Работа с родителями заикающихся детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с родителями заикающихся детей.



Билет№1

Логопедия - это наука о нарушениях речи, причинах нарушений, способах их выявления, устранения и предупреждения с помощью специальных методов.

Предмет логопедии - нарушения речи и процесс обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

Методы: 1.Организационные - сравнение, изучение в динамике, комплексность. 2.Эмпирические - наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тесты, беседы, анкеты и пр.), биографические методы. 3.Количественный и качественный анализ полученных данных. 4.Интерпретационные-истолкование объяснение полученных данных. 5.Анализ литературных данных - изучение медицинской, психологической, педагогической и лингвистической литературы.

Задачи: 1.Изучить этиологию, механизмы, структуру и симптоматику нарушений речи. 2.Выявить индивидуальные особенности развития речи (онтогенез) при различных нарушениях речи. 3.Охарактеризовать взаимовлияние речи и личности ребёнка. 4.Изучить особенности формирования речи у детей с различными отклонениями развития (нарушение интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата). 5.Разработать методы обследования и приёмы устранения нарушений речи детей и взрослых с нарушениями речи. 6.Разработать методы преодоления нарушений речи у детей с различными отклонениями в развитии (нарушение интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата). 7.Дать научное обоснование организации логопедической помощи в России.

 

Билет№2

Логопедия - это наука о нарушениях речи, причинах нарушений, способах их выявления, устранения и предупреждения с помощью специальных методов.

Существует межсистемные и внутрисистемные связи логопедии с другими науками. К межсистемным связям относятся связь с психопатологией, анатомией и физиологией, с невропатологией и отоларингологией. К внутрисистемным связям относятся педагогика, психология, специальная педагогика и психология. Взаимосвязь логопедии со всеми перечисленными науками обусловлена необходимостью знаний о речи и личности ребёнка, об этиологии и механизмах речевых расстройств, особенностях коррекционной работы и профилактических мероприятиях. Знание медицинских наук помогает правильно проанализировать анамнестические сведения (сведения о развитии ребёнка), что позволяет более точно и дифференцированно сделать логопедическое заключение, а также наметить наиболее эффективные пути коррекционного воздействия. Нормы языка и последовательность их усвоения ребёнком-важный аспект при дифференциальной диагностике речевых нарушений. Педагогу необходимы психологические знания для установления контакта с ребёнком, для выбора методов и приёмов логопедического воздействия наиболее подходящих данному ребёнку. Очень важно анализировать речевое нарушение в структуре личности ребёнка.

Билет№3

В речевом аппарате выделяют 3 отдела:

1.центральный отдел-речевые центры коры головного мозга: в лобной доле-речедвигательный центр-центр Брока; в височной доле-речеслуховой центр-центр Вернике, отвечает за восприятие чужой речи; в затылочной доле-зрительный центр, ответственный за восприятие букв, чтения и письма.

2.проводниковый отдел-обеспечивает иннервацию периферического отдела, т.е. проводит нервый импульс по нервным волокнам: тройничный нерв-обеспечивает работу мышц нижней челюсти; языкоглоточный и блуждающие нервы-обеспечивает работу движений голосовых связок гортани, отвечает за втягивание щёк;

3.периферический отдел речевого аппарата включает 3 части:

1. Артикуляторный аппарат — губы, зубы, язык, нёбо (мягкое и твердое), глотка.
2. Голосовой аппарат — хрящи гортани, голосовые складки.
3. Дыхательный аппарат — бронхи, легкие, диафрагма.
Нарушение в любой части речедвигательного и речеслухового анализаторов приводит к различным нарушениям речевого развития или речевой деятельности

И. П. Павлов каждый анализатор представляет собой единую функциональную систему и состоит из трех отделов:

1. Периферического конца анализатора.
2. Среднего, или проводникового, отдела.
3. Центрального, или коркового, конца анализатора.

