Религиозный синкретизм. Новые религиозные движения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозный синкретизм. Новые религиозные движения.



Время – 2 часа

ЦЕЛЬ: рассмотреть причины образования и особенности современных синкретических и нетрадиционных религиозных движений.

Основные вопросы к семинару:

1) Новые религиозные движения, причины возникновения

2) Признаки нетрадиционных культов и типология.

3) Сектантство. Понятие тоталитарной секты.

 

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

§ Феномен конкретного НРД на выбор студента

Рекомендуемая литература:

Баркер А. Новые религиозные движения: практическое введение. СПб., 1997.

Локальные и синкретические культы. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.

Религиозные организации России. М.,1994.

Религия народов современной России: Словарь. М.,1999.

Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии: Учебное пособие для вузов. М., 1996.

 

3.2. Методические указания студентам

по подготовке к семинарским занятиям

Семинарские занятия – важное звено учебного процесса. Их главными целями являются:

1. Закрепление и углубление знаний, полученных слушателем на лекциях и в ходе самостоятельной работы.

2. Приобретение навыков публичных выступлений и дискуссий: умения правильно отобрать и обработать материал; логично, аргументировано и грамотно его изложить, отстоять свою позицию.

3. Контроль преподавателя за правильностью усвоения положений предмета.

Подготовка к семинарам ведется по планам занятий, включающим выносимые на обсуждение вопросы, тематику сообщений, докладов и рефератов, а также список рекомендованной к изучению дополнительной литературы. Необходимо обратить внимание и на список литературы, как основной, так и дополнительной, предложенный в Рабочей программе учебной дисциплины.

Целесообразно начинать готовиться к теме с просмотра конспекта лекции, выделяя то новое и принципиально важное, на что обращал внимание лектор. Затем необходимо изучить соответствующий раздел учебника, и лишь после этого приступать к чтению научной литературы. Весьма полезно по многим темам обращаться к текстам законов и других нормативных актов, проверяя и подкрепляя практикой истинность полученных теоретических знаний.

Всю накопленную по теме информацию желательно систематизировать, составив устно или письменно план-конспект ответа по каждому из вопросов.

Выступление на семинаре должно быть сжатым и четким, не превращаться в читку конспекта лекции. После основного выступления по вопросу возможны дополнения, поправки, творческая дискуссия. Критические выступления должны быть корректны, доброжелательны и не переходить на личности.

В конце семинарского занятия преподаватель подводит итоги выступлений и дискуссии, анализирует допущенные ошибки и неточности, оценивает подготовку группы в целом и отдельных выступающих, дает задания на следующий семинар.

Полученные в ходе занятия «неудовлетворительные» оценки, а также пропуски подлежат обязательной отработке на консультациях.

Семинар помогает студенту обеспечить углубленное изучение наиболее сложных разделов учебного курса. В ходе семинарских занятий достигается цель: закрепить знания, полученные студентами на лекциях, а также в ходе самостоятельного изучения рекомендованных литературы и источников.

Главная задача семинарских занятий – научиться творчески мыслить, аргументированно выступать в обоснование своей позиции, сформировавшейся в ходе самостоятельной подготовки к семинарскому занятию.

В ходе подготовки к семинарскому занятию студенту рекомендуется:

- уяснить смысл плана семинара, существо поставленных вопросов;

- ознакомиться с конспектом лекций и соответствующими главами учебников и учебных пособий, заявленных в плане семинарского занятия;

- изучить источники и научные публикации по теме, в том числе и публикации преподавателей, работающих в вузе;

- в случае необходимости – законспектировать наиболее важные положения из изученных материалов в специально подготовленную для этого тетрадь.

Возможно использование и ресурсов Итеренета, но не в качестве единственного источника, с обязательным указанием сайта.

Выступление студента на семинаре должно быть кратким и четким, по существу обсуждаемой проблемы, самостоятельным и свободным.

К цитатам из рекомендованных источников необходимо обращаться в случаях, если это требуется как аргумент для подтверждения высказываемой позиции. При этом необходимо, как минимум, называть автора цитируемого источника. После основного выступления по вопросу приветствуются дополнения, поправки к содержанию прозвучавшего выступления, приветствуется продуктивная дискуссия.

Доклады (сообщения) к семинарам не должны превышать объёма 10 -минутной речи. В обязательном порядке они должны содержать осмысление студентом поставленной проблемы. Желательно самостоятельное видение вопроса, а не переписывание рекомендованных книг. Каждый доклад обязательно должен содержать логически непротиворечивую систему аргументации и вывод, сделанный на её основе.

