Тема 17. Проблемы и перспективы развития менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Проблемы и перспективы развития менеджмента



Вызовы глобализации. Мировые кризисы и антикризисные меры. Американский, японский, европейский и скандинавский подходы к управлению. Новые направления исследований в управлении – управление как социальный институт: социальная ответственность бизнеса и корпоративная культура, этика бизнеса. Взаимодействие бизнеса и власти.

 

Инновационные методы

Инновационные методы направлены на повышение качества подготовки путём развития у студентов творческих способностей и самостоятельности.

В процессе изучения дисциплины «История управленческой мысли» чтение лекций и проведение семинарских занятий сопровождаются с применением мультимедийных средств.

6. Текущий контроль и промежуточная
аттестация

6.1. Методы текущего контроля для проверки формируемых компетенций в результате изучения дисциплины

А) Текущий контроль знаний:

№ п/п Форма текущего контроля Компе­тенция Приобретенные знания, умения и навыки Бал­лы
1 2 3 4 5
1.   Доклад на семинаре   ОК-1; ОК-4; ОК-5; ОК-10; ОК-12; ОК-13; ПК-1; ПК-8. Знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них. Умение анализировать и оценивать исторические события и процессы. Владение культурой мышления, способность к обобщению и анализу информации. Стремление к личностному и профессиональному саморазвитию. Осознание значимости своей будущей профессии. Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы. Знание основных этапов эволюции управленческой мысли. Способность оценивать условия и последствия принимаемых решений.  
2. Контрольная работа   ОК-1; ПК-1 Знание базовых ценностей мировой культуры. Знание основных этапов эволюции управленческой мысли.  
3.   Устный опрос   ОК-5; ОК-10;   Умение владеть культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации. Стремление к профессиональному саморазвитию.  
4. Выполнение домашнего задания ОК-10; ПК-1 Стремление к профессиональному саморазвитию. Знание основных этапов эволюции управленческой мысли.  

 

Тестирование – 25 баллов.

Итого: текущий контроль знаний – 60 баллов.

Б) Оценка за работу в семестре:

1. Присутствие и работа на лекции(конспект) – 1 балл;

2. Присутствие на семинаре –1 балл;

3. Ответы на семинарских занятиях – 2 балла;

4. Активность на семинарских занятиях – 1 балл;

5. Самостоятельная работа:

а) выполнение домашнего задания – 5 балла;

6. Контрольная работа – по 10 баллов;

7. Контрольный опрос – по 5 баллов;

9. Доклады – 15 баллов.

Итого: оценка за работу в семестре – 40 баллов.

Результаты текущего контроля успеваемости оцениваются по 100-балльной системе, которые отделом мониторинга качества образования переводятся в 20 баллов.

Аттестованным считается студент, набравший 51 балл и выше.

6.2. Примерный перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (экзамену) по дисциплине «История управленческой мысли»

1. Предмет, методология и функции истории управленческой мысли.

2. Принципы классификации и периодизации в исторических науках.

3. Структура истории управленческой мысли.

4. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли.

5. Организация власти и управление в первобытном обществе. выделение функций управления.

6. Возникновение управленческой мысли в древних цивилизациях.

7. Управление в Вавилоне и других государствах Древнего Востока.

8. Управление в Древней Индии и Древнем Китае. Особенности государственного устройства и методы управления.

9. Функции государственного управления в Древней Индии и Древнем Китае.

10. Управленческая мысль в Древней Греции. Философы Греции об управлении государством.

11. Управление в Древней Греции. Отличие от управления Древнего Востока.

12. Управленческая мысль Древней Греции: Ксенофонт и управление хозяйством.

13. Управление в Древнем Риме. Эволюция системы управления.

14. Особенности системы управления в Западной и Восточной Римской империи.

15. Ранее христианство и подходы к управлению.

16. Теоретики раннего христианства и их взгляды на мироздание.

17. Управленческая мысль Средневековья в период формирования варварских государств.

18. Особенности организации управления в варварских государствах – королевствах: вестготов, франков, вандалов, остготов.

19. Империя гуннов при Аттиле: замыслы и практика управления.

20. Модель управления государством, разработанная Карлом I Великим.

21. Управление в Панском государстве VIII в. Теоретические воззрения и принципы управления на практике.

22. Ислам и подходы к управлению.

23. Средневековые мусульманские государства: Арабский Халифат и Турецкое государство. Особенности моделей управления.

24. Управление в Византии. Идея и принципы организации управления государством.

25. Характеристика особенностей управления Византией при различных династиях.

26. Управление в средневековой Англии. Особенности структуры управления. Роль Эльфреда Великого.

27. Управление в средневековой Франции: развитие управленческой мысли, принципы управления государством.

28. Особенности управления в Германском государстве.

29. Вклад европейских мыслителей Средневековья в формирование знаний об управлении государством.

30. Предпосылки создания Древнерусского государства. Управление в протославянских государствах.