Наиболее важным для речи являются речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Речеслуховой анализатор состоит из периферического отдела (ухо с заключенным в нем аппаратом, воспринимающим звуковые раздражения); проводникового отдела, проводящего воспринятое слуховое раздражение в центральную нервную систему, и центрального, коркового, конца анализатора, к которому относится кора преимущественно левой височной доли. Здесь слуховые раздражения перерабатываются и осознаются как звуки речи данного языка — фонемы.
Речедвигательный анализатор состоит из центрального отдела (кора двигательных отделов мозга, преимущественно левого полушария), где формируются артикуляторные импульсы; второго, проводникового отдела - нервных путей, связывающих кору мозга с исполнительным двигательным аппаратом, и третьего, периферического двигательного аппарата речи.
Важными факторами для развития речи ребенка являются его полноценный слух и зрение.
Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.
Слух человека в процессе своего развития приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи. Совсем маленький ребенок воспринимает слова еще нечетко, поэтому часто смешивает одну фонему с другой, произносит слова неправильно. Необходимо постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой, которую впоследствии будет трудно преодолеть.
Существенное значение в развитии речи детей имеет также зрение. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка говорящих, повторяет их, стараясь подражать артикуляционным движениям

Билет№4

М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние экзогенные и внутренние э ндогенные, особо подчеркнув их тес­ное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические),функциональные(психогенные), социально-психологические и психоневроло­гические причины.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нару­шения периферических органов речи. Им были выделены орга­нические центральные (поражения мозга) и органические пе­риферические причины (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата). Функциональные причины М. Е. Хватцев объяс­нил учением И. П. Павлова о нарушениях соотношения про­цессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он подчеркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин. К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстрой­ства психических функций. Важную роль М. Е. Хватцев отводил и социально-психо­логическим причинам, понимая под ними различные небла­гоприятные влияния окружающей среды. Таким образом, им впервые было обосновано понимание этиологии речевых рас­стройств на основе диалектического подхода к оценке при­чинно-следственных связей в патологии речи.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фак­тора или их взаимодействия, которые определяют специ­фику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

Вопрос о роли внешних и внутренних факторов в этиоло­гии речевых расстройств является одним из разделов общей проблемы причинности. Установлена тесная взаимосвязь между этими факторами в возникновении речевой патологии и в формировании ее клинической картины.

В возникновении речевых нарушений большую роль игра­ют и социальные условия, и факторы, способствующие или препятствующие возникновению расстройств речи. Например, при возникновении заикания у ребенка психическая травма рассматривается как внешняя причина. Благоприятными условиями для возникновения заикания могут быть сомати­ческая ослабленность ребенка, его невропатическая конститу­ция (повышенная нервно-психическая возбудимость), остаточ­ные явления раннего органического поражения центральной нервной системы, возраст и др. В разных случаях один и тот же фактор может играть роль то условия, то причины. Так, в приведенном выше примере возраст ребенка как благопри­ятствующий возникновению заикания (этап наиболее интен­сивного развития речи) в сочетании с конституциональной повышенной нервно-психической возбудимостью может стать причиной возникновения заикания.

Основу для изучения этиологии речевых расстройств состав­ляют эволюционно-динамический подход и принцип диалек­тического единства биологического и социального в процессе формирования психики. В этом аспекте развитие речевой дея­тельности ребенка определяется степенью зрелости его цент­ральной нервной системы и в значительной степени зависит от особенностей взаимодействия ребенка с внешним миром.

Билет№5

Медико-педагогическая классификация - в ее основе лежит этиология и симптоматика речевых нарушений. По этой классификации ставят медицинские диагнозы детям в психоневрологии и невропатологии. В окончательном виде эту классификацию предложил Б.М. Гриншпун.

1.наруш. звукопроизношения:

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата, проявляющееся в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или их смешении.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Дизартрия -нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.хар-ся голосовыми, просодическими и артикуляционно-фонетическими дефектами.

2.наруш.словообразования (нар. внутренней системы)

афазия полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

алалия отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

3.наруш.темпа и ритма: заикание, запинки, тахилалия, брадилалия.

4. наруш.голоса: дисфония, афония, фонастения.

