Последовательность определений, дающих приближение к сущности религии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последовательность определений, дающих приближение к сущности религии



 

За точку отсчета в предлагаемой последовательности определений принимается формула, выведенная из исходного значения самого слова «религия», т.е. для начала – дано

- этимологическое определение[104]; но поскольку такое определение может служить лишь предварительной схемой анализа религии, то далее его термины содержательно наполняются данными из:

- философии религии (реконструируется состав реальности и человеческого существа – для обоснования связи между наличным и трансцендентным планами реальности и человека)[105],

- сравнительного религиоведения и феноменологии религии (воссоздается универсальная структура религиозного опыта как формы связи между наличным и трансцендентным и реконструируется механизм символизации трансцендентного опыта)[106],

- психологии религии (анализируется внутреннее содержание религиозного опыта и его преобразующее влияние на субъекта и свидетелей этого исходного религиозного события)[107].

 

11.2. Этимологическая [108] интерпретация термина «религия»

 

Термин религия, лат. religio, был впервые использован специально для обозначения явлений определенного ряда в I в. до н.э. римским политиком и писателем Марком Туллием Цицероном (106-43 г.г. до н.э.) в сочинении «De naturae deorum» («О природе богов»), римским политиком Юлием Цезарем (100-44 г.г. до н.э.) в хрониках «De bello Gallico» («Записки о галльской войне»), затем снова в сходном значении – христианским богословом Целием Ф. Лактанцием (ум. после 317 г.) в сочинении «Divinae institutiones» («Божественные установления») и, наконец, закреплен в указанном употреблении христианским богословом Аврелием Августином (354-430 г.г.) в монументальном сочинении «De civitate Dei» («О граде Божием», в 22 книгах, 13 из которых посвящены описанию языческих религий).

Итак, использующееся в русском языке слово религия – латинского происхождения, religio, и его значение можно определить по ряду латинских слов.

Существительное

religio совестливость, благочестие;

богопочитание –

имеет множественное число, образующее дополнительные смысловые оттенки:

religiones, pl. богослужебные обряды; религиозные чувства;

преступление против совести, грех, вина­

и восходит к одному из двух латинских глаголов[109]:

religare связывать, соединять или

relegere возвращаться, собирать воедино, вновь собирать,

обсуждать, обдумывать.

Для того, чтобы проинтерпретировать термин religio не строго-лингвистически, но как можно более широко, максимально используя его смысловое поле, лучше суммировать для интерпретации все приведенные здесь переводные значения. Анализируя их, можно заключить следующее.

1). В них говорится об отношении человека (т.к. именно за человеком подразумевается авторство всех перечисленных состояний и действий) к некой реальности, обозначенной в данном ряду терминов как божественное (термины: богопочитание, богослужебные обряды).

2). Это отношение мыслится как отношение связи, связанности (термины: связывать, соединять), либо утраченной связанности (на возможность утраты указывают термины: вновь собирать, преступление против совести, грех, вина). Здесь прочитывается и характер связи человека и божественной реальности (термины: благочестие, богопочитание, совестливость, преступление против совести, грех, вина): очевидно, это отношение добровольно принятой естественной зависимости, глубокой и правдивой внутренней подотчетности; но тогда под божественной реальностью должна подразумеваться некая безусловно властная, всеведущая и всесильная инстанция – т.е. нечто, принципиально отличающееся от всего, что присутствует в наличной реальности и что может быть подвластно человеку. Кроме того, отношение человека к божественной реальности представляется внимательным, вдумчивым, собранным, почтительным (термины: вновь собирать, обсуждать, обдумывать, богопочитание, благочестие).

3). Наконец, в данном ряду терминов говорится о том, что связь с указанной реальностью человек не просто обнаруживает в себе, но актуально / деятельно осуществляет (термины: богослужебные обряды, связывать, соединять, вновь собирать, обдумывать, т.д.).

Итак, в приведенном ряду терминов речь идет:

- о некой божественной реальности;

- о потребности человека быть связанным с этой реальностью (или восстановить с ней связь);

- о деятельном осуществлении человеком этой связи.

