Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию летописи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию летописи.



- Кто главный герой летописи? (князь Олег)

- Как вы понимаете слово «князь»? Кого называли на Руси князьями? (Если школьники не знают ответа на эти вопросы, нужно показать иллюстрации с изображением князя Олега и дать толкование слова «князь» из словаря).

-

-

- Какие события описываются в летописи? Кратко назовите их.

- Что вас особенно удивило (поразило) в описываемых событиях?

- Что означал щит, повешенный на вратах Царьграда?

Перечитывание текста летописи с предварительным заданием.

- Сейчас мы перечитаем летопись ещё раз. При этом вы должны быть очень внимательными. Обратите внимание на глаголы, которые очень часто встречаются в летописи, отметьте их аккуратно карандашом по ходу чтения. Также постарайтесь запомнить всё, что говорится о князе Олеге.

Выявление элементов художественности в тексте летописи.

- Что интересного заметили при перечитывании летописи?

- Вспомните характерные черты научно-познавательного текста. Найдите их в летописи (школьники должны обратить внимание на простое перечисление исторических фактов, а учитель обратит их внимание на короткие, как бы «рубленые» фразы, которые лаконично сообщают о свершившихся исторических фактах).

- Вспомните вопрос, на который вы не смогли ответить в начале урока? (Можно считать его с доски, если учитель его записал: можно ли назвать летопись художественным произведением).

- Назовите глаголы в том порядке, в котором они употребляются в тексте летописи. Выпишем их в столбик (один ученик записывает на доске, остальные в тетради). Как вы думаете, зачем в тексте летописи так много глаголов? Что летописец стремится передать с помощью потока глаголов? (Дети высказывают предположения).

- Правильно, ребята. Такое большое количество называемых глаголов передаёт стремительное движение русского войска. У нас уже возникает образ многочисленного мощного войска, готового потеснить противника и победить. Это первый элемент художественности, который мы обнаруживаем в тексте летописи.

- Можете ли вы сказать, прочитав летопись о том, каким полководцем был князь Олег? Что помогло вам составить о нём такое мнение? (Опять же глаголы, характеризующие действия Олега по отношению к своему войску: повелел, приказал, остановил).

- Действительно, в тексте нет ни слова о характере Олега, но мы живо представляем полководца по его поступкам: «повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли» (проявление гибкости, смекалки, военной хитрости), «приказал Олег … дать дани для русских городов» (забота о русских городах, князьях и людях). С одной стороны летописец описывает реальные действия воина, а с другой стороны наделяет его фантастической (вымышленной) мощью и силой, что также является чертой художественности летописного отрывка.

- Вот мы и нашли ещё один элемент художественности в летописном отрывка. Не имея перед глазами подробного описания князя Олега, мы живо представляем его действия, а следовательно, и сильный характер замечательного полководца.

- Но достаточно ли этих фактов, чтобы отнести летопись к художественным произведениям? (Конечно, нет, это только элементы художественности, а не художественное произведение).

- Правильно, ребята, летопись – это историческое произведение, в нём только появляются элементы художественного произведения.

- Подведём итоги: составьте рассказ о том, что такое летопись, кто создавал и записывал летописи, как это происходило, какие особенности летописи вы знаете.

Запуск проекта «Создание календаря исторических событий».

- Откройте с. 32 учебника, прочитайте, какие темы проектов авторы учебника предлагают вам на выбор. Подумайте, какой из проектов хотелось бы выполнить именно вам. Обоснуйте. (даём школьникам время для выбора).

- А теперь встаньте те, кто выбрал первую тему проекта. Объединитесь в группы.

- Встаньте те, кто выбрал вторую тему. Объединитесь в группы.

- Вспомните правила работы в группе и правила работы над проектом.

- Составьте в группах план работы над проектом (3-5 пунктов).

- Распределите, кто какое задание будет выполнять, обозначьте время выполнения своего задания, зафиксируйте форму отчёта. (Учитель заранее сообщает дату завершения проекта и, исходя из этого дети планируют свою работу).

- Заполните в группах проектные листы:

Тема проекта ______________________________________________________
Ф.И. ученика Задание Дата выполнения Форма выполнения Примечания к выполнению
Иванов Петя 1. выписывает из книги А. Ишимовой «Исторические рассказы для детей» о жизни славян 2. подбирает иллюстрации о подвигах князя Олега в Интернет. 3. составляет слайд-шоу 15 сентября Слайды к презентации  

 

Итоги урока. Рефлексия.

- Вспомните учебную задачу урока. Оцените ее достижение по шкале оценивания («+», «-», «?»).

Знаю, что такое летопись ___.

Знаю, кто создавал летописи ___.

Могу назвать три отличительных особенности летописи ____.

Домашнее задание.

1. Перечитать летопись, научиться безошибочно читать незнакомые слова.

2. Разработать индивидуальный план работы над проектом.

3. задание по желанию и возможностям учащихся: найти в Интернет ссылку на просмотр мультфильма «Детство Ратибора», выписать её в тетрадь или распечатать на отдельном листе, принести в класс. (если в классе нет возможности посмотреть мультфильм «Детство Ратибора», то можно попросить школьников посмотреть этот мультфильм дома вместе с родителями или братьями и сёстрами, устно составить рассказ о своих впечатлениях).

Урок № 3.

Главное на этом уроке – анализ текста летописи с целью ответа на вопрос «Почему Олега прозвали вещим?». Школьники находят в тексте летописи доказательства того, где и в каких случаях князь Олег смог предугадать события и выстроить стратегию победы над греками на основе предвидения. В ходе анализа школьники должны сделать вывод о том, что князь Олег действительно проявил незаурядные способности полководца, в том числе как замечательного стратега, умеющего предсказать ход военных событий, разгадать противника и пр. Также на уроке расширяются представления школьников о славянах, их быте и жизни (с опорой на рассказы А. Ишимовой), о воинском снаряжении, соответствующем той эпохе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.008 с.)