Чаще всего студентами используется такая форма подготовки к выступлению как реферат. Реферат (от латинского — referre докладывать, сообщать) представляет собой краткую запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках. Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Для этого надо иметь свое собственное твердое мнение на определенную тему, то есть хорошо знать материал.

При подготовке и защите реферата особенно важно определить четкое назначение работы, установить задания самому себе. Излагаемое должно быть полностью осознано составителем. В случае, если неясные места все же остаются, их преднамеренно выносят на обсуждение. Реферат, таким образом, становится плодом коллективного творчества, поскольку его идеи формулируются не только автором, но и аудиторией. Подчеркнем, что реферат пишут для себя, чтобы с его помощью осмыслить и передать идеи, мысли, обобщения другим, совместно их обсудить. Реферат может стать вспомогательным материалом для устного выступления с элементами импровизации.

Посещение семинарских занятий и активное участие в них обязательно. Студенты, не явившиеся на семинар, обязаны пройти индивидуальное собеседование по пропущенной теме.

Студенты, не выполнившие либо выполнившие неудовлетворительно отдельные задания, предусмотренные для семинарских занятий, а также пропустившие и своевременно не отработавшие пропущенные занятия, обязаны отработать свои задолженности в дни, установленные кафедрой.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов является важнейшим видом освоения ими содержания дисциплины, подготовки к семинарским занятиям и к экзамену. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины, при котором необходимую помощь призвано оказать настоящее пособие. Приступая к самостоятельному изучению темы, внимательно ознакомьтесь с ее описанием в УМК (см. Рабочую программу: «Содержание тем дисциплины»). Специфика предмета и специальности, которую получают студенты, не предполагают глубокой исследовательской и источниковедческой работы, но сводят самостоятельную работу студента к чтению специальной религиоведческой литературы, как научной, так и научно-популярной. Кроме этого, интересующемуся студенту доступны хрестоматии. Поиск литературы по интересующему вопросу можно начинать с этого учебно-методического комплекса. Здесь содержаться списки основной и дополнительной литературы по курсу, имеющейся в библиотеке ВУЗа. Также стоит обратить внимание на списки книг, рекомендованных для подготовки к семинару.

Возможно использование ресурсов Интернет. Здесь необходимо быть осторожным и критически относиться к предоставляемым материалам, неопытному пользователю трудно отличить мистификацию или сознательное искажение от информации достоверной. Зачастую новые религиозные движения предлагают свое изложение догматики христианства, буддизма, ислама и т.п. как единственно верное, и студенту самостоятельно очень сложно отличить, где именно искажено классическое вероучение, если параллельно не обращаться к учебной и научной литературе. Ниже приведены ссылки на сайты академического характера.

Следует отметить, что значение самостоятельной работы по изучению дисциплины очевидно. Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся - как начинающему, так и имеющему определенный опыт.

 

4.1. Методика подготовки и сдачи экзамена

Экзамен – конечная форма изучения предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса. Цель экзамена сводится к тому, чтобы завершить курс изучения данной дисциплины, проверить сложившуюся у студента систему знаний и оценить степень ее усвоения. Тем самым экзамен содействует решению главной задачи учебного процесса – подготовке высококвалифицированных специалистов.

Основными функциями экзамена являются:

· обучающая;

· оценивающая;

· воспитательная.

Обучающее значение экзамена проявляется, прежде всего, в том, что студент обращается к пройденному материалу, сосредоточенному в конспектах лекций, учебниках и других источниках информации.

Повторяя, обобщая, закрепляя и дополняя полученные знания, поднимает их на качественно-новый уровень – уровень системы совокупных данных, что позволяет ему понять логику всего предмета в целом. Новые знания студент получает в ходе самостоятельного изучения того, что не было изложено в лекциях и на семинарских занятиях.

Оценивающая функция экзамена состоит в том, что он подводит итоги не только конкретным знаниям студентов, но и в определенной мере всей системе учебной работы по курсу.

Если экзамен проводится объективно, доброжелательно, с уважительным отношением к личности и мнению студента, то он имеет и большое воспитательное значение. В этом случае экзамены стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, собственного достоинства, уважения к науке и преподаванию.

