Методика составления реферативного обзора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика составления реферативного обзора



Занятие 15-16

Методика составления аннотации и монографического реферата на основе плана текста

Вопросы

1. В чем отличия реферата от аннотации?

2. Что общего в типизации рефератов и аннотаций?

3. Укажите основные признаки монографического реферата?

Задание 1. Рассмотрите информацию по методике составления аннотации и монографического реферата на основе плана текста.

План текста может являться основой для составления аннотации и монографического реферата, поскольку в нем отражается основное содержание реферируемого источника.

Если источник представляет собой книгу (научную монографию, учебник и т.п.), то план рекомендуется составлять в соответствии с ее структурными разделами: по главам, параграфам и т.п. Если источником является статья, то план составляется по ее смысловым частям, как правило, абзацам.

Основой для составления аннотации является план, пункты которого сформулированы в виде словосочетаний (где главным словом является существительное), т.е. плана третьего вида.

Основной для составления реферата служит план, пункты которого сформулированы в виде предложений, содержащих сказуемое, т.е. план второго вида.

Рассмотрим, каким образом, предлагаемый принцип может быть применен к текстам, основное содержание которых анализировалось в тексте 4.

Текст «Чтение» по речевой форме представляет собой объяснение с элементами рассуждения. Цель автора – информирование и убеждение читателя в том, что навыки чтения необходимо совершенствовать (это главная идея текста). Тема текста – совершенствование навыков чтения. Все перечисленные моменты должны быть отражены в аннотации и реферате.

 

Задание 2. Составление аннотации на основе плана текста.

Для составления аннотации возьмем пункты плана 3 (табл. 5), сформулированные в виде словосочетаний. Кроме того, следует обратить внимание на проблематику этого текста. Таблица 5

 

Пункт плана Проблематика
1. Необходимость совершенствования навыков чтения в целях успешной профессиональной деятельности. 1. Значение навыков чтения для успешной профессиональной деятельности.
2. Зависимость вида чтения от поставленной цели. 2. Виды чтения в зависимости от цели.
3. Развитие навыков чтения с помощью определенных упражнений. 3. Способы развития навыков чтения.

 

Текст аннотации должен начинаться с формулировки темы источника. Можно сказать так: «Статья посвящена вопросам, связанным с совершенствованием навыков чтения».

Далее в этом же абзаце можно сформулировать цель и главную идею автора: «Автор стремится убедить читателей, что навыки чтения необходимо развивать».

В следующем абзаце излагается проблематика статьи, т.е. перечисляется круг вопросов, которые в ней затрагиваются. Возможен такой вариант: «В статье подчеркивается значение навыков чтения для успешной профессиональной деятельности (пункт 1), рассматриваются виды чтения в зависимости от цели (пункт 2), предлагаются способы развития навыков чтения (пункт 3)».

Последний абзац текста аннотации – указание на адресат. К данной статье можно использовать следующее выражение: «Статья представляет интерес для широкого круга читателей».

Таким образом, полный текст аннотации выглядит следующим образом.

Образец аннотации (текст 5 «Чтение»)

Статья посвящена вопросам, связанным с совершенствованием навыков чтения. Автор стремится убедить читателей, что навыки чтения необходимо развивать.

В статье подчеркивается значение навыков чтения для успешной профессиональной деятельности, рассматриваются виды чтения в зависимости от цели, предлагаются способы развития навыков чтения Статья представляет интерес для широкого круга читателей.

Задание 3. Составление монографического реферата на основе пунктов плана.

Для составления реферата возьмем пункты плана № 2, сформулированные в виде предложений. Поскольку реферат представляет собой краткое изложение содержания, включающее основные идеи автора и конкретные факты, то в тексте необходимо найти также конкретные фактографические сведения (примеры, пояснения и т.п.).