5. наруш.письменной речи: дислексия, алексия, дисграфия, аграфия

 

Билет №6

В круг научных интересов речевая патология попала в 20-е гг. нашего столетия. В 1920 г. на I Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью были изложены принципы построения системы воспитания и обучения аномальных детей. С 1922г., после съезда начали создаваться специальные учреждения для детей с отклонениями в развитии. 1924г. стал важной вехой развития дефектологии в России. По инициативе Л.С.Выготского была произведена реформа школ для аномальных детей. 1933год можно считать годом рождения логопедии в России когда была создана еще одно отрасль дефектологии объектом исследования которой стали дети с нарушением речи. Появилась школо – клиника речи.

Логопедическая помощь детскому и взрослому населению осущ-ся по линии образования, здравоохранения и социального обесечения:

Учреждения в системе образования:
- ясли-сад; детские сады; дошкольные детские дома; дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах; специальные группы в д/с общего типа; школы для детей с тяжелыми наруш.речи(Vвида); логопедические пункты при общеобразовательных школах; д/с с круглосуточным пребыванием; школы для детей с тяжелыми наруш.речи – интернатного типа.

Учреждения в системе здравоохранения:

- логопедический кабинет детских поликлиник; специализированные ясли для детей с наруш.речи; специализированные дома ребенка; детская психоневрологическая больница и санаторий; полустационар и летний лагерь – санаторий.

Учреждения в системе социального обеспечения:

- детские дома для глубоко умственно отсталых детей и подростков; детские дома для слепоглухих.

Отбор детей в логопедические группы, обеспечивается психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: определить подлежит ли ребенок приему в дошкольное учреждение данного типа; определить в какую группу и с какого возраста следует зачислить ребенка.

В состав ПМПК входят: представитель комитета образования, логопед, врач-невропатолог, дефектолог, психолог. Направление выдается в течение всего года специалистами детских поликлиник.

 

Билет№7

ОНР - различные сложные речевые расстройства системного хар-ка(алалия, детская афазия, тяж.случаи дизартрии, органическая ринололия) при которых нарушены все компоненты речи(лексика, грамматический строй речи, звукопроизношение, фонематические слоги, просодика, чтение, письмо), относящиеся к звуковой и смысловой стороне (собственная речь ребенка и понимание обращенной к ней речи).

Р.Е.Левина разработала критерии опр.уровня речевого развития ОНР:

1. Безречевые дети - речь находится бессвязной, похоже на звукоподражание, понимание речи затруднено. 2. начатки общеупотребетильной речи-

Словарь возрастает, ребёнок активно использует его в речи, но у него большое кол-во аграмматизмов в виде ошибок, грубо нарушено звукопроизношение. 3. Развёрнутая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Речь детей понятна, но отличается неточностью значений слов, трудности употребления обобщающих понятий, тяжело усваивают переносной смысл слов-юмор. 4. уровень речевого недоразвития, добавленный Т.Б Филичевой в 2001 г. остаточные явления нерезко выраженного недоразвития речи. У детей этого уровня сохраняются незначительные недостатки речи, то они присутствуют во всех компонентах речи и имеют стойкий хар-р.

Билет№8

Дети с ОНР набираются в логопедические группы дошкольных учреждений компенсирующего вида на 3-4 году обучения. Работа проходит длительно, т.к.комплексное сложное расстройство. Работа проводится по лексическим темам. Одна тема изучается на всех занятиях в течение недели. Начинается с простых тем: семья игрушки и т.д. и ежегодно темы повторяются, но увеличивается объём слов и знаний.

 

Формы нарушения звуков

1. Отсутствие звука обусловлено несформированностью правильного артикуляционного уклада. Ребенок не может произнести звук изолированно и, соответственно, пропускает его в употребляемых языковых единицах (слогах, словах, предложениях и т.д.). Например, абота (работа), одна (лодка).

2. Искажение звука, т.е. звук не исключается из слова, а получает собственное, аномальное звучание, не характерное для фонетической системы родного языка. Например:

Причиной искаженного произношения звуков, как и их отсутствия, является недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики. Подобные дефекты являются фонетическими, или моторными.

3. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе родного языка. Например, лыба (рыба), дада (дядя). Замена одного звука другим объясняется недостаточной сформированностью как артикуляционной моторики (в результате чего с правильной артикуляцией данного звука ребенок не справляется), так и несовершенством фонематического слуха (в результате чего данный звук заменяется другим, отличающимся по артикуляционным или акустическим признакам). Поэтому замены по структуре являются фонетико-фонематическими нарушениями.

Виды

Клинико-педагогическая классификация

Нарушения устной речи

Дислалия нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дисфония (афония) отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Брадилалия патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. Тахилалия патологически ускоренный темп речи

Заикание нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка Ринолалия это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Дизартрия нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Алалия отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Афазия полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

Нарушения письменной речи

Дислексия частичное специфическое нарушение процесса чтения. Дисграфия частичное специфическое нарушение процесса письма.

Психолого-педагогическая классификация

В этой классификации учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).

Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы.

Первая группа нарушение средств общения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Вторая группа нарушения в применении средств общения.

К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).

 

Билет №9

Специфика работы воспитателя в группе детей с ОНР включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Рекомендуются следующие виды упражнений: закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений); повторение стихотворений, рассказов, упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза. Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни. Уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из спичек, тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера. Игры для детей с общим недоразвитием речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость. Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в час развлечений, на прогулке. Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером — одно из самых любимых занятий школьников. Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра (типа «Поезд», «Самолет») или игра-инсценировка («Теремок»). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах), ребенок учится целенаправленно катать, ловить, бросать сначала большой мяч, потом маленький и т. п., и постепенно подготовить его к овладению ее сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают "решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют просодические компоненты речи, поощряют творческую активность детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА ПО КРУГУ. НЕ ПЕРЕПУТАЙ (НОС— УХО— НОС) НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ

Билет №10

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание – наруш.коммуникативной ф-ии речи(общение) вызванное судорогами речевого аппарата, при заикании нарешен только темп и ритм речи просодика.

Заикание это нарушение просодического компонента речи. За нормальный темп речи принято произношение 9-12 фонем в сек. При патологически ускоренном темпе речи может возникать тахилалия(потологическое убыстрение темпа речи), баттаризм(патологически обусловленное убыстрение речи, при котором слова произносятся нечетко, недоговаривариваются), полтерн(патологически убыстренная речь с наличием прерывности темпа речи несудорожного х-ра) и физиологические итерации(запинки обусловленные возрастными недостатками,быстрым темпом овладения речи и они носят несудорожный х-р). Быстрым темпом речи считается темп речи от 12 до 20 фонем в сек. При этом возникают запинки, сбои дыхания, слова недоговариваются, нет пауз в речи, ребенок беспокойный, может метаться во сне, может разговаривать во сне, беспокойно спит, приобладает процесс возбуждения над торможением. Быстрый темп речи изматывает самого ребенка.

Роль воспитателя: заикающихся набирают в логопедическую гр-пу с 2х лет на 5 лет обучения. В гр-пе бывает 12 детей, они делятся на сильную и слабую подгруппу. Коррекцию заикания осуществляет логопед в групповых и индивидуальных занятиях. Воспитатель закрепляет работу логопеда и поддерживает положительный климат в группе. В течении дня для заикающихся необходимы моменты релаксации. А так же организуются игры молчанки. С заикающимися детьми важно соблюдать определенные правила общения: дослушать ребенка до конца; в момент заикания предложить спокойно подышать и продолжить речь; не допускать быстрой речи; помогать ребенку с подбором слов без трудных звуков. Детский сон для заикающихся увеличивается, что способствует стабилизации Н.С.

 

11.Основные направления коррекционной работы при заикании. Комплексное воздействие на заикающихся: медико-психолого-педагогическое.Режим ограничение речи, предшествующий логопедической работе. Основные этапы в коррекции заикания.

Заикание -это нарушите коммуникативной функции речи (общения), вызванное судорогами речевого аппарата. (психолого-пед класс-я)

Заикание- нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. (медико-пед класс-я)

Направления коррекционной работы при заикании:

1)Медицинское направление коррекции -это лечение нервной системы и устранение судорог медицинскими препаратами.

