XIII. Исследование системы счета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XIII. Исследование системы счета



Жалобы (на забывание таблицы умножения, на трудности в выполнении счетных

Операций в уме и др.)

 

 

 

 

1 2 Симптомы Нет Слабо Сильно
Оценка количества (пересчет группы точек)    
Чтение и письмо простых цифр    

Продолжение ==>

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 238


Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 239

Таблица (продолжение)

 

 

 

 

  Симптомы Нет Слабо Сильно
4 5 6 7 Чтение сложных чисел: 78, 87, 19, 91, 107, 4807, 10126 Чтение чисел, написанных вертикально: 3 4 5 6      
Написание сложных чисел: 86, 68, 96, 203, 1026, 1003, 10 125      
Выполнение простых счетных операций Повторение таблицы умножения (устно) Письменное выполнение операций сложения, вычитания, умножения, деления: 2 + 7 = 6-4 = 11-2 = 9 + 5 = 16 + 184 = 31 + 1003 = 16 + 42 = 13x15 = 18x6 = 242: 3 = 729:9 = 125:4 =      
Выполнение тройного счета: (13 + 7-2 = и т. п.)      
Выполнение серийного счета: 100 - 7 =... 110-13 =... 124-11=... (отмечается: удерживает ли больной задание, не приобретает ли счет фрагментарный характер, не заменяется ли операция счета стереотипом, не наблюдается ли соскальзывание в сторону побочных ассоциаций и т. д.)      

XIV. Исследование интеллектуальных процессов

Жалобы (на трудности при обдумывании плана действий, при решении задач, кроссвордов, головоломок, на истощаемость, «вязкость мыслей» и др.)

 

 

 

 

 

 

 

  Симптомы Нет Слабо Сильно
2 3 Понимание рассказов «Галка и голуби» (см. выше) «Лев и мышь» (см. выше) «Муравей и голубка» (см. выше) «Курица и золотые яйца» (см. выше)  
Понимание сюжетных картин (из «Нейропсихологического альбома») «Прорубь», «Разбитое окно», «Последняя весна» и др.  
Решение задач Хозяйка тратит за 5 дней 15 литров молока. Сколько она тратит за неделю? Повторение Решение На двух полках 18 книг, но не поровну: на одной в два раза больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке? Повторение Решение На двух полках 18 книг, но на одной из них на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке? Повторение Решение Длина свечи 15 см, тень от свечи на 45 см длиннее. Во сколько раз тень длиннее свечи? Повторение Решение В двух ящиках 24 кг сахара, но не поровну: в одном в три раза больше, чем в другом. Сколько сахара в каждом ящике? Повторение Решение

 

 

Продолжение ==>

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 240


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п Таблица (продолжение)
Сbимптомы Нет Слабо Сильно
4 5 6 7 Сыну 5 лет, через 15 лет отец будет в три раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас? Повторение Решение  
Закатившие фразы: Высоковероятные слова С моря дул сильный... На небе ярко светило... Маловероятные слова Я позавтракал после того, как... На столе стоял...  
Заполнение пропущенных слов во фразе Высоковероятные слова Я вышел на улицу в... так как шел дождь. Переходить в этом месте улицу... из-за большого движения. Маловероятные слова Я весь день занимался... и очень устал. Вдалеке был виден... он уходил все дальше и дальше.  
Заданный поток ассоциаций (в течение 2-3 мин) Возможно быстрее назвать 7 красных (острых) предметов; 7 предметов, начинающихся с буквы «Т», и т. п.  
Подбор противоположностей В пассивном плане Большой — Слабый — Теплый — Низкий — Дорогой — Дешевый — В активном плане Придумать две пары противоположных по значению слов  
       

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 241


 

 

 

 

  Симптомы Нет Слабо Сильно
Подбор аналогий а) свободный вариант  
  Роза — цветок, малина — ягода Лошадь — жеребенок, собака —... Яйцо — скорлупа, картофель —... Собака — шерсть, щука —... Птица — гнездо, человек —... Ключ — железо, стол —... Коса — трава, бритва —... Шкаф — посуда, кошелек —... Врач — лечение, портной —... Горе — слезы, радость —... Небо — тучи, сцена —... Река — берег, улица —... б) выбор из альтернатив Объяснение на примере: высокий / низкий = толстый / голодный тонкий жирный тонкий / толстый = безобразный / жирный грязный красивый урод веселый свинец / тяжелый = пух / трудный перина перья легкий куриный лошадь / жеребенок = корова / пастбище рога молоко теленок бык ложка / каша = вилка / масло нож тарелка мясо посуда ухо / слышать = зубы / видеть лечить рот щетка жевать      
  сын / отец = мать / хозяйка дочь бабушка муж      
Трактовка смысла пословиц а) свободный вариант б) выбор из списка На охоту ехать — собак кормить. Не все то золото, что блестит. Куй железо, пока горячо.