Таблица 6

Пункты плана Фактографические сведения
1. Навыки чтения необходимо совершенствовать для успешной профессиональной деятельности и развития умений писать и говорить. - выработка свободных навыков активного и самостоятельного раскрытия смысла читаемого; - формирование способности быстрее, лучше и глубже понимать читаемое; - развитие умений продуктивной речевой деятельности в ее устной и письменной формах.
2. Вид чтения зависит от поставленной цели. - изучающее, ознакомительное, просмотровое
3. Навыки чтения можно развить, выполняя определенные упражнения. - выделение смысловых частей текста; - замена смысловых частей их свернутыми эквивалентами и наоборот; - определение частных деталей текста с последующей передачей в устной или письменной форме впечатления о прочитанном; - прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на факты предыдущих частей; - определение функционального стиля; - составление вопросов и т.п.

 

Текст реферата, как и текст аннотации, начинается с указания на тему источника, далее возможно также указать цель и сформулировать главную идею автора. Следовательно, первые фразы реферата и аннотации совпадают: «Статья посвящена вопросам, связанным с совершенствованием навыков чтения. Автор стремится убедить читателей, что навыки чтения необходимо развивать».

Далее в этом же абзаце обычно указывается композиция источника. Однако указание на композицию используется только в том случае, когда источником является книга или обширная статья, включающая несколько разделов. В данном случае указания на композицию не требуется.

Следующий абзац реферата - начало изложения основного содержания источника.

В тексте 4 «Чтение» первый рассматриваемый вопрос (проблема) - значение навыков чтения для успешной профессиональной деятельности. Эта мысль выражена в первом пункте плана - «Навыки чтения необходимо совершенствовать для успешной профессиональной деятельности и развития умений писать и говорить». Для включения этого предложения в текст реферата необходимо использовать вводную конструкцию, в которой содержится ссылка на мнение автора, например: «Автор отмечает, что...» или «По мнению автора,...» и т.п.

Выберем первый вариант, и тогда фраза будет выглядеть следующим образом: «Автор отмечает, что навыки чтения необходимо совершенствовать для успешной профессиональной деятельности и развития умений писать и говорить».

Это высказывание необходимо подкрепить фактографическими данными. Поэтому далее следует сказать: «Доказывая свое мнение, он подчеркивает, что только в процессе чтения происходит выработка свободных навыков активного и самостоятельного раскрытия смысла читаемого, формируется способность быстрее, лучше и глубже понимать текст, развиваются умения продуктивной речевой деятельности в ее устной и письменной формах».

Как правило, каждая мысль (аргумент) автора выделяется в отдельный абзац, поэтому изложение второй рассматриваемой автором проблемы - «виды чтения в зависимости от цели» - начнем с красной строки.

Здесь также необходима вводная конструкция, которую следует выбирать таким образом, чтобы избежать стилистических ошибок - повторов одних и тех же слов в соседних предложениях.

С этой целью можно использовать безличные конструкции типа «Указывается, что...», «Обращается внимание на то, что...» и т.п. Мы предлагаем следующий вариант: «Предлагается использовать различные виды чтения в зависимости от поставленной цели» (второй пункт плана). Далее необходимо конкретизировать эту мысль, т.е. перечислить виды чтения, о которых говорит автор. Это можно сделать следующим образом: «Например, использовать изучающее, ознакомительное или просмотровое чтение».

Следующий абзац реферата - изложение содержания третьей подтемы - «способы развития навыков чтения». Здесь также используем вводную конструкцию типа «Как указывает автор,...»; «По мнению автора,...» и т.п. - «По мнению автора, навыки чтения можно развить, выполняя определенные упражнения». Далее конкретизируем эту мысль, перечислив конкретные виды упражнений: «К числу таких предложений относятся выделение смысловых частей текста; замена их эквивалентами; пересказ деталей текста; прогнозирование содержания; определение функционального стиля, составление вопросов и т.п.».

Следующая структурная часть монографического реферата - указание на наличие иллюстративного материала. В данном источнике иллюстративный материал отсутствует, поэтому здесь эту часть следует пропустить.

