Возрастные и индивидуальные особенности развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные и индивидуальные особенности развития



Целевой блок

Цели занятия:

1. Дать сравнительную характеристику возрастной периодизации и этапам биологического созревания организма;

2. Выявить возрастные особенности и их учет в педагогической практике;

3. Дать сравнительную характеристику психологической и педагогической возрастной периодизации;

4. Детерминировать понятие процесса акселерации.

Содержательный блок

1. Возрастная периодизация и этапы биологического созревания организма.

2. Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп.

1. Возрастная периодизация и этапы биологического созревания организма.

Возрастные особенности личности стали учитываться педагогикой уже с Нового времени. В эпоху Средневековья к ребенку относились как к взрослому и совершенному человеку. Педагогическая периодизация основывается на выделении возрастных особенностей ребенка. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода анатомо-физиологические и психические качества: рост, прибавление веса, появление и смена зубов, половое созревание и др. биологические процессы.

Поскольку биологическое и психическое развитие тесно связаны, то изменения наступают и в психической сфере. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации (см. таблицу).

Возрастная периодизация человека

Психологическая Педагогическая
период годы возраст годы
Пренатальный Новорожденный Грудной Ползунковый Дошкольный Школьный Пубертатный Юношеский. до рожд. до 6 недель до 1 года 1-3 3-6 6-11 11-15 15-20 Младенчество Преддошкольный Дошкольный: младший средний старший Школьный: младший средний старший 0-1 1-3 3-6 3-4 4-5 5-6 6-18 6-10 10-15 15-18

 

Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов, а также учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Расписание занятий осуществляется с учетом психических и морфологических возможностей.

В 50-60-е годы ХХ в. физическое и психическое развитие детей и подростков было сбалансированным. В результате акселерации, наступившей в середине 1970-х гг., физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития в связи с комплексным воздействием факторов. К середине 1980-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль. Физическое и психическое развитие человека подчинено ряду закономерностей, поэтому педагогика призвана учитывать их в процессе осуществления педагогической практики.

2. Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп.

Младший школьный возраст. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Первую ступень школы ребенок завершает, когда восприятие как особая целенаправленная деятельность усложняется и углубляется. Восприятие становится анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Средний школьный возраст. Процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда поражает своей поверхностью. Определяющее значение имеет для подростка отношение к наблюдаемому объекту. Характерной особенностью учеников среднего возраста является то, что они не умеют связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом.

Старший школьный возраст. У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизни знаниях – одна из самых характерных черт этого возрастного периода. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером, мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретая теоретическую и критическую направленность.

Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» дети и дети с задержкой психического развития.

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Дать характеристику особенностям воспитания обучаемых в различных возрастных группах:

- младший школьный возраст;

- средний школьный возраст;

- старший школьный возраст;

- юношеский период.

2. Привести примеры учета возрастных индивидуальных особенностей.

3. Привести негативные примеры современной действительности по игнорированию принципа индивидуализации процесса обучения.

Культура умственного труда

Целевой блок

Цель занятия: соединить представления по развитию интеллекта педагога со знаниями об условиях развития интеллектуальных навыков и умений.

Содержательный блок

1. Ариевич, И.М. Вклад П.Я. Гальперина в теорию деятельности: интегральный подход к обучению и развитию / И.М.Ариевич // Вопросы психологии. – 2002. – № 5. – С. 50–58.

2. Белогурова, В.А. Система непрерывного образования. Основные принципы обучения / В.А.Белогурова // Главная медицинская сестра. – 2004. – № 11. – С. 51–60.

3. Володин, Н.Н. Система дополнительного профессионального образования в здравоохранении / Н.Н.Володин, А.В.Дружинина // Сестринское дело. – 2000. – № 1. – С. 4–6.

4. Горбатков, А.А. Динамика связи между положительными и отрицательными эмоциями / А.А.Горбатков // Вопросы психологии. – 2002. – №4. – С. 132–139.

5. Гостеева, Н.Г. Опыт работы главной медицинской сестры по обучению и повышению уровня профессиональной компетенции сестринского персонала медсанчасти «Свободный сокол» / Н.Г.Гостеева // Главная медицинская сестра. – 2004. – №4. – С. 20–22.

6. Двойников, С.И. Активизация научных исследований в сестринском деле – необходимое условие повышения качества медицинской помощи / С.И.Двойников // Главная медицинская сестра. – 2004. – № 7. – С. 109–114.

7. Журавлева, Е.А. Новые знания – новые возможности / Е.А.Журавлева // Дополнительное профессиональное образование. – 2004. – №1. – С. 26–29.

8. Заховаева, А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела / А.Г.Заховаева // Сестринское дело. – 2003. – № 2. – С. 28–29.

9. Каган, В.И. Медицинский колледж XXI века. Система управления качеством образовательного процесса / В.И.Каган, С.А.Мухина // Медицинская помощь. – 2004. – № 3. – С. 41–44.

10. Качество образования и профессиональный стандарт / Г.А.Бордовский и др. // Дополнительное профессиональное образование. – 2003. – №4. – С. 17–26.

11. Перфильева, Г.М. Высшее сестринское образование в России / Г.М. Перфильева // Медицинская сестра. – 2003. – № 1. – С. 35–37.

12. Поддьяков, А.Н. Ориентировочная и дезориентирующая основы деятельности: иерархии целей обучения в конфликтующих системах / А.Н.Поддьяков // Вопросы психологии. – 2002. – №4. – С. 79–88.

13. Решетова, З.А. Организация деятельности усвоения и развитие учащегося / З.А.Решетова // Вопросы психологии. – 2002. – № 4. – С. 70–78.

14. Рюмшина, Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов / Л.И.Рюмшина // Вопросы психологии. – 2000. – №1. – С. 142–149.

15. Сальникова, О.А. Организация работы главной медицинской сестры по обучению и повышению уровня профессиональной компетенции сестринского персонала городского кожно-венерологического диспансера / О.А.Сальникова // Главная медицинская сестра. – 2004. – № 4. – С. 15–16.

16. Семенков, Н.Н. Некоторые аспекты непрерывного последипломного образования специалистов со средним медицинским образованием / Н.Н.Семенков // Главная медицинская сестра. – 2003. – № 6. – С. 49–52.

17. Терегов, Н.С. Актуальные проблемы последипломного обучения / Н.С. Терегов, В.Г.Рахматуллина // Сестринское дело. – 2002. – № 4. – С. 17–18.

18. Тимошенко, В.А. Повышенный уровень образования медицинских сестер – потребность сегодняшнего дня / В.А. Тимошенко // Главная медицинская сестра. – 2004. – № 3. – С. 67–69.

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

1. Дать понятие информации как предмету умственного труда;

2. Раскрыть возможные методы по формированию навыков самообучения: слушание, чтение, понимание; устная и письменная речь, подготовка текстов устных выступлений; ведение конспектов, записей; оформление рефератов, докладов, выпускных и дипломных работ;

3. Дать характеристику особенностям учебных, научных, научно-популярных, художественных текстов;

4. Раскрыть основы рациональной работы с различными видами текстов;

5. Доказать взаимосвязь умственной, эмоциональной и двигательной активности;

6. Выявить влияние умственных нагрузок на появление информационных неврозов, нервного переутомления и психоэмоционального перенапряжения;

7. Каковы основы организации режима труда и отдыха?

8. Раскрыть факторы стрессоустойчивости личности педагога, предупреждений функционального нарушения здоровья, профилактики психофизиологических и психических отклонений, избавления от вредных привычек;

9. Перечислить основные правила организации умственного труда с использованием компьютера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.011 с.)