Экзамен как особая форма учебного процесса имеет свои особенности, специфические черты и некоторые аспекты, которые необходимо студенту знать и учитывать в своей работе. Это, прежде всего:

- что и как запоминать при подготовке к экзамену;

- по каким источникам и как готовиться;

- на чем сосредоточить основное внимание;

- каким образом в максимальной степени использовать программу курса;

- что и как записать, а что выучить дословно и т.п.

Прежде всего, у студентов возникает вопрос – нужно ли заучивать учебный материал? Однозначного ответа здесь нет. Можно сказать и да, и нет. Все зависит от того, что именно заучивать. Запомнить, прежде всего, необходимо определение понятий и их основные положения. Именно в них указываются признаки, отражающие сущность данного явления и позволяющие отличить данное понятие и явление от других.

В то же время на экзамене, как правило, проверяется не столько уровень запоминания студентом учебного материала, сколько то, как он понимает те или иные научные понятия, категории, систематизирует аргументы и факты, как умеет мыслить, аргументировано отстаивать определенную позицию, объясняет и пересказывает заученную информацию.

При подготовке к экзамену следует запоминать и заучивать информацию с расчетом на помощь определенных подсобных учебно-методических средств и пособий, учебной программы курса. Правильно используя программу при подготовке к ответу (она должна быть на столе у каждого), студент получает информационный минимум для своего выступления.

Программу курса необходимо максимально использовать как в ходе подготовки, так и на самом экзамене. Ведь она включает в себя разделы, темы и основные проблемы, в рамках которых и формируются вопросы для экзамена.

Заранее просмотрев программу, можно лучше сориентироваться, чем она поможет на экзамене, в какой последовательности лучше учить ответы на вопросы. Найдя свой вопрос в программе, студент учитывает то, где он расположен и как сформулирован, как он соотносится и связан с другими вопросами, что позволяет ему мобилизовать все свои знания этой проблемы и гораздо увереннее и грамотнее построить свой ответ.

Такой подход не только позволяет облегчить, разгрузить сам процесс запоминания, но и содействует развитию гибкости мышления, сообразительности, ассоциативности, творческому отношению к изучению конкретного учебного материала.

Кроме этого, необходимо применять для запоминания материала и метод использования ассоциаций, то есть ту связь, которая образуется при определенных условиях между двумя или более понятиями, представлениями, определениями и т.д. Это такой психологический процесс, в результате которого одни понятия или представления вызывают появление в уме других. Чем с большим количеством фактов мы ассоциируем данный факт, тем более прочно он задержан нашей памятью.

Оптимальным для подготовки к экзамену является вариант, когда студент начинает подготовку к нему с первых занятий по данному курсу. Такие возможности ему создаются преподавателем. Однако далеко не все студенты эти возможности используют. Большинство из них выбирают метод атаки, штурма, когда факты закрепляются в памяти в течение немногих дней или даже часов для того, чтобы сдать.

В этом случае факты не могут образовать в уме прочные ассоциации с другими понятиями и поэтому такие знания, как правило, менее прочные и надежные, более бессистемные и формальные. Материал же, набираемый памятью постепенно, связанный с ассоциациями, с другими событиями, неоднократно подвергаемый обсуждению, имеет иной, более высокий качественный уровень, сохраняется в памяти длительное время и может быть востребован в любой обстановке.

При подготовке к экзамену по наиболее сложным вопросам, ключевым проблемам и важнейшим понятиям необходимо сделать краткие письменные записи в виде тезисов, планов, определений. Запись включает дополнительные моторные ресурсы памяти.

Особое внимание следует уделять конспектам лекций, ибо они обладают рядом преимуществ по сравнению с печатной продукцией. Как правило, они более детальные, иллюстрированные, что позволяет оценивать современную ситуацию, отражать самую свежую научную и оперативную информацию, отвечать на вопросы, интересующие аудиторию в данный момент, тогда как при написании и опубликовании печатной продукции проходит определенное время и материал быстро устаревает.

В то же время подготовка по одним конспектам лекций недостаточна, необходимо использовать и иную учебную литературу. Дать однозначную рекомендацию, по каким учебникам лучше готовиться к экзамену нельзя, потому что идеальных учебников не бывает.

Они пишутся представителями различных научных школ и направлений, по-разному освещают, интерпретируют социальные процессы в обществе, в каждом из них есть плюсы и минусы, сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки, одни проблемы раскрываются более глубоко и основательно, другие поверхностно или вообще не раскрываются. Поэтому для сравнения учебной информации и раскрытия всего многообразия данного явления желательно использовать два и более учебных пособия.