Заключительная структурная часть реферата, как и аннотации, - это указание на адресат. Здесь может быть использована та же фраза, что и в аннотации: «Статья представляет интерес для широкого круга читателей».

Далее, соединяя все предложения в единый текст, необходимо следить за тем, чтобы в тексте не было стилистических ошибок. Если обнаружены повторы, то необходимо переформулировать предложение так, чтобы их избежать. Такие видоизменения мы проделали в некоторых предложениях, и они отражены в приводимом ниже образце монографического реферата.

Образец реферата (текст 5 «Чтение»)

Статья посвящена вопросам, связанным с совершенствованием навыков чтения. Цель автора – убедить читателей, что навыки чтения необходимо развивать.

Автор отмечает, что совершенствование навыков чтения необходимо для успешной профессиональной деятельности и развития умений писать и говорить. Доказывая свое мнение, он подчеркивает, что только в процессе чтения происходит выработка свободных навыков активного и самостоятельного раскрытия смысла читаемого, формируется способность быстрее, лучше и глубже понимать текст, развиваются умения продуктивной речевой деятельности в ее устной и письменной формах.

Предлагается овладеть различными видами чтения в зависимости от поставленной цели. Например, использовать изучающее, ознакомительное или просмотровое чтение.

По мнению автора, навыки чтения можно развить, выполняя определенные упражнения. К числу таких предложений относятся выделение смысловых частей текста; замена их эквивалентами; пересказ деталей текста; прогнозирование содержания; определение функционального стиля, составление вопросов и т.п.

Статья представляет интерес для широкого круга читателей.

 

В процессе составления аннотации и реферата необходимо следить за тем, чтобы в тексте присутствовали вводные конструкции (слова и словосочетания), содержащие ссылки на автора, а также за тем, чтобы в тексте не было повторов одних и тех же слов и выражений. С этой целью необходимо пользоваться словарями синонимов. Рекомендуем также обратиться к спискам слов и выражений, используемых при реферировании и аннотировании, которые содержатся в приложении.

Задание 4. Составьте аннотацию и реферат к статье «Высшее образование в США», основываясь на планах текста.

Задание 5. Составить аннотацию и реферат к тексту 10 «Роли и ярлыки» в соответствии с предложенным методом.

 

Занятие 17

Занятие 18

Занятие 19

Занятие 20

Занятие 21

Занятие 22

Занятие 23

Занятие 24

Подготовка к реферированию устной речи

Вопросы

1. Охарактеризуйте способы организации внимания при слуховом восприятии.

2. Каковы условия для появления, сохранения и развития внимания?

3. Какие упражнения для тренировки внимания вы знаете? Какими владеете?

Задание 1. Прочитайте текст-интервью «Космический щит можно сооружать хоть сегодня». Выделите в нем главную информацию (ее нужно брать из вопроса и из ответа). Напишите аннотацию к тексту, затем реферат.

Текст 23

КОСМИЧЕСКИЙ ЩИТ МОЖНО СООРУЖАТЬ ХОТЬ СЕГОДНЯ

Тема космической опасности постепенно стала переползать из фантастической литературы в выступления ученых, космонавтов, прогнозистов. Возможно, причиной такого пристального внимания послужило знаменитое падение кометы Шумахер-Леви на Юпитер либо же осознание «хрупкости» человеческой цивилизации стало актуальным.

В последние два-три года появился ряд публикаций, посвященных этой

теме, даже прошла международная конференция. Неудивительно, что и на

X Московском международном симпозиуме по истории авиации и космонавтики эта тема нашла свое место.

Наш корреспондент встретился с А. ЗАЙЦЕВЫМ, сотрудником НПО

им. Лавочкина, который выступил с докладом «Цели, задачи и возможности создания систем защиты Земли от опасных космических объектов».

— Анатолий Васильевич, насколько актуальны сегодня проблемы

защиты от так называемых «опасных космических объектов»? Ведь, судя

по орбитам известных астероидов, в ближайшее время их падение наЗемлю не предполагается.

