Проблемы и перспективы развития платных услуг в сфере культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и перспективы развития платных услуг в сфере культуры



Усиление общественного внимания к проблеме услуг, оказываемыми учреждениями культуры, со всей ясностью обнаружило, насколько неудовлетворительно разработаны в теоретическом и прикладном плане кардинальные проблемы их экономической деятельности. Виды этих услуг по своей экономической характеристике чрезвычайно неоднородны: аренде помещений и деятельность кружков технического творчества, работа клубов по интересам и продукция художественно-оформительских мастерских, прокат оборудования, костюмов и концерты профессиональных артистов. Далеко не все они связаны непосредственно с характеристикой клуба, как социального института.

Выходом из этой экономической ситуации является наращивание темпов платных услуг. В этих условиях платные услуги стали составлять особую сферу деятельности учреждений культуры.

Платные услуги - это не самоцель, а возможность предоставить населению значительно больший диапазон услуг, чем может обеспечить бюджетное финансирование.

Как особая сфера хозяйствования платные услуги начали складываться в широкую систему с принятием правительственного документа "Комплексная программа производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986 - 2000 годы». В нем отмечался неудовлетворенный спрос населения на услуги. Особенно на низкий рост потребления услуг указывалось в сфере культуры. За прошедшие годы целенаправленной работы по развитию платных услуг наметился ряд положительных тенденций, возрос не только их объем, но и стала меняться в сторону конструктивности психология как потребителя, так и самих работников культуры. Более широким стал перечень предоставляемых услуг.

Анализ структуры платных услуг показывает, что помимо дискотек, концертов, выставок и вечеров отдыха в клубных учреждениях стали культивироваться услуги, связанные с проведением обрядовых, ритуальных мероприятии, юбилеев и других событий семейной и общественной жизни. Развиваются услуги проката аппаратуры, музыкальных инструментов, реквизита, костюмов, видеокассет, изготовления видеокассет, записей фонограмм, ксерокопирование. В ряде клубных учреждений появились свои видео салоны, гостиные, комнаты игр, бильярдные залы, кафе. Платные услуги не только обогатили содержание и формы работы, но и становятся ощутимым материальным стимулом для самих культработников, так как значительная доля услуг связана с их дополнительной и оплачиваемой деятельностью.

В совершенствовании нормативно-правовой базы учреждений культуры важная роль принадлежит субъектам Федерации. В Тюменской области основополагающим документов является Закон "О государственной политике в сфере культуры и искусства Тюменской области", принятый областной Думой 30 июля 1997 года. В статье в параграфе 4 записано: "Помимо основной деятельности организация культуры может осуществлять иную не противоречащую законодательству РФ, деятельность, предусмотренную ее уставом (положением), в том числе предпринимательскую. Любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие и совершенствование организации культуры". Статья 17, параграф 2 этого Закона гласит: "Формы и система оплаты труда работников, виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, а также структура и штаты устанавливаются организацией культуры самостоятельно, в пределах имеющихся средств на оплату труда". Комитетом по культуре департамента по делам культуры, молодежи и спорта администрации области на 1999 и последующие годы принята "Программа развития платных услуг". Она предусматривает цели и задачи, перечень мероприятий и работ, механизм осуществления программы, источники ее финансирования. Как юридическую основу для учреждений культуры имеет утвержденный Комитетом 26 октября 1998 года "Перечень возможных возмездных Услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства Тюменской области». Он включает более 200 видов услуг для разных типов учреждений культуры и искусства. Даны рекомендации по их внедрению.

Вопросы взаимодействия бюджетных и внебюджетных источников и финансирования социально-культурной сферы, в том числе проблемы платности услуг, до сих пор еще вызывают множество разногласий. Общество, исходя из своих перспективных задач, интересов и возможностей, определяет те виды культурной деятельности, которые оно считает необходимым предоставить безвозмездно всем своим гражданам. Создание широкой системы платных досуговых услуг населению является путем переориентации на потребителя со всем разнообразием его вкусов, потребностей и интересов. Есть два направления этой деятельности: первый - обеспечение демократизированного доступа к культуре, к любому необходимому продукту культуры и к любой форме культурной активности; второй - создание условий и механизмов демократизированного участия в культуре, проявление индивидуального творчества.

