Трудные случаи употребления имени числительного: сочетания с существительными; употребление собирательных числительных, склонение числительных, числительное в составе сложных слов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудные случаи употребления имени числительного: сочетания с существительными; употребление собирательных числительных, склонение числительных, числительное в составе сложных слов.



 

Трудные случаи употребления некоторых разрядов местоимений: личных, притяжательных, вопросительно-относительных, неопределенных, определительных.

 

 

Трудности в употреблении местоимений обычно связаны с использованием отдельных форм, разрядов местоимений, а также с их ролью в организации предложения и текста.

 

1) притяжательные местоимения третьего лица (его книга, её книга, их книга). Эти формы, в отличие от других притяжательных местоимений не изменяются ( недопустимо – ихний план, правильно – их план).

2) личное "он" в косвенных падежах в сочетании с предлогами употребляется с "н" (увидел его – войти после него). Употребление форм без протетического "н" при наличии предлога (войти после его) является грубейшей грамматической ошибкой и свидетельствует об очень низкой речевой культуре говорящего.

3) Местоимение "сам" в В.п. ед.ч ж.р. может иметь две формы: саму и самоё. Первая из них (саму) стилистически нейтральная общеупотребительная, вторая – самоё (но не – самую) – книжная (Винить ей приходится только самоё / саму себя)

4) При использовании местоимений в речи важно учитывать контекст. Наибольшие трудности обычно вызывает употребление некоторых личных, указательных, возвратных, притяжательных и относительных местоимений. (В доме раздавались крики. Они пытались выломать раму)

5) проблемы с возвратным "себя" - двусмысленность (Мать велела дочери принести себе воды)

6) проблемы с притяжательным "свой" - двусмысленность (Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат. Я застал товарища в своём кабинете). Притяжетальное "мой" - акцент на субъектности.

7) При употреблении местоимений нередко нарушается согласование с замещаемым словом. Так, замещаемое местоимение должно быть согласовано с замещаемым словом в роде и числе (Листва опадала от ветра. Они засыпали весь сад)

8) определительные местоимения:

а) всякий - обощенность = всевозможный, без ограничений

б) каждый - есть ограничения = один из ряда подобных, отдаленный

в) любой - есть ограничения, какой угодно, на выбор

9) Она может что-то / кое-что / что-нибудь рассказать о событии. Кто-то / кое-кто / кто-нибудь / некто посещал эту дачу (изменение смысла)

10) а) сам - исторически только с одушевленными, но сейчас не ограниченно в сочетаемости

б) самый - устаревшее (слово-факт). Исторически только с неодушевленными (самый факт)

 

Билет 25. Официально-деловой стиль, основные подстили, языковые и жанровые особенности.

Официально-деловой стиль — функциональный стиль речи, среда речевого общения в сфере официальных отношений: в сфере правовых отношений и управления. Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность.

 

Сфера распространения:

Правовые отношения

Специфическая функция:

Функция регламентации = функция установления

 

Адресат:

Юридич. И Физ. Лица

 

Адресант:

Индивид., коллективное.

 

Основные черты:

1) Точность

2) Станд. Изложение и расположение материала

3) Минимальная индивидуализация

4) Наличие многочисленных реч. Стандартов (клеше)

5) Отсутствие эмоциональности и образности

6) Отсутствие косвенных речевых фактов

 

Подстили:

1) Законодательный

2) Дипломатический

3) Обиходный

 

Языковые черты:

1) Лексика

2) Стандартная сочт. Слов

3) Однозначность и безобразность нетерминалогической лексики

4) Наличие собственной терминалогии, характер. Обобщенностью (город – населенный пунтк) и представлены в форме сочет.

5) Уменьшение кол-ва знач. Слов

6) Использование сложных слов

7) Отказ от синонемич. Ресурсов

8) Морфология:

· существует больше, чем в научных текстах.

· Активизация отглагольных существительных

· Субстантивация причастий

· Максимальная активность инфинитива

· Максимальная активизация форм род. Падежа.

· Использование муж. Рода по именованию

· Употребление настоящего предписания (работодатель несет ответственность за…, будет нести ответственность за…)

 

Синтаксис:

1) Прямой порядок слов

2) Однообразие синтаксич. Конструкций

3) Увеличение объема предложений (нередко достигают 500-600 слов)

4) Осложнение простых предложений (обстоят., опердел..)

5) Осложнение вставных конструкций (конкретизация., детализация)

6) Уменьшение кол-ва логических операций (союзов и союзных слов(в три раза меньше обычного))

 

 

Билет 26. Научный стиль, основные языковые особенности. Специальные приемы научных текстов

 

- Это функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Сфера распространения:

Научная и учебная деятельность.