Готовясь к ответу по конкретному вопросу, необходимо исходить из принципа плюрализма. Это значит, что студент вправе выбирать любую точку зрения, даже если она не совпадает с мнением преподавателя, но с условием ее достаточно основательной аргументации.

Среди основных критериев оценки ответа студента можно выделить следующие:

· правильность ответа на вопрос, то есть верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов;

· полнота и одновременно лаконичность ответа;

· новизна учебной информации, степень использования последних научных достижений и нормативных источников;

· умение связать теорию с практикой и творчески применить знания к оценке сложившейся ситуации;

· логика и аргументированность изложения;

· грамотное комментирование, приведение примеров и аналогий;

· культура речи.

Все это позволяет преподавателю оценивать как знания, так и форму изложения материала.

В заключение следует отметить, что значение самостоятельной работы по изучению своей профессии очевидно. Постоянный поиск форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся — начинающему, и имеющему определенный опыт.

В настоящее время происходит осознание того, что решение многих проблем социально-экономического развития зависит от состояния культуры, от возможности налаживания культурного диалога между представителями разных народов. Знание и уважение культурных традиций и ценностей других народов - основное условие гармоничного развития современного мира. В этой работе немалую роль призвана сыграть такая дисциплина гуманитарного цикла как «Религиоведение», призванная сформировать у студентов представление о роли и значении религии в духовной культуре человечества. Учебный курс «Религиоведение» сегодня обретает особую актуальность в силу обострения этнических и религиозных конфликтов, с одной стороны, и характерного для мировой культуры возрождения интереса к религии - с другой. Исходя из этого, данный курс призван помочь студентам осознать свои культурные традиции, понять культуру других народов.

 

 

4.2. Вопросы для самопроверки студентов по разделам дисциплины

 

Раздел № I:

1. Назовите время и предпосылки возникновения религиоведения как самостоятельной науки.

2. Каково происхождение термина «религия»?

3. Каковы особенности религиозного сознания?

4. В чем состоит методологическая проблема определения понятия "религия"?

5. Основные подходы к решению проблемы происхождения религий.

6. В чем состоит специфика религиозной веры?

7. Назовите типы и основные характеристики религиозных организаций.

8. Назовите основные типы религий.

9. Каковы основные черты мифологического сознания?

10. В чем заключаются особенности тотемизма как ранней формы религии?

 

Раздел № II:

1. Какое место занимал человек и бог в религиях Древнего мира?

2. Какие религиозные традиции стали общим истоком для индуизма и буддизма?

3. В чем состоит особенность представления о душе и ее посмертном существовании в буддизме?

4. Какое учение выступает краеугольным камнем конфуцианства?

5. Что представляет собой учение о Дао?

6. Кто такие «ками» в синтоизме?

7. Какова структура ТаНаХа?

8. Назовите предпосылки возникновения и распространения христианства.

9. Какие литературные памятники входят в состав Нового Завета?

10. Что значит «автокефальная церковь»?

11. Что такое «таинства» в христианстве?

12. Каковы особенности церковной организации католицизма?

13. Какие два таинства сохраняются большинством направлений протестантизма? Почему?

14. Назовите «пять столпов» ислама.

15. Что такое шариат?

 

 

Раздел № III:

1. Дайте определение «секуляризации», назовите породившие ее причины и проявления.

2. Что понимается под термином «новые религиозные движения» НРД?

3. Какие религиозные объединения называют неоориенталистскими?

4. Что такое религиозный синкретизм?

5. Когда и почему возникло экуменическое движение?

6. Что означает принцип свободы совести?

 

 

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

 

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль проводится в ходе семинарских занятий в форме устного опроса, докладов, сообщений.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме выборочного тестирования по темам 1-4, 5-8, 9-12,13-15. Ниже приводится вариант теста с ключом для самопроверки студентов.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводиться в форме экзамена. Экзамен устный, по вопросам из нижеприводимого списка

 

5.1. Контрольные вопросы для экзамена

1. Религиоведение как наука, ее предмет и структура.

2. Понятие религии. Религия как социальное явление, ее функции и роль в обществе.

3. Элементы и структура религии. Особенности религиозной веры и религиозного сознания.

4. Структура религии. Религиозные организации и их типы.

