Продолжительность занятия 2 часа (100 мин.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продолжительность занятия 2 часа (100 мин.)



  • Организационная часть – 3 мин.
  • Самостоятельная работа студентов – 30 мин.
  • Совместная работа студентов с преподавателем – 35 мин.
  • Заключительный контроль - 25 мин.
  • Общая оценка знаний – 3 мин.
  • Задание по самостоятельной подготовке – 2 мин.

5. Основные вопросы темы:

1. Представление о состоянии гипо- и гипергликемии.

2. Влияние инсулина и глюкагона на обмен веществ.

3. Средства, применяемые при синдроме гипергликемии. Источники и способы получения инсулина. Препараты инсулина(очищенные (монопиковые и монокомпонентные) короткого и пролонгированного (средней продолжительности и длительного) действия, их сравнительная характеристика по началу и пику наступления эффекта. Принцип дозировки инсулина для лечения сахарного диабета, особенности применения в детском возрасте. Осложнения, меры помощи.

4. Синтетические гипогликемические средства: производные сульфонилмочевины и бигуаниды, глиниды, механизм их действия, сравнительная оценка препаратов, показания к применению, побочные эффекты.

5. Средства, повышающие чувствительность тканей к инсулину (пиоглитазон, розиглитазон).

6. Средства, угнетающие всасывание глюкозы в тонкой кишке (ингибиторы a-гликозидазы).

7. Средства, применяемые при синдроме гипогликемии (глюкагон, адреналина гидрохлорид, глюкоза), механизм их действия, сравнительная характеристика, показания к применению и побочные эффекты.

6. Методы обучения: устный опрос по основным вопросам темы, решение ситуационных задач и заданий по руководству, выполнение тестовых заданий, выписывание рецепторов с разбором и расчетом доз, работа в малых группах, анализ таблиц, рисунков, схем, «мозговой штурм», «кейс-стади», дискуссии.

7. Литература:

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 10-е изд., перераб., доп. и испр. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 - 752 с.

2. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 8-е изд., перераб., доп. и испр. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.

3. Руководство к лабораторным занятиям /Под ред. Д.А. Харкевича, Медицина, 2005.– 450 с.

4. Маркова И.В., Неженцев М.В. Фармакология. С-Петербург. 2001. - 415 с.

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. - М.: Новая волна, 2007. т. 1-2. – 1206 с.

2. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006. - 1648 с.

3. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. Дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.-591с.

4. Клиническая фармакология. /Под ред. В.Г.Кукеса. – ГЭОТАР.: Медицина, 2004.-517 с.

5. Методические указания к лабораторным занятиям по фармакологии. /под ред. Пичхадзе Г.М., Алматы.- 2003. - 183 с.

6. Л.В.Деримедведь, И.М. Перцев, Е.В. Шуванова, И.А.Зупанец, В.Н. Хоменко «Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии» -Издательство «Мегаполис» Харьков 2002.-с.782

7. Справочник врача общей практики. Издание Москва ЭКСМО – ПРЕСС, 2002. т. 1-2. – 926 с.

8. Бороян Р.Г Клиническая фармакология: психиатрия, неврология, эндокринология, ревматология. – М., Медицинское информационное агентство, 2000. – 422. с.

9. Лоуренс Д.Р., Бенетт П.Н. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. – 669 с.

10. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. – М.: Медицина, 2000. – 740 с.

11. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.

12. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия. - М: Универсум Паблишинг, 1997. – 529 с.

13. Лекции, читаемые на кафере.

Препараты по программе: актрапид (инсулин человеческий короткого действия), хумулин-регуляр, протафан, хумалог (инсулин-лизпро), хумулин ультраленте, глибенкламид, гликлазид, глипизид, глимепирид, метформин, глибомет, акарбоза, пиоглитазон, розиглитазон, натеглинид (старликс), рапеглинид, глюкагон, адреналина гидрохлорид, глюкоза.

