Оценка эффективности управления предприятием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности управления предприятием



 

Осуществление и совершенствование управленческой деятельности вызывают необходимость определения результатов функционирования системы управления и проводимых по ее улучшению мероприятий. Эффективность менеджмента - это результативность управленческой деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых, трудовых и людских ресурсов. Функциональная роль эффективности менеджмента - отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса. Для измерения эффективности существует система критериев и показателей, тесно взаимосвязанных между собой.

Эффективность менеджмента, по своему содержанию, природе подразделяется прежде всего на экономическую и социальную составляющие. Это обусловлено различием, хотя и взаимосвязанных, целей и спецификой форм эффекта (социального и экономического) и вызывает необходимость раздельного рассмотрения и анализа указанных составляющих. Это позволяет более содержательно раскрывать взаимосвязь многообразных общественных явлений, с большей обоснованностью подходить к решению практических проблем повышения эффективности, ранжированию мероприятий по их актуальности и значимости.

Экономическая эффективность менеджмента выражает экономическую сущность управленческих отношений. Ее определение вызывает необходимость прежде всего исчисления соответствующих трудовых, материальных и финансовых ресурсов и затрат, обеспечивающих формирование управленческого потенциала, содержание и функционирование системы управления.

Таблицы показателей эффективности хозяйственной деятельности

Показатели эффективности хоз.деятельности 1997-1998 г. Таблица 3.3

Показатели 1997 год 19978год Отклонения к прошлому году Отношение абсолютного отклонения к базисному году (1997 г.)
      абсолютное % %
Выручка отреализации продукции,руб.       166% 66%
Издержки обращения, руб.       164% 64%
Издержки обращения к выручке % 90% 89% -1% 99% -1%
Коммерческие расходы, руб.       287% 187%
Прибыль от реализации продукции, руб.     -48900 63% -37%
Уровень рентабельности, % 4,95% 1,91% -3% 39% -61%
Доходы от внереализационных операций, руб.       2288% 2188%
Балансовая прибыль, руб.       222% 122%

Показатели эффективности хоз.деятельности 1998-1999г. Таблица 3.4

Показатели 1998 год 1999 год Отклонения к прошлому году Отношение абсолютного отклонения к базисному году (1997 г.)
      абсолютное % %
Выручка отреализации продукции,руб.       115% 15%
Издержки обращения, руб.       113% 13%
Издержки обращения к выручке % 89% 88% -1% 98% -2%
Коммерческие расходы, руб.       150% 50%
Прибыль от реализации продукции, руб.     -68109 19% -81%
Уровень рентабельности, % 1,91% 0,32% -2% 17% -83%
Доходы от внереализационных операций, руб.     -140783 40% -60%
Балансовая прибыль, руб.     -208892 34% -66%

 

Значительную сложность представляет оценка результатов управленческой деятельности, ее продукта, т.к. выделить его в чистом виде, осуществить прямое измерение практически невозможно, о них нельзя судить по количеству затраченного труда или объемам переработанной информации. Конечным продуктом собственно управленческого труда принято считать совокупность управленческих решений - осуществленных, т.е. реализованных исполнителями. Таким образом, результат управленческой деятельности проявляется лишь опосредованно, в конечном продукте хозяйствующего субъекта. В качестве его принимают результаты работы предприятия в целом. При этом обычно рассматривают прибыль, валовой доход или объем товарооборота.

Оценку показателей экономической эффективности менеджмента можно провести ресурсным методом, он выражает соотношение общего или конечного результата к величине использованных ресурсов, например численности аппарата управления.

Эмд=(Пт-Пб)/(Руп – Руб) Где

Пт, Пб - прибыль в данном и базисном годах,

ЭМД – эффективность деятельности менеджераэ

Руп, Руб - расходы на управление соответственно в данном и базисном годах ЭМД за 1997-1998 года = - 8,71 это говорит о том, что экономическая оценка деятельности менеджеров очень низка, в следствии снижения прибыли на 34 %

Социальная эффективность менеджмента выражает социальный результат управленческой деятельности. Она характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач коллектива. При рассмотрении социальной эффективности в качестве социальных результатов деятельности выступают условия труда и быта, квалификация работников, организация труда и быта, квалификация работников, организация и мотивация их деятельности. В качестве затрат при этом могут выступать расходы на приобретение технических средств управления, подготовку и повышение квалификации кадров и пр. Это учитывается при анализе и планировании социального развития коллективов торговли и сферы услуг.