 

Формула определения 1

 

Простое обобщение этих значений может дать в итоге следующую формулу: религия есть осуществление связанности человека с божественным.

Это этимологически сконструированное определение может рассматриваться пока лишь как предварительное и формальное, т.к. все его термины – божественное, человек, связанность – не однозначны, каждый из них требует своего дальнейшего разъяснения – в заданном контексте. В этом определении лишь фиксируется, очень общо́, осуществление некоего отношения (связанности), субъектом которого является человек, а объектом – нечто, именуемое божественным.

 

П р и м е ч а н и е. Это предварительное определение религии конструируется на основе термина конкретной языковой и культурной традиции, латинско-христианской: религия, religio. Между тем, в каждой культуре религия или соответствующий круг явлений обозначается автохтонным (выработанным в собственной языковой среде) термином. Но если суть явлений, которые обозначаются этими разными автохтонными терминами везде одна, то их можно считать (контекстуальными) синонимами друг друга и латинско-христианского слова религия, даже несмотря на то, что эти слова обозначают разные феномены (закон, знание, путь, порядок, повиновение, табу, др.). Такое допущение возможно, т.к. в перечисленных отношениях важен не тот, кто их устанавливает – человек, – а тот или то, в связи с кем или чем они устанавливаются[110].

П р и м е ч а н и е о б р а т н о е. С другой стороны, европейская интеллектуальная традиция – единственная, где рационально эксплицирована суть религиозных феноменов. По закону логической экстраполяции, понятие, выведенное из анализа части явлений определенного рода (в данном случае – из анализа религиозных явлений одной культуры), может быть распространено на все явления рода (аналогичные явления в других культурах)[111].

В выведенном этимологическом определении (религия есть осуществление связанности человека с божественным) термин божественное требует первоочередного прояснения, т.к. заимствован из непосредственно-практической сферы религиозного опыта, где служит именем, т.е. непосредственным символическим обозначением / называнием объекта, очевидного только для субъекта данного опыта. Термин божественное является не отвлеченным и, следовательно, не общеприемлемым понятием, а живым лично-адресованным именем той безусловной инстанции, с которой кто-то конкретный устанавливает личную связь. Слово божественное поэтому лучше заменить на синонимичные термины – правда, тоже выработанные европейской интеллектуальной традицией, но являющиеся, тем не менее, отвлеченными понятиями, а не конкретными именами. Эти термины выводились как абстрактные схемы (экспликации содержания) божественного имени: абсолют, субстанция (самодостаточное основание), трансцендентное.

 

Термины для обозначения реальности божественного

в теологии и религиозной метафизике

 

Христианская теологическая рефлексия и европейская религиозно-идеалистическая метафизика выработали и использовали для обозначения реальности божественного следующие термины:

- absolutus (лат.): независимый, законченный, доведенный до совершенства

(производное от solus: только один, единственный, ни от чего не зависящий)[112];

- substantia (лат.): нечто, лежащее в основе;

- transcendense (лат.): переступающий, выходящий за пределы;

absolutus, solus, substantia – определения божественного с т.зр. его онтологического статуса, transcendense – с т.зр. его соотношения с наличным и данности человеку.

Все эти термины выведены рационально, в отличие от термина божественное, заимствованного из религиозного опыта (и переведенного в нарицательное употребление).

Для обозначения не самого религиозного объекта – божественного, – а его воздействия на мир (в христианской теологии, духовной литературе, религиозной философии) используется термин дух [113]. И поскольку характер воздействия, вызывающего религиозные события, указывает на природу его источника, постольку духом называют иногда и сам абсолют, акцентируя его характеристику самодействующей силы.а -ьностиенной йа пределяются как "оменологическую реальность той сферы культуры, которую и обозначают как религия.вным поведен

В религиоведении для обозначения источника религиозных воздействий наряду с терминами божественное, абсолютное, трансцендентное используются относительно новые термины: сакральное, священное, нуминозное [114].