Нередко расширение круга платных услуг в учреждениях культуры происходит за счет услуг предоставляемых ранее бесплатно. Услуга, бывшая ранее бесплатной, может быть превращена в предоставляемую на возмездной основе, если ее перевод в разряд платных обеспечивает резкий скачок ее качества, что требует новой, более высокой ступени технической оснащенности и участия в ее производстве более квалифицированных работников. Этому способствует снятие необоснованных ограничений, мешавших развитию инициативы и самодеятельности работников досуговых учреждений. Сегодня платные услуги составляют важную часть в деятельности культурно-досуговых учреждений.

У системы платного обслуживания есть свои "плюсы" и "минусы". В пользу платности говорят такие важные факторы:

- платность услуг дает право потребителю требовать от "изготовителя" повышенного качества обслуживания и более гибкого удовлетворения широкого спектров индивидуальных запросов населения;

- платность услуг является важным источником получения дополнительных средств для развития культуры.

Минусами же является то, что:

- платность не всегда дает возможность сохранить доступность услуг культуры для наименее защищенных слоев населения;

- при переходе к платным услугам в расчет принимается лишь платежеспособный спрос, а спрос, необеспеченный средствами населения, в расчет не берется,

- платные формы культурной деятельности в меньшей степени, чем бесплатные, способны формировать вкусы, запросы и потребности населения (поскольку в основном подстраиваются под уже существующий спрос.), а значит, слабо способствуют формированию новых, социально полезных видов деятельности населения.

Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, учреждения культуры устанавливают самостоятельно. При организации платных мероприятий учреждения культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов,

Недостающие средства бюджетные учреждения вправе получать из других источников. В такой ситуации доходы от оказываемых учреждениями платных услуг могут стать альтернативой недостающих бюджетных средств. В этой связи особую значимость приобретает решение вопроса о сущности платных услуг.

В настоящее время категория «платные услуги» не разработана юридической наукой и неоднозначно трактуется на практике. В действующем законодательстве отсутствует ее легальное определение. Анализ современного законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что под платными услугами понимаются два вида деятельности учреждений:

1) осуществляемая на платной основе деятельность по обеспечению государственных функций органов государственной власти;

2) платные услуги, осуществляемые бюджетными учреждениями вне выполнения ими основных функций органов государственной власти, в рамках, регулируемых гражданским законодательством.

Платные услуги составляют важную часть деятельности культурно-досугового учреждения, действующего в условиях рынка. Вовлекаясь в товарно-денежный оборот, платные услуги обретают товарную форму. Услуги имеет цену, основанную на сумме затрат по их оказанию, которые включают издержки реализации, себестоимость и прибыль. Размер оплаты за услугу определяется с учетом принципа самоокупаемости затрат раздельно по каждому виду услуг.

Министерством финансов, установлен порядок образования и использование прибыли от реализации платных услуг населению. Весь объем прибыли за платные услуги полностью остается в распоряжении учреждения для развития и укрепления их материальной базы, содержание специалистов, занятых в сфере бесплатного обслуживания, поощрение работников.

Услуги культуры, как считают специалисты, обладают важным качественным своеобразием. В отличии от услуг бытовых, увеличивающие размеры свободного времени населения, услуги культуры способствуют поглощению этого свободного времени, наполнению его значительным духовно-эстетическим содержанием. Поэтому перевод бесплатных услуг в платные (или частично оплачиваемые) является оправданным при условии резкого роста их качества. Платные услуги позволяют более гибко учесть такие определяющие тенденции культурного развития последнего времени, как индивидуализация и дифференциация культурных потребностей населения. Сегодня объем платных услуг в сфере культуры составляет примерно треть от всего объема платных и бесплатных.

С развитием новых культурных технологий, культурного сервиса перечень платных услуг постоянно обновляется и пополняется. В условиях самоокупаемости платного обслуживания учреждения стремятся к предоставлению рентабельных (прибыльных) услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.006 с.)