Концепции происхождения религии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепции происхождения религии.



Одна из концепций происхождения религии была вы­двинута в теологии и вошла в историю изучения религии под названием концепции «прамонотеизма». Впервые в сжатом виде она была сформулирована шотландским ли­тератором и ученым Э. Лэнгом (1844—1912) в его книге «Становление религии». Позже она была изложена католическим пастором В. Шмидтом (1868—1954) в его работе «Происхождение идеи Бога». Суть концепции «прамонотеизма» состоит в том, что в верованиях отсталых народов можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Именно она предшествовала всем формам религии. Лишь впоследствии к ней приплетались элементы древних религий. Однако научные исследования показали, что монотеизм — вера в единого Бога — появился на гораздо более поздней ступени развития человечества.

Была выдвинута гипотеза о существовании дорелигиозного периода в истории человечества. Сторонники этой гипотезы утверждали, что у людей, живших на ранних эта­пах развития общества, не было религиозных верований, ибо их сознание не было подготовлено для создания абст­ракций, в том числе религиозных.

Трудность решения данного вопроса связана с тем, что процесс антропогенеза растянулся на 2—3 млн. лет и большая часть человеческой истории до сих пор недостаточно изучена. В настоящий момент можно с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому периоду относится появление человека разумного, который отличался от своих предшественников физическим строением, психологическими качествами, был спо­собен к созданию понятий. О существовании религиозных верований в тот период свидетельствует практика захоронения первобытных людей. В могилы клали утварь, украшения, оружие, что говорит о том, что первобытные люди наряду с реальным миром считали, что существует потус­торонний мир. Говорят об этом и наскальные рисунки.

Формы первобытных верований.

Одной из самых ранних форм религии был фетишизм (от португальского слова fetico — магическая вещь). Тер­мин введен французским ученым Шарлем де Броссом в его труде «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии». Фе­тишизм — почитание различных объектов действительно­сти, которым люди приписывали сверхъестественные свойства, способность помогать, предохранять от злых сил, врагов. Фетишем мог стать любой объект: камень, де­рево и т.д. Позднее человек стал изготовлять фетиши в виде деревянных фигурок или изваяний (идолов). Элемен­ты фетишизма сохранились до сих пор.

Древнейшей формой религии является тотемизм (от языка североамериканских индейцев, что означает «его род»). Тотемизм — вера в существование сверхъестествен­ной связи, родства между определенной группой людей и видом животных, растений. Тотемизм тесно связан с хо­зяйственной деятельностью человека: собирательством, охотой. Животные и растения, дававшие людям существо­вать, становились объектом поклонения. В тотемизме от­разились особенности кровнородственных отношений первобытного общества. Осознавая это родство, люди пе­реносили его на окружающую природу. Тотем считался предком рода. Студентам надо обратить внимание на существование табу на поедание тотема у одних народов, и, наоборот, на необходимость, например, перед охотой съесть кусок мяса тотемного животного. Считалось, что сила тотема перейдет на охотника. Позднее на основе тоте­мизма появляется зоолатрия — поклонение животным и теротеизм — обожествление животных.

К ранним формам религии относится магия (от греч. — колдовство, чародейство) — совокупность верований и об­рядов, в основе которых лежит вера в возможность воздей­ствовать на людей, предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем. Магические приемы разнообразны. По целевому направлению принято различать: производственную, лечебную, вредоносную, любовную и т.д.

Нa стадии первобытнообщинного строя возникла и та­кая форма ранних верований, как анимизм. Анимизм (от лат. - душа) — это вера в духовные сущности, заключен­ные и предметах или существующих от них. Анимистиче­ские представления возникали из присущего первобыт­ным людям стремления к олицетворению, к одушевлению окружающей действительности. В возникновении анимизма значительную роль сыграло также непонимание людьми собственной психики: сна, обмороков, галлюци­наций, воспринимавшихся как деятельность независимой oт тела души. С возникновением представлений о душе связана вера в возможность ее существования после смерти.

Преподавателю необходимо отметить, что, возникнув на зape человеческой истории, первобытные формы верований с изменением общественных условий жизни полностью не исчезли. Одни из них были поглощены сменившими их религиями, другие оттеснены в сферу суеверий и предрассудков. Так, сохранившаяся до сих пор вера в амулеты, талисманы является не чем иным, как первобытным фетишизмом. Магические верования и ритуалы легли в основу культовой практики многих религий.

Племенные религии.

Религиозные верования периода родового строя отли­чались большой пестротой. На ранних ступенях родового строя, еще не знавших социального расслоения, основ­ным объектом поклонения была природа. В зависимости от географической среды и хозяйственной деятельности сверхерхъестественными свойствами наделялись различные с троны действительности. Так, племена, занимавшиеся собирательством и земледелием, поклонялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена — диким живот­ным.

В племенных религиях отражалась не только производственная деятельность, но и социальная организация людей. Смена матриархата патриархатом специфически переломилась в религиозном сознании. Женские духи постепенно оттесняются мужскими. Отправление культа также становится занятием мужчин. По мере развития кровнородственных связей в религиозной мифологии на первый план выдвигается образ прародителя, защитника и покровителя племени.