— Надо сказать, что орбиты некоторых астероидов пересекают орбиту Земли, и как они поведут себя при следующем сближении, — неизвестно. Влияние планет-гигантов на их траекторию очень трудно прогнозировать. Но, кроме того, совершенно необязательно, чтобы на нас обрушился огромный астероид. Для глобальной катастрофы достаточно будет, если на многомиллионный город или атомную электростанцию рухнет металлическая глыба в несколько десятков метров... А таких объектов в космическом пространстве, увы, немало.

— Но если опасность действительно нависла над человечеством, как

дамоклов меч, то, возможно, имеет смысл бросить все силы на то, чтобы

где-то в будущем десятилетии создать космические крепости, которые на

подступах к нашей планете будут разносить астероиды в пыль...

— Такие проекты время от времени публикуются, но это пока фантастика. Да еще и неизвестно, что случится, если раздробить астероид на обломки помельче. Вместо одной напасти мы можем получить сразу сотню или тысячу. Другое дело, что уже сейчас мы можем приступить к созданию космического щита, причем на базе имеющейся технологии.

— Вы имеете в виду технологию пресловутых «звездных войн», все

эти космические перехватчики, лазерные пушки и другое экзотическое

оружие?

— Нет, я говорю о вполне реальном оборудовании, которое разработано в НПО им. Лавочкина, где я, собственно, и работаю. Практически мы готовы приступить к созданию системы космической безопасности. Такая система должна состоять из трех компонентов: первый — это служба обнаруженияастероидов и комет, второй — система перехвата и третий — комплекс управления.

— И все эти три компонента — реальность?

— Давайте рассмотрим их по очереди. Система обнаружения, очевидно, должна иметь наземно-космический характер. Наземные структуры, как известно, хорошо отработаны и нормально функционируют. Ну а космическая часть может быть выведена на нужные орбиты вскоре после принятия необходимых решений. Специалисты нашей фирмы оценили возможности телескопов, выводимых на орбиту, и пришли к мнению, что гиганты не требуются. Достаточно вполне компактных, небольших устройств весом не более 50—100 кг. Ну а для таких грузов нет нужды создавать специальные носители и платформы: достаточно использовать имеющиеся.

— Иными словами, космический «патруль» можно сформировать

хоть сегодня?

— Для этого есть предпосылки. В течение пары лет мы можем так

«нашпиговать» нашими аппаратами околоземное пространство, что ни один приличных размеров космический булыжник не останется незамеченным. Все, естественно, упирается в финансирование этих программ.

— Таким образом, потенциал только вашей фирмы позволяет реализовать систему слежения?

– Да. Надо сказать, что нами проведены также расчеты наиболее оптимальных орбит и точек размещения космических элементов системы слежения.

– А как насчет системы перехвата? Ведь если с комплексом управления все более или менее понятно, то как и чем перехватывать? Термоядерными боеголовками? Чтобы в итоге на Землю обрушивалась радиоактивная щебенка?

– Вопрос непростой. Мы разработали систему дальнего перехвата, позволяющего обойтись максимально безопасными средствами. Чем дальше будет находиться опасный объект, тем меньшее воздействие должно быть оказано на него - со временем и расстоянием он уйдет далеко от нашей планеты. Ну а если астероид будет засечен вблизи, то придется, конечно, действовать всей имеющейся мощью.

— То есть проще долететь до астероида, пока он еще где-то на орбите Юпитера или Марса и там чуть-чуть подтолкнуть его?

– Так оно и есть. Вот, например, наш известный аппарат «Фобос», по сути, – готовое устройство для полета к астероидам. Уже схема полета к комете Галлея была фактически отработкой перехвата. Идут два аппарата: один, разведчик-навигатор уточняет параметры и точно наводит второй, аппарат-перехватчик. Ну а какой груз он может нести - это вопрос техники.

— Груз — это ядерный заряд?