Социальная эффективность менеджмента оценивается с помощью системы показателей. К ней можно отнести группу показателей, характеризующих условия труда работников:

• морально-психологический климат

• уровень конфликтности в коллективе

• удовлетворенность работников своим трудом

• уровень заболеваемости работников

• уровень травматизма работников

• уровень механизации и автоматизации труда

• рациональность режимов труда и отдыха

• уровень компьютеризации административно-управленческого труда К показателям, характеризующим социально-бытовые условия работников предприятия, можно отнести:

• обеспеченность детскими дошкольными учреждениями• обеспеченность лечебными учреждениями

• обеспеченность путевками в санаторно-оздоровительные учреждения

• средняя заработная плата работников, в т.ч. по категориям

• текучесть кадров.

К показателям, характеризующим организацию и мотивацию труда,

относятся:

• дисциплина труда

• материальное и моральное стимулирование работников

• уровень организации и оснащенности рабочих мест.

Показатели определяются с помощью экономической и статистической отчетности, анкетирования работников, метода экспертных оценок и других. Причем, некоторые показатели определяются с известной степенью условности, другие не могут быть выражены количественно.

Персонал ИТР характеризуется высоким профессионализмом и квалификацией, экономической грамотностью, высоким уровнем правовых знаний, работников направляют на курсы повышения квалификации, переквалификации и др. Почти все рабочие места компьютеризированы, применяется современные средства связи - факс, модем, электронная почта, есть выход в Internet.

Глава 4. Выводы и рекомендации

Выводы

Финансовая неустойчивость часто объясняется недостатком собственных оборотных средств. Она зависит от величины собственных средств, особенно прибыли, а именно от коммерческих результатов деятельности акционерных обществ, а также стоимости его активного имущества, меняющегося от колебания цен на материальные ресурсы, ценные бумаги. Следовательно, в бухгалтерском балансе усиливается значение правильности выбора метода количественной оценки имущества. В России применяют оценку имущества по первоначальной стоимости за вычетом износа, что не позволяет учесть инфляцию и реальную рыночную стоимость активов на дату составления баланса.

Об устойчивости финансового состояния предприятия можно судить прежде всего по соотношению между доходами и расходами. Превышение доходов над расходами, выполнение и перевыполнение плана прибыли обеспечивают устойчивость финансового положения. Тогда предприятие будет иметь возможность своевременно осуществлять капитальные вложения, финансировать прирост норматива собственных оборотных средств, образовывать фонды экономического стимулирования, выполнять обязательства перед своими кредиторами.

Поступление выручки от реализации продукции во многом зависит от порядка расчетов между поставщиком и потребителем. Формы этих расчетов устанавливаются в договорах и контрактах. При безналичных расчетах отгрузка и оплата товаров не совпадают во времени, что приводит к появлению дебиторской или кредиторской задолженности, т.е. от формы расчетов зависит скорость оборота денежных средств, возможное появление дебиторской или кредиторской задолженности.

Под влиянием трудностей связанных со структурными изменениями в экономике страны, предприятие не рискует брать кредиты в коммерческих банках тем самым снижая размеры оборотного капитала.

Длительный спад промышленного производства, деформация его структуры, инфляция определили финансовое положение предприятий:

постоянное снижение результативности их работы - прибыльности и рентабельности.

Оборачиваемость дебиторской задолженности составляет 72-78 дней, что существенно превышает аналогичный показатель в других странах.

Для нормализации кругооборота оборотного капитала целесообразно было бы, организовать реализацию товаров в кредит на с учетом опыта передовых фирм торгующих аналогичными видами продукции. Антиинфляционный эффект этих мер состоит в сдерживании роста спроса, замедлении оборота денежной массы, ослаблении заинтересованности в повышении цен для увеличения объемов оплаченной продукции. Следует отслеживать дебиторскую задолженность и формировать фонд риска на погашение сомнительных долгов за счет чистой прибыли. Это необходимо для оценки платежеспособности должника, перспектив и сроков взыскания.