На основе этого появляется культ предков. Он был очень распространен в религиях родового строя. Возник­шие к этому времени представления о посмертном сущест­вовании души породили веру в то, что умершие сородичи продолжают оказывать влияние на жизнь племени и после: смерти. Необходимо отметить, что в эпоху раннеродового строя религиозные верования и культ отражали реальное равенство соплеменников. В культовой деятельности уча­ствовали все члены племени.

Разложение родоплеменных отношений привело к су­щественным изменениям в характере религиозных веро­ваний. Углубляется социальная дифференциация. В руках отдельных общинников накапливаются материальные бо­гатства, в их подчинение попадают рядовые соплеменни­ки. Люди начинают все более остро ощущать свою зависи­мость не только от сил природы, но и от складывающихся общественных отношений. Выделение вождей приводит к тому, что их начинают почитать. Им приписывается не то­лько реальное, но и сверхъестественное могущество. Про­должающееся социальное расслоение внутри племенной общины находило отражение в религиозных представле­ниях. Ранее аморфные, безличные духи наделяются име­нами, за ними закрепляются специфические функции и определенные формы хозяйственной деятельности. Воз­никает иерархия духов. Появляется полидемонизм — почи­тание множества духов.

С появлением раннеклассового государственного строя формируется идея племенного бога-воителя. В даль­нейшем, по мере объединения племен, складывается по­литеизм (многобожие). Во главе политеистического панте­она обычно оказывался бог племени-гегемона. Имущест­венное неравенство наложило отпечаток и на представле­ния людей о загробном мире. Посмертное существование стало рассматриваться как продолжение земной жизни. Отсюда пышные захоронения с жертвоприношениями. Изменилось и положение служителей культа. Жречество все более и более стало привилегированным сословием. Нередко они наследуют свою профессию. Возникает умилостивительный культ, в котором огромную роль приобретают жертвоприношения. Появляются постоянные святилища и храм, жрецы вместе с сородичами образуют родоплеменную верхушку.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие имеются концепции происхождения религии?

2. Что такое ранние формы религиозных верований и в чем их специфика?

3. В чем специфика мировых религий?

 

Темы рефератов

1. Происхождение религии.

2. Первобытные формы религиозных верований.

3. Племенные религии.

 

Литература

1. Белицкий М.А. Забытый мир шумеров. — М., 1980.

2. Библия — М., 1976.

3. Религии мира. Энциклопедия. В 2-х т. — М., 1998—1999.

ЛЕКЦИЯ 5. Элементарные формы религиозной жизни

 

Возникновение религии.

Религия, по мнению антиклерикальных ученых, историческое явление. Но вот хронологические рамки этого явления определяются по-разному. Американский исследователь Э. О. Джеймс и голландский палеонтолог Г. X. Кинегсвальд считают возможным говорить о существовании каких-то религиозных представлений уже у синантропа. Они усматривают в практиковавшейся синантропами некрофагии магический ритуал. Но скорее всего, поедание трупов умерших людей было вызвано тяжелыми условиями существования, когда периоды относительного изобилия сменялись периодами недостатка. Главным же возражением против существования у синантропов религии является анализ их морфологических способностей. У этих древнейших людей мозг был очень плохо приспособлен к абстрактному мышлению, что делает весьма маловероятным появление у них религии.

У неандертальского человека способность к абстрагированию заметно выше. Абстракция же, предоставляя человеку огромные возможности для познания окружающего мира, создает и предпосылки для отрыва от реальности, Иррационального объяснения связей в окружающем мире.

Это и служит почвой для возникновения веры в сверхъестественное, то есть религии. Жизнь в эпоху палеолита была исключительно тяжелой, смертельные опасности подстерегали человека на каждом шагу. В борьбе за выживание человек часто терпел поражение. Повышение способности к абстрагированию приводит к тому, что человек начинает искать причины своих неудач. На "помощь" приходит воображение, дающее фантастическое истолкование различным природным явлениям.

Условия жизни неандертальца весьма способствовали возникновению веры в сверхъестественное. Гораздо труднее ответить на вопрос: были ли способности к абстракции достаточными для возникновения такой веры? Для решения этой проблемы обычно привлекаются материалы так называемых неандертальских погребений. Неандертальцы в отличие от древнейших людей хоронили своих покойников. В настоящее время обнаружено более 20 преднамеренных захоронений той далекой эпохи. При изучении этих погребений ученые заметили ряд особенностей, позволивших предположить наличие каких-то обрядов. Скелеты в большинстве случаев обнаружены в могильных ямах, находящихся на периферии пещерных жилищ. Покойники обычно лежат на боку, многим из них придана географическая ориентировка (восток — запад). Часть скелетов найдена в скорченном состоянии (видимо, умершие связывались). С покойниками клали куски убитых на охоте животных, а иногда и орудия труда. Большинство ученых склонны видеть в неандертальских погребениях зачатки религиозного культа. Академик А. П. Окладников считает, что у неандертальцев существовали культ умерших, культ животных и культ солнца.

Если для неандертальцев были характерны какие-то туманные религиозные представления, то с появлением человека современного вида, обладающего развитым абстрактным мышлением, религия приобрела гораздо более четкий и оформленный характер. Уже у человека верхнего палеолита существовали достаточно сложные религиозные верования, хорошо прослеживаемые по археологическим материалам. Что же касается мезолитической и неолитической эпох, а также бронзового и раннего железного веков, то о господствовавших тогда верованиях молено судить по материалам этнографии, изучая культуру сохранившихся доклассовых обществ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 1071; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.017 с.)