Влияние внешней торговли на потребителей, производителей и интересы страны в целом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние внешней торговли на потребителей, производителей и интересы страны в целом.



Аппарат кривых спроса-предложения позволяет отдельно рассмотреть воздействие либерализации торговли на производителей товаров, потребителей и благосостояние страны в целом. Эта постановка вопроса интересна тем, что позволяет не только решить, выгодна ли для страны специализация и внешняя торговля, но и найти незаинтересованные во внешней торговле стороны, в интересах которых проводится протекционистская защита. С помощью данного анализа можно также соотнести выигрыши и проигрыши от внешней торговли и определить ее общее влияние на национальную экономику.

Проанализируем результаты внешней торговли по отношению к потребителям, производителя и стране в целом на примере страны-импортера и страны-экспортера какого-либо товара. Предположим, что Россия импортирует сукно, а остальной мир его экспортирует.

Рассмотрим, как установится общее равновесие в условиях самообеспечения и мировой торговли (рис.3.1.).

В отсутствии внешней торговли в стране П и стране О равновесие спроса и предложения на рынках сукна устанавливалось при различных ценах. В стране П при цене равновесия 4 производилось 23 единицы сукна, а в стране О – при цене равновесия 3 производилось 17 единиц сукна. После установления торговых отношений цены установятся где-то между 3 и 4. С помощью графика мирового спроса на сукно (избыточного спроса страны П) и мирового предложения сукна (избыточного предложения страны О) можно точно определить окончательную мировую цену на сукно – 3,6. Таким образом, цена равновесия в условиях мировой торговли – 3,6, количество сукна, реализуемого на мировом рынке (т.е. в процессе международной торговли) – 1,8.

 

 

 

 


Влияние внешней торговли на страну-импортера.

Как известно, кривая спроса, если взглянуть на нее с точки зрения поведения потребителей, является кривой частной предельной выгоды: на вертикальной оси нанесены размеры предельной выгоды от добавочной единицы сукна, а на горизонтальной оси – объемы его закупок. Поэтому площадь под кривой спроса до линии цены измеряет, как расценивают потребители саму возможность приобретения сукна. Это – излишек потребителя. Повышение цены означает потерю части выгод, связанных с приобретением сукна (излишек потребителя уменьшается), снижение цены – увеличение выгод (излишек потребителя увеличивается).

При отсутствии внешней торговли, когда потребители ежегодно приобретали 23 единицы сукна по 4 ден.ед. за каждую единицу, излишек потребителя был равен площади с (рис.3.1.). Установление торговых отношений позволило увеличить излишек потребителя. При цене 3,6 ден.ед. он равен площадям (а+б+в+с). чистый выигрыш от торговли для потребителей составил площадь (а+б+в).

О том, как производители оценивают возможность производства и реализации продукта, судят по излишку производителя, т.е. его прибыли. В отсутствии внешней торговли выгоды производителей оцениваются следующим образом:

Общие издержки производителя это площадь области под кривой предложения между точками 0 и 23.

Общая выручка производителя это общее количество проданного сукна умноженное на цену единицы сукна (23 х 4 =92)

Излишек потребителя это (общая выручка – издержки), т.е. площадь а + к.

В результате международной торговли происходит сокращение доходности национального производства сукна. В результате начинается отток ресурсов в производства пшеницы, а производство сукна сокращается. При цене 3,6 сукна производится меньше при меньших издержках, чем при цене 4. Излишек производителя сокращается до размеров площади к. Таким образом, в результате внешней торговли национальные производители потеряли область а.

Благосостояние страны в целом. В результате внешней торговли потребители выигрывают области а+б+в, а производители теряют область а. Как оценить чистый выигрыш страны? Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, какие критерии будут положены в основы оценок. Одно из оценочных суждений в качестве критерия использует «равноценность денег», когда к каждому рублю выигрыша относятся так же, как к рублю проигрыша, вне зависимость от того, чьи они. Исходя из этого критерия, страна от внешней торговли будет иметь чистый выигрыш, т.к. выигрыш потребителя больше проигрыша производителя. Поэтому благосостояние страны в целом увеличится, несмотря на проигрыш производителей. Увеличение благосостояния составит: (а + б+ в) – а = б + в. Это площадь двух треугольников. Чтобы ее подсчитать, необходимо:

(Импорт х разница цен) / 2 = (1,8 х 0,4) / 2 = 0,36 (1)

В то же время могут существовать и другие оценочные суждения. Вполне вероятно, что страна оценивает убытки производителей сукна значительно выше, чем выигрыш потребителей сукна (например, производители – малоквалифицированные рабочие, имеющие низкий уровень жизни; лишаясь работы, т.к. суконное производство сокращается, они теряют последний источник существования; а потребители относятся к слоям населения с высоким уровнем дохода). Но даже в этом случае количественные оценки воздействия внешней торговли с помощью кривых спроса и предложения будет полезными.

На рисунке 3.1. (в) показаны результаты влияния внешней торговли на страну-экспортера (в нашем примере –страна О). Они являются зеркально противоположными по сравнению со страной-импортером по отношению к производителям и потребителям, т.к. в данном случае происходит повышение цен на экспортируемый товар на внутреннем рынке (с 3 ден.ед. до 3,6 ден.ед.). Поэтому выигрыш будет у производителя (площади а+б+в), проиграют потребители (их потери – площадь а). Страна же в целом от внешней торговли выиграет, т.к.

(а+б+в) – а = б+в

Выигрыш страны можно определить количественно:

(экспорт х разница цен) / 2 = (1,8 х 0,6) / 2 = 0,54 (2)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.007 с.)