Типы и факторы экономического роста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы и факторы экономического роста.



Функционирование национальной экономики должно быть непрерывным. Процесс производства, как непрерывный процесс, который возобновляется на определенном уровне – это воспроизводство. Элементы: • воспроизводство материальных благ; • воспроизводство основных факторов производства, включая рабочую силу и капитал; • воспроизводство среды обитания человека; • воспроизводство производственных отношений, связанных с выпуском благ и услуг. Темпы и качество экономического роста зависят от его типа – экстенсивного или интенсивного. Экстенсивный тип основан на вовлечении в производство доп. ресурсов при сохраняющихся уровне технологии и качестве ресурсов. Интенсивный тип – рост производства на базе использования новых технологий, улучшения качества ресурсов, совершенствования организации производства и труда, повышения квалификации работающих.

Факторы экономического роста: внутренние и внешние.

Внутренние факторы включают предложение (производство) благ и услуг и спрос на них:

• человеческий капитал (население и трудовые ресурсы);

• природно-ресурсный фактор;

• инновационный и производственный потенциалы;

• инвестиции;

• емкость внутреннего и внешних рынков сбыта продукции;

• институциональная среда – система государственных и негосударственных социальных, финансовых, экономических и экологических институтов, осуществляющих регулирование экономического роста.

Внешние факторы:

• международное разделение труда, процессы глобализации;

• политические факторы: организация политико-экономических союзов, блоков различных стран, введение эмбарго на поставку определенных видов продукции, предоставление или непредоставление режима наибольшего благоприятствования, принятие или непринятие страны в тот или иной торгово-политический союз (ЕС, ВТО), объявление торговой войны и т.д.

 

20.Индикаторы эк.развития.
Индикатор - ориентирующий эк. показатель, измеритель, позволяющий в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития эк. процессов. Сравнение их значений в динамике за ряд лет с научно обоснованными нормативами или значениями аналогичных показателей эк. развитых гос-в характеризует степень приближения социально-экономических процессов к устойчивой динамике и уровню мировых стандартов.
Индикаторы могут различаться на глобальном, нац., региональном, локальном, отраслевом уровнях и на уровне предприятий и населенных пунктов.
Система индикаторов включает общесистемные (все сферы в целом) индикаторы:
• интегральный показатель устойчивого развития, базирующийся на индексе развития человеческого потенциала:; • производство ВВП на душу населения; • уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду. и индикаторы, отражающие закономерности и процессы устойчивого развития социальной, эк. и экологической сфер, основных звеньев системы «человек — экономика — окружающая среда».
В настоящее время разработка индикаторов устойчивого развития осуществляется различными международными организациями, однако она еще далека от завершения.
В качестве наиболее общим индикаторов устойчивого развития принят интегральный показатель устойчивого развития, который основан на индексе развития человеческого потенциала. Общесистемные индикаторы устойчивого развития РБ характеризуют механизмы всех сфер в целом. Их возможно количественно измерить, сопоставить в динамике, они позволяют сравнить аналогичные процессы устойчивого развития в зарубежных странах. Нац. стратегия устойчивого соц.-экон. развития РБ на период до 2020 года. Осн. цель устойч. развития РБ — динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инвестиционного развития экономики и соц. сферы, сохранения окр. среды для нынешнего и будущих поколений Длит.период, необход. для достижения конечных целей НСУР-2020, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития: • первый этап (2001—2005 гг.) — базовый, характеризуется созданием макроэкономических условий для стабильного соц.-экон. развития и охраны окружающей среды, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики; • второй этап (2006—2015 гг.) — этап активной структурной перестройки и модернизации экономики. Приоритетные направления: технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий; стимулирование внутренних и внешних инвестиций и фундаментальных разработок; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов; создание системы институтов гражданского общества; • третий этап (после 2015 г.) — формирование основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения 0экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства.

 

21. Основные показатели соц.эф.нац.эк. ИРЧП.

Совокупность реализуемых социальных приоритетов составляет сущность социальной политики национальной экономики. Ее эффективность в определенной мере может быть измерена ожидаемой продолжительностью предстоящей жизни (ОППЖ). Но этот показатель должен быть дополнен частными показателями социального развития, которые можно объединить в следующие группы:

показатели демографической ситуации; показатели занятости; показатели обеспеченности материальными благами; показатели уровня образования; показатели миграционной активности; показатели преступности; показатели суицидности.