5. Общая характеристика исторических форм религии: первобытные верования, народностно-национальные, мировые религии. Политеизм, монотеизм.

6. Архаические религиозные верования: анимизм, аниматизм, тотемизм, фетишизм, магия.

7. Индуизм как национальная религиозная система. Идейные источники, вероучение, культ и значение в жизни современной Индии.

8. Возникновение буддизма. Сущность буддийского вероучения.

9. История и эволюция буддизма, основные направления.

10. Иудаизм как национальная религиозная система: история, вероучение, культ, организация.

11. Общественно-исторические условия и идейные предпосылки возникновения христианства. Происхождение и основные этапы истории христианства.

12. Библия как Священное Писание христиан и культурно-исторический памятник человечества: история, структура, основные темы.

13. Основные догматы христианства. Никео-царьградский «символ веры».

14. Великий раскол в христианстве. Общая характеристика исторических условий и причин разделения церквей.

15. Католицизм. Догматические, обрядовые и канонические отличия католицизма от православия.

16. Основные отличия в организации Римской католической и Русской Православной церквей.

17. Русское православие: вероучение и культ.

18. Реформация. Особенности протестантского вероучения, культа и церковной организации.

19. Ислам как религиозная система. Особенности вероучения и культа.

20. Ислам в современном мире. Религиозный экстремизм и фундаментализм

21. Новые религиозные движения, причины их появления

22. История отношений церкви и государства в России.

23. Конфуцианство как национальная религия Китая.

24. Даосизм как национальная религия Китая.

25. Синтоизм. Религиозный синкретизм в Японии.

26. Содержание принципов свободы вероисповеданий, свободы совести и отделения церкви от государства в действующем законодательстве РФ.

27. Понятие секуляризации. Процесс секуляризации в современном мире.

28. Сущность понятий "веротерпимость", "свобода вероисповеданий", "свобода совести".

 

6.2.Тестовые задания для самопроверки студентов (с ключом) *

Тест составлен как итоговый, вопросы охватывают почти все темы курса. Необходимо внимательно прочитать вопрос, прежде чем приступать к ответу. Вариант правильного ответа только один.

Тест считается выполненным на "отлично" при количестве правильных ответов 17– 18 включительно. Отметку "хорошо" рекомендуется ставить при количестве правильных ответов от 13 до 16. удовлетворительно в случае, если студент правильно ответил на 10 - 12 вопросов. Если количество правильных ответов менее 10, то тест не пройден.

 

Вопрос Варианты ответов
1.К основным разделам религиоведения не относится   a)философия b)теология c)социология d)история e)психология  
2.Какая из религий не является мировой?   a)буддизм b)ислам c)католицизм d)христианство  
3.Какой из элементов религиозного комплекса не обязательно присутствует во всех без исключений религиях?   a)Религиозная психология b)Религиозные организации c)Религиозный культ d)Религиозное сознание  
4.Тотемизм, табу, магия, фетишизм характеризуют верования и обряды первобытного человека и …   a)существовали только в первобытном обществе b)различные формы их проявлений мо­жно четко обнаружить во всех последующих религиозных системах, в том числе и в современных религиях c)в современном мире существуют, но только в виде суеверий и других пережитков прошлого в сознании людей.  
5.Каждый бог выступал как олицетворение определенного явления, присущего природе, обществу или человеческой психике в ….   a)политеизме b)полидемонизме c)шаманизме d)аниматизме  
6.Религия, в которой отрицается существование вечной души   a)индуизм b)буддизм c)иудаизм d)бахаизм  
7.Какая из национальных религий оказала наибольшее влияние на формирование христианства?   a)египетский культ Озириса b)древнеримская религия c)митраизм d)иудаизм  
8.Каким временем приблизительно датируется самая древняя часть Ветхого Завета?   a)I в. до н. э. b)V в. до н. э. c)ХII в. до н. э. d)I в. н. э.  
9.Какой из следующих обрядов не относится к таинствам христианства?   a)литургия b)покаяние c)елеосвящение d)священство  
10.Какой из догматов не признается в православии:   a)о боговоплощении b)о непорочном зачатии Девы Марии c)об искуплении d)о почитании святых  
11.Почитание икон и креста в христианстве было утверждено   a)на VII Вселенском соборе в 787г. b)на I Вселенском соборе в 325г. c)на IV Вселенском соборе в 451г. d)на VI Вселенском соборе в 681г.  
12.В какой религии грех это скорее болезнь, скорее рана, нанесенная человеком своей душе, чем вина и проступок   a)в буддизме b)в исламе c)в православии d)в католицизме  
13.Священное Предание не признается средоточием божественного откровения   a)православной церковью b)католической церковью c)исламом d)протестантскими церквями  
14.Институт церкви не существует в …   a)православии b)католицизме c)протестантизме d)христианстве вообще  
15.Нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства представляет собой   a)христианство b)новые религиозные движения c)протестантизм d)ислам  
16.Про­цесс освобождения различных сфер об­щества, общественного, группового и индивидуального сознания, деятельнос­ти и поведения людей, социальных отношений и институтов от влияния религии – это…   a)секуляризация b)экуменизм c)униатство d)эмансипация  
17.Выберите наиболее адекватное определение атеизма:   a)Атеизм – отрицание веры в бога b)Атеизм – критика религиозных обрядов c)Атеизм – отрицание веры в сверхъестественное и объяснение существования и развития материального мира из него самого d)Атеизм – доказательство земного происхождения всех существующих религий  
18.«Свобода совести» – это…   a)право свободного выбора любой религии b)право свободно выбирать, исповедовать и распространять атеистические убеждения c)право свободно определять отношение к религии или атеизму.  