В ряду указанных терминов большей содержательной общностью по отношению к другим обладает термин абсолют. Не отказываясь от использования всех названных терминов для обозначения религиозного объекта, можно принять за предпочтительный термин абсолют / абсолютное.

В академическом употреблении по-прежнему сохраняется также термин сверхъестественное, который не является самоочевидным и ясным по значению, но имеет широкое распространение в секулярном сегменте литературы.

В обыденной и художестенной речи факты проявления абсолютного в наличном мире обозначаются словами мистика (тайна), чудо, волшебство, магия [115], — хотя в специальном контексте каждый из этих терминов имеет собственное определенное значение.

 

Формула определения 2

 

На основе сказанного именование «божественное» в предварительном этимологическом определении религии можно заменить на абстрактное понятие абсолют / абсолютное, тогда определение примет следующий вид. Религия есть осуществление связанности человека с абсолютным [116].

Это определение можно принять за предварительную рабочую формулу в рамках данного раздела.

 

11.3. Ф и л о с о ф с к а я реконструкция реальности [117]

 

Структура реальности (онтологические основания религии)

 

Дальнейшее уточнение терминов этимологического определения религии необходимо для того, чтобы выявить: 1) в составе существующего – план, который можно назвать абсолютным, 2) в составе человека – способность быть связанным с абсолютной реальностью и, наконец, 3) содержание и механизм этой связанности.

Чтобы выявить в структуре реальности план абсолютного, а в составе человека – способность этот план воспринимать, нужно исследовать всю реальность в целом, вплоть до ее оснований. Такой исчерпывающий взгляд на вещи выработан в философии, в традиции классической метафизики. Философская реконструкция реальности будет поэтому следующим шагом комбинированного определения религии, первым его углублением.

Моделью фундаментальной реконструкции реальности будет служить, как уже указано, ее теистическая схема, исходящая из различения 3-х онтологических измерений / уровней в существующем – очевидного физического (материального, эмпирически явленного), неочевидного метафизического (идеального, рационально постижимого), гипотетического трансцендентного (абсолютного, т.е. самодействующего (духовного), и значит, обусловливающего первые два).

Эта схема была выведена в рамках патристики в процессе рациональной экспликации содержания христианского откровения (явленного в опыте непосредственного (мистического) восприятия Бога). Ясно, что опыт откровения не является общеочевидным, и выведенные из него рациональные схемы должны излагаться общепонятно. Поэтому представление схемы будет дано в направлении от общеочевидных ее позиций к неочевидным и гипостазируемым, с объяснением каждого шага. Это оправданно по отношению к любому немистическому, нерелигиозному восприятию и мировоззрению.

Итак, в ходе анализа реальности внимание будет двигаться от внешне очевидного к неявной внутренней логике вещей.

1. Мировая (наличная) реальность есть совокупность неисчислимого множества предметов – более или менее непроницаемых вещественных форм, имеющих внутреннюю структуру и объем, существующих отдельно друг от друга, изменчивых в своих состояниях и конечных во времени. Это неисчислимое множество составляет предметный (или: физический [118], материальный [119]) план мировой реальности.

Основными характеристиками физических / материальных объектов признаются: пространственность, вещественная оформленность, осязаемость, временность.

2. За видимой «внешней» отдельностью, физической непроницаемостью и изменчивостью предметов обнаруживается их «внутреннее» постоянство и «внутренняя» связанность между собой. Этот «внутренний» план предметного универсума образуют: 1) сущности предметов, или совокупности их устойчивых и необходимых свойств, определяющие их специфику (например, набор / композиция признаков, задающих способ быть камнем, или способ быть животным, или способ быть человеком, т.п.); 2) существенные связи предметов: сущность предмета обусловливает характер его связей с другими предметами и с целым предметной реальности (например: сущность звука – распространение в пространстве упругих волн, и его функция в мире состоит в возбуждении физиологического (слухового) восприятия различных организмов). Сущностный аспект реальности (или: аспект существенных связей – законов), в отличие от предметного, составляет ее устойчивую метафизическую, идеальную [120] структуру, ее «внутреннюю», неочевидную, но устойчивую и рационально постижимую логику.