Препараты для выписывания в рецептах: актрапид (инсулин человеческий короткого действия), глибенкламид, адреналина гидрохлорид, глюкоза.

8. Контроль:

Оценивается когнитивная компетенция (знание)

1. Устный опрос-беседа по основным вопросам темы.

2. Выполнение заданий в тестовой форме.

 

Тесты для самоконтроля

Тест №1

Определить группу веществ (1). Повышают чувствительность тканей-мишеней (мышцы, жировая ткань, печень) к инсулину, понижают синтез липидов в мышечных жировых клетках. Применяют при диабете II типа, назначают перорально за 30 минут до еды.

1. производные сульфонилмочевины 2. бигуаниды 3. средства для заместительной терапии

4. производные тиазолидиндиона 5. ингибиторы альфа-гликозидазы

Тест №2

Установить соответствие: А - препараты инсулина короткого действия, Б - препараты инсулина средней продолжительности действия, В- препараты инсулина продолжительного действия:

1. ультратард ЧИ 2. хумулин-регуляр ЧИ 3. протафан СИ 4.хумалог ЧИ 5. инсулин семиленте СИ

1. А-2, 4 Б- 3,5 В- 1 2. А- 3,5 Б-4 В- 1,2 3. А- 1,5 Б- 2,3 В-4

Тест №3

К эффектам, вызываемые применением инсулина при сахарном диабете относятся (4):

1. снижение концентрации сахара в крови 2. накопление гликогена в тканях 3. глюкозурия, полидипсия 4. снижение концентрации азотистых соединений в моче 5. повышение синтеза жирных кислот

Тест №4

Препарат, препятствующий всасыванию углеводов в тонком кишечнике (1):

1. метформин 2. инсулин 3.глюкагон 4. акарбоза 5.гликлазид

Тест№5

К основным свойствам актрапида относятся (4):

1. гипогликемический эффект развивается через 15-30 минут 2. максимальный эффект наступает через 1-4 часа 3. продолжительность действия 4-8 часов 4. можно вводить подкожно, внутримышечно, внутривенно 5. вводится только подкожно

Тест №6

Определить препарат (1). Относится к синтетическим гипогликемическим средствам перорального применения. Снижает уровень сахара в крови, угнетает липогенез, снижает массу тела за счет анорексигенного действия, применяется у больных сахарным диабетом, сопровождающимся ожирением. Механизм гипогликемического действия связано с подавлением глюконеогенеза в печени и поступлением глюкозы в ткани.

1.метформин 2. глибенкламид 3. акарбоза 4. гликлазид 5. актрапид

Тест №7

Возможные механизмы действия гормонов (4):

1. стимулируют аденилатциклазу, увеличивают содержание внутриклеточной цАМФ

2. стимулируют протеинкиназы, участвующие в цАМФ – интрацеллюлярных процессах

3. изменяет проницаемость мембраны клеток для других эндогенных веществ (например, способствует вхождению глюкозы внутрь клетки) 4. взаимодействуя с цитоплазматическими рецепторами, проникают в ядро, регулируют транскрипцию генов 5. угнетает поступление ионов кальция внутрь клетки

Тест№8

К препаратам инсулина относятся (4):

1. актрапид НМ 2.хумулин - регуляр ЧИ 3. протафан ЧИ 4. глимепирид 5.ультратард ЧИ

Тест №9

Для глюкагона характерны (4):

1. вырабатывается альфа-клетками поджелудочной железы 2. применяется для лечения сахарного диабета 3. влияет на углеводный обмен, вызывает гипергликемию 4. стимулирует в печени гликогенолиз, гликонеогенез 5. оказывает положительное инотропное действие, облегчает атриовентрикулярную проводимость

Тест№10

Определить препарат (1). Относят к препаратам инсулина сверхбыстрого действия: эффект возникает через 10-12 минут, пик через 30 минут-2 часа. Общая продолжительность 4-6 часов. Этот препарат позволяет принимать пищу сразу после инъекции, что исключительно удобно для больных, ведущих здоровый образ жизни (школьники, командировочные, водители и т.п.). По фармакокинетическим параметрам наиболее точно соответствует длительности постпрандиальной гиперинсулинемии у здорового человека.