Адресант:

Индивидуальный, либо коллективный.

Специфическая функция:

Доказательная

 

Подстили:

1) Слбственной-научный

2) Научно – учебный

3) Научно – популярный

 

Жанры:

Связанны с типологией текста, бывают:
1) Первичными (оригин. Исследования какой-либо проблемы)

· Статья

· Монография – интенсивное рассмотрение одного аспекта

· Диссертация

· Учебник

2) Вторичные (создаются на основе первичных)

· Анотация

· Конспект

· Тезисы

· Реферат

· Рецензия

· Аналитический обзор

 

Основные черты научного стиля:

1) терминологическая точность

2) логичность

3) объективность

4) Относительная индивдуализация

5) Прогнозированная композиция

6) Вариативные повороты текста

7) Использование экстралингвистических средств

 

 

Билет 27. Публицистический стиль, его языковые особенности. Стилевая полифония публицистических текстов.

 

Публицистический стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь.

Область распространения:

Максимально широкая (общественная, политическая, экономическая, культурная деятельность).

Адресат:
Массовый (возможно профелированный)

Адресант:

Индивидуальный.

 

Основные черты:

1) Простота

2) Доступность изложения

3) Сочетание экспрессии стандартов

4) Лаконичность (краткость, сжатость, немногословность)

5) Относительная индивидуализированность

6) Неоднородность языковых средств

7) Самый открытый функц. Стиль

8) Рекламная функция – зазывание

9) Использование косвенной речевой прктики.

 

Подстили:

1) Ораторский

2) Теле – радиожурналистский!!!!!!!!!

3) Газетно-журнальный

 

Языковые особенности:

Лексика

1) Стилистическое многообразие

2) Использование общепотребительской терминологии, характерной для описываемой сферы деятельности

3) Актуализация иноязычных слов

4) Использование лексики, окрашенной как архаизм.

5) Лексика сниженная, разговорная, а в некоторых случаях стоящая за границами литературного языка.

6) Расширенное сочетание слов

7) Языковая игра

8) Актуализация переносных значение слов.

9) Активное употребление оценочной лексики (отрицательной, положительной)

10) Использование тропов и риторических фигур

 

Морфология.

1) Употребление «Какая-то невъебенная хуйня»!!!!!!!!!!!!!!

2) Использование глаг. Форм в транспозиции

3) Активизация синекдохи

4) Использование оценочных числительных

5) Приобретение дополнительных смыслов местоимений.

 

Синтаксис

1) Относительная простота

2) Активизация вопросительных и восклицательных предложений

3) Использование НЕВЪЕБЕННАЯ ХУЙНЯ

4) Употребление разных видов чужой речи

Билет 30. Современная коммуникация и правила речевого общения. Речевой этикет. Особенности делового этикета. Этикет делового телефонного разговора.

 

Билет 31.

Риторика как наука об искусстве речи и способах речевого воздействия. Основные законы риторики. Роды и виды красноречия. Практика публичного выступления. Образ ритора, имидж. Подготовка речи. Техника речи.

Риторика – наука о построении речи, произнесение речи с учетом ее воздействия на адресата.

Основные законы риторики:

§ Закон гармонирующего диалога — для достижения гармонии между оратором и аудиторией необходима диалогизация речи.

Его реализации способствует выполнение принципов:

1. Внимания к адресату

2. Близости содержания речи интересам адресатов

3. Конкретности в изложении материала

4. Принцип движения — аудитория должна почувстовать, что речь происходит во времени и в пространстве

 

§ Закон продвижения и ориентации адресата — оратор должен хорошо ориентировать слушателя в пространстве своей речи

 

§ Закон эмоциональности речи.
Для её достижения могут использоваться тропы.

 

§ Закон удовольствия — удовлетворение получают и оратор и аудитория.

|А. Род красноречия |Б. Вид красноречия ||I. Социально- политическое |Отчетный доклад на собрании ||красноречие |(конференции, съезде). || |Доклад на социально- политические и || |политико-экономические темы || |Политическая речь. || |Дипломатическая речь. || |Военно-патриотическая речь. || |Политическое обозрение. || |Митинговая речь. || |Агитаторская речь. ||II. Академическое красноречие |Лекция вузовская. || |Научный доклад. || |Научный обзор. || |Научное сообщение или информация ||III. Судебное красноречие |Прокурорская, или обвинительная, || |речь. || |Общественно-обвинительная речь. || |Адвокатская, или защитительная, речь.|| | || |Общественно-защитительная речь. || |Самозащитительная речь обвиняемого. ||IV. Социально-бытовое красноречие |Юбилейная, или похвальная, речь. || |Застольная речь - тост. || |Надгробное слово, или поминальная || |речь. ||V. Богословско-церковное красноречие |Проповедь. || |Речь на соборе. |