 

Рекомендации

На основе изученных материалов о деятельности можно предложить проводить следующие мероприятия:

Пополнять источники собственных средств необходимо в основном за счет повышения общей рентабельности производства, рентабельности реализуемой продукции и рентабельности ресурсов, а также балансовой прибыли в целом и той ее части, которая направляется на пополнение источников собственных средств в виде отчислений в резервный капитал и фонды, фондов накопления и остатка нераспределенной прибыли.

Функционируя в условиях рынка, ОАО "Терцея " перешло к более широкому использованию рыночных методов регулирования своей деловой активности. Имеющиеся трудности в бюджетной, денежно-кредитной и платежно-расчетной сферах оказывают влияние на составление и организацию финансов предприятия.

Также для улучшения финансового состояния можно порекомендовать такие меры, как инвентаризация активов предприятия и освобождение их от "балласта" неликвидов и залежалых запасов, ускорение расчетов с покупателями и заказчиками, необходимость ориентации на возможно большее количество покупателей с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями, договоренность с кредиторами об отсрочке части платежей и другие мероприятия.

Список используемой литературы

1. И.А. Бланк «Управление торговым предприятием» М. 1998 «Тандем»

2. Даненбург В., Монкриф P., Тейлор В. " Основы оптовой торговли.Практический курс." М.1996 «Наше дело»

3. "Основы предпринимательского дела" под руководством и редакцией доктора экономических наук профессора Осипова Ю.М. 3. Терминологический словарь-справочник М. 1997 «Экономика и жизнь»

4. Вагин А.П., Митирко В.И., Модин А.В., Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ) - М: “Дело”, 1992.

5. Потрубач Н.Н., Формирование и развитие механизма управления производством в условиях перехода к рынку - Сарат. Ун-т: 1993.

6. Волкова К.А., Дежкина И. П. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции/. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», НОРМА, 1997.

7. Мескон М. Х.,. Альберт М. Основы менеджмента. / - М.: «Дело», 1996.

8. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. - М.: "Дело ЛТД", 1994. - 320с.

9. Ворот И. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 1994.

10. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ "Маркетинг", 1996.

11. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.Афанасьев М. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. -М: Финстатинформ, 1995

12. Болт Г. Практическое руководство по управлению сбытом. -М: Экономика, 1991

13. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. -М: Экономика, 1993

14. Горфинкель В. Я. т др. Экономика предприятий. М.:Банки и биржи, 1996

15. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. - М.: Международные отношения, 1991.

16. Козлов В.А. Реклама в системе маркетинга. -М: 1990

17. Котлер Ф. Основы маркетинга. -М: Прогресс, 1990

18. Родин В.Г. Основы маркетинга. -М: 1992

19. Соловьев Б.А. Основы теории и практики маркетинга. -М: МИНХ им. Г.В. Плеханова, 1991

20. Хруцкий В.Е. и др. Современный маркетинг. -М: Финансы и статистика, 1991

21. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия.- М: Финансы и Статистика, 1996.

22. "Пришло время директ-маркетинга", "Экономика и жизнь", 1996, №23.

23. Бейкер-Санд С. "В России любят покупать косметику", "Капитал", 1997, 18 февраля.

24. Беленький Я "В торговле мелочей не бывает", "Коммерсант DAILY", 1995, №129

25. Вострякова Л. "Новый товар приспособить под рынок или рынок воспитать под товар?", "Капитал", 1996, 20 марта.

26. Локоткова Ж. ""Зеленый" маркетинг пришел в Россию", "Капитал", 1996, 14 марта.

27. Манвелов Н. "Имя товара не должно вгонять в краску", "Капитал", 1996, 31 января.

28. Мандрова Н. "Исследования дороги, но бизнес еще дороже", "Коммерсант DAILY", 1995, №159

29. Рыбак С. "Автоприцепы от "Тонара" приближают товар к народу", "Капитал", 1997, 11 февраля.

30. Рыбак С. "Довгань делает деньги на своей марке и чужом товаре", "Капитал", 1997, 26 февраля.

31. Юдин П. "Отечественные продукты пошли в наступление", "Капитал", 1996, 2 октября.

Приложение № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.033 с.)