Ключ к тестовым заданиям для самопроверки:

№ вопроса Ответ № вопроса Ответ
1. b 10. b
2. d 11. a
3. b 12. c
4. b 13. d
5. a 14. c
6. b 15. d
7. d 16. a
8. c 17. c
9. a 18. c

 

Словарь терминов

АВГУРЫ – римские жрецы, которые улавливали “поданные богами” знаки и толковали их.

АВТОКЕФАЛИЯ - (от греч. autos –сам”, kephale – “ голова”) самоуправление, административная независимость православных Церквей.

АГИОГРАФИЯ (жития святых) – раздел церковной литературы, касающийся жизни и деяний святых.

АГИОГРАФЫ (Писания) – часть священной литературы иудаизма и христианства, которая включает в себя Псалмы, Притчи, книгу Иова, Песнь песней, книгу Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст, книги Есфирь, Даниила, Ездры, Неемии, I и II книги Хроник (в синодальном издании Библии I и II книги Хроник называются I и II Паралипоменон).

АЛЛАХ – единый и неделимый Бог в исламе, Творец всего сущего и управитель мира. Вера в Аллаха – основной догмат мусульманской религии.

АНАФЕМА (греч. “ проклятие ”) - в христианстве церковное проклятие, отлучение от Церкви, считающееся высшей карой. Установлена со времени Халкидонского Вселенского Собора (451 г.). Использовалась как в религиозных, так и в политических целях.

АНГЕЛ (др.-греч. “ вестник, посланец ”) - сверхъестественное разумное существо, выражающее волю Бога и обладающее нечеловеческими умениями и возможностями.

АНИМИЗМ – одна из ранних форм религии, вера в души и духов.

АНТРОПОМОРФИЗМ – 1) перенесение на животных, предметы и явления природы человеческих качеств и свойств; 2) представления о богах как подобиях человека.

АПОСТОЛ (греч. “ посланник ”). В Библии этим словом называются те, кто от Бога получает повеления для сообщения людям.

АСКЕЗА – отказ от жизненных благ и удовольствий, посвящение всей своей жизни служению Богу.

АТЕИЗМ (от греч. “ безбожный, нечестивый ”) есть отрицание существования личного Бога.

АХИМСА – непричинение боли и зла живым существам. Это требование характерно для индуизма, буддизма и особенно джайнизма.

БИБЛИЯ – греческое название книг Ветхого и Нового Заветов, составляющих Священное Писание христианства.

БУДДА («Просветленный») – основатель буддизма, первоначальное имя которого Сиддхартха Гаутама.

БУДДИЗМ – мировая религия, зародившаяся в середине I тыс. до н.э. на севере Индии и получившая распространение во многих странах Азии. В основе этой религии лежит проповедь Будды-Шакьямуни. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность.

ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ, ведизм - религиозные верования и обрядность населения Древней Индии, получившие письменное закрепление в Ведах. На основе ведической религии в дальнейшем сформировались брахманизм и индуизм.