31. Формирование государственности в Древней Руси. Структура и функции управления в Киевской Руси.

32. Идея крещения Руси в становлении единого государства.

33. Письменные источники времен Киевской Руси об управлении.

34. Становление Московского государства: этапы и особенности управления.

35. Влияние Византии в воззрениях философии на государственную идеологию Московской Руси.

36. Иван Грозный и идеология его реформ в системе управления.

37. Роль Боярской Думы и Земских Соборов на систему управления Московским государством.

38. Особенности становления приказной системы управления, как органов исполнительной власти в Московском государстве.

39. Развитие управленческой мысли в трудах А.Л. Ордин-Нащокина, Ю. Крижанича, Г.К. Патошихина.

40. Реформы Петра I: замысел и воплощение. Взгляды Петра I на управление.

41. Управленческая мысль в Петровскую эпоху: И.Т. Посошков, В.М. Татищев, И.К. Кириллов.

42. Управление Российской империей при Екатерине II. Изменение взглядов на управление в эпоху просвещенного абсолютизма.

43. Попытки и предпосылки реформ в государственном и местном управлении при Екатерине II.

44. Управленческая мысль в конце XVIII-XIX в.в.: влияние промышленного переворота на управление государством.

45. Направление развития научных взглядов в эпоху промышленного переворота.

46. Отражений идей управления в экономических учениях.

47. Управленческая мысль в России в XIX в: развитие взглядов на реформирования государственного управления.

48. Предпосылки и идеи реформ Александра I. План М.М. Сперанского.

49. Великие реформы Александра II. Этапы, направления и содержание реформ. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

50. «Контрреформы» Александра III.

51. Развитие взглядов на управление государством при Николае II.

52. Формирований теорий и школ менеджмента. Основные концепции и научные направления.

53. Тейлоризм. Основные представители данного направления.

54. Административная (классическая) школа. А. Файоль и его работы. Основные представители школы.

55. Школа человеческих отношений. Э. Мейо и теория человеческих отношений. Предшественники и последователи.

56. М.П. Фоллет о решающем влиянии психологических и социальных факторов на производительность труда.

57. Управленческая мысль в России в начале ХХ в. П.А. Столыпин и его концепция модернизации экономики России.

58. Марксистская школа в России. Основные представители. В.И. Ленин и его основные оппоненты.

59. Российская организационно-производственная школа: А.Я. Челинцев, Н.П. Макаров, А.М. Митин.

60. Теория кооперации в представлении А.Я. Чаянова.

61. Движение за научную организацию труда (НОТ). А.К. Тастев - основоположник и организатор исследований по НОТ.

62. Советская управленческая мысль в области НОТ в 20-30 годы ХХ в.

63. Развитие управленческой мысли в РСФСР и СССР в 1930-50 г.г. Основные направления и достижения.

64. Управленческая мысль за рубежом второй половины ХХ в. Формирование «школы науки управления».

65. Школа поведенческих наук (бихевиоризм). А.Г. Маслоу – создатель иерархической теории потребностей. Основные представители и их подходы.

66. Управленческая мысль в СССР и России во второй половине ХХ – начале ХХI в.

67. Планирование как основа управления народным хозяйством в СССР. Теория оптимального планирования социалистической экономики.

68. Формирование советской школы экономико-математических методов в экономике. Основные представители. Л.В. Канторович - Нобелевский лауреат 1975г.

69. Преобразование в системе управления экономикой и государством под началом Н.С. Хрущева.

70. Новые принципы управления промышленностью – реформа А.Н. Косыгина (1965г.).

71. Концептуальные основы науки управления, разработанные в 1970-е годы.

72. Управленческая мысль первой половины 1980 годов.

73. Модели экономической реформы второй половины 1980-1990 годов.

74. Проблемы и перспективы развития менеджмента.

 

6.2.1. Примерная тематика докладов:

1. Значение истории управленческой мысли для науки управления.

2. Управление в государствах Древнего Востока.

3. Развитие управления в Древнем Китае: философские школы, их основные концепции.

4. Управленческая мысль в Древней Индии: письменные источники и их содержание.

5. Управление в Древней Греции. Особенности управления в Афинах и спарте.

6. Греческие философы об управлении государством и хозяйством.

7. Теоретическая база управления в Древнеримском государстве.

8. Различие путей развития Древней Греции и Рима.

9. Роль христианства в становлении основ научного знания в области управления. Августин Блаженный и Фома Аквинский.

10. Особенности управления в варварских государствах.

11. Атилла и Карл I Великий: идеи и практика управления.

12. Особенности управления в средние века: теоретические воззрения и практика управления (на примере Панского государства).

13. Средневековые мусульманские государства – роль ислама в формировании моделей управления.

14. Особенности создания и управления Византией при различных династиях.

15. Управленческая мысль в средневековой Западной Европе: известные мыслители эпохи средневековья об управлении государством и обществом.

16. Единое Древнерусское государство: роль князей и их деяния в становлении государственности.