– В принципе, мегатонного заряда должно хватить для того, чтобы сбить с траектории большой астероид. Правда, как я уже говорил, чем больше расстояние, на котором это произойдет, тем лучше.

– А для тех объектов, которые прорвутся в непосредственную близость к планете?

– Для них вполне пригодны существующие боевые ракеты. Причем без ядерных боеголовок, поскольку взрывать такие заряды в непосредственной близости к Земле неразумно.

— И все-таки насколько это актуально?

– В позапрошлом году большой болид прошел сквозь атмосферу над Северной Америкой и вышел из атмосферы где-то над Канадой. Если бы существовала группа орбитных телескопов, его появление не было бы неожиданностью. Мы не знаем, что сейчас, пока мы с вами беседуем, приближается к Земле...

Наука и религия. — 1995. — № 9. — С. 31—32.

Занятие 25

Реферат устного выступления

Вопросы

1. В чем заключаются особенности реферирования устной речи?

2. В чем заключаются ошибочные представления большинства людей о процессе слушания?

3. В чем состоит суть процесса слушания? Каковы недостатки традиционного слушания?

4. От каких факторов зависит эффективность слухового восприятия?

5. Каковы принципы эффективного слушания?

6. Что представляет собой процесс концентрации?

7. Каковы основные этапы анализа основного содержания при слуховом восприятии речи?

8. В чем заключается суть свертывания фраз?

9. Каковы основные принципы сокращения слов?

10. Отличается ли реферат, составленный по устному сообщению, от реферата письменного источника?

Задание 1. Тренируйте свое умение слушать критически. Для этого во время прослушивания попытайтесь оценить содержание речи по трем основным критериям: адекватность данных, весомость аргументации, истинная цель говорящего.

· Чтобы оценить адекватность данных, необходимо ответить на вопросы: Исходят ли данные из надежных источников? Точно ли они отражают то, о чем говорит оратор? Достаточно ли их для подтверждения выводов? Обычно считается, что каждый аргумент оратора должен подкрепляться 2-3 примерами.

· Чтобы оценить весомость аргументации, необходимо ответить на вопросы: Вытекают ли выводы оратора логически из его посылок? Соблюдает ли оратор правила логической аргументации? Логичность рассуждений связывается обычно с точностью отражения причинно-следственных связей между посылкой и выводом.

· Чтобы оценить истинную цель оратора, надо постараться различать субъективный и объективный материал, пропаганду и факты, догматические утверждения и хорошо обоснованные доводы. Точка зрения говорящего считается субъективной, если она не является общепринятой, не подкрепляется реально существующими фактами и т.д. Догматические утверждения, как правило, также не подкрепляются конкретными фактами и примерами.

Старайтесь использовать критерии критической оценки содержания не только при прослушивании устных сообщений, но также в процессе делового общения.

Задание 2. Тренируйте свое умение конспектировать. Для этого запишите основное содержание выступления в процессе его прослушивания, используя различные приемы техники записи.

· Сначала попробуйте использовать только прием свертывания фраз. Записанные вами фразы должны быть сокращенными перифразами услышанных. Этот навык является наиболее важным при конспектировании.

· Записывайте услышанное, пользуясь различными сокращениями и приемами стенографии. Такую запись необходимо впоследствии «расшифровать», т.е. переписать без сокращений наиболее важные элементы содержания. Иначе через некоторое время (особенно если сокращения сделаны некорректно) вы не сможете понять суть записанного.

Задание 3. Развивайте навыки свертывания фраз, прослушивая следующие предложения и пытаясь на слух определить их доминанту. Для этого попросите кого-либо предварительно записать их на магнитофон.

· Психологическая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.

· При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

· Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

· Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные сенсомоторные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.

· Чтение как сложный и взаимосвязанный процесс складывается из восприятия и понимания читаемого, поэтому основным механизмом чтения на мозговом уровне является умение устанавливать звуко-буквенные соответствия по тексту и прогнозировать развертывание языкового материала по определенной мозговой программе.