Основными характеристиками метафизических / идеальных объектов, составляющих этот аспект, следует считать: идеальную оформленность, неосязаемость, внепространственность, вневременность.

3. Наконец, планом, обусловливающим наличие и единство всей реальности, должен быть горизонт ее предельных оснований. С точки зрения как причинно-следственной, так и структурной логики, основание необходимости и единства мира может быть только внеположным, трансцендентным по отношению к нему. Так, причина возможна только как нечто, не равное своему следствию (в данном случае – миру) и, значит, не совпадающее с ним по сути, лежащее за его пределами. Также и любая сумма частей становится целым (в данном случае – миром как системой элементов), если обусловлена структурным принципом, согласующим части, т.е. превышающим не только каждую из них в отдельности, но и всю их сумму и, значит, существенно выходящим за его пределы.

Основанием мира должно быть нечто, трансцендентное миру и существующее прежде всего само по себе, и сверх того – обусловливающее мир. Ясно, что такое начало должно иметь источник своего существования только в себе самом, т.е. – быть самодостаточным, и следовательно – самодействующим (свободной и внутренне разумной силой). Характеристики самодостаточности и самодействия в традиции критической рефлексии закреплялись за абсолютной реальностью.

Для философского мышления (как и для эмпирического опыта) трансцендентное основание реальности не является непосредственной данностью и может быть лишь умозрительно (на основании разумной интуиции) постулировано и затем рассудочно обосновано, в этом случае для него вырабатываются понятийные определения – абсолют, субстанция. Однако в истории культуры зафиксирован род опыта, отличающегося особой, мистической восприимчивостью (чуткостью к тайне) – религиозный опыт, – в котором трансцендентное становится объектом непосредственного живого восприятия; в этом случае трансцендентная реальность именуется (получает имя) – как любой объект живого опыта, или общения – божественным.

Итак, обусловливающим планом мировой реальности можно полагать некое трансцендентное начало – некую абсолютную субстанцию (в понятийном выражении), или нечто божественное (в терминах непосредственно-интуитивного, или живого мистического опыта). Логически очевидными характеристиками обусловливающего начала можно считать самодостаточность и самодействие.

Поскольку абсолют является основанием всей реальности и, значит, пронизывает ее своим присутствием, он должен быть основанием и каждой отдельной ее единицы. Т.е. каждая единица существования причастна трансцендентному абсолюту и, следовательно, парадоксальным образом содержит его в своем ограниченном существе. Абсолют, т.о., является для каждой единицы реальности одновременно имманентным и трансцендентным (имманетно-трансцендентным).

Присутствие абсолюта в составе мира и всех его единиц сказывается в самой их способности быть, существовать. Абсолют является источником этой способности – самой силой быть, силой как таковой.

 

Определение человека в составе реальности

(антропологические основания религии)

 

Специфика жизненного поведения человека основана на его уникальной способности сознавать себя и произвольно (на основании собственных решений и силой собственной воли) действовать.

Во всех остальных своих «параметрах» человек сходен с другими единицами реальности. Так, ему фундаментально присущи: инертная вещественность и оформленность, которая свойственна всем телам; активное восприятие и рефлекторное реагирование, свойственное всем организмам; инстинктивно-избирательное восприятие и поведение, свойственное всем высокоорганизованным животным. Но именно эта сложная организованность лишает поведение человека однозначно заданной определенности, так что человек вынужден сам выбирать из множества мотивирующих его жизненных факторов. Человек призван сам определять себя, причем, осуществляя себя, он неизбежно изменяет и мир, с которым органически связан. Поэтому можно говорить о человеческом способе существования как особом – преобразующем – модусе, или измерении мира.

