Предпринимательское право регулирует разнообразные отношения по осуществлению предпринимательства и руководства им. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпринимательское право регулирует разнообразные отношения по осуществлению предпринимательства и руководства им.



Принципы предпринимательского права

Принципы — это выра-

женные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризую-

щие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности. Прин-

ципы как основные нормативные положения определяют собой структуру

и существенные черты предпринимательского права, его общие положения.

Сущность принципов права как юридических явлений раскрывается не толь-

ко через их содержание, но и через структуру. Наиболее традиционными

являются следующие принципы предпринимательского права.

1. Принцип законности является межотраслевым принципом, т.е. су-

ществует не только в рамках системы принципов предпринимательского

права, но и является принципом всех отраслей российского права. Принцип

законности означает, что все действия субъектов права должны основы-

ваться на требованиях закона, не противоречить им. При нарушении требо-

ваний законности любое лицо, считающее, что его права, свободы и закон-

ные интересы были нарушены или подвергаются угрозе нарушения, вправе

обратиться за защитой в суд. В рамках предпринимательского права закон-

ность воплощается в том, что при осуществлении предпринимательской дея-

тельности ее субъекты должны строго соблюдать законы, не допускать на-

рушения их требований.

2. Принцип свободы предпринимательской деятельности. Конституция

закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется свобода экономи-

ческой деятельности, каждый имеет право на свободное использование сво-

их способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещен-

ной законом экономической деятельности. Свобода предпринимательской

деятельности предполагает, что предприниматель самостоятельно принима-

ет решение о том, заниматься ли ему собственной предпринимательской

деятельностью, сам выбирает организационно-правовую форму такой дея-

тельности, решая, будет ли он работать индивидуально или совместно с дру-

гими лицами.

3. Принцип единства экономического пространства. Конституция закреп-

ляет, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического

пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Единство экономического пространства предполагает, в частности:

— единую нормативную правовую базу осуществления предпринима-

тельской деятельности с верховенством федеральных законов в системе

источников регулирования предпринимательской деятельности;

— единые на всей территории страны требования к предпринимателям,

в том числе и на этапе их регистрации в качестве таковых;

— отсутствие законодательных ограничений свободы выбора контр-

агента в зависимости от региона его регистрации;

— наличие единой денежной единицы и централизованной денежной

эмиссии;

— установление системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет,

и общих принципов налогообложения и сборов исключительно федеральным

законом;

— единство и повсеместность судебной защиты прав и свобод в сфере

предпринимательства.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии

с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности,

защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

4. Принцип многообразия форм собственности, юридического равенст-

ва форм собственности и равной их защиты.

В соответствии с Конституцией в Российской Федерации признаются и защищают-

ся равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы

собственности. Каждый предприниматель вправе иметь имущество в собст-

венности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так

и совместно с другими лицами. Принудительное отчуждение имущества не-

зависимо от права, на котором оно принадлежит владельцу, собственнику,

в том числе используемого для осуществления предпринимательской дея-

тельности, для государственных нужд может быть произведено только при

условии предварительного и равноценного возмещения. Собственник может

быть лишен своего имущества только по решению суда, причем такое реше-

ние может быть обжаловано собственником имущества в суд.

5. Принцип поддержания конкуренции и недопущения деятельности, на-

правленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В Россий-

ской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная

на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Государство гаранти-

рует поддержку конкуренции. Целью ограничения монополистической дея-

тельности является создание условий, при которых предприниматель не смо-

жет использовать для увеличения прибыли методы, которые могут негативно

сказаться на состоянии рынка, качестве товаров и услуг, исказить экономи-

чески обоснованные факторы формирования цены, несовместимые со свобо-

дой осуществления предпринимательской деятельности иными субъектами.