2)Психологическая помощь —направлено на устранение тревожности, неуверенности. Одной из важных линий психологической помощи является психотерапевтическая работа.

В работе психотерапевта выделяются 3 вида помощи:

а)внушение ребенку возможности правильной речи

б)аутогенная тренировка-это самовнушение

в)гипноз

3)Логопедическая помощь. Перед началом коррекции за икания ребенку обеспечивается режим молчания или режим ограничения детской речи. Проводится и в детском саду, и в индивидуальной работе. Этот режим направлен на то, чтобы забылась привычка заикания.

Первый этап логопедической помощи –сопряженная речь,когда логопед и ребенок говорят вместе.

Второй этап- отраженная речь: логопед говорит, а ребенок повторяет.

Третий этап- вопросно-ответная форма речи.

Четвертый этап-пересказ.

Пятый этап-составление рассказа по картинкам.

Шестой этап-составление рассказа- описание по игрушке

Седьмой этап- творческое рассказывание

Применительно к заикающимся используется логоритмика- это система упражнений, включающая музыку,cлово и движение.

12. Методики коррекции речи при заикании.

Методики Н.А.Чевелевой, Т.А. Власовой, С.А. Мироновой, В.И. Селиверстова. Общее и различное в методиках преодоления заикания.

Существует несколько методов логопедического воздействия для устранения заикания у детей. Все они подчиняются одной цели: воспитать у детей умение говорить свободной от заикания речью.

Для успешного преодоления заикания прежде всего необходимо, чтобы все занятия подчинялись основному дидактическому принципу систематичности и последовательности.

Методика Селиверстова. Преимущественно рассчитана для работы с детьми в мед-х учреждениях. Здесь выделяют 3 периода: подготовительный (7-8 занятий): предполагает щадящий режим в домашних условиях, оздоровительные мероприятия, развитие моторики, расширение словарного запаса, использование только тех видов речи, в которых не проявляются судороги (осуществление инд. подхода)

Тренировочный период (20-22 занятия) включает:

Развитие активного внимания, памяти и др психических функций; дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи; включение в работу тех видов речи, в которых у ребенка были запинки. Используются подвижные игры, ролевые, творческие.

Закрепительный период (6-9 занятий) включает:

Закрепление навыков свободной, плавной речи в повседневной деят-сти; использование бесед, рассказов, ролевых, творческих игр.

Чевелева разработала систему коррекционной работы с заик-ся детьми в процессе ручной деятельности. Данная методика позволяет воспитать у детей на протяжении 8-9 мес самостоятельную речь, лишенную запинок, начиная с самой легкой, доступной ситуационной речи и кончая контекстной.

Одна из первых комплексных систем коррекционной работы с заик-ся дощк-ками создана Власовой и Рау.

Власова предлагает последовательно использовать 7 различных видов речи, которые соответствуют основным этапам коррекционной работы: сопряженная речь, отраженная речь, ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомых картинок, пересказ прослушанного небольшого рассказа, спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам), нормальная речь (беседы, просьбы).

13 Специфика работы воспитателя в группе заикающихся детей.

Организация коррекционной работы с детьми на занятиях и в свободной деятельности. Работа с родителями заикающихся детей.

Заикающихся набирают в логопедическую группу с 2 –х лет на 5 лет обучения.

В группе для заикающихся бывают 12 детей, они делятся на сильную и слабую подгруппы. Коррекцию заикания осуществляет логопед в подгрупповых и индивидуальных занятиях. Воспитатель закрепляет работу логопеда и поддерживает положительный климат в группе. В течение дня для заикающихся необходимы моменты релаксации. А также организуются игры-молчанки. С заикающимися детьми важно соблюдать определенные правила общения:

1)дослушивать ребенка до конца

2)в момент заикания предложить спокойно подышать и продолжить речь

3)не допускать быстрой речи

4)помогать ребенку с подбором слов без трудных звуков

Детский сон для заикающихся увеличивается, что способствует стабилизации нервной системы.