 

Публичное выступление всегда требует подготовки, которая особенна нужна, если выступающий не имеет существенного опыта воздействия на аудиторию. Подготовка к выступлению состоит из трех фаз:

1) Докоммуникативная объединяет:

· Инвенция (изобретение, нахождение предмета речи)

· Диспозиция (расположение изобретенного) представляет порядок развития мысли и реализуется в

· Элокуци я (украшение, словесное оформление мысли, оно же обеспечивает вербальную выразительность)

Эти три составляющие достаточны, если речь идет о письменной речи.

· Запоминание («мемория», заучивание текста в той или иной форме).

· Акция ( лат. Actio hipocrisis) - "актерское", "театральное исполнение речи", ее произнесение. Здесь риторика давала советы по поводу пластического решения произносимой речи. Внешнему виду оратора всегда уделялось большое значение, он должен был производить благоприятное впечатление на публику. Поэтому речь его должна быть продумана с точки зрения силы звучности, длительности пауз, сопровождения жестами.

 

2) Произнесение (Сегодня принято воспроизводить речь максимально естественно, чтобы возникала идея спонтанности).

3) «Заключающая» (я не смог прочитать, что у меня тут написано, так что посмотрите у себя в конспектах) предполагает анализ произнесенной речи самим аратором.

Билет 32. Предпосылки спора и его цель. Причины возникновения конфликтов и способы их разрешения. Теория аргументации: тезис, типичные ошибки в тезисе; основные виды аргументов, типичные ошибки в аргументах. Основные полемические приемы. Позволительные и непозволительные уловки в споре.

 

Спор – обсуждение проблемы, при которой каждая из сторон аргументирует свою мысль, что бы отстоять свою позицию.

 

Основатель – Аристотель, который выделил три подхода к ведению спора:

 

Эвристический подход к ведению спора, когда одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точки зрения другого или других собеседников, участников спора.

Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу.

Софический подход к ведению спора, при котором одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы.

 

Но помимо этих трех подходов, существуют и иные варианты, такие как:


Авторитарный подход к ведению спора, когда одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим.

Критикующий подход к ведению спора, когда одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах и позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение.

Демагогический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна из сторон ведет спор не ради истины, а скорее всего для того, чтобы увести дискуссию в сторону от истины, преследуя при этом свои личные, часто неизвестные участникам спора цели.

Прагматический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических, иногда меркантильных целей, которые скрыты и не известны собеседникам.

 

Как вести спор?

1. Четко определите предмет спора.

2. Установите основные пункты разногласий.

3. Четко и ясно определите свою позицию, свою точку зрения.

4. Будьте терпимы к точке зрения вашего оппонента и вежливы в отношении к нему.

5. Сохраняйте спокойствие и самообладание.

6. Продумайте свою аргументацию (систему своих аргументов) с учетом целей спора и особенностей вашего оппонента.

7. Постарайтесь делать своё выступление не только убедительным, о и эмоциогенным.

 

Аргументация

В теории аргументации обычно выделяются три основных ее свойства:

1. Аргументация – это обязательно некий законченный текст;

2. Аргументация имеет специфическую структуру: тезис и аргументы (доводы), а также дополнительные элементы: посылки, оценку, средства когезии (связки), выводы;

3. Аргументация имеет жесткую целеустановку: убедить или разубедить адресата.

 

Тезис – это утверждение, представляющее собой словесную формулировку доказываемой (обсуждаемой) идеи.

Типичные ошибки в тезисе:

1. Отступление от тезиса – спорящий доказывается, не объявленный, исходный тезис, а похожий, близкий или каким-то образом связанный с ним.

2. Подмена тезиса – спорящий, понимая, что исходный тезис защитить или доказать не удается, заменяет его другим.

3. Потеря тезиса – спорящий настолько отдаляется от исходного тезиса, что в какой-то момент забывает это.

 

Антитезис – это мысль, выдвинутая в противовес тезису и устанавливающая пункты разногласий.

 

Аргументы (или доводы) – это утверждение, с помощью которых обосновывается и доказывается истинность тезиса. Типы аргументов: примеры, иллюстрации, аналогии, факты, от противного, выявление противоречий, поиск причин и последствий и т.д..

 

Типичные ошибки в аргументах:

1. Ложный аргумент – это довод, представляющий собой ложную мысль.

2. Произвольный аргумент – это довод, который заведомо нельзя признать ложным, но он требует доказательства сам по себе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.06 с.)