6. Принцип государственного воздействия на осуществление предприни-

мательской деятельности. Целью государственного воздействия на экономи-

ческие процессы является обеспечение публичного интереса, защита прав

и свобод всех членов общества. Именно с этой точки зрения и должно осу-

ществляться государственное регулирование экономики. Причем такое регу-

лирование в правовом демократическом государстве должно осуществлять-

ся преимущественно экономическими методами, а не административными,

неэффективность которых подтверждается историческим опытом. Клас-

сификация принципов предпринимательского права на виды возможна

и в зависимости от того, в одной или нескольких отраслях права действуют

соответствующие принципы. С этой точки зрения принципы предпринима-

тельского права можно разделить на межотраслевые (действующие в не-

скольких отраслях права, например принцип законности) и специфические

принципы предпринимательского права, характерные для регулирования

именно предпринимательской деятельности (например, принцип единого

экономического пространства).__

Постановления Правительства Российской Федерации, норма-

тивные акты федеральных органов исполнительной власти являются

подзаконными актами, т.е. должны приниматься в строгом соответствии

с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами

и распоряжениями Президента Российской Федерации. На регулирование

предпринимательской деятельности направлены, в частности, следующие

нормативные акты: постановления Правительства от 7 декабря 2000 г.

№ 927 ≪О государственной поддержке развития фермерства и других субъ-

ектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве≫ и от 10 апреля

2002 г. № 228 ≪О мерах по повышению эффективности использования фе-

дерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федераль-

ных государственных унитарных предприятий≫, распоряжение Министерст-

ва государственного имущества Российской Федерации от 16 февраля 2000 г.

№ 188-р ≪Об утверждении Примерного устава федерального государствен-

ного унитарного предприятия≫.

Казенное предприятие не может быть ликви-

дировано вследствие несостоятельности (банк-

ротства), так как при недостатке имущества предприя-

тия по обязательствам субсидиарную ответственность

несет собственник имущества (РФ, субъект РФ или

муниципальное образование).

Требования кредиторов удовлетворяются

в следующей очередности:

1)требования граждан, перед которыми юридическое

лицо несет ответственность за причинение вреда

жизни или здоровью, путем капитализации соответ-

ствующих повременных платежей;

2) расчеты по выплате выходных пособий, оплате тру-

да с лицами, которые работают по трудовому догово-

ру, контракту, и по выплате вознаграждений по ав-

торским договорам;

3)требования кредиторов по обязательствам, обес-

печенным залогом имущества ликвидируемого юри-

дического лица,

4) задолженность по обязательным платежам в бюд-

жет и во внебюджетные фонды;

5) расчеты с другими кредиторами.

К неплатежеспособному юридическому лицу приме-

няются процедуры несостоятельности (банкротства)

и комплекс мер по предупреждению банкротства и вос-

становлению платежеспособности юридического лица.

При применении процедур банкротства:

1) все дела должника передаются введение специально

назначаемого лица (арбитражного управляющего);

2) активы юридического лица объединяются в единое

целое;

3) формируется собрание кредиторов;

4) прекращается индивидуальное удовлетворение

требований кредиторов;

5) всем кредиторам предоставляется равные условия

удовлетворения их требований в соответствии

с установленными законом очередностью и прин-

ципами.__

21. Правовой статус участников правоотношений несостоятельности (банкротства)

К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

1) должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое

лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным

обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока,

установленного законом;

2) конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением

уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение

вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения

по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам,

вытекающим из такого участия;

3) уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные

Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования

об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным

обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного

самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства

требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных

образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);

4) арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, утверждаемый

арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных

законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды

арбитражных управляющих:

- временный, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;

- административный, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры

финансового оздоровления;

- внешний, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего

управления и осуществления иных установленных законом полномочий;

- конкурсный, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного

производства и осуществления иных установленных законом полномочий;

5) иные лица, в частности органы местного самоуправления, федеральные органы

исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при

рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;

6) лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т.д.

В настоящее время Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)"

предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей

(участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным

процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на

обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного

управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т.д. Расширяя

права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в

нем представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия и наделяет его

правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета

кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников

должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;

представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности

в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к

сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК

РФ и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от

характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры

несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые

являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности

(банкротства) отдельных категорий должников и т.д.