Эта работа проводиться с детьми ФФН и ОНР. После поставки звука логопедом, воспитатель проводит автоматизацию звука в играх и упражнениях. Их цель закрепить поставленный звук в словах,в чисто говорках,текстах насыщенный данным звукам. Примеры: 1 придумай слово с заданным звукам. Выберете картинку с заданным звукам и назови ее.

“Собери яблочки”.

Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

“Солнышко”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

 

35. Дифференциация звуков проводится после постановки звука. Поставленный звук дифференцируется с звука заменителем при: параротацизмах, параламбдацизмах. Она необходима со звуком от которого был поставлен данный звук. Параламбдацизм:

л в ы д р г
л а ы      

 

36. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков С, Сь, З, Зь, Ц.

При произнесении звука С губы не напряжены, слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основания нижних резцов, не задевая верхушек зубов. По середине языка образуется желобок, по которому идет струя воздуха, образуя свистящий шум. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Воздушная струя должна быть узкая, холодная, легко ощутимая тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

При произнесении мягкого звука С’ губы растягиваются больше, чем при произнесении твердого С, и напрягаются. Передне-средняя часть спинки языка поднимается выше к твердому нёбу и несколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким.

При артикуляции звуков З и З’ добавляется голос, т.е. голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука Ц губы нейтральны и принимают положение в зависимости от следующего гласного. Расстояние между зубами 1—2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при т), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку; боковые края языка прижаты к коренным зубам. Звук заканчивается щелевым элементом (как при С), который звучит очень кратко. Звук глухой. Выдыхаемая струя воздуха сильная.

1.Улыбка

2.Заборчик

3.Чашечка

4.Горка

5.Почистим зубы

 

42.

Не судорожного характера

Виды запинок:

1) Многократное повторение отдельных звуков, их сочетаний, слов и целых предложений

2) Прерывание речи молчанием (ребенок не в состоянии сразу оформить свои мысли и желания словами)

Причины возникновения запинок:

1) Неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребенка. Речевые запинки здесь результат возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных несовершенств речевого аппарата ребенка, его словарного запаса, выразительных средств (физиологические запинки)

2) Задержки психофизического развития в результате перенесенных болезней, травм, неблагоприятной наследственности. В этом случае могут наблюдаться различные отклонения и в речевом развитии детей, в том числе и запинки

3) Недостатки речи: звукопроизношения, словои фразообразования

4) Безудержно-быстрая, хаотическая речь

5) Неблагоприятное речевое окружение.

Медицинское направление.

Это лечение нервной системы и устранение судорог медицинскими пропоротыми.

Билет№1

Логопедия - это наука о нарушениях речи, причинах нарушений, способах их выявления, устранения и предупреждения с помощью специальных методов.

Предмет логопедии - нарушения речи и процесс обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

Методы: 1.Организационные - сравнение, изучение в динамике, комплексность. 2.Эмпирические - наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тесты, беседы, анкеты и пр.), биографические методы. 3.Количественный и качественный анализ полученных данных. 4.Интерпретационные-истолкование объяснение полученных данных. 5.Анализ литературных данных - изучение медицинской, психологической, педагогической и лингвистической литературы.

Задачи: 1.Изучить этиологию, механизмы, структуру и симптоматику нарушений речи. 2.Выявить индивидуальные особенности развития речи (онтогенез) при различных нарушениях речи. 3.Охарактеризовать взаимовлияние речи и личности ребёнка. 4.Изучить особенности формирования речи у детей с различными отклонениями развития (нарушение интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата). 5.Разработать методы обследования и приёмы устранения нарушений речи детей и взрослых с нарушениями речи. 6.Разработать методы преодоления нарушений речи у детей с различными отклонениями в развитии (нарушение интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата). 7.Дать научное обоснование организации логопедической помощи в России.

 

Билет№2

Логопедия - это наука о нарушениях речи, причинах нарушений, способах их выявления, устранения и предупреждения с помощью специальных методов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.116 с.)