1. актрапид НМ 2. хумалог ЧИ (инсулин-лизпро) 3.монотард СИ 4. хумулин регуляр 5. ультраленте-илетин ЧИ

Примечание: эталоны ответов находятся у преподавателя.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Занятие №1 (СРСП)

1. Тема. Гормональные препараты, применяемые при повышении и понижении функции щитовидной железы. Особенности применения у детей.

2. Цель. формирование знаний особенностей фармакодинамики и фармакокинетики групп средств, используемых при гипотиреозе и гипертиреозе.

3. Задачи обучения:

1. Изучить общую характеристику, механизм действия и основные фармакологические эффекты средств, применяемые при повышении и понижении функции щитовидной железы, в том числе в детской практике.

2. Знать принципы выбира лекарственных средств, применяемые при повышении и понижении функции щитовидной железы, в том числе в детской практике с целью повышения эффективности терапии.

3. Выбирать лекарственные формы, способы их применения и усвоить навыки их выписывания в рецептах.

4. Определять противопоказания к применению и распознавать нежелательные эффекты средств, применяемые при повышении и понижении функции щитовидной железы, в том числе в детской практике, проводить своевременную их коррекцию.

4. Форма проведения: консультации по всем возникающим вопросам, самостоятельное освоение темы, решение ситуационных задач, работа с таблицами, выполнение тестовых заданий для самоконтроля, выписование рецептов, работа с материалом на электронных носителях, работа в малых группах.

5.Основные вопросы темы:

1.Классификация гормональных препаратов, источники получения, механизмы действия. Принципы гормональной терапии.

2.Влияние гормонов щитовидной железы на обмен веществ.

3.Представление о состояниях гипо- и гипертиреоза.

4.Средства, применяемые при синдроме гипотиреоза. Йодсодержащие гормоны щитовидной железы, источники и способы получения. Сравнительная оценка эффективности отдельных препаратов, показания к применению, возможные побочные эффекты показания. Особенности применения в детском возрасте.

5.Средства, применяемые при синдроме гипертиреоза (антитиреоидные средства). Механизм действия, сравнительная оценка эффективности отдельных препаратов, показания к применению, возможные побочные эффекты показания. Особенности применения в детском возрасте.

6. Раздаточный материал: таблицы, ситуационные задачи, тестовые задания для самоконтроля, схемы, рисунки

7. Литература:

Основная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 10-е изд., перераб., доп. и испр. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 - 752 с.

2. Руководство к лабораторным занятиям /Под ред. Д.А. Харкевича, Медицина, 2005.– 450 с.

3. Маркова И.В., Неженцев М.В. Фармакология. С-Петербург. 2001. - 415 с.

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. - М.: Новая волна, 2007. т. 1-2. – 1206 с.

2. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.

3. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. Дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.-591с.

4. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006. - 1648 с.

5. Методические указания к лабораторным занятиям по фармакологии. /под ред. Пичхадзе Г.М., Алматы.- 2003. - 183 с.

6. Бороян Р.Г Клиническая фармакология: психиатрия, неврология, эндокринология, ревматология. – М., Медицинское информационное агентство, 2000. – 422. с.

7. Справочник врача общей практики. Издание Москва ЭКСМО – ПРЕСС, 2002. т. 1-2. – 926 с.

8. Лоуренс Д.Р., Бенетт П.Н. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. – 669 с.

9. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. – М.: Медицина, 2000. – 740 с.

10. Клиническая фармакология. /Под ред. В.Г.Кукеса. – ГЭОТАР.: Медицина, 2004.-517 с.

11. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.

12. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия. - М: Универсум Паблишинг, 1997. – 529 с.