Дело о банкротстве может быть возбуждено на основании:

1) заявления должника. Реализация права на подачу заявления

в суд позволяет должнику под контролем суда удовлетворить

требования кредиторов и освободить себя от долгов. В статье 9 Зако-

на о банкротстве содержится норма, предусматривающая случаи,

когда подача заявления в арбитражный суд является не правом, а

обязанностью должника. Неисполнение этой обязанности в установ-

ленные сроки влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на

которых Законом о банкротстве возложена обязанность по приня-

тию решения о подаче соответствующего заявления.

В заявлении должника должны содержаться, в частности, следу-

ющие сведения:

- сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в

размере, который не оспаривается должником;

- размер задолженности по обязательным платежам;

- иные суммы задолженности (например, по возмещению вреда,

причиненного жизни и здоровью граждан);

- обоснование невозможности удовлетворения требований креди-

торов в полном объеме или существенного осложнения хозяйственной

деятельности при обращении взыскания на имущество должника;

- сведения о принятых к производству судами исковых заявле-

ний к должнику, об исполнительных и иных документах, предъяв-

ленных для списания денежных средств со счетов должника в бе-

закцептном порядке;

- сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о

денежных средствах и дебиторской задолженности;

- другие необходимые сведения.

К заявлению должника, помимо документов, предусмотренных

АПК РФ, прилагаются документы, подтверждающие наличие за-

долженности, а также неспособность должника удовлетворить тре-

бования кредиторов в полном объеме; иные обстоятельства, на кото-

рых основывается заявление должника.

Кроме того, прилагаются:

- учредительные документы, Свидетельство о государственной

регистрации;

- список кредиторов и должников с расшифровкой кредиторской

и дебиторской задолженности;

- бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату либо заме-

няющие его бухгалтерские документы, либо документы о составе и

стоимости имущества должника-гражданина;

- отчет о стоимости имущества должника, подготовленный неза-

висимым оценщиком (при наличии такого отчета), и др.;

2) заявления конкурсного кредитора. Правом на подачу в арбит-

ражный суд заявления наделены только конкурсные кредиторы,

т.е. кредиторы по денежным обязательствам, за исключением упол-

номоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответ-

ственность за причинение вреда жизни и здоровью, морального вре-

да, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским

договорам, а также учредителей (участников) должника по обяза-

тельствам, вытекающим из такого участия.

Конкурсные кредиторы вправе объединить свои требования к

должнику и обратиться в суд с одним заявлением, которое подписы-

вается кредиторами, объединившими требования.

В заявлении кредитора должны быть, в частности, указаны:

- размер требований конкурсного кредитора к должнику с указа-

нием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов,

пеней);

- обязательство, из которого возникло требование должника пе-

ред конкурсным кредитором, срок исполнения такого обязательства.

Заявление конкурсного кредитора может быть основано на объеди-

нении задолженности по разным обязательствам;

- вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда,

третейского суда, рассматривавших требования конкурсного креди-

тора к должнику;

- доказательства направления (предъявления к исполнению) ис-

полнительного документа в службу судебных приставов и его копии

должнику;

- наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа

членов которой должен быть утвержден временный управляющий.

В своем заявлении конкурсный кредитор вправе указать профессио-

нальные требования к кандидатуре временного управляющего;

- размер вознаграждения арбитражного управляющего.

Копия заявления должна быть направлена должнику;

3) заявления уполномоченного органа. К нему предъявляются

требования, предусмотренные для заявления кредитора.

К заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам

должны быть приложены: решение налогового или таможенного ор-

гана о взыскании задолженности за счет имущества должника; све-

дения о задолженности по данным уполномоченного органа.

