Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные и индивидуальные особенности развития
Целевой блок Цели занятия: 1. Дать сравнительную характеристику возрастной периодизации и этапам биологического созревания организма; 2. Выявить возрастные особенности и их учет в педагогической практике; 3. Дать сравнительную характеристику психологической и педагогической возрастной периодизации; 4. Детерминировать понятие процесса акселерации. Содержательный блок 1. Возрастная периодизация и этапы биологического созревания организма. 2. Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп. 1. Возрастная периодизация и этапы биологического созревания организма. Возрастные особенности личности стали учитываться педагогикой уже с Нового времени. В эпоху Средневековья к ребенку относились как к взрослому и совершенному человеку. Педагогическая периодизация основывается на выделении возрастных особенностей ребенка. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода анатомо-физиологические и психические качества: рост, прибавление веса, появление и смена зубов, половое созревание и др. биологические процессы. Поскольку биологическое и психическое развитие тесно связаны, то изменения наступают и в психической сфере. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации (см. таблицу). Возрастная периодизация человека
Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов, а также учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Расписание занятий осуществляется с учетом психических и морфологических возможностей. В 50-60-е годы ХХ в. физическое и психическое развитие детей и подростков было сбалансированным. В результате акселерации, наступившей в середине 1970-х гг., физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития в связи с комплексным воздействием факторов. К середине 1980-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль. Физическое и психическое развитие человека подчинено ряду закономерностей, поэтому педагогика призвана учитывать их в процессе осуществления педагогической практики.
2. Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп. Младший школьный возраст. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Первую ступень школы ребенок завершает, когда восприятие как особая целенаправленная деятельность усложняется и углубляется. Восприятие становится анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Средний школьный возраст. Процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда поражает своей поверхностью. Определяющее значение имеет для подростка отношение к наблюдаемому объекту. Характерной особенностью учеников среднего возраста является то, что они не умеют связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом. Старший школьный возраст. У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизни знаниях – одна из самых характерных черт этого возрастного периода. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером, мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, приобретая теоретическую и критическую направленность.
Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» дети и дети с задержкой психического развития. Деятельностный блок Вопросы и задания: 1. Дать характеристику особенностям воспитания обучаемых в различных возрастных группах: - младший школьный возраст; - средний школьный возраст; - старший школьный возраст; - юношеский период. 2. Привести примеры учета возрастных индивидуальных особенностей. 3. Привести негативные примеры современной действительности по игнорированию принципа индивидуализации процесса обучения. Культура умственного труда Целевой блок Цель занятия: соединить представления по развитию интеллекта педагога со знаниями об условиях развития интеллектуальных навыков и умений. Содержательный блок 1. Ариевич, И.М. Вклад П.Я. Гальперина в теорию деятельности: интегральный подход к обучению и развитию / И.М.Ариевич // Вопросы психологии. – 2002. – № 5. – С. 50–58. 2. Белогурова, В.А. Система непрерывного образования. Основные принципы обучения / В.А.Белогурова // Главная медицинская сестра. – 2004. – № 11. – С. 51–60. 3. Володин, Н.Н. Система дополнительного профессионального образования в здравоохранении / Н.Н.Володин, А.В.Дружинина // Сестринское дело. – 2000. – № 1. – С. 4–6. 4. Горбатков, А.А. Динамика связи между положительными и отрицательными эмоциями / А.А.Горбатков // Вопросы психологии. – 2002. – №4. – С. 132–139. 5. Гостеева, Н.Г. Опыт работы главной медицинской сестры по обучению и повышению уровня профессиональной компетенции сестринского персонала медсанчасти «Свободный сокол» / Н.Г.Гостеева // Главная медицинская сестра. – 2004. – №4. – С. 20–22. 6. Двойников, С.И. Активизация научных исследований в сестринском деле – необходимое условие повышения качества медицинской помощи / С.И.Двойников // Главная медицинская сестра. – 2004. – № 7. – С. 109–114. 7. Журавлева, Е.А. Новые знания – новые возможности / Е.А.Журавлева // Дополнительное профессиональное образование. – 2004. – №1. – С. 26–29. 8. Заховаева, А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела / А.Г.Заховаева // Сестринское дело. – 2003. – № 2. – С. 28–29. 9. Каган, В.И. Медицинский колледж XXI века. Система управления качеством образовательного процесса / В.И.Каган, С.А.Мухина // Медицинская помощь. – 2004. – № 3. – С. 41–44. 10. Качество образования и профессиональный стандарт / Г.А.Бордовский и др. // Дополнительное профессиональное образование. – 2003. – №4. – С. 17–26. 11. Перфильева, Г.М. Высшее сестринское образование в России / Г.М. Перфильева // Медицинская сестра. – 2003. – № 1. – С. 35–37. 12. Поддьяков, А.Н. Ориентировочная и дезориентирующая основы деятельности: иерархии целей обучения в конфликтующих системах / А.Н.Поддьяков // Вопросы психологии. – 2002. – №4. – С. 79–88. 13. Решетова, З.А. Организация деятельности усвоения и развитие учащегося / З.А.Решетова // Вопросы психологии. – 2002. – № 4. – С. 70–78.
14. Рюмшина, Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов / Л.И.Рюмшина // Вопросы психологии. – 2000. – №1. – С. 142–149. 15. Сальникова, О.А. Организация работы главной медицинской сестры по обучению и повышению уровня профессиональной компетенции сестринского персонала городского кожно-венерологического диспансера / О.А.Сальникова // Главная медицинская сестра. – 2004. – № 4. – С. 15–16. 16. Семенков, Н.Н. Некоторые аспекты непрерывного последипломного образования специалистов со средним медицинским образованием / Н.Н.Семенков // Главная медицинская сестра. – 2003. – № 6. – С. 49–52. 17. Терегов, Н.С. Актуальные проблемы последипломного обучения / Н.С. Терегов, В.Г.Рахматуллина // Сестринское дело. – 2002. – № 4. – С. 17–18. 18. Тимошенко, В.А. Повышенный уровень образования медицинских сестер – потребность сегодняшнего дня / В.А. Тимошенко // Главная медицинская сестра. – 2004. – № 3. – С. 67–69. Деятельностный блок Вопросы и задания: 1. Дать понятие информации как предмету умственного труда; 2. Раскрыть возможные методы по формированию навыков самообучения: слушание, чтение, понимание; устная и письменная речь, подготовка текстов устных выступлений; ведение конспектов, записей; оформление рефератов, докладов, выпускных и дипломных работ; 3. Дать характеристику особенностям учебных, научных, научно-популярных, художественных текстов; 4. Раскрыть основы рациональной работы с различными видами текстов; 5. Доказать взаимосвязь умственной, эмоциональной и двигательной активности; 6. Выявить влияние умственных нагрузок на появление информационных неврозов, нервного переутомления и психоэмоционального перенапряжения; 7. Каковы основы организации режима труда и отдыха? 8. Раскрыть факторы стрессоустойчивости личности педагога, предупреждений функционального нарушения здоровья, профилактики психофизиологических и психических отклонений, избавления от вредных привычек; 9. Перечислить основные правила организации умственного труда с использованием компьютера.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.011 с.) |