· Исследователи, изучающие закономерности развития языка и мышления, отмечают, что все языки мира имеют тенденцию к оптимизации объема словаря, исходя из конкретных возможностей механизмов мозга, а не из фактического многообразия структуры окружающего мира.

· Память представляет собой способность нервной системы, точнее головного мозга, воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть нужное точь-в-точь или своими словами.

· В условиях быстрого чтения, когда основные мыслительные процессы носят свернутый характер, роль непроизвольного запоминания особенно велика и состоит в том, что в начале проработки текста часто только при помощи непроизвольного запоминания можно впоследствии сознательно и продуктивно запомнить весь текст.

Подберите для последующих упражнений сложные, распространенные высказывания, выражающие законченную мысль.

Задание 4. Запишите данный текст (статья из научно-популярного журнала) на диктофон. Прослушайте его. Используя навыки свертывания фраз, сначала сделайте конспект текста, а затем его реферат.

 

Текст 24

ИСПОЛИН ИЗ ГОБИ

Найдены древние останки человекоподобного существа ростом пятнадцать метров! «Это существо чуждо Земле»,— считают палеонтологи.

Начало 1999 года ознаменовано поразительной находкой в пустыне

Гоби (Уулах, Южная Монголия). Английские палеонтологи в горной породе примерно 45-миллионолетней давности обнаружили окаменелый скелет, принадлежавший некоему человекообразному существу со странным строением тела. Череп, к примеру, по целому ряду признаков указывает на близкое родство с первыми человекоподобными обезьянами, жившими 6-8 млн. лет назад. Другие же признаки заставляют явно отнести антропологию черепа к высокоразвитому гомо сапиенс. Особенности строения черепной коробки бесспорно свидетельствуют: это существо располагало органами речи и, следовательно, могло говорить. Возможно, существо было в какой-то степени разумным. Строение скелета весьма близко к человеческому, за исключением кистей рук, жаждая из которых несоразмерно велика. Исследователи пока затрудняются оценить причины такой аномалии. И, главное, рост этого существа изумляет: он составляет около 15 метров при длине нижних конечностей порядка 7 метров!

Американские специалисты в области палеонтологии скептически относятся к находке. Доктор Ален Паркер, считающийся специалистом, с присущим ему упрямством заявил по этому поводу: «Пусть это звучит банально, но этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Известный журнал «Нейчур» высказал предположение, что находка в Уулахе – высокопрофессиональная и дорогостоящая мистификация, созданная талантливыми специалистами и поставившая англичан в тупик.

Доктор Тоунс из Великобритании более современен и реалистичен, нежели американцы. «Возможно, и даже, скорее всего, — утверждает он,

— мы имеем дело не с представителем человекоподобного племени и не с вымершей миллионы лет назад человеческой расой, а с чем-то иным, не свойственным нашей Природе. Это существо, похоже, развивалось вне законов нашей эволюции». Уфологов, или сторонников НЛО, подобная позиция, безусловно, порадует. Тоунс подчеркнул, что это существо «чуждо Земле», и сей факт он считает несомненным.

На страницах британской газеты «Глоуб» палеонтолог Даниэл Стэнфорд по-иному оценивает события: «Похоже, нам придется пересмотреть всю известную человечеству историю планеты. То, что мы обнаружили, абсолютно противоречит существовавшей до сего дня научной картине мира». По мнению Стэнфорда, окаменелые останки исполина были найдены случайно.

Экспедиция исследовала кладбище динозавров в труднодоступном горном ущелье, и здесь неожиданно одному из палеонтологов стена с отложениями, на которой ясно виден был облик умершего десятки миллионов лет назад гиганта. В пользу достоверности находки говорит существование у местных жителей предания о «костлявом демоне, живущем в ущелье».

Создать такую дорогостоящую подделку скрыто и незаметно практически невозможно. Это ясно уже сейчас. Согласно последним научным данным, полтора миллиарда лет назад Земля вращалась быстрее. В сутках было всего 9 часов. Анализ суточных наростов вымерших кораллов также показал: в юрском периоде, не менее 130 млн. лет назад, в году было 377 дней, а Земля вращалась быстрее. Наличие гигантов в эту эпоху было, скорее, нормой, чем отклонением.