В составе человека, как и любой единицы реальности, классическая метафизика различает три плана:

§ физический / материальный (тело),

§ метафизический / идеальный (сущность – формообразующий принцип, который задает как родовую специфику – принадлежность к человечеству, так и индивидуальную внутри рода – личную уникальность),

§ трансцендентный / духовный (основание единства двух других планов, центр телесного состава, восприятия, смыслополагания и активности – личность).

Эти аспекты можно поставить в соответствие с традиционным делением человеческого существа на тело, душу и дух.

Сущность, или специфика человека определяется его способностью к смыслополагающей деятельности и проявляется на всех уровнях его существа: в телесной организации, в организации его психики / души, в структуре и потенциале его личности.

Тело – это физический субстрат человека, отличающийся множественностью элементов и частей и абсолютной инертностью (как и все тела), т.е. отсутствием у него собственных импульсов движения и принципов структурности (само по себе тело не одушевлено и не организовано; эти свойства присущи ему в силу связанности с другими аспектами человеческого существа). Тело человека имеет наиболее сложную из всех телесных объектов структуру и приспособлено к выполнению сложных видов деятельности.

Психика / душа – воспринимающая, переживающая и рассуждающая способность, а также способность реагирования – заключает в себе все основное содержание человеческой жизни: 1) опыт физически-чувственных восприятий (в форме ощущений, восприятий, представлений), 2) опыт психических переживаний (эмоционально-образные восприятия и состояния, аффекты, чувства), 3) деятельность рассудка, или способность систематизации, упорядочения данных физически-чувственного и психически-чувственного опыта (в форме понятий, суждений, умозаключений).

Личностный план человека есть центр, средоточие его существа и основание его осмысленного действия, или свободного выбора. Личность проявляется в способности к осмысленному жизнеосуществлению и заключает в себе: 1) индивидуальность (уникальное сочетание качеств человека, или то, что называют самобытным складом личности, личным предназначением), 2) разум, или способность к осознанию своей уникальности, или своего предназначения (смысла) в контексте всецелого существования, 3) волю к осуществлению своей уникальности, в координации с другими уникальными единицами существования, и наконец, 4) силу, обеспечивающую единство всех элементов человеческого существа, определяющую горизонт его смысло- и целе-полагания и дающую импульс его воле; эта сила – проявление укорененности человека в абсолютном, благодаря ей личность есть духовное, или самодействующее начало человека. Если индивидуальность (личная уникальность) дана человеку исходно, то способность к осуществлению (как и подавлению собственной) индивидуальности – лишь задана. Причем даже если способность к самоосуществлению (конструктивному или деструктивному) не реализуется намеренно, она все равно обязательно проявляется в человеке – как неудовлетворенность имеющимся и интуитивное предчувствие возможности большего.

Итак, специфика человеческого существования проявляется в способности человека осознавать себя и осознанно действовать. Средоточием самосознания и действия является основание индивидуальной целостности человека, его уникального свободного жизнеосуществления – личность[121].

Природа личностного аспекта человека является трансцендентной (внеположной) по отношению к остальному его составу, т.к. выступает интегрирующим центром его единства, основанием его целостности. Но основание, обусловливающее целостность, должно быть самодостаточным и самодействующим по отношению к сумме частей целого. В составе реальности есть только один план, обладающий самодостаточностью и самодействием, – абсолют; значит, на уровне личностного измерения своего существа человек может быть признан «соприродным» абсолютной реальности, укорененным в ней. Абсолютное в таком случае является трансцендентно-имманентной по отношению к человеку реальностью: оставаясь, с одной стороны, радикально иным по отношению к человеку, абсолютное, с другой стороны, обусловливает его, задавая скрытый бесконечный потенциал его существования.

 

Структура человеческого восприятия

(гносеологические основания религии)

 

Восприятие – это фундаментальная, т.е. присущая всем единицам реальности, способность испытывать свое присутствие в ней и ее непосредственное воздействие. Содержание и структура восприятия тем сложнее, чем сложнее воспринимающий «субъект».