17. Основы управления государством в Древней Руси: законодательные основы и экономические инструменты.

18. Русское (Московское) государство: этапы становления и особенности развития.

19. Влияние особенностей государственного управления в Золотой Орде на управление в русских княжествах и Московской Руси.

20. Иван Грозный и идеология его реформ.

21. Сравнительная характеристика взглядов на управление И.С. Пересветова, митрополита Макария и оппонента Ивана IV – Андрея Курбского.

22. Политические реформы Петра I и их воплощение.

23. Управление при Екатерине II в эпоху «просвещенного абсолютизма».

24. Изменения в управлении при Павле I – административные реформы.

25. Значение промышленного переворота в изменении государственной модели управления и управления экономикой.

26. Направления развития научных взглядов в эпоху4 промышленного переворота.

27. «Капитал» К. Маркса: структура и основные положения.

28. Развитие управленческой мысли в России в XIX веке – веке реформ.

29. План М.М. Сперанского. Замыслы и реальность.

30. Управление при Александре II: идеи либерализма и механизм их воплощения на практике.

31. Российское земство – успехи и «провалы».

32. Контрреформы Александра III – победа консервативных идей в государственном управлении.

33. Восшествие на престол Николая II – ставки на самодержавие.

34. Идеи и этапы формирования школы научного направления менеджмента.

35. Тейлоризм – история возникновения.

36. Формирование направлений и школ менеджмента: классификация и их характеристика.

37. Управленческая мысль в России в начале ХХ века. А.П. Столыпин и его концепция модернизации России.

38. Идеи русского парламентаризма – Государственная Дума в императорской России.

39. Марксистская школа в России. Основные представители и их взгляды.

40. В.И. Ленин: теория и практика государственного управления.

41. Научная организация труда – в работах А.К. Гастева и его последователей.

42. Формирование управленческой мысли на Западе в рамках «школы науки управления». Этапы, направления, представители.

43. Планирование в СССР – как инструмент управления.

44. Значение плана ГОЭРЛО для теории и практики управления.

45. Советская школа экономико-математических методов. Труды и достижения. Л.В. Канторович – лауреат Нобелевской премии 1975 года.

46. Совнархозы при Н.С. Хрущеве – форма реализации территориального принципа управления в капитальном строительстве.

47. А.Н. Косыгин и реформа промышленности 1965г.

48. Управленческая мысль в СССР в 1970-е годы. Проблемы и их решения.

49. Управленческая мысль в эпоху «зрелого социализма».

50. Модели экономической реформы второй половины ХХ века - 1980-90 г.г.

 

6.3. Промежуточная аттестация по дисциплине

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена, который проводится в устной форме в виде ответов на вопросы билета.

При этом оценка знаний студентов осуществляется в баллах в комплексной форме с учетом:

· оценки по итогам текущего контроля знаний;

· оценки промежуточной аттестации в ходе экзамена.

Содержание экзаменационного билета:

1-е задание (теоретический вопрос) – 35 баллов;

2-е задание (теоретический вопрос) – 35 баллов;

3-е задание (тесты) – 10 баллов.

Итого: за промежуточную аттестацию (результат в ходе экзамена) – 80 баллов.

Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам отчетности:

№ п/п Виды отчетности Баллы
  Текущий контроль успеваемости  
  Промежуточная аттестация (результат в ходе экзамена)  

Итого: 100

 

Оценка знаний по 100-балльной шкале в соответствии с критериями Финакадемии реализуется следующим образом:

· менее 51 балла – «неудовлетворительно»;

· от 51 до 69 баллов – «удовлетворительно»;

· от 70 до 85 баллов – «хорошо»;

· 86 баллов и выше – «отлично».

7. Учебно-методическое обеспечение
дисциплины

Рекомендуемая литература:

а) основная

1. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В. Всемирная история управленческой мысли. – М.: РГГУ, 2007.

2. Мазур И.И., Шашеро В.Д., Ольдеррогге Н.Г. Всеобщая история менеджмента / Под общ. ред. И.И. Мазура, В.Д. Шапиро. – М.: Изд. центр «ЕЛИМА», 2006.

3. Маршев В.И. История управленческой мысли. – М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Уткин Э.А. История менеджмента. – М.: Тандем; ЭКСМОС, 1997.

б) дополнительная:

1. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. – М.: Дело, 1996.

2. Овчинникова Н.В. История развития теории и практики управления в России в ХХ веке. – М.: Изд-во Ипполитова, 2005.

3. Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента / Под ред. М. Уорнера. –СПб.: Питер, 2001.

4. Плотицына Л.А. История государственного управления в России: Учебное пособие: В 2 ч. – М.: Финакадемия, 2008; 2009.

5. Теория управления: социально-технологический подход: Энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. – М.: Муниципальный мир, 2004.

6. Шелдрейк Д. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Под ред. В.А. Спивака. – СПб.: Питер, 2001.

7. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983.

8. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.065 с.)