При соблюдении всех требований, предъявляемых законодатель-

ством, заявление о признании должника банкротом принимается су-

дьей арбитражного суда, о чем выносится соответствующее опреде-

ление. В заявлении указываются саморегулируемая организация, из

числа членов которой арбитражный суд утверждает временного уп-

равляющего, и дата рассмотрения обоснованности требований заяви-

теля к должнику. Если заявитель указал требования к кандидатуре

временного управляющего, они излагаются в определении суда, на-

правляемом саморегулируемой организации.

Не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты

вынесения определения о принятии заявления о признании должни-

ка банкротом, проводится судебное заседание по проверке обосно-

ванности требований заявителя к должнику. Если требования за-

явителя признаются обоснованными, вводится наблюдение. Основа-

ния для отказа во введении наблюдения предусмотрены ст. 48 Зако-

на о банкротстве.

Арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле о

банкротстве, вправе принять меры по обеспечению заявленных тре-

бований кредиторов. Помимо мер, предусмотренных АПК РФ, арби-

тражный суд вправе запретить совершать без согласия арбитраж-

ного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 64 Закона о

банкротстве. __


22. Правовой статус арбитражного управляющего

Порядок назначения и требования, предъявляемые

к кандидатуре арбитражного управляющего

Статья 45 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает порядок

назначения арбитражного управляющего. Должник, кредитор или уполномоченный орган в своем

заявлении указывают наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов

которой арбитражный суд утверждает временного управляющего. После получения запроса

заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие

быть утвержденными в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени

удовлетворяющих требованиям, содержащимся в запросе. В списке кандидатур должны быть

указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным

требованиям, а при равном соответствии этим требованиям - с учетом их профессиональных

качеств.

Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной

кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Арбитражный суд

утверждает оставшуюся кандидатуру. В случае отсутствия такого отвода арбитражный суд

утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" закрепляет следующие требования

к кандидатуре арбитражного управляющего:

- наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

- наличие высшего образования;

- отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления

средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

- наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности. При этом

руководящей работой признается работа в качестве руководителя юридического лица или его

заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии

исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением проведения процедур

банкротства по отношению к отсутствующему должнику;

- прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника

арбитражного управляющего Организация и проведение стажировки гражданина Российской

Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляется

саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих;

- сдача экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих. Организация и

проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих

осуществляется комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным

органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и образовательным

учреждением;

- членство в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20

Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

При осуществлении своих функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые

отношения ни с должником, ни с арбитражным судом, ни с кредиторами.

Арбитражный управляющий в ходе всего процесса о банкротстве должен занимать

нейтральную позицию в отношениях должника и кредиторов.

Обязательной формой финансового обеспечения деятельности арбитражного управляющего

признается договор страхования ответственности, который должен быть заключен на срок не

менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок. При этом

минимальная сумма финансового обеспечения не может быть менее чем 3 млн. руб. в год.

Предусматривается также дополнительное страхование ответственности арбитражного

управляющего в случае причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в

размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника (п. 8 ст. 20 Федерального закона

"О несостоятельности (банкротстве)").

БНА. 2004. № 4.

а) использование в производстве продукции, при выполнении работ

или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезно-

го использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обыч-

ного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа дан-

ных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход)

в будущем.

(П. 4 ПБУ *Учет основных средств≫)

Следует различать понятия ≪основные средства≫ и ≪основные фон-

ды≫. Основные фонды - это совокупность основных средств и немате-

риальных активов.

В нормативных правовых актах приводится неисчерпывающий

перечень объектов, которые организация должна учитывать в соста-

ве основных средств:

- здания, сооружения;

- передаточные устройства, рабочие и силовые машины и обору-

дование, измерительные и регулирующие приборы и устройства,

вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, про-

изводственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;

- рабочий и продуктивный скот;

- многолетние насаждения;

- земельные участки, объекты природопользования (вода, недра

и другие природные ресурсы);

- капитальные вложения на улучшение земель, в многолетние на-

саждения;

- капитальные вложения в арендованные здания, сооружения, обо-

рудование и в другие объекты, относящиеся к основным средствам;

- прочие объекты, отвечающие признакам основных средств.