( Аверьянов А. // Чудеса и приключения. — 1999. — № 10 / Октябрь. — С. 40)

Задание 5. Составьте аннотации и рефераты законспектированных вами устных сообщений, соблюдая все предъявляемые к ним требования. Особое внимание обратите на заголовочную часть аннотации и реферата.

 

Занятие 15-16

Методика составления аннотации и монографического реферата на основе плана текста

Вопросы

1. В чем отличия реферата от аннотации?

2. Что общего в типизации рефератов и аннотаций?

3. Укажите основные признаки монографического реферата?

Задание 1. Рассмотрите информацию по методике составления аннотации и монографического реферата на основе плана текста.

План текста может являться основой для составления аннотации и монографического реферата, поскольку в нем отражается основное содержание реферируемого источника.

Если источник представляет собой книгу (научную монографию, учебник и т.п.), то план рекомендуется составлять в соответствии с ее структурными разделами: по главам, параграфам и т.п. Если источником является статья, то план составляется по ее смысловым частям, как правило, абзацам.

Основой для составления аннотации является план, пункты которого сформулированы в виде словосочетаний (где главным словом является существительное), т.е. плана третьего вида.

Основной для составления реферата служит план, пункты которого сформулированы в виде предложений, содержащих сказуемое, т.е. план второго вида.

Рассмотрим, каким образом, предлагаемый принцип может быть применен к текстам, основное содержание которых анализировалось в тексте 4.

Текст «Чтение» по речевой форме представляет собой объяснение с элементами рассуждения. Цель автора – информирование и убеждение читателя в том, что навыки чтения необходимо совершенствовать (это главная идея текста). Тема текста – совершенствование навыков чтения. Все перечисленные моменты должны быть отражены в аннотации и реферате.

 

Задание 2. Составление аннотации на основе плана текста.

Для составления аннотации возьмем пункты плана 3 (табл. 5), сформулированные в виде словосочетаний. Кроме того, следует обратить внимание на проблематику этого текста. Таблица 5

 

Пункт плана Проблематика
1. Необходимость совершенствования навыков чтения в целях успешной профессиональной деятельности. 1. Значение навыков чтения для успешной профессиональной деятельности.
2. Зависимость вида чтения от поставленной цели. 2. Виды чтения в зависимости от цели.
3. Развитие навыков чтения с помощью определенных упражнений. 3. Способы развития навыков чтения.

 

Текст аннотации должен начинаться с формулировки темы источника. Можно сказать так: «Статья посвящена вопросам, связанным с совершенствованием навыков чтения».

Далее в этом же абзаце можно сформулировать цель и главную идею автора: «Автор стремится убедить читателей, что навыки чтения необходимо развивать».

В следующем абзаце излагается проблематика статьи, т.е. перечисляется круг вопросов, которые в ней затрагиваются. Возможен такой вариант: «В статье подчеркивается значение навыков чтения для успешной профессиональной деятельности (пункт 1), рассматриваются виды чтения в зависимости от цели (пункт 2), предлагаются способы развития навыков чтения (пункт 3)».

Последний абзац текста аннотации – указание на адресат. К данной статье можно использовать следующее выражение: «Статья представляет интерес для широкого круга читателей».

Таким образом, полный текст аннотации выглядит следующим образом.

Образец аннотации (текст 5 «Чтение»)

Статья посвящена вопросам, связанным с совершенствованием навыков чтения. Автор стремится убедить читателей, что навыки чтения необходимо развивать.

В статье подчеркивается значение навыков чтения для успешной профессиональной деятельности, рассматриваются виды чтения в зависимости от цели, предлагаются способы развития навыков чтения Статья представляет интерес для широкого круга читателей.

Задание 3. Составление монографического реферата на основе пунктов плана.