13. Л.В.Деримедведь, И.М. Перцев, Е.В. Шуванова, И.А.Зупанец, В.Н. Хоменко «Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии» - Издательство «Мегаполис» Харьков 2002.-с.782

14. Сатоскар Р.С., Бондаркар С.Д. Фармакология и фармакотерапия, в 2 томах: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1999 г.

15. Лекции, читаемые на кафере.

Препараты по программе: L-тироксин, трийодтиронин, тиреокомб, тиреотом, мерказолил, перхлорат калия, препараты йода.

 

Тесты для самоконтроля

Тест №1. К гормонам – производным аминокислот относятся:

1. гормоны эпифиза 2. гормоны гипоталамуса и гипофиза 2. гормоны паращитовидной железы 4. гормоны щитовидной железы 5. гормоны коры надпочечников

Тест №2. Гормон, передней доли гипофиза регулирующий синтез тиреоидных гормонов:

1. тиреотропный гормон 2. инсулин 3.мерказолил 4. тироксин 5. соматотропный гормон

Тест №3. При гипофункции щитовидной железы применяются:

1. трийодтиронина гидрохлорид 2. перхлорат калия 3. мерказолил 4. препараты йода

5. L - тироксин

Тест №4. Определить группу веществ: способствуют дифференцировке тканей, энхондральному росту костей, синтезу сурфактанта, формированию скелета и развитию нервной ткани. Повышают основной обмен и реакцию тканей на катехоламины, которая проявляется усилением их реактивности, участвуют в тканевом дыхании, терморегуляции.

1. гормоны передней доли гипофиза 2. йодсодержащие гормоны щитовидной железы

3. антитиреоидные средства 4. кальцитонин 5. средства, применяемые при гипогликемии

Тест №5. Механизм действия мерказолила:

1. стимулируют аденилатциклазу, увеличивают содержание внутриклеточной цАМФ

2. стимулируют протеинкиназы, участвующие в цАМФ – интрацеллюлярных процессах

3. изменяет проницаемость мембраны клеток для других эндогенных веществ (например, способствует вхождению глюкозы внутрь клетки) 4. угнетает синтез тиреоидных гормонов непосредственно в щитовидной железе 5. взаимодействуя с цитоплазматическими рецепторами, проникают в ядро, регулируют транскрипцию генов

Тест №6. Для трийодтиронина гидрохлорида характерны:

1. синтетический аналог тиреоидного гормона 2. в отличие от тироксина эффект наступает быстрее и сохраняется не долго 3. влияние на обменные процессы в 3-5 раз сильнее тироксина 4. эффективен в качестве заместительной терапии (короткий период полувыведения) 5. применяется в основном для кратковременного угнетения выделения ТТГ, а также с диагностической целью для супрессии гормона Т3

Тест №7. К тиреоидным гормонам щитовидной железы и их препаратам относятся (4):

1. тироксин 2. тиреокомб 3. трийодтиронина гидрохлорид 4. мерказолил 5. тиреотом

Тест №8. К побочным эффектам мерказолила относятся (4):

1. лейкопения, агранулоцитоз, апластическая анемия 2. зобогенный эффект 3. симптомы йодизма 4. холестатическая желтуха, гепатит, нефрит 5. уртикарная сыпь, васкулиты, артралгии

Тест №9. При гипофункции щитовидной железы применяются (4):

1. трийодтиронина гидрохлорид 2. тиреокомб 3. L-тироксин 4. мерказолил 5. тиреотом

Тест №10. Определить препарат (1). Угнетает синтез тиреоидных гормонов путем блокады йодизации тирозина и последующей конденсации монойодтирозина. Побочные эффекты лейко-, тромбоцитопения, кожная сыпь, тошнота, рвота, нраушение функции печени.

1.тироксин 2. перхлорат калия 3. мерказолил 4. трийодтиронина гидрохлорид 5. тиреокомб

 

Занятие №2 (СРСП)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.122.5 (0.061 с.)