ВЕДЫ – древнейший памятник индийской религиозной литературы, складывавшийся на протяжении многих веков (конец II – нач. I тыс. до н.э.). Состоят из четырех сборников: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ – христианское название священных книг иудаизма, включенных в Библию. Состоит из 39 книг, которые признаются христианами каноническими.

ГАНДЖУР (переводы сказанного Буддой Шакьямуни) – собрание канонических буддийских текстов в 108 томах переведенных с санскрита на тибетский язык.

ГЛОССОЛАЛИЯ – говорение на иноязыках, которое, согласно Новому Завету, достигается путем сошествия на человека Святого Духа.

ГНОСТИЦИЗМ – направление религиозно-философской мысли поздней античности и средневековья, для которого характерны “мистический рационализм”, дуализм доброго и злого начал, неприятия Ветхого Завета и искупительной миссии Христа. Было представлено различными группами, сектами и церквями.

ДАНДЖУР – собрание текстов на тибетском языке, поясняющих проповеди Будды Шакьямуни; состоит из 225 томов.

ДАО – одно из центральных понятий в истории китайской мысли, означающее путь, метод, образ жизни, всеобщий закон, абсолют и т.п. Наиболее полно разработано в рамках даосизма.

ДАО-ДЭ ЦЗИН (каноническая книга о Дао и Дэ) – основополагающий трактат философии даосизма, автором которого считается Лао-цзы.

ДЕИЗМ – религиозно-философское учение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение событий.

ДЕКАЛОГ – нормы поведения древних евреев, которые, согласно Ветхому Завету, были начертаны Богом Яхве на двух каменных плитах (скрижалях завета) и переданы Моисею на горе Синай.

ДЗЭН (Чань) – одна из наиболее влиятельный буддийских школ, возникшая в начале VI в. в Китае.

ДХАРМА – одно из важнейших понятий индийской религиозно-философской традиции, имеющее много значений: доктрина, религия, добродетель, моральное качество, долг, справедливость, закон, норма, идеал, истина и т.п. В буддизме термином дхарма обозначаются главным образом: 1) учение Будды; 2) мельчайшие неделимые духовные частицы, лежащие в основе всего сущего.

ЕВХАРИСТИЯ (причащение) – одно из 7 христианских таинств, совершая которое верующие под видом хлеба и вина вкушают тело и кровь Господни и тем самым мистически соединяются с Иисусом Христом.

ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ – совокупность наиболее общих и отвлеченных религиозных представлений, выводимых из человеческой природы и не нуждающихся в авторитете Священного Писания и Священного Предания. Наибольшее распространение идея естественной религии получила в Европе в XVII-XVIII вв.

ИДОЛОПОКЛОНСТВО – термин, обозначающий верования и культовые действия приверженцев политеистических религий, объектами поклонения в которых являются материальные предметы (идолы), изображающие или “вмещающие” в себя богов.

ИЕГОВА – см. Яхве.

ИИСУС ХРИСТОС – основатель христианства, живший и проповедовавший свое учение в I в. в Палестине. Христианские церкви, кроме монофизитских, почитают его как богочеловека, вместившего в единстве своей личности всю полноту божественной природы и всю конкретность конечного человеческого существа. Земная жизнь Иисуса Христа и суть его учения изложены в Новом Завете.

ИНИЦИАЦИИ – посвятительные обряды у первобытных людей, цель которых передать общеплеменные ценности и нормы жизни поколению, достигшему социального совершеннолетия.

ИСЛАМ (мусульманство, магометанство) – мировая религия, возникшая в первой половине VII в. на Аравийском полуострове и получившая распространение во многих странах Азии, Африки и Европы. Главный догмат ислама провозглашает существование единого и неделимого Бога – Аллаха, который передал свое слово пророку Мухаммаду через архангела Джебраила. Это “божественное слово” зафиксировано в священной книге мусульман Коране, которая является основой вероучения, культовой практики и образа жизни мусульман.

ИУДАИЗМ (мозаизм) – национально-государственная религия евреев, возникшая во II тыс. до н.э. Ее особенностями являются подчеркнутый монотеизм, идея “богоизбранности” народа Израиля и мессианизм. Иудаизм сыграл огромную роль в истории религий. Его положения вошли составной и весьма существенной частью в вероучения христианства и ислама – двух крупнейших религий современности.

КАТОЛИЦИЗМ – одно из основных направлений в христианстве, противопоставившее себя православию после разделения церквей в 1054 г. Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых нашла отражение специфика социокультурного развития Западной Европы.

К



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.098 с.)