В соответствии с уровнями существующего различают следующие типы восприятия: свойственную неорганическим предметам способность физического и химического отражения воздействий; свойственную органическим существам способность раздражимости; свойственную живым высокоорганизованным существам – способность психического восприятия; наконец, человеку (единственному из всех живых существ обладающему способностью произвольного (разумного и свободного) действия) присуще сознательное восприятие, сознание. Сознание – наиболее сложный тип восприятия.

Итак: психика – способность высокоорганизованного живого существа к активному восприятию и реагированию, которая осуществляется в непосредственных сигнальных и символических формах, а также в опосредованных идеальных и мысленных формах; сознание же – высшая функция психики, которая состоит в активном отражении реальности в опосредованных идеальных формах (обобщенных представлениях, понятиях, категориях, идеях). Термин сознание употребляется в узком и в широком смысле: в узком смысле сознание – это лишь один из режимов психического восприятия (продуцирование обобщенных идеальных образов); в широком смысле сознание – это способность восприятия вообще (что совпадает с определением психики).

Сознание делает возможным человеческое познание (процесс получения знания; целенаправленное объективное отражение реальности, отвечающее человеческой потребности действовать осознанно и свободно). Результатом деятельности сознания, которую называют познанием, – является знание.

       
 
   
 


СОЗНАНИЕ ЗНАНИЕ (результат)

(способность)

ПОЗНАНИЕ (функция)

 

Предпосылкой (контекстом) познания является погруженность человека в мир и ее непосредственное и целостное отражение в восприятии. Такое отражение осуществляется в единстве всех воспринимающих способностей человека – чувственной (физически- и психически-дискретной), рациональной (рационально-дискретной) и интуитивной (непосредственно-целостной, т.е. синтетический).

 

Сложность восприятия человека обусловлена составом его существа, в котором классическая метафизика (как уже указано) выделяет 1. тело, 2. психику и основание единства тела и психики – 3. личность. В соответствии с этим делением различают следующие уровни / типы восприятия и познания:

- чувственное восприятие и познание:

- чувственно- физическое,

- чувственно- психическое,

- идеальное / рациональное познание (или рациональное мышление),

- интуитивное восприятие / постижение.

 

1. Телесному составу человека соответствует способность физически-чувственного восприятия. По существу, это лишь контакт с реальностью: тело обеспечивает соприкосновение с физическим миром, но образы (формы) этого соприкосновения (ощущение, восприятие, представление) имеют уже не телесную, а психическую (душевную) природу.

Физически-чувственное восприятие – это исходный уровень (предпосылка) познания, результат воздействия реальности на физические органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Физиологической основой физически-чувственного познания является свойство раздражимости, присущее всему живому, обладающему нейро-динамической чувствительностью.

 

Физически-чувственное познание осуществляется в 3-х основных формах:

- ощущение,

- восприятие,

- представление.

Ощущение – элементарная форма чувственного восприятия, которая состоит в отражении отдельных свойств предметов в момент их непосредственного воздействия на органы чувств. Информация о мире, получаемая в отдельных ощущуениях, – не дает целостного образа реальности; общие свойства вещей познаются только в результате взаимодействия различных органов чувств и способности рассудка анализировать, классифицировать и обобщать чувственные данные.

Восприятие (как форма отражения, не как способность) – целостный образ предмета, возникающий в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

Представление – сохранившийся в сознании (в памяти) целостный чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. (Представления могут быть фантастическими – благодаря активности воображения, произвольно сочетающего восприятия и их части).

 

Функция физически-чувственного восприятия и познания – образование и накопление представлений. Каждое представление – структурно, т.к. является комбинацией множества ощущений и дискретно, т.к. отображает отдельные свойства, предметы, феномены.

Чувственное знание является непосредственным и фрагментированным (дискретным).

 

2. Психика – сложноорганизованная способность восприятия, которое осуществляется в двух режимах: а) психически-чувственном (образно-эмоциональном) восприятии и реагировании и б) рациональном (рассудочном, понятийно-логическом) мышлении (активном, моделирующем познании).