Для составления реферата возьмем пункты плана № 2, сформулированные в виде предложений. Поскольку реферат представляет собой краткое изложение содержания, включающее основные идеи автора и конкретные факты, то в тексте необходимо найти также конкретные фактографические сведения (примеры, пояснения и т.п.).

Таблица 6

Пункты плана Фактографические сведения
1. Навыки чтения необходимо совершенствовать для успешной профессиональной деятельности и развития умений писать и говорить. - выработка свободных навыков активного и самостоятельного раскрытия смысла читаемого; - формирование способности быстрее, лучше и глубже понимать читаемое; - развитие умений продуктивной речевой деятельности в ее устной и письменной формах.
2. Вид чтения зависит от поставленной цели. - изучающее, ознакомительное, просмотровое
3. Навыки чтения можно развить, выполняя определенные упражнения. - выделение смысловых частей текста; - замена смысловых частей их свернутыми эквивалентами и наоборот; - определение частных деталей текста с последующей передачей в устной или письменной форме впечатления о прочитанном; - прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на факты предыдущих частей; - определение функционального стиля; - составление вопросов и т.п.

 

Текст реферата, как и текст аннотации, начинается с указания на тему источника, далее возможно также указать цель и сформулировать главную идею автора. Следовательно, первые фразы реферата и аннотации совпадают: «Статья посвящена вопросам, связанным с совершенствованием навыков чтения. Автор стремится убедить читателей, что навыки чтения необходимо развивать».

Далее в этом же абзаце обычно указывается композиция источника. Однако указание на композицию используется только в том случае, когда источником является книга или обширная статья, включающая несколько разделов. В данном случае указания на композицию не требуется.

Следующий абзац реферата - начало изложения основного содержания источника.

В тексте 4 «Чтение» первый рассматриваемый вопрос (проблема) - значение навыков чтения для успешной профессиональной деятельности. Эта мысль выражена в первом пункте плана - «Навыки чтения необходимо совершенствовать для успешной профессиональной деятельности и развития умений писать и говорить». Для включения этого предложения в текст реферата необходимо использовать вводную конструкцию, в которой содержится ссылка на мнение автора, например: «Автор отмечает, что...» или «По мнению автора,...» и т.п.

Выберем первый вариант, и тогда фраза будет выглядеть следующим образом: «Автор отмечает, что навыки чтения необходимо совершенствовать для успешной профессиональной деятельности и развития умений писать и говорить».

Это высказывание необходимо подкрепить фактографическими данными. Поэтому далее следует сказать: «Доказывая свое мнение, он подчеркивает, что только в процессе чтения происходит выработка свободных навыков активного и самостоятельного раскрытия смысла читаемого, формируется способность быстрее, лучше и глубже понимать текст, развиваются умения продуктивной речевой деятельности в ее устной и письменной формах».

Как правило, каждая мысль (аргумент) автора выделяется в отдельный абзац, поэтому изложение второй рассматриваемой автором проблемы - «виды чтения в зависимости от цели» - начнем с красной строки.

Здесь также необходима вводная конструкция, которую следует выбирать таким образом, чтобы избежать стилистических ошибок - повторов одних и тех же слов в соседних предложениях.

С этой целью можно использовать безличные конструкции типа «Указывается, что...», «Обращается внимание на то, что...» и т.п. Мы предлагаем следующий вариант: «Предлагается использовать различные виды чтения в зависимости от поставленной цели» (второй пункт плана). Далее необходимо конкретизировать эту мысль, т.е. перечислить виды чтения, о которых говорит автор. Это можно сделать следующим образом: «Например, использовать изучающее, ознакомительное или просмотровое чтение».

Следующий абзац реферата - изложение содержания третьей подтемы - «способы развития навыков чтения». Здесь также используем вводную конструкцию типа «Как указывает автор,...»; «По мнению автора,...» и т.п. - «По мнению автора, навыки чтения можно развить, выполняя опред



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.158 (0.127 с.)