тот, к которому мы привыкли. Такова, например,новая концепция морали: быть нравственным -- это значит отдавать все своисилы и энергию делу строительства коммунизма. Свобода отнюдь неупраздняется, но так же понимается иначе и в определенном смысле напоминаетконцепцию, которая господствовала во Франции до XVIII века и выраженаМонтескье в "О духе законов" следующим образом: "Свобода состоит совсем не втом, чтобы... делать то, что хочется. В государстве, т. е. в обществе, гдеесть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы... делать то, чтодолжно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должнохотеть"2. Марксизм как научная теория, призванная объяснитьчеловеку, что он должен хотеть, создает тем самым условия для его подлиннойсвободы. Равным образом своеобразен и подход к праву, весьма отличающийся отконцепций, распространенных в Западной Европе. Роль социалистического правасостоит не столько в том, чтобы установить определенный порядок и принципырешения конфликтов, но прежде всего в том, чтобы служить орудиемпреобразования общества, его движения к коммунистическому идеалу. Открытопризнается, что право - это инструмент, используемый властями государства,которые в социалистических странах (в отличие от буржуазных), будучивооружены учением марксизма-ленинизма, знают цели, к которым нужно следоватьв соответствии с объективными закономерностями, определяющими развитиеобщества. У права те же цели, что и у политики. Экономический базис, который обусловливает советское право, а такжесвойственная этому праву воспитательная роль решительно отличают его отбуржуазного права, которое действует как бы вслепую, ибо оно не опирается натакую основу, как марксистско-ленинское знание. Именно в силу своей связи сэтим учением советское право "не такое, как другие", и его изучениепредполагает знание марксистско-ленинского учения, которое определяет егоцели, пути развития, толкование и применение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.005 с.)