Функция эмоционально-чувственного восприятия – переживать (оценочно реагировать на) воспринятое (в форме эмоций, аффектов, чувств) и накапливать эмоциональный опыт, формирующий дальнейшее предпочтение или избегание в отношении к воспринимаемому.

Рациональное познание (мышление). Установлено, что чувственное познание формирует представления об отдельных предметах, об их «внешних» свойствах, но оно не может дать знаний о причинной зависимости между ними. Выяснение причинно-следственных и других неочевидных, «внутренних» связей между предметами и явлениями – невозможно без мышления. Мышление отражает существенное (устойчивое и необходимое) содержание действительности в абстрактных (идеальных) образах, или логических формах. В отличие от форм чувственного познания, образованных при непосредственном воздействии предметов на органы чувств, формы мышления являются опосредованным знанием, т.к. получены при посредстве мыслительных операций, обрабатывающих чувственные данные.

Мышление / познание представляет собой активное, направленное восприятие, т.к. подчинено конкретному практическму (материальному или идеальному) интересу, цели.

 

Основные формы рационального мышления:

- понятие,

- суждение,

- умозаключение.

Понятие – элементарная мыслительная форма, отражающая в сознании совокупность существенных (необходимых и устойчивых) признаков предмета.

Понятия образуются как результат цепи последовательных мысленных приемов:

- сравнения – мысленного сопоставления предметов с целью выявления их универсальных свойств,

- анализа – мысленного расчленения содержания предмета на части,

- абстрагирования – различения главных и второстепенных свойств и исключения второстепенных из содержания предмета,

- синтеза – восстановления главного в целостном идеальном образе предмета,

- обобщения – распространения содержания схематичного образа на все однородные предметы.

Суждение – форма мышления, в которой что-либо сообщается о предметах. Логически суждение представляет собой связь понятий.

Умозаключение – это форма мышления, благодаря которой из одного или нескольких суждений, содержащих в себе известные знания, выводятся суждения, включающие в себя новое знание.

 

Функция рассудка в познании – мысленное упорядочение, систематизация восприятий. Рассудок формирует познание отдельных существенных сторон явлений; результаты деятельности рассудка оформляются в точные, однозначные понятия и определения, состоящие из одного или нескольких понятий: понятия – на основе законов правильного мышления (законов формальной логики) – объединяются в суждения, суждения – в умозаключения; так осуществляется корректный (правильный) мысленный переход от частных понятий к общим определениям.

Рассудочное знание является опосредованным и дискретным.

 

3. Личность является средоточием и основанием единства человеческого существа и, значит, – превышает его. Личность концентрирует в индивидуальное целое все элементы и функции человека, и, реализуя их потенциал, произвольно действует, выводя человека за его собственные пределы. Для этого личность должна располагать всей бесконечной полнотой содержания человеческого существа, и ее восприятие должно быть сплошным и бесконечным, вбирающим все содержание связей человека и реальности. Такое восприятие, естественно, превышает возможности и физической чувственности, и эмоциональных реакций, и рационального мышления – в силу дискретности названных типов восприятия. Формой синхронизирующего, синтетического восприятия может быть лишь интуицияспособность схватывать сразу и все содержание реальности [122]. Нужно отметить, что интуиция не является качественно отличным типом восприятия по сравнению с дискретным непосредственно-чувственным и дискретным же опосредованно-рациональным. Особенность интуитивного восприятия заключается в синхронизации всех дискретных режимов и форм восприятия в единое, тотальное (сплошное), бесконечное поле личного опыта – как сознаваемого, так и безотчетного (бессознательного).

Функцией интуитивного восприятия является накопление и удержание бесконечного, тотального поля информации, служащего безотчетным фоном принятия решений, как сознаваемых, так и неосознаваемых; в контексте интуиции человек самоопределяется полнее. Накопленный таким образом бесконечный и сплошной объем информации хранится в человеческом восприятии и может быть назван пассивной интуицией, или безотчетным опытом. К сфере безотчетного опыта можно отнести как идеальные синтезы-предпостижения, так и рефлекторные и инстинктивные импульсы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.60 (0.095 с.)