Установки по отношению к эксперименту 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Установки по отношению к эксперименту



- Кооперативная

- Демонстрацию наилучших качеств

- Противодействующая

 

Орн: понятие «наводящий признак»

Наводящий признак – аспекты исследования, которые могут открыть испытуемому гипотезу, проверяемую в ходе исследования. Если признак становится слишком явным - испытуемые перестают вести себя естественно.

Пример: ожидание ударов током, стрессовой ситуации и т.п.

 

Кооперативная установка -стремление помочь экспериментатору

Пример1: проявление установки в исследовании.

Задание Результат
2000 листов бумаги с 224 заданиями на вычисления на каждом 5,5 часов работы без проявлений недовольства до прекращения по инициативе экспериментатора

 

Пример2: эксперимент на податливость групповому давлению (комформность)

Гипотеза – давление со стороны группы может заставить дать заведомо неправильный ответ.

Альтернативное объяснение:

«Должно быть, экспериментатор хочет посмотреть, можем ли мы влиять друг на друга. Не может быть, чтобы в действительности они так думали. Так, я могу пойти навстречу этим подсадным уткам и согласиться или настоять на своем. Я хочу хорошо выполнить это задание, чтобы можно было поскорее уйти отсюда. Кроме того, я уверен, что группа может заставить кого-то изменить свое мнение, поэтому мне стоить согласиться. Вдобавок, экспериментатор – славный человек и я не хочу портить ему эксперимент».

 

 

2. Установка на демонстрацию как можно лучшего результата - стремление показать себя с лучшей стороны.

 

Исследование: Нажатие на клавишу правым и левым указательными пальцами по сигналу.

ЭГ КГ
Инструкция (1 часть) «Нажимать на клавиши по сигналу как можно быстрее»
Инструкция (2 часть) «Обнаружено, что аспиранты в Йельском и Мичиганском университетах нажимают на клавиши с одинаковой скоростью» -
Различия между скоростью нажатия пальцами левой и правой руки незначительны Скорость нажатия пальцем ведущей руки выше

 

3. Установка на противодействие - стремление опровергнуть гипотезу экспериментатора (Эффект «Я вас надую»).

4. Установка на точное выполнение инструкции, не поддаваясь своим подозрениям и догадкам.

 

Кристиансен Л. Б.: стремление к позитивной саморепрезентации – установка, которая обобщает более частные установки (кооперативную и др.)

Все варианты поведения испытуемого в эксперименте можно объяснить актуализацией одного мотива — стремления к позитивной саморепрезентации, т. е. стремления выглядеть в собственных глазах как можно лучше.

Испытуемый строит "внутреннюю" модель экспериментальной ситуации на основе имеющихся сведений и наблюдений.

Конкретные формы проявления мотива зависят от «внутренней» картины эксперимента.

Мотив саморепрезентации контролировать крайне трудно, т.к. не определены ни условия, в которых он проявляется, ни направление его влияния на экспериментальные результаты.

 

"Идеальный испытуемый"

• послушный,

• сообразительный,

• стремящийся к сотрудничеству с экспериментатором,

• работоспособный,

• дружески настроенный,

• неагрессивный,

• лишенный негативизма.

 

Контроль влияния личности испытуемого и эффектов общения.

1. Метод " плацебо вслепую ", или " двойной слепой опыт ".

Контролирует эффекты Розенталя и Хотторна.

2. Метод обмана. ("когнитивного плацебо"). Экспериментатор придумывает ложные цель и гипотезу исследования, независимые (ортогональные) от основных.

3. Вариант метода обмана - простое сокрытие истинных целей и гипотезы эксперимента. С. Милграм исследованию подчинения авторитету агрессивного поведения

4. Метод " скрытого " эксперимента. Применяется в полевых исследованиях, при реализации так называемого "естественного" эксперимента.

5. Контроль восприятия испытуемым ситуации. применяется схема постэкспериментального интервью, которая позволяют отбраковать неудачные пробы или учесть эту информацию при интерпретации результатов эксперимента.

 

Тема 18. Методы исследования в психологии развития и педагогической психологии

Основные задачи психологии развития и педагогической психологии:

• Изучение возрастных различий и закономерностей (законов) психического развития

• Обоснование и разработка методов обучения и воспитания

ЛОНГИТЮДНЫЙ МЕТОД

Методы психологии развития

§ Сравнительно-возрастной (Поперечных срезов)

Межсубъектные исследования

§ Лонгитюдный (Продольных срезов)

Внутрисубъектные исследования

Метод поперечных срезов -сопоставление психологических показателей в одно и тоже время у людей разных возрастных групп.

 
 


Кривые развития – получаются на основе усредненных данных о характере изменений психологических особенностей с течением времени. При этом возможны искажения реальной картины изменений.

Эффект когорты – разновидность проблемы неэквивалентных групп.

Когорта – группа людей рожденных приблизительно в одно время

Различия между когортами:

- различия в возрасте (основная переменная)

- в условиях развития (экономические, социальные и проч.) (внешние переменные)

Когорта как переменная

Когорта – лица, рожденные в определенный (от месяца до 10 лет) общий промежуток времени (специфическая популяция). Характеристики (в т.ч. психологические) могут быть связаны с культурно-исторические условия (войны, кризисы, изменения в системе обучения и пр.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.009 с.)