 

 

 

Продолжение ==>

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 242


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п Таблица (продолжение)
Симптомы Нет Слабо Сильно
  1. Кузнец должен хорошо ковать железо. 2. Сейчас в кузницах есть механические молоты. 3. Не откладывай дела на завтра, если оно спешное. Цыплят по осени считают. 1. К осени цыплята сильно подрастают. 2. Птицеводство — очень выгодная отрасль. 3. Об успехе дела нельзя решать сразу. Не красна изба углами, красна пирогами. 1. Нельзя питаться одними пирогами. 2. Ешь пирог с грибами и держи язык за зубами. 3. Человека надо оценивать по его ценным качествам  
Классификация предметных изображений 4-й лишний (из «Нейропсихологического альбома») 1. Пила — топор — лопата — полено 2. Ботинок — нога — туфля — сапог и др. (отмечается характер интеллектуальных затруднений: стереотипия, импульсивность, интеллектуальный ступор, нарушение динамики мышления и др.)  
  Понимание родственных отношений  
  Выполнение проб Бине («Оля темнее Кати, но светлее Сони. Кто самый светлый?» и др.)  

XV. Исследование эмоционально-личностной сферы

1. Особенности эмоционально-личностной сферы, оцениваемые по результатам предварительной беседы

Во время предварительной беседы и нейропсихологического анализа высших психических функций проводится клинико-психологическое исследование состояния эмоционально-личностной сферы, которое включает оценку:

а) общего эмоционального фона больного;

б) характера жалоб больного, самооценки больным своего состояния, переживания болезни (изменение характера, безразличие, раздражительность, тревожность и т. д.);

в) заинтересованности больного в обследовании, отношения к выполняемому заданию;

г) эмоциональной реакции больного на неудачу в процессе эксперимента, его критичности к собственным ошибкам, дефектам.

Оценка положительных и отрицательных эмоций через когнитивные

Процессы

А. Методики опознания эмоционального выражения лиц на фотографиях

Они включают в себя четыре варианта: «Ранжирование», «Классификация», «Четвертый лишний», «Узнавание»1. Чаще используются «Ранжирование» и «Узнавание».

Ранжирование. Тест состоит из двух серий, в каждой из которых больной должен ранжировать фотографии по степени выраженности эмоций. В первой серии ему предъявляются шесть фотографий лиц, отражающих разные положительные эмоции (от нейтрального состояния до ярко выраженной радости), во второй — шесть фотографий, отражающих по степени и качеству отрицательные эмоции (от нейтрального состояния до разной степени выраженности эмоций горя,

Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. 243


страха, гнева). Больного просят разложить фотографии по порядку, начиная от самой приятной до самой неприятной (1-я серия) и наоборот (2-я серия).

Узнавание. Среди двенадцати фотографий три являются эталонами; из девяти остальных нужно выбрать для каждой эталонной одну фотографию, изображающую сходную эмоцию. Инструкция: «Выберите из девяти фотографий ту, на которой изображена та же эмоция, что и на предъявленной Вам фотографии».

Б. Метод запоминания и воспроизведения десяти «эмоциональных» и десяти «нейтральных» слов2

1 Данные методики представляют собой модификацию метода на опознание лицевой экспрессии К. Изарда (1980), выполненную С. В. Квасовцом (1982) и Э. И. Шафиевой (1990).

2 Метод предложен и апробирован Н. Я. Батовой (1984). Подробное описание см.: Хомская Е. Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. — М.: МГУ, 1992 — 1 изд.; 1998-2 изд.

Больному предъявляются сначала десять «эмоциональных» слов, выделенных в предварительном эксперименте, с просьбой повторить все, что он запомнил. Потом предъявляются десять «нейтральных» слов с той же инструкцией. В качестве «эмоциональных» слов используются слова, связанные с ситуацией болезни: будущее, здоровье, болезнь, работа, жизнь, лечение, операция, планы, коллектив, последствия и т. п. В качестве «нейтральных» слов используются такие, как явление, практика, колонна, страна, время, образец, договор, форма, продукция, изобретение и т. п. Анализируется влияние «эмоционального фактора» на продуктивность воспроизведения слов в условиях непосредственного воспроизведения.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.017 с.)