Для достижения единообразия при учете основных средств, пога-

шении их стоимости, переоценке в Общероссийском классификато-

ре основных фондов народного хозяйства в Российской Федерации,

утвержденном Постановлением Госкомстата России от 26 декабря

1994 г., приводятся определения каждого вида основных средств, на-

пример:

- здания: архитектурно-строительные объекты, назначением ко-

торых является создание условий для труда, жилья, социально-

культурного обслуживания населения и хранения материальных

ценностей;

- сооружения: технические объекты, которые создают необхо-

димые условия для производственных процессов (мосты, плотины,

каналы), а также отдельные инженерно-строительные объекты,

предназначенные для целей непроизводственного обслуживания;

- передаточные устройства: основные средства, при помощи ко-

торых производится передача электрической, тепловой или механи-

ческой энергии и газообразных веществ.

Помимо квалификации основных средств, важнейшим элемен-

том правового режима является их учет. Для достижения единооб-

разия в этих вопросах государством устанавливаются правила уче-

та имущества, погашения его стоимости, списания, переоценки и т.д.

В составе имущества организации учитывают собственные ос-

новные средства, принадлежащие им на праве собственности, хо-

зяйственного ведения,оперативного управления.

Основные средства организации учитываются по первоначаль-

ной стоимости. Порядок определения первоначальной стоимости оп-

ределяется Положением по учету основных средств.

Для приведения стоимости основных средств в соответствие с их

действительной стоимостью, организациям предоставлено право не

чаще одного раза в год переоценивать объекты основных средств.

Стоимость основных средств после переоценки называется восста-

новительной. Различают полную восстановительную стоимость и

остаточную восстановительную стоимость (с учетом износа).

Организациям предоставлено право осуществлять переоценку:

а) методом индексации, при котором основные средства переоце-

ниваются путем индексации балансовой стоимости отдельных объ-

ектов;

б) методом прямой оценки, в соответствии с которым полная вос-

становительная стоимость определяется путем прямого пересчета

стоимости отдельных объектов по документально подтвержденным

рыночным ценам на них, сложившимся на дату переоценки. Этот

метод является наиболее точным.

Для документального подтверждения полной восстановительной

стоимости при применении метода прямой оценки могут быть ис-

пользованы:

- данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в

письменной форме от организаций-изготовителей;

- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной

статистики, у торговых инспекций и организаций;

- сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой

информации и специальной литературе;

- отчеты оценщиков о стоимости объектов основных фондов.

Стоимость основных средств организации погашается путем на-

числения амортизации. Амортизация - это процесс постепенного пе-

ренесения стоимости средств труда по мере их физического и мораль-

ного изнашивания на производимый продукт. Переносимая стоимость

в денежной форме представляет собой амортизационные отчисления,

аккумулирующиеся в амортизационном фонде предприятия.

Положением по бухгалтерскому учету основных средств опреде-

ляются:

- объекты, не подлежащие амортизации;

- порядок начисления амортизационных отчислений;

- способы амортизации.

Так, амортизация основных средств может осуществляться ли-

нейным способом, способом списания стоимости пропорционально

объему продукции (работ, услуг), способом уменьшаемого остатка,

способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного

использования.

Размер амортизационных отчислений определяется в зави-

симости от срока полезного использования объекта.

Срок полезного использованияэто период, в течение которого ис-

пользование объекта основных средств приносит доход организации.

(П. 4 ЛБУ ≪Учет основных средств≫)

Срок полезного использования может быть установлен:

а) в технических условиях эксплуатации объекта;

б) централизованно;

в) самой организацией; при этом принимаются во внимание ожи-

даемая производительность, режим эксплуатации, естественные ус-

ловия, влияние агрессивной среды и др.

Согласно ст. 258 НК РФ, амортизируемое имущество распреде-

ляется по десяти амортизационным группам в соответствии со сро-

ками его полезного использования. Так, к первой группе относится

все недолговечное имущество со сроком полезного использования

от 1 года до 2 лет включительно; к пятой группе - имущество со сро-

ком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;

к десятой группе - имущество со сроком полезного использования

свыше 30 лет.

