Развитие межбюджетных отношений в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие межбюджетных отношений в России



Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:

· распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

· разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;

· равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

· выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

· равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть:

· выравнивание бюджетной обеспеченности,

· стимулирование роста налогового потенциала,

· финансовое управление территориальным развитием,

· снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

В сфере межбюджетных отношений необходимо обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

По-прежнему сохраняется острота проблемы выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в связи с предусмотренными федеральным законодательством налоговыми льготами и изъятиями. Правительству Российской Федерации следует определиться со способами решения этой проблемы, в том числе разработать реальный план поэтапной отмены таких льгот.

Одним из важнейших направлений в создании собственной налогооблагаемой базы в финансово необеспеченных субъектах РФ и муниципалитетах является переход к самостоятельному регулированию и сбору налога на недвижимость (взамен налогов на землю и имущество). Следует рассмотреть возможность участия органов местного самоуправления в осуществлении отдельных полномочий по администрированию местных налогов в соответствии с соглашениями, заключаемыми с налоговыми органами. В целях усиления заинтересованности органов местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства и, как следствие, в целях увеличения поступлений в местные бюджеты представляется целесообразным закрепить за бюджетами муниципальных районов и городских округов фиксированную величину отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. При этом необходимо рассмотреть возможность предоставления органам местного самоуправления права определять отдельные элементы данного налога.

Потребуется и серьезная корректировка принципов предоставления межбюджетных трансфертов.

Целесообразно перейти к предоставлению межбюджетных трансфертов преимущественно в виде дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации, что обусловлено необходимостью обеспечения большей самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации и повышения их ответственности за результаты деятельности. Заслуживает внимания идея укрупнения субсидий, предоставляемых регионам в рамках государственных программ (в сферах совместного ведения). При этом целесообразно на федеральном уровне поставить перед получателями субсидий конкретные цели, контролировать результаты этой работы, а выбор способов их достижения предоставить получателям субсидий.

Необходимо предусмотреть возможность оказания дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики.

Следует создать условия для улучшения финансирования дорожного строительства в субъектах Российской Федерации.

11.Экономическое содержание, классификация и функции налогов. Роль налогов в формировании бюджетов различных уровней.

НАЛОГИ – императивные денежные отношения, в процессе кот образуется бюджетный фонд, без предоставления объекту налога какого-либо эквивалента. В НК РФ НАЛОГИ -обязат индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физ лиц в форме отчуждения принадлежащих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных ср-в, в целях финансового обеспечения деят-ти гос-ва или муницип образований.

ЦЕЛЬ ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ – обеспечение деят-ти гос-ва и муницип образований. ПРИЗНАКИ НАЛОГОВ – 1)Обязательность 2)Индивидуальная безвозмездность – взамен уплаты налогоплательщик ничего не предоставл. С 2005г гос пошлины исключены из налогов. Тамож пошлины сейчас важн источник формиров-я бюджета, но это не налог. 3)Смена формы собственности – при уплате налога доля частной собств-ти становится гос-ой. 4)Безадресность – налоги зачисляются в бюдж систему и обезличиваются. Не известно на какие цели пойдут. Целевой хар-р. По признаку безадресности от налогов отличают сборы. В РФ есть один сбор – за польз-е объектами животного мира и за польз-е объектами водных биологич ресурсов. СБОР - обязатвзнос,взим с организаций и физ лиц, уплата которого явл одним из условий совершения в интересах плательщика сборов гос органами и должностными лицами юр значимых действий,включая предоставление опред прав или выдачу разрешений(лицензий).

Сущность налогов как экономич категории проявляется в их функциях. Функция показывает, как реализуется обществ назначение данной эк категории как инструмента стоимостного распределения и перераспред доходов юр и физ лиц. Выделяют, как правило, 3 основные функции налогов: фискальную (мобилизация денежных средств бюджеты всех уровней для обеспечения гос-ва необходимыми ресурсами), регулирующую (направлена на повышение уровня экономического развития гос-ва, оживление деловой и предпринимательской активности в стране) и контрольную (контроль за деятельностью экономических субъектов), а также 2 подфункции: стимулирующую (Ее практическая реализация осущ через систему нал ставок и льгот, нал вычетов и нал кредитов, финансовых санкций и нал преференций) и воспроизводственного назначения (предназначена для аккумуляции ср-в на восстановление исп ресурсов - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.).

Классификация налогов. 1) по субъекту налога: с физ.лиц; с юр.лиц; с физ. и юр. лиц; 2) по виду ставки: твердые – уст-ся в фиксир. размере на каждую ед. налогообложения; процентные (адвалорные); комбинированные – сочетают твердую и % ставку. 3) по объекту налога: реализация т,р,у; имущество; прибыль; доход; расход. 4) по методу налогообложения (порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы): равные – для каждого налогоплательщика уст-ся равная ставка налога; пропорциональные – для каждого налогоплательщика уст-ся равная ставка налога; прогрессивные – с ростом налоговой базы возрастает ставка налога; регрессивные – с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога. 5) по периодичности: разовые – уплата связана с бессистемным случайным событием; регулярные – взимаются с определенной периодичностью в течении всего времени владения имущ. или видом деятельности, приносящей доход. 6) бюджетное назначение: общие; целевые. 7) по возможности переложения: косвенные – включаются в цену товара в виде надбавки, увеличивают ее и уплачиваются потребителем товара в их цене; прямые – взимаются непосредственно из доходов налогоплательщика. 8) по платежеспособности налогоплательщика: личные – учитывают платежеспособность налогоплательщика; реальные – не учитывают фин.состояние налогоплательщика, уровень доходности объекта налогообложения. 9) по способу уплаты: удержания (у источника выплаты) – обязанность на исчисление налога возложена на третье лицо, которое выступает налоговым агентом; начисления (декларационный) – уплата налога на основе налоговой декларации; кадастровый – налогообложение имущества производится на основе внешних признаков, его предполагаемой доходности, а момент уплаты налога не связан с моментом получения дохода. 10) по принадлежности к уровням власти: федеральные (НДС, акцизы, НДФЛ, НДПИ, налог на прибыль организации, водный налог, сбор за право пользования объектом животного мира и водными биологическими ресурсами, гос.пошлина); региональные (налог на имущество организации, транспортный налог, налог на игорный бизнес); местные (земельный налог, на имущество физ.лиц). Налоговые доходы бюджетов формируются в соответствии с НК РФ и БК РФ. В БК установлен перечень федеральных налогов, распределяемых между бюджетами различных уровней бюдж.сист., а также нормативы их распределения (в фед.бюдж. поступают не все фед.налоги, а только их часть).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.007 с.)