Они являются, с одной стороны, показателями доступности социальных благ для населения, а с другой – характеризуют негативный эффект, который производство оказывает на здоровье человека и окружающую среду (травматизм, заболеваемость, выбросы загрязняющих веществ и др.).

В целом же социальная эффективность способствует достижению конечной цели производства, которая заключается в максимально возможном удовлетворении потребностей человека при использовании ограниченных ресурсов

Однако поскольку эти потребности являются очень многообразными, то при проведении социальной политики устанавливается система приоритетов. Их формирование, как нам представляется, должно отвечать некоторым требованиям.

Во-первых, на национальном уровне должно быть решено в какой степени те или иные социальные блага гарантируются государством для большинства населения.

Во-вторых, социальные приоритеты должны быть строго упорядочены в отношении перспектив ресурсного обеспечения.

В-третьих, по каждому приоритету должен быть зафиксирован и количественно определен стартовый уровень относительно желаемого уровня в перспективе. Например, если речь идет о строительстве жилья, то желаемый уровень в Беларуси на перспективу может быть принят на европейском уровне в размере 40 кв. м. на душу населения, а построенные в республике 24,1 кв. м. в 2010 г. (60 % от желаемого) должны быть зафиксированы как стартовый уровень.

В-четвертых, государство должно так регулировать процесс решения социальных задач, чтобы прогресс достигнутый по более приоритетным целям не мог быть меньшим, чем прогресс, достигнутый по менее приоритетным.

На международном уровне социальная, а правильнее сказать социально – экономическая эффективность измеряется путем сопоставления для различных стран величин индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Данный показатель объединяет в себе такие социальные достижения как ОППЖ и уровень образования населения. В качестве показателя, характеризующего общий уровень развития экономики, ИРЧП учитывает объем ВВП на душу населения.

Программой социально – экономического развития республики на 2011-2015 гг. предусматривается концентрация ресурсов на семи приоритетных направлениях, среди которых важное место отводится и социальному блоку:развитие человеческого потенциала; предпринимательство и инициатива; инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств; рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; устойчивое развитие регионов; качественное и доступное жилье; эффективный агропромышленный комплекс.

 

Индикаторы эк.развития.

Индикатор - ориентирующий эк. показатель, измеритель, позволяющий в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития эк. процессов. Сравнение их значений в динамике за ряд лет с научно обоснованными нормативами или значениями аналогичных показателей эк. развитых гос-в характеризует степень приближения социально-экономических процессов к устойчивой динамике и уровню мировых стандартов.
Индикаторы могут различаться на глобальном, нац., региональном, локальном, отраслевом уровнях и на уровне предприятий и населенных пунктов.
Система индикаторов включает общесистемные (все сферы в целом) индикаторы:
• интегральный показатель устойчивого развития, базирующийся на индексе развития человеческого потенциала:; • производство ВВП на душу населения; • уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду. и индикаторы, отражающие закономерности и процессы устойчивого развития социальной, эк. и экологической сфер, основных звеньев системы «человек — экономика — окружающая среда».
В настоящее время разработка индикаторов устойчивого развития осуществляется различными международными организациями, однако она еще далека от завершения.
В качестве наиболее общим индикаторов устойчивого развития принят интегральный показатель устойчивого развития, который основан на индексе развития человеческого потенциала. Общесистемные индикаторы устойчивого развития РБ характеризуют механизмы всех сфер в целом. Их возможно количественно измерить, сопоставить в динамике, они позволяют сравнить аналогичные процессы устойчивого развития в зарубежных странах. Нац. стратегия устойчивого соц.-экон. развития РБ на период до 2020 года. Осн. цель устойч. развития РБ — динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инвестиционного развития экономики и соц. сферы, сохранения окр. среды для нынешнего и будущих поколений Длит.период, необход. для достижения конечных целей НСУР-2020, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития: • первый этап (2001—2005 гг.) — базовый, характеризуется созданием макроэкономических условий для стабильного соц.-экон. развития и охраны окружающей среды, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики; • второй этап (2006—2015 гг.) — этап активной структурной перестройки и модернизации экономики. Приоритетные направления: технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий; стимулирование внутренних и внешних инвестиций и фундаментальных разработок; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов; создание системы институтов гражданского общества; • третий этап (после 2015 г.) — формирование основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.009 с.)