Классификация основных средств, включаемых в амортизируе-

мые группы, установлена Постановлением Правительства РФ от

1 января 2002 г. № I1.

Хозяйствующие субъекты в целях налогообложения начисляют

амортизацию:

- линейным методом в отношении имущества, входящего в груп-

пы с восьмой по десятую;

- линейным или нелинейным методом в отношении имущества,

входящего в группы с первой по седьмую.

Начисление амортизации осуществляется в соответствии с нор-

мой амортизации, которая определяется исходя из срока полезного

1 СЗ РФ. 2002. №1.4.11. Ст. 52. С изм. от 9 июля, 8 августа 2003 г.

использования объекта по формулам, приведенным в пп. 4 и 5 ст. 259

НК РФ.

При применении линейного метода сумма амортизации, начис-

ленной за один месяц, равна произведению его первоначальной (вос-

становительной) стоимости и нормы амортизации. По нелинейному

методу сумма начислений определяется как произведение остаточ-

ной стоимости объекта и нормы амортизации.

Для некоторых видов имущества к основной норме амортизации

устанавливаются специальные коэффициенты. Например, в отно-

шении основных средств, используемых для работы в условиях аг-

рессивной среды или повышенной сменности, субъекты вправе при-

менять специальные повышающие коэффициенты, но не выше 2. По

легковым автомобилям, имеющим первоначальную стоимость более

300 тыс. рублей, основная норма амортизации применяется со спе-

циальным понижающим коэффициентом 0,5.

Допускается начисление амортизации по нормам амортизации

ниже установленных законодательством по решению руководителя

организации, закрепленному в учетной политике.

Нормами Налогового кодекса РФ (ст. 256) определяется состав

амортизируемого имущества. Так, амортизируемым признается иму-

щество со сроком полезного использования более 12 месяцев и перво-

начальной стоимостью более 10 000 рублей.

Не подлежат амортизации земля и иные объекты природополь-

зования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также матери-

ально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного

капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инстру-

менты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные кон-

тракты, опционные контракты). Не подлежит амортизации также

имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджет-

ных средств целевого финансирования (указанная норма не приме-

няется в отношении имущества, полученного налогоплательщиком

при приватизации); продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени,

другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего

скота); приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные

объекты), произведения искусства и др.

Из состава амортизируемого имущества в целях налогообложения

исключаются основные средства:

- переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользо-

вание;

- переведенные по решению руководства организации на консер-

вацию продолжительностью свыше трех месяцев;

- находящиеся по решению руководства организации на реконст-

рукции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

Правовой режим оборотных средств

Экономическим критерием разграничения основных и оборотных

средств служит в способ перенесения их стоимости на стоимость выпус-

каемой продукции. В отличие от основных средств, участвующих в произ-

водстве длительное время, средства в обороте переносят свою стоимость

на продукцию по общему правилу в одном производственном цикле.

К оборотным активам организации относятся запасы, дебитор-

ская задолженность, финансовые вложения, денежные средства.

Правовой режим оборотных активов определяется Положением по

ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ1, По-

ложением по бухгалтерскому учету ≪Учет материально-производст-

венных запасов≫2, другими нормативными правовыми актами.

К бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных

запасов принимаются активы:

используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производ-

стве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ,

оказания услуг);

— предназначенные для продажи;

используемые для управленческих нужд организации.

(П. 2 ЛБУ ≪Учет материально-производственных запасов≫)

Материально-производственные запасы учитываются по их фак-

тической себестоимости, в составе которой учитываются затраты на

их приобретение, наценки (надбавки), комиссионные вознагражде-

ния, таможенные пошлины, расходы на транспортирование, хране-

ние, доставку, осуществляемые силами сторонних организаций, и др.

При отпуске материально-производственных запасов в произ-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.434 с.)