Н. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».



 

Проблема ответственности за свои дела. Необдуманные поступки.

Тезисы

- Человек всегда должен оставаться человеком.

Цитаты

Литературные аргументы

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа – образ Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек», прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность. Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.

Л. Петрушевская «Матушка-капуста». Сказка-предупреждение об ответственности за необдуманные поступки, о долгом и мучительном искуплении греха детоубийства во чреве матери. Через сколько испытаний пришлось пройти героине, чтобы искупить свою вину!

Л. Петрушевская «Глюк».

 

Проблема патриархального деревенского уклада жизни. Проблема прелести, красоты нравственно-здоровой деревенской жизни.

Тезисы

Цитаты

- «Гой ты, Русь моя родная

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

(С. Есенин).

- «Выдумали, что в деревне тоска… да я бы умер от тоски, если бы хотя один день провёл в городе так, как проводят они! Хозяину нет времени скучать. В жизни его нет пустоты — всё полнота» (Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)

Литературные аргументы

В рассказе И. Бунина «Антоновские яблоки» ярко и красочно представлен образ деревни, которая ассоциируется с «ранним, свежим, тихим утром». Мысли автора обращены к прошлому, в котором остался «большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад» с «кленовыми аллеями», где можно насладиться «тонким ароматом опавшей листвы и запахом антоновских яблок, запахом меда и осенней свежести…»

В рассказе И. Бунина антоновские яблоки – символ богатства («Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась»), символ счастья («Ядрёная антоновка – к весёлому году), символ всей России с её «золотыми, подсохшими и поредевшими садами», «кленовыми аллеями», с «запахом дёгтя в свежем воздухе» и с твёрдым сознанием того, «как хорошо жить на свете».

Н.А. Некрасов в стихотворениях и поэмах обращал внимание читателя не только на нищету крестьянских изб, но и на то, как дружны крестьянские семьи, как гостеприимны русские женщины.

О самобытности хуторского уклада много сказано в романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон».

В повести Распутина «Прощание с Матёрой» древнее село наделено исторической памятью, утрата которой равносильна смерти для жителей.

«Записки охотника» И.С. Тургенева – единое раздумье о судьбе народа. В центре повествовани – рассказчик, неспешно бредет он по деревням и охотничьим угодьям, внимательно вглядываясь в жизнь крестьян и помещиков, задумываясь о контрастах русской жизни. Обаятельным, овеянным поэзией образам крестьян автор противопоставляет образы безнравственных душевладельцев-помещиков, подчеркивая бесспорное превосходство закрепощенного народа над его хозяевами.

Вступление

В русской литературе тема деревни и тема родины нередко соединялись. Сельская жизнь всегда воспринималась как наиболее безмятежная, естественная. Одним из первых эту мысль высказал Пушкин, назвавший деревню своим кабинетом.

 

Проблема значимости труда в жиз­ни человека.

Тезисы

- Труд сделал из обезьяны человека.

- Жизнь без труда — воровство.

Цитаты

- «Труд избавляет человека от трех главных зол - скуки, порока и нужды» (Вольтер).

- «Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» (М. Горький).

- «Кто живет чужим трудом, тот неизбежно кончит тем, что начнет жить чужим умом, ибо свой ум вырабатывается только с помощью собственного труда» (В. Ключевский).

- «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель).

- «Не делать — не жить» (В. Белинский).

- «Что человек делает, таков он и есть» (Г. Гегель).

- «Труд – образ, содержание и цель жизни» (Слова Штольца в романе Гончарова «Обломов»).

Литературные аргументы

А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.

М. М. Пришвин «Кладовая солнца» Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей. Его героиня не воспринимает принудительный труд, как наказание, кару – она относится к работе как к неотъемлемой части существования.

Жизненная драма Евгения Онегина, человека незауряд­ного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному ­ терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существова­ние «без слез, без жизни, без любви».

Для Штольца – героя романа И. Гончарова «Обломов» - главное - труд. Но для Андрея труд - не способ достичь покоя, любое стремление к которому Штольц называл «обломовщиной». Труд для него - это «образ, содержание, стихия и цель жизни». Если Обломов не был приучен к работе, мечтал достичь всего без нее (как в няниной сказке: «взмахнул волшебной палочкой» - и «все готово»), то Штольц с детства воспитывался трудом, который был целью жизни его отца. Со временем Андрей просто перестал даже мыслить о существовании без деятельности.

 

Проблема взаимоотношений «отцов» и «де­тей». (Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?)

Тезисы

- Плохие родители - это те, кто забыл ошибки своей собственной юности.

- Привычки отцов - пороки детей.

- Конфликт отцов и детей - это битва опыта с бессмертием.

Цитаты

- Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца»

(А. Грибоедов).

- «Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим» (И.В. Гёте)

Литературные аргументы

В роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Название романа «Отцы и дети» наталкивает на главную проблему произведения – проблему взаимоотношения поколений. С одной стороны оказываются старички Кирсановы и Базаровы, с другой – Евгений Базаров, Аркадий Кирсанов, сёстры Одинцовы. Так, Базаров, несмотря на любовь к родителям, не может долго оставаться с ними. Родители же Базарова больше всего в жизни хотят быть вместе с сыном.

Проблема взаимоотношений «отцов и детей» раскрывает А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель». Самсон Вырин безгранично любит свою дочь, он счастлив до тех пор, пока дочь рядом. В доме тепло, чисто и уютно. Лишь картинки, изображающие историю блудного сына, предупреждающе намекают на зыбкость отцовского счастья. И действительно, вскоре Самсон Вырин остался один, жизнь теряет для него смысл. А блудная дочь приезжает слишком поздно – отца уже нет в живых.

Наташа, героиня романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», предает свою семью, убежав из дому с возлюбленным. Отец девушки, Николай Ихменев, болезненно воспринимает её уход к сыну своего врага, считая это позором, и проклинает дочь. Отвергнутая отцом и потерявшая любимого, Наташа глубоко переживает – она потеряла все, что было у нее ценного в жизни: доброе имя, честь, любовь и семью. Однако Николай Ихменев все еще безумно любит дочь, несмотря ни на что, и после долгих душевных терзаний, в финале повести, находит в себе силы простить ее. На этом примере мы видим, что родительская любовь является самой сильной, бескорыстной и всепрощающей.

Несмотря на то, что госпожа Простакова – героиня комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина - грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту. Этот пример показывает нам, что родители стараются все делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять.

Не обошел стороной проблему отцов и детей и русский писатель А. С. Грибоедов в «Горе от ума». В комедии прослеживаются взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него - деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным.

К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют ей поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…

И. С. Тургенев «Воробей». В стихотворении в прозе Тургенева «Воробей» мы видим героический поступок птицы. Пытаясь защитить потомство, воробей бросился в бой против собаки.

Вступление

Проблема непростых взаимоотношений родителей и детей нашла свое отражение в литературе. Об этом писали и Л.Н.Толстой, и И.С.Тургенев, и А.С.Пушкин.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.012 с.)